Брестская церковная уния 1596г

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Целью исследования является Брестская церковная уния 1596 года.
Задачей исследования является выявление причин Брестской церковной унии, определения хода ее подготовки, заключения и реализации, также исследование попыток населения защиты от унии, обозначение ее результатов и влияния на современность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Причины Брестской церковной унии 5
2. Подготовка и заключение унии 8
3. Реализация унии 14
4. Попытки защиты от унии 19
5. Результаты Брестской унии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28
ПРИЛОЖЕНИЕ В 29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 189.70 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономической истории

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История Беларуси

На тему: «Брестская церковная уния 1596г.»

 

 

 

 

Студент                                                                                                                Е. А. Вертиховская

ФМК,1-й курс, ДМП-1                         (подпись)                                              

                                                                   (дата)

 

 

Проверил                                                                                                             Н. И. Полетаева

доктор исторических наук,                   (подпись)                                              

профессор                                                  (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Причины  Брестской церковной унии 5

2. Подготовка  и заключение унии 8

3. Реализация  унии 14

4. Попытки  защиты от унии 19

5. Результаты  Брестской унии 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 27

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 28

ПРИЛОЖЕНИЕ  В 29

 

ВВЕДЕНИЕ

История униатского религиозно-церковного движения в восточно-европейском  регионе – научная проблема, над  решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и др. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.

Как правильно отмечают современные  исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать полярно: или со знаком “минус”, или  со знаком “плюс”. Рассматривать церковную  унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или  косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского  народов, начиная с возникновения  Великого Княжества Литовского и  до наших дней.

Предметом данного исследования является Брестская церковная уния, которая оказала огромное влияние  на дальнейший ход исторических событий.

Целью исследования является Брестская церковная уния 1596 года.

Задачей исследования является выявление причин Брестской церковной унии, определения хода ее подготовки, заключения и реализации, также исследование попыток населения защиты от унии, обозначение ее результатов и влияния на современность.

В ходе исследования я использовала работу Л. Е. Криштаповича “Брестская церковная уния”, где кратко излагается информация об унии, подготовке к унии и ее значение в наше время. Более полная информация присутствует в книге “Брестская уния 1596 года” Н. Гайдука, где наиболее четко описаны подготовка и реализация унии, Брестский собор и борьба за сохранение православной епархии, однако нет четкого уведомления о съезде в Соколе. В этом мне помогла публикация “История Брестской унии” В. Данилова. Для описания понимания унии ее сторонниками, взглядов деятелей на положение и роль возникшей церкви я обратилась к работе М. В. Дмитриева “Уния и порожденные ею конфликты в осмыслении лидеров униатского лагеря”. Однако в этих источниках наименее четко даны результаты Брестской унии, что в полной мере присутствует в стать С. В. Морозовой “Брестская церковная уния 1596г. в белорусской историографии”, где также четко рассмотрено влияние унии на дальнейшее формирование белорусской национальности.

 

1. Причины Брестской церковной унии

Результаты преследования  православных оказались плачевными для Великого Княжества Литовского, поскольку оно в глазах не только православных, но и всего мира устойчиво  вошло в число стран, не отличавшихся веротерпимостью и согласных  с агрессивным намерением Католической Церкви отдать православных под власть Рима. Это стало одной из причин того, что Великое Княжество Московское начало трагические для Великого Княжества Литовского и Польского  Королевства войны. Эти преследования  также способствовали тому, что московский царь стал рассматриваться в качестве единственного защитника Православия. С этого времени все военные  действия Польши и Великого Княжества  Литовского, а позже и Речи Посполитой, предпринимаемые на Востоке, будут восприниматься мировым сообществом как инспирированная Римом католическая агрессия, продолжение четвертого крестового похода, что в большей части случаев не сильно расходилось с истиной. Истинные причины Брестской унии следует искать в продолжавшихся многие десятилетия попытках папской курии подчинить себе Православную Церковь. Осуществлению подобных попыток способствовал ряд событий. Важнейшие из них - государственные унии Польши и ВКЛ: Кревская (1385г.), Виленско-Радомская (1401г.), Городельская (1413г.), Гродненская (1432г.), Мельницкая (1501г.), Люблинская (1569г.), которые фактически ознаменовали очередные этапы попадания Великого Княжества Литовского в зависимость от Польской Короны. Начиная с 1385 года все усилия польской правящей верхушки и усилия руководимого ею польского общества на протяжении 400 лет были направлены на подчинение и интеграцию с Польшей в десять раз большего по территории и в шесть раз большего по населению Великого Княжества Литовского.[1, c. 28-30]

