Австрийская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Неоклассическое направление возникло в 70–80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Содержание

Введение

1. Менгер и австрийская школа

2. Эйген фон Бем Баверк

3. Развитие идей предельной полезности в трудах Ф. Визера

Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение

1. Менгер и  австрийская школа

2. Эйген фон  Бем Баверк

3. Развитие идей  предельной полезности в трудах  Ф. Визера

Заключение 

Введение

Неоклассическое направление возникло в 70–80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную  от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), американскую, кембриджскую, чикагскую и др.

Особый интерес  представляет австрийская школа.

Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономиии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.

Австрийская школа  пыталась преодолеть односторонность  теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости  и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 80-х гг. XIX в. «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции.

Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий – изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т.д.

Основные положения  теории предельной полезности были сформулированы

Г. Госсеном еще в 1844 г. Однако начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу относится к середине 1880-х гг., когда экономистами-математиками были опубликованы «Теории политической экономии» У.С. Джевонса, «Основания политической экономии» К. Менгера и «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальраса.

Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах

А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Маржиналисты  задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность  своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая  экономия» в пользу «экономике». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842–1924), издавший книгу «Принципы экономики». Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены, в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Тем самым австрийская школа поднимает важный вопрос о роли потребителя в деле формирования не только рыночных цен на товары, но и их стоимостей. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественнонеобходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.

Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и  фактически игнорируя значение труда  товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние  знания о стоимости и цене. 

1. Менгер и австрийская  школа

Австрийская экономическая  школа была основана Карлом Менгером (1840–1921) и развита в дальнейшем Фридрихом фон Визером (1851–1926) и  Эйгеном фон Бем-Баверком (1851–1914). Вклад этой школы в развитие экономической  науки является отчасти альтернативой, а отчасти дополнением неоклассической  вальрасианской ортодоксии. Как утверждают некоторые современные последователи  неоавстрийской школы, это направление  отличается тем, что придает особое значение субъективизму, который не ограничивается предпочтениями, но распространяется и на ожидания, время, как измерение  изменений, фрагментарность информации и процесс обучения. Прекрасным примером является невальрасианская теория рынка  и денег Менгера.

Некоторые новые  положения, внесенные австрийской  школой, можно, тем не менее, рассматривать  как важнейшие дополнения к неоклассической  теории общего равновесия, например, теория ценности и распределения Визера и теория капитала и процента Бем-Баверка. Между прочим, интересно, что Менгер отверг теорию капитала Бем-Баверка.

Карл Менгер родился в австрийской Галиции (ныне это территория Польши) в 1840 г. Вместе со своими двумя братьями, Антоном, позднее популярным автором, писавшем о праве на весь продукт труда, и Максом, ставшим известным политическим деятелем, он обучался в университетах Вены и Праги. Карл защитил докторскую диссертацию в Краковском университете и сначала посвятил себя журналистике, а затем поступил на государственную службу. Говорят, что одной из его обязанностей было писать обзоры состояния рынков, и что он был поражен разительным контрастом между традиционными теориями цены и фактами, которые опытные практики считали решающими в установлении цен.

Первое издание  «Основания политической экономии» было опубликовано в 1871 г., а в 1872 г. Карл Менгер стал приват-доцентом Политической экономии в Венском университете. В 1876 г. Менгер был назначен одним из наставников кронпринца Рудольфа и в течение двух последующих лет, сопровождая того в его многочисленных поездках, посетил большинство стран Европы. По возвращении в 1897 г. Менгер получил назначение заведующим кафедрой политической экономии в Вене.

В своем предисловии  к первому изданию «Основания политической экономии» Менгер обосновывает свой метод, который он назвал атомистическим и который, благодаря Хайеку, впоследствии стал известен как методологический индивидуализм.

Я постарался свести сложные  феномены экономической  деятельности человека к простейшим элементам, которые, однако же, могут быть подвергнуты  тщательному наблюдению,…, исследовать, каким  образом более  сложные экономические  феномены возникают  из своих составных  частей, в соответствии с определенными  принципами.

… исследование причинных связей между экономическими феноменами, касающимися продуктов и соответствующих агентов производства, с целью создания теории цен, основывающейся на действительности, и охвата всех ценовых феноменов (включая процент, зарплату, земельную ренту и т.д.) на основе единого подхода взглядом.

Между тем как  в Австрии экономисты – последователи  Менгера образовали школу, в Германии в то время наибольшее влияние  имела историческая школа Шмоллера. Вследствие этого в Германии работу Менгера отвергали уже потому, что она являлась бесполезной  с точки зрения исторической школы, которая настаивает на том, что политическая экономия является исторической, а  не теоретической наукой. В этих условиях не удивительно, что Менгер счел необходимым защитить избранный  им метод от критики со стороны  исторической школы, вместо того чтобы  продолжать теоретическую работу. В 1883 г. он опубликовал ещё одну работу, которая положила начало «спору о методе» со Шмоллером. В этой работе Менгер отстаивал права теоретического анализа, который включает точный, или атомистический подход и эмпирический, или реалистический подход, и попытался убедить представителей исторической школы в том, что некоторые вещи, которыми они уже занимались, представляли собой одну из форм теории, т.е. эмпирические законы.

