Арктические конвои

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:48, реферат

Описание работы

Три века Российского флота. Арктические союзные конвои. Особенности организации союзных арктических конвоев в годы 2-й Мировой войны.

Содержание

. Введение……………………………………………………………………. 2
II. Подписание первого протокола………………………………………... 3
III. Морские маршруты…………………………………………………….. 6
IV. Формирование морских конвоев……………………………………... 10
V. Нападение немецких войск на морские конвои……………………... 13
VI. Безопасные морские пути……………………………………………… 19
VII. Гибель подводных лодок немецкой армии…………………………. 23
VIII. Подписание второго протокол о союзных поставках……………. 26
VIIII. Заключение……………………………………………………………. 29
Список литературы………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

аркт конв.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     С февраля 1944 года английское адмиралтейство возвратилось к формированию крупных  конвоев в СССР из 30-49 транспортов с одним – тремя эскортными авианосцами в охранении. В обороне конвоев вырос удельный вес кораблей и катеров флота вели предварительный поиск. В системе ПЛО значительно возросла роль флотской авиации.

     С помощь союзников наращивался корабельный состав флота. В течение года флот получил по ленд-лизу 21 большой охотник, 44 торпедных катера, 31 сторожевой катер. По ленд-лизу от США Советский Союз получил 34 тральщика типа «АМ». Оснащенные акустическими и электромагнитными тралами, а также гидроакустической станцией, вооруженные реактивным бомбометом «Хеджехог», они качественно изменили тральные силы Северного флота.

     В соответствии с решениями Тегеранской  конференции в счет будущего раздела  итальянского флота, в августе 1944 года советские экипажи привели на СФ старые боевые корабли союзников. Линкор «Архангельск» («Ройял Соверен»), 9 эсминцев типа «Жаркий» (типа «Ричмонд»), 4 подводные лодки типа «Урсула» («В»).  От Великобритании, крейсер «Мурманск» («Милуоки») – от США. Приемка этих кораблей происходила в Англии в предместье Ньюкастла (Саутишльд).

     В первой половине 1944 года противник 7 раз  пытался воздействовать на внешние  коммуникации, но без особых успехов. До 5 мая в обе стороны прошли 8 конвоев из 275 транспортов. Потери составили всего 4 транспорта и два эсминца. Гитлеровцы не смогли нанести союзным конвоям больших потерь. За весь год им удалось потопить 6 транспортов и 3 корабля охранения. Сами же они потеряли 13 подводных лодок.

     Внешние конвои продолжали движение между английскими  и советскими портами до 28 мая 1945 года Завершающая фаза кампании характеризуется возросшей активностью подводных лодок противника. Они стали действовать в районах, где уклонение от них было практически невозможно – на подходах к Кольскому заливу и прилегающих к нему районах.

     При переходе союзных конвоев число  подводных лодок в этих районах  увеличивалось до 10-12. Все они  прошли модернизацию и были снабжены устройством «Шнорхель», обеспечивающим работу дизелей и зарядку  

аккумуляторных  батарей на перископной глубине, имели более совершенные радиолокационные и гидроакустические станции и получили на вооружение самонаводящиеся акустические торпеды.

     Все это вынуждало командование Северного  флота выделять дополнительные силы ПЛО по маршруту движения конвоев. Всего для обеспечения безопасности внешних конвоев корабли флота в 1945года выходили в море 108 раз, противолодочная авиация совершила 607 самолётовылетов. При проводке внешних конвоев союзники потеряли 5 транспортов и 5 кораблей охранения. Эсминец «Деятельный» СФ 16 января был торпедирован подводной лодкой противника.

