Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:02, реферат
Целью исследования является Брестская церковная уния 1596 года.
Задачей исследования является выявление причин Брестской церковной унии, определения хода ее подготовки, заключения и реализации, также исследование попыток населения защиты от унии, обозначение ее результатов и влияния на современность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Причины Брестской церковной унии 5
2. Подготовка и заключение унии 8
3. Реализация унии 14
4. Попытки защиты от унии 19
5. Результаты Брестской унии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28
ПРИЛОЖЕНИЕ В 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО» БЕЛОРУССКИЙ
Кафедра экономической истории
РЕФЕРАТ
По дисциплине: История Беларуси
На тему: «Брестская церковная уния 1596г.»
Студент
ФМК,1-й курс, ДМП-1
(подпись)
Проверил
доктор исторических наук,
(подпись)
профессор
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Причины Брестской церковной унии 5
2. Подготовка и заключение унии 8
3. Реализация унии 14
4. Попытки защиты от унии 19
5. Результаты Брестской унии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28
ПРИЛОЖЕНИЕ В 29
ВВЕДЕНИЕ
История униатского религиозно-церковного движения в восточно-европейском регионе – научная проблема, над решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и др. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.
Как правильно отмечают современные исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать полярно: или со знаком “минус”, или со знаком “плюс”. Рассматривать церковную унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с возникновения Великого Княжества Литовского и до наших дней.
Предметом данного исследования является Брестская церковная уния, которая оказала огромное влияние на дальнейший ход исторических событий.
Целью исследования является Брестская церковная уния 1596 года.
Задачей исследования является выявление причин Брестской церковной унии, определения хода ее подготовки, заключения и реализации, также исследование попыток населения защиты от унии, обозначение ее результатов и влияния на современность.
В ходе исследования я использовала работу Л. Е. Криштаповича “Брестская церковная уния”, где кратко излагается информация об унии, подготовке к унии и ее значение в наше время. Более полная информация присутствует в книге “Брестская уния 1596 года” Н. Гайдука, где наиболее четко описаны подготовка и реализация унии, Брестский собор и борьба за сохранение православной епархии, однако нет четкого уведомления о съезде в Соколе. В этом мне помогла публикация “История Брестской унии” В. Данилова. Для описания понимания унии ее сторонниками, взглядов деятелей на положение и роль возникшей церкви я обратилась к работе М. В. Дмитриева “Уния и порожденные ею конфликты в осмыслении лидеров униатского лагеря”. Однако в этих источниках наименее четко даны результаты Брестской унии, что в полной мере присутствует в стать С. В. Морозовой “Брестская церковная уния 1596г. в белорусской историографии”, где также четко рассмотрено влияние унии на дальнейшее формирование белорусской национальности.
1. Причины Брестской церковной унии
Результаты преследования
православных оказались плачевными
для Великого Княжества Литовского,
поскольку оно в глазах не только
православных, но и всего мира устойчиво
вошло в число стран, не отличавшихся
веротерпимостью и согласных
с агрессивным намерением Католической
Церкви отдать православных под власть
Рима. Это стало одной из причин
того, что Великое Княжество
Главной причиной Брестской церковной унии было бедственное состояние православной Церкви в Речи Посполитой. Это было вызвано двумя основными факторами. Ослабление надзора за состоянием Церкви со стороны Константинопольского патриарха. В конце XVI века Киевская митрополия православной Церкви в Речи Посполитой находилась в подчинении у Константинопольского патриарха, который находился в зависимости от турецкого султана. Занятие патриаршего престола часто зависело от размера взяток турецким властителям. В связи с этим на патриарший престол часто попадали морально недостойные, малообразованные люди. Деньги на дачу взяток турецким властителям патриархи собирали с подчиненных им церковных территорий, в том числе с Белоруссии и Украины. Патриархи больше интересовались сбором денежных средств, чем духовным состоянием подчиненных им Церквей и практически не имели с ними тесных связей, а потому надзор за поведением духовенства и состоянием Церкви вообще фактически отсутствовал.
В результате снижения авторитета православия, решающее влияние на назначение киевских митрополитов стали иметь короли, главной целью которых было соблюдение государственных интересов, а не православной Церкви. Епископы чаще всего назначались по протекции светских, влиятельных лиц. Главным мотивом таких назначений в епископы были заслуги перед королем и государством. Короли считались защитниками Церкви, митрополиты же зависели от королей.