Главной причиной Брестской церковной  унии было бедственное состояние  православной Церкви в Речи Посполитой. Это было вызвано двумя основными факторами. Ослабление надзора за состоянием Церкви со стороны Константинопольского патриарха. В конце XVI века Киевская митрополия православной Церкви в Речи Посполитой находилась в подчинении у Константинопольского патриарха, который находился в зависимости от турецкого султана. Занятие патриаршего престола часто зависело от размера взяток турецким властителям. В связи с этим на патриарший престол часто попадали морально недостойные, малообразованные люди. Деньги на дачу взяток турецким властителям патриархи собирали с подчиненных им церковных территорий, в том числе с Белоруссии и Украины. Патриархи больше интересовались сбором денежных средств, чем духовным состоянием подчиненных им Церквей и практически не имели с ними тесных связей, а потому надзор за поведением духовенства и состоянием Церкви вообще фактически отсутствовал.

В результате снижения авторитета православия, решающее влияние на назначение киевских митрополитов стали иметь  короли, главной целью которых  было соблюдение государственных интересов, а не православной Церкви. Епископы чаще всего назначались по протекции светских, влиятельных лиц. Главным мотивом таких назначений в епископы были заслуги перед королем и государством. Короли считались защитниками Церкви, митрополиты же зависели от королей.

Деятельность по привлечению новообращенных из высших слоев православного общества и в первую очередь из среды высшей церковной иерархии облегчал господствовавший там принцип “раздачи духовных хлебов”.[1, c. 32] Он состоял в том, что власти в Польше и Великом Княжестве Литовском имели право раздавать звания и должности епископов, архимандритов и игуменов, а по их примеру магнаты и дворянство присвоили себе право назначать в монастырях и приходах, находящихся на их землях, игуменов и священников. Эта узурпация права “раздачи духовных хлебов” в корне противоречила христианскому каноническому праву. Каноническое право запрещает светской власти вмешиваться в дела назначения и посвящения епископов. Свои пастырские обязанности епископы отправляли недостаточно ревностно. Инспекции епархий совершались редко. Епископское судопроизводство было мало авторитетно, так как ему не хватало исполнительного органа. Чтобы окончательно дискредитировать православную веру и Церковь и оправдать свои захватнические действия, Римско-католическая Церковь в Польше и Великом Княжестве Литовском развернула широкую агитационную кампанию.

Вторым фактором явилось  изменение взаимоотношений между  Церковью и светской властью Речи Посполитой. В силу сложившихся православных традиций, православные цари, знать, землевладельцы выступали защитниками и покровителями православия. Так было в Московском государстве. В Речи Посполитой вначале было также, ибо среди православных было много средней и крупной шляхты. С прекращением Флорентийской Унии положение изменилось. Во-первых, отношения между католиками и православными в Речи Посполитой изменились и имели свои особенности. Католики смотрели на православных как на раскольников Церкви, и в политической сфере католическое население обладало большими правами, чем православное. Полномочия православных епископов были ниже, чем католических, притом они часто ограничивались государственными чиновниками и покровителями храмов. Ни один из православных епископов не был ни членом сената, ни великокняжеского совета Литвы. Материальное обеспечение православных епископов было менее обеспеченным, чем католических. Во-вторых, православная Церковь в Речи Посполитой утратила поддержку Апостольской Столицы. В-третьих, православная шляхта по причине общности своих классовых интересов с католической шляхтой (состоявшей из поляков и литовцев), сближалась с ней, подпадала под влияние более высокой западной культуры и ради приобретения политических привилегий ополячивалась и принимала латинский обряд католической веры.

Желали унии и православные владыки, которые никак не могли  смириться с контролем их духовной власти со стороны братств. Православные владыки, завидовавшие положению католических бискупов, мечтали через унию освободиться от вмешательства мирян в церковные дела. Показателен в этом плане аргумент луцкого епископа Кирилла Терлецкого Ипатию Потею. Смысл его таков: “Патриархи открыли дорогу в Москву, будут часто туда наезжать для получения подарков от московского государя, а значит, и нас не минуют и будут хозяйничать в наших епархиях, вот уже и братства устраивают. Польский король дает уряды до живота, а патриарх за мелкие проступки нас этого может лишить. Не лучше ли отступить от патриархов и до послушенства папежского приступить, возможно, мы даже станем сенаторами”. [2, c. 20-21]

Стремились к унии и  польско-литовские феодалы, которые, видя оживленные отношения восточных  патриархов с Москвой, побаивались  установления тесных национально-религиозных  связей между белорусскими православными  братствами и Московской патриархией. Польско-литовским правительством уния рассматривалась в качестве барьера на пути воссоединения Беларуси с Россией.

