Австрийская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Неоклассическое направление возникло в 70–80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Содержание

Введение

1. Менгер и австрийская школа

2. Эйген фон Бем Баверк

3. Развитие идей предельной полезности в трудах Ф. Визера

Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

    План:

  1. Общие положения теории
  2. Представители австрийской школы, разработавшие теорию предельной полезности  
    Список использованной литературы:

1. Общие положения  теории

70-80 е годы XIX века в истории экономических  учений принято называть эпохой "маржиналистской революции" (от  английского тер-мина marginal analysis - предельный анализ), так как основные поло-жения развивающихся в то время теорий маржинализма сильно отли-чались от представлений классической школы, маржинализм был при-знан переворотом в науке. Предельный, маржинальный подход был применен прежде всего к исследованию полезности благ. В конце XVII века француз Э.Б. Кондильяк и итальянец Ф. Галиани высказывали мысль о том, что ценность вещей определяется их полезностью. Но ос-новные положения теории были сформулированы представителями австрийской школы. Свое название школа получила от страны, где работали три самых выдающихся представителя этого направления профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1914). Они пытались дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удов-летворения потребностей при ограниченности ресурсов, поэтому мож-но сказать, что они стали основателями учения о поведении людей на рынке потребительских благ. Это учение впоследствии получило на-звание - теория предельной полезности.

Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъек-тивно - лично сам - определяет ценность благ, исходя из степени же-лательности для него потребляемых вещей. Причём субъективная цен-ность всякого блага, а стало быть, и рыночная цена, считали они, за-висит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. Она определяется также количеством предметов потреб-ления. Люди не считают ценными для себя вещи, имеющиеся в без-граничном количестве (например, воздух, вода) и приписывают цен-ность только редким благам. В процессе потребления происходит за-кономерное убывание полезности. С каждой дополнительной едини-цей данного вида благ степень удовлетворения от их потребления уменьшается и достигает предельной величины ("точки насыщения").

Но в концепции  отражены только субъективные действия и оценки потребителей благ. И не учитывается другая сторона товарных сделок - влияние производства и  предложения товаров на рыночную цену. Как противники, так и сторонники неоклассического направле-ния экономической теории установили, что концепция предельной по-лезности не вполне соответствует практике и содержит внутренние противоречия. Во-первых, закон убывающей полезности не является универсальным и распространяется на самый ограниченный круг предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище), ко-торые имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон не применим к подавляющей массе товаров - многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства. Во-вторых, субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для её измерения. Приме-няемые же в концепции предельной полезности числовые обозначения лишены реального содержания, носят произвольный характер. Отсюда возникало немало бесплодных попыток подсчитать полезность и её предельную величину.

Предпринимались попытки найти единый измеритель полезно-сти. Единицу приносимой пользы называли ютиль (англ. utility - по-лезность). Однако сам ютиль не получил объективного количественно-го измерения. Поэтому он лишь создал видимость подсчёта полезности благ какого-то рода. Например, произвольно определяют, сколько ютилей даёт прирост предельных полезностей при потреблении пер-вого пирожного (20ютилей), второго (15), третьего (12) и т.д. Но резон-но заметить, что у каждого человека должен был бы существовать свой счёт ютилей, а общего измерителя сугубо индивидуального вос-приятия пользы благ для всего человечества не может быть в прин-ципе вообще. Нобелевский лауреат П. Самуэльсон и профессор В. Нордхаус дали негативную оценку всем попыткам применить полез-ность для измерения ценности благ. Они писали: "Полезность есть аб-стракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потреб-ления продукта.

Полезность невозможно измерить. Она суть лишь аналитическая  конструкция, предназначенная объяснить  схему, по которой потребители рационально  распределяют свой ограниченный доход  между полезными товарами. Наконец, австрийская школа не нашла убедительного  решения основного вопроса: как  перейти от субъективных оценок полезности товаров к реальной рыночной цене. Так, О. Бём-Баверк в книге " Основы теории ценности хозяйственных благ" попытался выводить из предельной полезности "объективную меновую ценность" и из неё - рыночную цену. Между тем, очевидно, личные субъективные ощущения несоизмеримы и не сопоставимы с  объективными стоимостными и денежными  величинами.