Деятельность по привлечению новообращенных из высших слоев православного общества и в первую очередь из среды высшей церковной иерархии облегчал господствовавший там принцип “раздачи духовных хлебов”.[1, c. 32] Он состоял в том, что власти в Польше и Великом Княжестве Литовском имели право раздавать звания и должности епископов, архимандритов и игуменов, а по их примеру магнаты и дворянство присвоили себе право назначать в монастырях и приходах, находящихся на их землях, игуменов и священников. Эта узурпация права “раздачи духовных хлебов” в корне противоречила христианскому каноническому праву. Каноническое право запрещает светской власти вмешиваться в дела назначения и посвящения епископов. Свои пастырские обязанности епископы отправляли недостаточно ревностно. Инспекции епархий совершались редко. Епископское судопроизводство было мало авторитетно, так как ему не хватало исполнительного органа. Чтобы окончательно дискредитировать православную веру и Церковь и оправдать свои захватнические действия, Римско-католическая Церковь в Польше и Великом Княжестве Литовском развернула широкую агитационную кампанию.
Вторым фактором явилось
изменение взаимоотношений
Желали унии и православные владыки, которые никак не могли смириться с контролем их духовной власти со стороны братств. Православные владыки, завидовавшие положению католических бискупов, мечтали через унию освободиться от вмешательства мирян в церковные дела. Показателен в этом плане аргумент луцкого епископа Кирилла Терлецкого Ипатию Потею. Смысл его таков: “Патриархи открыли дорогу в Москву, будут часто туда наезжать для получения подарков от московского государя, а значит, и нас не минуют и будут хозяйничать в наших епархиях, вот уже и братства устраивают. Польский король дает уряды до живота, а патриарх за мелкие проступки нас этого может лишить. Не лучше ли отступить от патриархов и до послушенства папежского приступить, возможно, мы даже станем сенаторами”. [2, c. 20-21]
Стремились к унии и
польско-литовские феодалы, которые,
видя оживленные отношения восточных
патриархов с Москвой, побаивались
установления тесных национально-религиозных
связей между белорусскими православными
братствами и Московской патриархией.
Польско-литовским
2. Подготовка и заключение унии
Вскоре после отъезда
Сигизмунд III Ваза до сих пор не
выступал открыто в поддержку
унии, чтобы не раздражать православное
дворянство, поскольку заискивал
перед ним, ища поддержки в
преодолении кризиса своей
Это заявление удвоило старания Терлецкого и его помощника епископа брестского и владимирского Ипатия Потея по привлечению новых сторонников и разработке условий, на которых должно было наступить присоединение Церкви Православной к Церкви Римско-католической. В 1594г. были уже готовы так называемые “сокальские” положения (сформулированные на тайном съезде в Сокале), определяющие по пунктам условия вступления в унию: “Мы просим, чтобы король оделил нас с нашими епархиями своим декретом и навечно утвердил следующие положения:
1) чтобы обряды и церемонии в наших церквах не нарушались во веки веков;
2) чтобы русские епископские церкви, монастыри и их собственность остались нетронутыми, а все духовенство - по давнему обычаю под властью, благословением и окормлением епископов;
3) чтобы все церковные дела
и служба Божия не нарушались
ни духовными, ни светскими
лицами и проводились по
4) чтобы король соблаговолил ввести нас в сейм и дать место в сенате;
5) чтобы проклятия, которые
6) чтобы греческие монахи, приезжающие сюда грабить нас, которых мы смело можем назвать шпионами, никакой власти над нами не имели;
7) чтобы привилегии, розданные патриархом для нужд братств и на другие цели для нужд народа, по какой причине умножилось количество сект и ересей, были уничтожены;
8) чтобы каждый наново избранный епископ посвящался митрополитом Киевским, а самого митрополита посвящали епископы по благословению папы римского и без всякой платы;
9) чтобы все эти положения
король подтвердил своими
10) чтобы король позаботился о подтверждении этих статей также актами Его Святейшества папы и чтобы мы получили такие же вольности, каковые имеют в Короне Польской и Великом Княжестве Литовском архиепископы, епископы, прелаты и весь римский клир”. [1, c. 38-40]
Из содержания этих “положений” вытекает, что семь из них касались личных привилегий православной иерархии и только три - церковных прав.
Переговоры с представителями римской курии, польского епископата и короля быстро продвигались вперед. Одновременно расширялся круг сторонников унии: были охвачены не только все православные епископы, но и большая часть архимандритов и игуменов. Проект унии, а также все другие документы, адресованные папе и королю, были разработаны в деталях. Православная иерархия подписала их на синоде 12 июня 1595г. [1, c. 40]
На Брестском соборе Сокальская декларация об церковной Унии была расширена и выслана Папе и королю с заявлением, что Киевская митрополия готова к церковной Унии с Римом. Делегатами в Рим были избраны Поцей и Терлецкий. Условия для Унии были следующие:
1. Догматические вопросы решались в духе Флорентийской унии. Формула исхождения Св. Духа была принята “через Сына”, признавалось чистилище, причастие под двумя видами, примат Папы.