Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:02, реферат
Целью исследования является Брестская церковная уния 1596 года.
Задачей исследования является выявление причин Брестской церковной унии, определения хода ее подготовки, заключения и реализации, также исследование попыток населения защиты от унии, обозначение ее результатов и влияния на современность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Причины Брестской церковной унии 5
2. Подготовка и заключение унии 8
3. Реализация унии 14
4. Попытки защиты от унии 19
5. Результаты Брестской унии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28
ПРИЛОЖЕНИЕ В 29
Несмотря на встреченное сопротивление Унии, король решает провести Унию в жизнь. По его поручению митрополит Рагоза созывает на октябрь 1596 г. Брестский собор для оглашения Унии. В соборе, кроме епископов, могло участвовать низшее духовенство и миряне, но конечно, только с совещательным голосом. Король запретил участвовать в соборе протестантам и чужеземцам и запретил являться на собор с вооруженными отрядами. Собор состоялся в церкви св. Николая. [3]
Католики, униаты и представители короля не допускали даже мысли о том, чтобы участвовать в соборе вместе с православными. Епископ брестский Потей лично закрыл на засов двери всех брестских церквей, а ключи носил при себе. Ранним утром 6 октября католики, униаты и королевские представители тайно отправились в Свято-Николаевскую церковь, служившую кафедральным собором. После богослужения было объявлено, что там открывается униатский собор. Никаких дискуссий не было разрешено, и потому работа собора в тот же день была завершена. Экзарх Никифор открыл заседание, так как был уполномочен проводить соборы поместных Церквей. Этот шаг был юридически полноправен, поскольку Православная Церковь в Речи Посполитой подчинялась согласно каноническому праву константинопольскому патриарху. По существующей в Православной Церкви традиции все участники Собора разделились на две палаты: высший “круг” составляли лица, наделенные высоким духовным саном, председателем этого “круга” стал декан Нестор Кузмич из Заблудова, а светские делегаты и приходские священники вошли в низший “круг”.
Свою деятельность высший “круг” начал с того, что послал делегацию к митрополиту; эта делегация пригласила его на встречу с патриаршими экзархами, целью которой было оговорить их участие в дальнейшей работе собора. Рогоза делегацию не принял. Позже встретиться с митрополитом пытался князь Острожский, но его предложение также не было принято. Несмотря на это, православные послали к папскому легату новую делегацию с просьбой, чтобы им было позволено принять участие в Соборе на том основании, что ранее им было вручено письменное приглашение. Однако и эта делегация вернулась ни с чем. Стало ясно, что католико-униатский Собор полностью проигнорировал православных. Но все же на следующее утро православные, не теряя надежды, отправили очередную делегацию, которая была принята донельзя враждебно. Еще через день в католико-униатском лагере опять появилась очередная делегация православных. На этот раз она получила такой ответ: “Что мы сделали, то сделали. Хорошо это или плохо, но мы объединились с западной Церковью”. Так завершили дело католики и униаты.
Таким образом, у православных была
вполне обоснованная причина созвать
свой Собор, который принял бы решение
о своем отношении к
1) униатские епископы - добровольные
изменники Православной Веры
и за это подлежат патриаршему
и Соборному наказанию,
2) без решения Собора восточных
патриархов этот поместный
Работу Собора внезапно прервало прибытие королевских делегатов с предложением представителям православных явиться на униатско-католический Собор. Католики и униаты во главе с иезуитом Скаргой предъявили претензии православным, обвиняя их в измене Речи Посполитой, в том, что они допустили на свой Собор “еретиков” (т.е. протестантов). Православные выслушали эти претензии спокойно. Тогда Скарга, увидев, что лживые обвинения не производят никакого впечатления, уединился с князьями Острожскими и начал их уговаривать оставить православие и перейти в католичество, а когда и это не помогло - угрожал проклятием, лишением должностей, имущества и изгнанием из страны. Но князья не поддались ни на просьбы, ни на угрозы иезуита, и Скарга вместе с другими подосланными униатами и католиками ушел ни с чем. [1, c. 50-60] Сторонники Унии выступали за немедленное оглашение Унии. Противники Унии мнимо в принципе не противились Унии, но настаивали, чтобы Уния была принята на Вселенском церковном соборе и охватила собою все восточные христианские Церкви. Представители короля пытались примирить оба лагеря, но безрезультатно.
8 октября 1596г. в соборной церкви святого Николая униаты объявили свое решение о вступлении их в союз с римской церковью и признании над собой верховной власти папы Климента XIII и его преемников. [2,с. 23] Собор отлучил епископов Балабана и Копыстинского от Церкви, лишив их занимаемых должностей.
Далее православный Собор послал королю
письмо, в котором требовал от него
лишить званий и владений отлученных
от православной Церкви иерархов, а на
место их поставить православных священников.
Низший “круг” собора тоже принес “присягу
веры, совести и чести” в том, что его представители
также не признают иерархов-отступников.
Далее оба “круга” приняли резолюцию,
которую подписали все члены Собора. В
резолюции, в частности, было сказано:
“Мы даем обет веры, совести и чести за
себя и за наших потомков, не слушать этих,
осужденных соборным приговором митрополита
и владык, не повиноваться им, не допускать
их власти над нами, напротив, сколько
возможно, сопротивиться их определениям,
действиям и распоряжениям, и стоять твердо
в нашей святой вере и при истинных пастырях
нашей Святой Церкви, особенно при наших
патриархах, не оставляя старого календаря”.