Однако принцип  предельной полезности послужил отправной  точкой для последующей разработки положений и категорий, в виде универсальной концепции "предельных величин", с помощью которых  удалось открыть многие функциональные математические зависимо-сти в производстве, потреблении и рынке. Современные же экономи-сты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе пред-ложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономи-ческом уровне.

2. Представители австрийской  школы, разработавшие  теорию предельной  полезности

История австрийской  школы начинается в 1871 г. когда была опубликована книга Карла Менгера "Основания политической эконо-мии". В ней были сформулированы основные положения теории пре-дельной полезности. Исходный пункт анализа - отношение человека к благу проявляющееся в сфере личного потребления. Предмет анализа - потребительские оценки и потребительский выбор. Ценность любого блага определяется его способностью удовлетворять человеческие по-требности. По Менгеру, ценность зависит не от количества приноси-мой пользы, а от важности потребности, которое это благо удовлетво-ряет (Менгер вообще не употребляет термина "полезность").

Концепция ценности у Менгера - последовательно субъективист-ская. Классическая английская школа и ее наследники, включая мар-ксистов, рассматривали ценность как нечто объективно существую-щее, определяемое прошлыми затратами факторов производства, уча-ствовавших в создании блага. По Менгеру, ценность обусловлена спо-собностью блага в будущем утолить потребность. Любые блага без оце-нивающего их субъекта не имеют ценности.

Различные виды благ ранжируются в зависимости  от важности удовлетворяемых ими  потребностей. В свою очередь, ранжируются значения последовательных актов удовлетворения каждой потребно-сти, ибо первая единица потребляемого блага для индивидуума более ценна, чем вторая, вторая более ценна, чем третья, и так вплоть до полного насыщения, когда степень удовлетворения очередной едини-цей нулевая. Менгер приводит условный пример, в котором фигурируют де-сять разных благ (обозначаются римскими цифрами). Первые акты потребления этих благ оцениваются соответственно как 10, 9, 8 и т.д. вплоть до 1 для любого блага Х. В свою очередь, каждый следующий акт потребления любого блага оценивается на единицу ниже преды-дущего.

Акты  потребления 
(потребляемые единицы)
Блага
I II III IV V VI VII VIII IX X
Первый 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Второй 9 8 7 6 5 4 3 2 1  
Третий 8 7 6 5 4 3 2 1 0  
Четвертый 7 6 5 4 3 2 1 0    
Пятый 6 5 4 3 2 1 0      
Шестой 5 4 3 2 1 0        
Седьмой 4 3 2 1 0          
Восьмой 3 2 1 0            
Девятый 2 1 0              
Десятый 1 0                
Одиннадцатый 0                  

Удовлетворение  потребности в пище (благо I) до определенного  предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (благо V). Но уже пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлетво-рение, что и первая единица потребления табака. С данного момента индивид старается привести в равновесие удовлетворение своей по-требности в пище и в табаке. Для него равнозначны шестая единица пищи и вторая единица табака, девятая единица пищи и пятая еди-ница табака.

Менгер утверждает, что ответить на вопрос: какова ценность единицы определенного блага - можно  лишь зная, какое количество единиц данного блага доступно распоряжению человека. если человек располагает семью единицами пищи, то лишение одной единицы оз-начало бы для него невозможность удовлетворения потребности, кото-рая в таблице оценена как 4 (седьмой акт потребления пищи). Пока данный человек обладает семью единицами блага, ценность каждой такой единицы равна 4. В концепции Менгера ценность единицы бла-га равна для субъекта значению, которое имеет удовлетворение наи-менее важной потребности, доступное при данном количестве единиц этого блага. Хотя Менгер, как уже указывалось, избегает термина "по-лезность", по существу им дано определение ценности через предель-ную полезность блага.