В настоящее  время «Спор о методах» имеет в основном историческое значение, но менгеровский взгляд на органическое понимание социальных феноменов и социальных институтов таких, как институт денег, может до сих пор представить интерес для экономистов, занимающихся институциональной экономической теорией.

Природные организмы включают в себя элементы, которые служат этой функции чисто  механическим образом…. Так называемые социальные организмы, напротив, нельзя рассматривать и объяснять как продукт воздействия чисто механических сил…. социальные феномены выступают как непреднамеренный результат индивидуальных человеческих усилий (преследующих индивидуальные интересы) без какой-либо воли, направленной на их возникновение.

После опубликования  статей о капитале и деньгах в 1888, 1892 и 1900 гг. Менгер ушел с кафедры в 1903 г., чтобы целиком посвятить себя научному творчеству. Сфера его интересов охватила философию, психологию и этнографию. В 1921 г. он умер, не успев завершить своей системы политической экономив. «Основания» являлась только «первой, общей частью» его системы, где рассматривались общие условия экономической деятельности, обмен ценностями, цена и деньги. Планировалось, что вторая часть будет посвящена проценту, заработной плате, ренте, доходу, кредиту и бумажным деньгам, третья часть должна была излагать прикладную теорию производства и торговли, а четвертая часть должна была содержать критику современной экономической системы и предложения по экономической реформе.

Составленное  из рукописей Карла Менгера, второе издание «Основания политической экономии» было отредактировано и опубликовано в 1923 г. сыном Карла Менгера математиком Карлом Менгером. В оценке этого второго издания мнения ученых разделились. Шумпетер рассматривал его как плод преклонных лет, который не привносит ничего существенного. Переводчики «Основания» на английский язык решили использовать первое издание, «потому что, во-первых, именно первое издание оказало влияние на развитие экономической доктрины, во-вторых, второе издание было посмертным, не просмотренным автором, и, в-третьих, потому что многочисленные различия между двумя изданиями делают перевод, содержащий различные варианты одного и того же текста, неосуществимым». Тем не менее, антрополог Карл Поланьи высоко оценил второе издание на основании того, что оно расширило область исследования, включив антропологию, социологию и экономическую историю, а также дало определение экономики, которое удовлетворяло требованиям общественных наук в целом.

Первое издание  «Основания политической экономии»  состоит из восьми глав: «Общая теория о благе», «Экономика и экономические  блага», «Теория ценности», «Теория  обмена», «Теория цены», «Потребители и меновая ценность», «Теория  товара» и «Теория денег». Во втором издании девять глав; добавлены две  новые главы – «Теория потребностей»  и «Человеческие потребности  и мера благ» – и изъята одна старая – «Потребители и меновая  ценность». Материалы первого издания  в основном сохранены, но расширены  настолько, что второе издание по объему в два раза превышает первое.

Как резюмирует Хайек, основное достижение Менгера  в первом издании заключается  в том, что он «распространил определение  ценности блага полезностью со случая с заданными количествами потребительских  товаров на общий случай, т.е. на все  товары, включая факторы производства». Между тем, во втором издании подход Менгера к экономике выходит  за пределы явлений, связанных с  редкостью, максимизацией и рынком, которые он называл «экономной экономикой». Другой аспект экономики называется техническим и связан с потребностями  производства, не зависящими «т редкости.

Эти два аспекта  экономики – технический и  минимизации издержек, называют базовыми; и хотя они, как правило, почти  всегда взаимосвязаны, они вызываются причинами, существенно отличными  и не зависящими одна от другой….Технический  аспект экономики человеческого общества не обязательно зависит от экономного и не обязательно связан с ним.

Как отмечал  Поланьи, Менгер был удовлетворен этим общим определением экономики и  в дальнейшем не делал попыток  рассмотреть доиндустриальные нерыночные виды хозяйства.

Что касается понятия  ценности, лежащего в основании теории рыночной экономики, то Менгер подчеркивает его субъективность.

Таким образом, ценность не есть нечто присущее благам или какое-либо их свойство, аналогично ценность не есть некая, существующая независимо от благ вещь. Это суждение, которое делают индивидуальные участники  экономического процесса относительно значения имеющихся у них благ для поддержания их жизни и благосостояния. Следовательно, ценность не существует вне сознания людей.

Здесь важно, что  Менгер не только настаивает на принципе, согласно которому ценность определяется предельной полезностью непосредственно  потребляемого (блага низшего порядка), но также развивает теорию вмененной  ценности для факторов производства (благ высшего порядка).

Информация о работе Австрийская школа