В специальном универсале от 15 октября
1596г. король объявил, что уния находится
под королевской опекой, следовательно,
она имеет права государственной конфессии.
Вместе с тем, Православная Церковь и те,
кто исповедует православную веру, лишаются
всяких прав. Таково было начало мученического,
крестного пути Православной Церкви в
Речи Посполитой. [3]
4. Попытки защиты от унии
От католически-униатского натиска православные защищались как могли. Прежде всего они сопротивлялись, когда их вынуждали перейти в католичество и униатство. Они выступали на сеймиках и сеймах в защиту свободы вероисповедания, добивались от королей подтверждения своих свобод и часто получали подобные подтверждения, особенно во время коронации. У них отбирали храмы и монастыри, а они возводили новые. Выдающуюся роль в защите своей веры, языка и культуры играли православные братства. Первое из них возникло в 1584г. в Вильне, следующие во Львове и других более или менее крупных городах. В начале XVII века почти при каждом православном храме и монастыре действовали братства. Они поддерживали Православие, защищали священников и храмы, занимались устройством школ, типографий, приютов, больниц, т.е. были основой духовной, общественной и культурной жизни православных. Многие талантливые православные писатели боролись против католических агитаторов. Еще в 1511г. анонимный автор из Супрасльского монастыря в своем “Послании” дал резкий отпор католическому архиепископу Яну Ляскому на его агрессивное выступление “О заблуждении русского народа”. Также в Супрасле появился “Апокрисис”, или ответ Кшиштофа Филолета на книгу П.Скарги “Описание и защита собора русского брестского”. Филолет предостерегает, что уния является позорным актом, который в результате может привести к гражданской войне. Важную роль в защите Православия сыграл Леонтий Карпович, талантливый оратор, автор ряда проповедей, призывавших к совершенствованию духовному и защите веры отцов. Книга Мелетия Смотрицкого “Фринос, или Плач Церкви Восточной” (1610) считалась святыней, декалогом защитников Православной Веры перед искушениями униатов. Выдающуюся роль в поддержании духа православных сыграли распространенные во множестве экземпляров произведения уроженца Судовой Вышни под Львовой Иоанна Вышенского, который из кельи на святой горе Афон в Греции слал послания соотечественникам. Выдающимися защитниками Православия, педагогами и одновременно авторами учебников для братских школ были братья Лаврентий и Стефан Зизании, уроженцы Токского повета. Именно эти поименованные и многие другие, известные по имени только Господу, всеми силами поддерживали Православную Церковь в борьбе с униатами, иезуитами и легионами иных врагов.
Поскольку делалось все, чтобы уничтожить
Православную Церковь и физически,
и духовно, в первую очередь предпринимались
попытки ликвидировать
Польские власти не признали возрожденную православную иерархию и начали ее преследовать. Король объявил патриарха Феофана турецким шпионом. В это время новые епископы разъехались по своим епархиям и укрылись в монастырях в самых глухих местах. Они сразу же приступили к решительным действиям по обновлению и возрождению православной духовной жизни. Возрождение православной иерархии вызвало особое беспокойство униатского митрополита Рутского. В результате после его доносов и жалоб Сигизмунд III Ваза приказал канцлеру Льву Сапеге огласить универсал с распоряжением расправиться с новой иерархией. Только что рукоположенным епископам угрожала не только тюрьма, но и смертная казнь. Король приказал хватать и расправляться со всеми сторонниками новой православной иерархии. Например, в Вильне во время православной Пасхальной недели в 1621 г. был устроен массовый погром православных: их хватали на улице, вытаскивали из домов, расправлялись, лишали рабочих мест, отбирали лавки и мастерские, бросали в тюрьму. Подстрекаемая католическими и униатскими священниками толпа ворвалась в православный монастырь Святого Духа, разгромила его и пыталась сжечь.
Митрополит Иов вместе с другими
иерархами направил королю протест,
из которого следует, что волна репрессий
в отношении православных захлестнула
в это время всю Речь Посполитую:
“В Могилеве, Минске и Орше разграблены
церкви, в Перемышле в тюрьме убито 24 горожанина,
в Ярославе, Кременце, Гродно, Пинске захвачены
церкви, в Бресте игумена Дорофея вместе
с монахами сбросили в колодец, в Красном
Ставе вломились в церковь и убили много
людей, которые молились там, то же сотворили
в Соколе, Белзе и Бусне; взрослых убивают
без исповеди, а детей без крещения”. [1,
c. 66-71]
5. Результаты Брестской унии
1596 г. внес динамику
в, казалось бы, нерушимые пласты
истории: вызвал всплеск
Пути принятия веры определили наличие двух категорий верующих: добровольных и вынужденных. Применение насилия оборачивалось ее формальным принятием. Царившее в Речи Посполитой духовное и физическое угнетение довело православных белорусов и украинцев до отчаяния. Одни бросали все имущество и спасались бегством в православное Московское государство, другие восставали, третьи уходили в степи между Доном и Днестром, на пограничье Речи Посполитой и Турции и там становились вольным народом - казаками.
1596 г. дал сильный толчок
активизации интеллектуально-
Униатство стало местом встречи
двух христианских традиций и синтезировало
на местной почве различные
Провозглашение унии в 1595-1596
гг. привело вовсе не к тем результатам,
какие ожидались и