Также, он отрицает бесконечную делимость благ. Поэтому  отвер-гается использование для экономического анализа дифференциально-го исчисления. Вообще у Менгера нет и следа математических формул и выводов, нет даже простейших графиков, отражающих зависимость между экономическими категориями, процессами, явлениями, на-пример между ценой и спросом. Это его принципиальная позиция: объект науки, по Менгеру, не функциональные, а причинно-следственные связи и зависимости. Негативное отношение к матема-тическому аппарату, точнее, его игнорирование свойственно и другим представителям австрийской школы.

Менгер вводит деление благ на блага низшего  порядка (предметы потребления) и блага  высших порядков (используемые для  создания предметов потребления).

Новшество заключалось  в толковании ценности этих групп  благ. Традиционно считалось, что  ценность ( стоимость) предметов потреб-ления определяется ценностью ( стоимостью) используемых при их создании факторов производства - сырья, орудий труда и т.д. По Мен-геру, всё обстоит как раз наоборот: ценность благ низшего порядка определяет ценность благ высших порядков. Степень удовлетворения нужд потребителя обуславливает ценность потребительских продук-тов, а от того, насколько они ценны, зависит ценность непосредствен-но задействованных при их изготовлении средств производства, чем, в свою очередь, определяется ценность сырья и машин, примененных для выпуска вышеназванных средств производства, и т.д. Менгер уточняет, что ценность благ высших порядков отражает не сегодняш-нюю ценность благ низшего порядка, а ожидаемую на тот момент, ко-гда завершится их создание благами высших порядков. Например, ценность сельскохозяйственных орудий, применяемых при посеве, определяется ожидаемой ценностью зерна будущего урожая.

Многие положения, только намеченные К. Менгером, были разви-ты его учеником О. Бём-Баверком. Теорию предельной полезности он изложил в своей книге "Основы теории ценности хозяйственных благ"(1886). Здесь автор дал собственное толкование ряда положений субъективно - психологической теории ценности, которые нуждались в совершенствовании. О. Бём-Баверк отошёл от характерного для ав-стрийской школы противопоставления закона издержек и закона субъективной ценности. Он попытался также связать между собой за-кон спроса и предложения и закон издержек производства. К. Менгер рассматривал меновую ценность как чисто субъектив-ную ценность полезного блага, которое потребитель может получить взамен имеющейся у него вещи. Из - за того что люди неодинаково определяют ценность обмениваемых благ, К. Менгер отрицал эквива-лентность (равноценность) товарного обмена, а это препятствовало пониманию многих рыночных явлений. В отличие от такой позиции О. Бём-Баверк попытался соединить субъективное понимание ценно-сти с трактовкой меновой ценности как объективного явления, при-сущего самим материальным благам.

Бём-Баверк различает  субъективную и меновую ценность благ. Субъективная ценность - это индивидуальная оценка блага продавцом и покупателем. На рынке в ходе конкуренции определяются меновые пропорции обмена товаров. Это и есть объективная меновая  ценность.

Бём-Баверк оперирует  понятием "предельная полезность". Под ней он понимает полезность последней  единицы в запасе благ. Бём-Баверк использует менгеровскую таблицу сопоставления  благ, но вно-сит в неё коррективы. Некоторые потребности не могут удовлетво-ряться по частям, порциями. Они либо не удовлетворяются, либо удовлетворяются сразу целиком.

Бём-Баверк расширяет  представление о полезности. Во-первых, под пользой он понимает не только удовлетворение какой-либо по-требности, но и избавление от хлопот, от тягот и т.п. Поэтому полез-ность - это и экономия сил, и сокращение расходования средств. Во-вторых, он вводит понятие " субституционной предельной полезно-сти". По Бём-Баверку, ценность данного блага для субъекта определя-ется предельной полезностью тех благ, от которых субъект отказыва-ется, чтобы приобрести данное благо.

Таким образом, теория предельной полезности - теоретическое  направление в экономической  науке, развитое представителями авст-рийской школы в XIX-XX веках, основанное на базисном объективном понятии "полезность", воспринимаемом как удовольствие, удовлетво-рение, получаемое человеком в результате потребления благ.

Информация о работе Австрийская школа