Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:54, реферат
Неоклассическое направление возникло в 70–80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.
Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.
Введение
1. Менгер и австрийская школа
2. Эйген фон Бем Баверк
3. Развитие идей предельной полезности в трудах Ф. Визера
Заключение
План:
1. Общие положения теории
70-80 е годы XIX века в истории экономических учений принято называть эпохой "маржиналистской революции" (от английского тер-мина marginal analysis - предельный анализ), так как основные поло-жения развивающихся в то время теорий маржинализма сильно отли-чались от представлений классической школы, маржинализм был при-знан переворотом в науке. Предельный, маржинальный подход был применен прежде всего к исследованию полезности благ. В конце XVII века француз Э.Б. Кондильяк и итальянец Ф. Галиани высказывали мысль о том, что ценность вещей определяется их полезностью. Но ос-новные положения теории были сформулированы представителями австрийской школы. Свое название школа получила от страны, где работали три самых выдающихся представителя этого направления профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1914). Они пытались дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удов-летворения потребностей при ограниченности ресурсов, поэтому мож-но сказать, что они стали основателями учения о поведении людей на рынке потребительских благ. Это учение впоследствии получило на-звание - теория предельной полезности.
Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъек-тивно - лично сам - определяет ценность благ, исходя из степени же-лательности для него потребляемых вещей. Причём субъективная цен-ность всякого блага, а стало быть, и рыночная цена, считали они, за-висит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. Она определяется также количеством предметов потреб-ления. Люди не считают ценными для себя вещи, имеющиеся в без-граничном количестве (например, воздух, вода) и приписывают цен-ность только редким благам. В процессе потребления происходит за-кономерное убывание полезности. С каждой дополнительной едини-цей данного вида благ степень удовлетворения от их потребления уменьшается и достигает предельной величины ("точки насыщения").
Но в концепции отражены только субъективные действия и оценки потребителей благ. И не учитывается другая сторона товарных сделок - влияние производства и предложения товаров на рыночную цену. Как противники, так и сторонники неоклассического направле-ния экономической теории установили, что концепция предельной по-лезности не вполне соответствует практике и содержит внутренние противоречия. Во-первых, закон убывающей полезности не является универсальным и распространяется на самый ограниченный круг предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище), ко-торые имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон не применим к подавляющей массе товаров - многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства. Во-вторых, субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для её измерения. Приме-няемые же в концепции предельной полезности числовые обозначения лишены реального содержания, носят произвольный характер. Отсюда возникало немало бесплодных попыток подсчитать полезность и её предельную величину.
Предпринимались попытки найти единый измеритель полезно-сти. Единицу приносимой пользы называли ютиль (англ. utility - по-лезность). Однако сам ютиль не получил объективного количественно-го измерения. Поэтому он лишь создал видимость подсчёта полезности благ какого-то рода. Например, произвольно определяют, сколько ютилей даёт прирост предельных полезностей при потреблении пер-вого пирожного (20ютилей), второго (15), третьего (12) и т.д. Но резон-но заметить, что у каждого человека должен был бы существовать свой счёт ютилей, а общего измерителя сугубо индивидуального вос-приятия пользы благ для всего человечества не может быть в прин-ципе вообще. Нобелевский лауреат П. Самуэльсон и профессор В. Нордхаус дали негативную оценку всем попыткам применить полез-ность для измерения ценности благ. Они писали: "Полезность есть аб-стракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потреб-ления продукта.
Полезность невозможно
измерить. Она суть лишь аналитическая
конструкция, предназначенная объяснить
схему, по которой потребители
Однако принцип предельной полезности послужил отправной точкой для последующей разработки положений и категорий, в виде универсальной концепции "предельных величин", с помощью которых удалось открыть многие функциональные математические зависимо-сти в производстве, потреблении и рынке. Современные же экономи-сты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе пред-ложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономи-ческом уровне.
2. Представители австрийской школы, разработавшие теорию предельной полезности
История австрийской школы начинается в 1871 г. когда была опубликована книга Карла Менгера "Основания политической эконо-мии". В ней были сформулированы основные положения теории пре-дельной полезности. Исходный пункт анализа - отношение человека к благу проявляющееся в сфере личного потребления. Предмет анализа - потребительские оценки и потребительский выбор. Ценность любого блага определяется его способностью удовлетворять человеческие по-требности. По Менгеру, ценность зависит не от количества приноси-мой пользы, а от важности потребности, которое это благо удовлетво-ряет (Менгер вообще не употребляет термина "полезность").
Концепция ценности
у Менгера - последовательно субъективист-
Различные виды благ ранжируются в зависимости от важности удовлетворяемых ими потребностей. В свою очередь, ранжируются значения последовательных актов удовлетворения каждой потребно-сти, ибо первая единица потребляемого блага для индивидуума более ценна, чем вторая, вторая более ценна, чем третья, и так вплоть до полного насыщения, когда степень удовлетворения очередной едини-цей нулевая. Менгер приводит условный пример, в котором фигурируют де-сять разных благ (обозначаются римскими цифрами). Первые акты потребления этих благ оцениваются соответственно как 10, 9, 8 и т.д. вплоть до 1 для любого блага Х. В свою очередь, каждый следующий акт потребления любого блага оценивается на единицу ниже преды-дущего.
|
Удовлетворение потребности в пище (благо I) до определенного предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (благо V). Но уже пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлетво-рение, что и первая единица потребления табака. С данного момента индивид старается привести в равновесие удовлетворение своей по-требности в пище и в табаке. Для него равнозначны шестая единица пищи и вторая единица табака, девятая единица пищи и пятая еди-ница табака.