 

2. Подготовка и заключение унии

Вскоре после отъезда патриарха  новый экзарх, епископ Луцкий Кирилл Терлецкий, в большой тайне от верующих и низшего духовенства начал интенсивные действия, направленные на осуществление унии. Уже в июне 1590г. он завоевал благосклонность самого митрополита, а четырех из семи властвующих епископов склонил подписать первую декларацию о согласии “отдать нашу волю и мысль Господу и подчинить Божьи Церкви верховной власти святого римского папы”. В то же время пламенный сторонник подчинения православной Церкви римско-католической П.Скарга в новом издании своей брошюры “О единстве Божией Церкви...” торопил, понуждал к активным действиям самого короля. Утверждал, что обязанностью христианского короля является забота о единстве Речи Посполитой, из чего следует необходимость единства Церкви, без которой не только никто не может получить спасения, но не продержится долго и единство Речи Посполитой. [1, c. 37]

Сигизмунд III Ваза до сих пор не выступал открыто в поддержку  унии, чтобы не раздражать православное дворянство, поскольку заискивал  перед ним, ища поддержки в  преодолении кризиса своей власти. Укрепившись на троне благодаря  этой поддержке, он в 1592г. открыто высказал свое расположение к унии, а также обещал ее сторонникам защитить их и уравнять в правах с католическим духовенством. [1, c. 37-38]

Это заявление удвоило старания Терлецкого и его помощника епископа брестского и владимирского Ипатия Потея по привлечению новых сторонников и разработке условий, на которых должно было наступить присоединение Церкви Православной к Церкви Римско-католической. В 1594г. были уже готовы так называемые “сокальские” положения (сформулированные на тайном съезде в Сокале), определяющие по пунктам условия вступления в унию: “Мы просим, чтобы король оделил нас с нашими епархиями своим декретом и навечно утвердил следующие положения:

1) чтобы обряды и церемонии  в наших церквах не нарушались  во веки веков;

2) чтобы русские епископские  церкви, монастыри и их собственность  остались нетронутыми, а все  духовенство - по давнему обычаю  под властью, благословением и  окормлением епископов;

3) чтобы все церковные дела  и служба Божия не нарушались  ни духовными, ни светскими  лицами и проводились по старому  календарю;

4) чтобы король соблаговолил  ввести нас в сейм и дать  место в сенате;

5) чтобы проклятия, которые может  обрушить на нас патриарх, не  принесли вреда ни нам, ни  нашему духовенству;

6) чтобы греческие монахи, приезжающие  сюда грабить нас, которых мы  смело можем назвать шпионами, никакой власти над нами не имели;

7) чтобы привилегии, розданные патриархом  для нужд братств и на другие  цели для нужд народа, по какой  причине умножилось количество  сект и ересей, были уничтожены;

8) чтобы каждый наново избранный епископ посвящался митрополитом Киевским, а самого митрополита посвящали епископы по благословению папы римского и без всякой платы;

9) чтобы все эти положения  король подтвердил своими декретами;  одним - на латыни; другим - на русском  языке;

10) чтобы король позаботился  о подтверждении этих статей  также актами Его Святейшества  папы и чтобы мы получили  такие же вольности, каковые  имеют в Короне Польской и  Великом Княжестве Литовском  архиепископы, епископы, прелаты и  весь римский клир”. [1, c. 38-40]

Из содержания этих “положений” вытекает, что семь из них касались личных привилегий православной иерархии и только три - церковных прав.

Переговоры с представителями  римской курии, польского епископата и короля быстро продвигались вперед. Одновременно расширялся круг сторонников  унии: были охвачены не только все православные епископы, но и большая часть архимандритов  и игуменов. Проект унии, а также  все другие документы, адресованные папе и королю, были разработаны  в деталях. Православная иерархия подписала  их на синоде 12 июня 1595г. [1, c. 40]

На Брестском соборе Сокальская декларация об церковной Унии была расширена и выслана Папе и королю с заявлением, что Киевская митрополия готова к церковной Унии с Римом. Делегатами в Рим были избраны Поцей и Терлецкий. Условия для Унии были следующие:

1. Догматические вопросы  решались в духе Флорентийской  унии. Формула исхождения Св. Духа была принята “через Сына”, признавалось чистилище, причастие под двумя видами, примат Папы.

Информация о работе Брестская церковная уния 1596г