Менгер утверждает, что ответить на вопрос: какова ценность единицы определенного блага - можно лишь зная, какое количество единиц данного блага доступно распоряжению человека. если человек располагает семью единицами пищи, то лишение одной единицы оз-начало бы для него невозможность удовлетворения потребности, кото-рая в таблице оценена как 4 (седьмой акт потребления пищи). Пока данный человек обладает семью единицами блага, ценность каждой такой единицы равна 4. В концепции Менгера ценность единицы бла-га равна для субъекта значению, которое имеет удовлетворение наи-менее важной потребности, доступное при данном количестве единиц этого блага. Хотя Менгер, как уже указывалось, избегает термина "по-лезность", по существу им дано определение ценности через предель-ную полезность блага.
Также, он отрицает бесконечную делимость благ. Поэтому отвер-гается использование для экономического анализа дифференциально-го исчисления. Вообще у Менгера нет и следа математических формул и выводов, нет даже простейших графиков, отражающих зависимость между экономическими категориями, процессами, явлениями, на-пример между ценой и спросом. Это его принципиальная позиция: объект науки, по Менгеру, не функциональные, а причинно-следственные связи и зависимости. Негативное отношение к матема-тическому аппарату, точнее, его игнорирование свойственно и другим представителям австрийской школы.
Менгер вводит деление благ на блага низшего порядка (предметы потребления) и блага высших порядков (используемые для создания предметов потребления).
Новшество заключалось в толковании ценности этих групп благ. Традиционно считалось, что ценность ( стоимость) предметов потреб-ления определяется ценностью ( стоимостью) используемых при их создании факторов производства - сырья, орудий труда и т.д. По Мен-геру, всё обстоит как раз наоборот: ценность благ низшего порядка определяет ценность благ высших порядков. Степень удовлетворения нужд потребителя обуславливает ценность потребительских продук-тов, а от того, насколько они ценны, зависит ценность непосредствен-но задействованных при их изготовлении средств производства, чем, в свою очередь, определяется ценность сырья и машин, примененных для выпуска вышеназванных средств производства, и т.д. Менгер уточняет, что ценность благ высших порядков отражает не сегодняш-нюю ценность благ низшего порядка, а ожидаемую на тот момент, ко-гда завершится их создание благами высших порядков. Например, ценность сельскохозяйственных орудий, применяемых при посеве, определяется ожидаемой ценностью зерна будущего урожая.
Многие положения, только намеченные К. Менгером, были разви-ты его учеником О. Бём-Баверком. Теорию предельной полезности он изложил в своей книге "Основы теории ценности хозяйственных благ"(1886). Здесь автор дал собственное толкование ряда положений субъективно - психологической теории ценности, которые нуждались в совершенствовании. О. Бём-Баверк отошёл от характерного для ав-стрийской школы противопоставления закона издержек и закона субъективной ценности. Он попытался также связать между собой за-кон спроса и предложения и закон издержек производства. К. Менгер рассматривал меновую ценность как чисто субъектив-ную ценность полезного блага, которое потребитель может получить взамен имеющейся у него вещи. Из - за того что люди неодинаково определяют ценность обмениваемых благ, К. Менгер отрицал эквива-лентность (равноценность) товарного обмена, а это препятствовало пониманию многих рыночных явлений. В отличие от такой позиции О. Бём-Баверк попытался соединить субъективное понимание ценно-сти с трактовкой меновой ценности как объективного явления, при-сущего самим материальным благам.
Бём-Баверк различает субъективную и меновую ценность благ. Субъективная ценность - это индивидуальная оценка блага продавцом и покупателем. На рынке в ходе конкуренции определяются меновые пропорции обмена товаров. Это и есть объективная меновая ценность.
Бём-Баверк оперирует понятием "предельная полезность". Под ней он понимает полезность последней единицы в запасе благ. Бём-Баверк использует менгеровскую таблицу сопоставления благ, но вно-сит в неё коррективы. Некоторые потребности не могут удовлетво-ряться по частям, порциями. Они либо не удовлетворяются, либо удовлетворяются сразу целиком.
Бём-Баверк расширяет представление о полезности. Во-первых, под пользой он понимает не только удовлетворение какой-либо по-требности, но и избавление от хлопот, от тягот и т.п. Поэтому полез-ность - это и экономия сил, и сокращение расходования средств. Во-вторых, он вводит понятие " субституционной предельной полезно-сти". По Бём-Баверку, ценность данного блага для субъекта определя-ется предельной полезностью тех благ, от которых субъект отказыва-ется, чтобы приобрести данное благо.
Таким образом, теория предельной полезности - теоретическое направление в экономической науке, развитое представителями авст-рийской школы в XIX-XX веках, основанное на базисном объективном понятии "полезность", воспринимаемом как удовольствие, удовлетво-рение, получаемое человеком в результате потребления благ.