     В 1945году из Англии в северные порты  СССР прибыло 5 конвоев в составе 136 транспортов и 90 кораблей охранения; обратно отправилось столько  же конвоев (141 транспорт и 89 кораблей охранения 

VIII. Подписание второго протокол о союзных поставках 

     В начале 1943года в США был подписан второй протокол о союзных поставках. Импортные оружие и материалы, доставленные в СССР согласно этого Протокола, сыграли весьма важную роль в создании коренного перелома в Великой Отечественной войне. Поставленных по Вашингтонскому Протоколу самолетов вполне хватило, чтобы заменить потери советской авиации во всех основных сражениях этого периода импортного производства был каждый десятый танк действующей армии.

     Особое  значение в номенклатуре поставок 2-го протокола имело радиооборудование и средства связи. Исходя из норм комплектования дивизий в военных условиях, поставленных, радиостанций было достаточно для оснащения 150, а полевых телефонных аппаратов, поставленных СССР в 1942–1943году позволили советскому оружию не только обрести «зрение», но и сделать отечественной радиоэлектронике, по оценке советских специалистов, «скачок величиною в 10 лет».

     Заметной  была и союзническая помощь СССР в  области судостроения и мореплавания. 16 тральщиков. 9 больших и малых охотников за подводными лодками, торпедные катера и десантные баржи. Кроме того, в 1943 году США передали СССР 32 сухогруза и 8 танкеров.

     На 1944-45годы пришелся основной объем помощи союзников для СССР: 3/5 всех грузов военного времени. Кораблей и самолетов, переданных по последним Протоколам, хватило бы для того, чтобы полностью восполнить потери в ходе всех стратегических операций, проведенных советскими Вооруженными силами в конце войны. Каждая вторая бронемашина была импортного производства. Благодаря союзным поставкам, по сути, были созданы ещё два флота, равные по составу Северному и Тихоокеанскому. Высоким качеством отличались средства связи и спецаппаратура. Поэтому они занимали в советских заявках особое место. Радиостанциями и телефонными аппаратами, поставленными в СССР  1944-45годы, можно было оснастить от 300 до 500 дивизий. Свыше 80% радиолокационной аппаратуры в войсках и на флоте также были англо-американского производства.

     Не  будем забывать, что почти половина всего ввезённого в СССР оружия была доставлена северными конвоями. Переход инициативы к союзным флотам, увеличение поставок в конце войны обусловили возрастание и роли северного маршрута. В 1944-45годы по нему было доставлено 22% всех грузов. В абсолютном выражении это составило 2,2 млн.тонн, т.е. больше, чем было завезено этим путем в период действия первых двух протоколов.

     В ходе конвойных операций на завершающем  этапе войны союзные флоты  окончательно закрепили своё главенствующее положение в Арктике. В                                                        

последних боях за конвои германские ВМС лишились 24 подводных лодки и самого крупного линкора «Тирпиц». Союзники не досчитались 13 торговых судов и 9 боевых кораблей. Сопоставление потерь, вместе с тем, свидетельствует о сохранявшемся высоком накале боев даже на последнем этапе войны. Из всех маршрутов северный продолжал оставаться самым опасным. Лишь с конца мая суда стали ходить по нему без прикрытия».

     За  годы войны арктическими водами в  Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 транспортов погибли на переходе и 33 вернулись в порты отправления. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 погибли на переходе, а 8 – вернулись. Таким образом, в обоих направлениях за годы войны в Полярных конвоях весь маршрут прошли 1398 судов, потери составили 87 судов. 69 из которых пришлись на самый трагический 1942год. А за сухими цифрами потерь стоят сотни жизней моряков; и советских и иностранных.

     Поставки  по ленд-лизу являлись составной частью глобальной стратегии стран Антигитлеровской коалиции. Играя в начале войны  роль фактора удержания СССР в  войне, впоследствии они были призваны стать средством интеграции советской экономики в мировую. Какую бы политическую оценку ленд-лизу не давали специалисты, остается бесспорным большое значение, которое сыграли союзные поставки для победы Советского Союза в войне.

     Исчисление  материальной стороны помощи указывает на значимость ленд-лиза в победе и огромную роль, которую сыграли участники северных конвоев. Все поставленные в СССР грузы были оценены в 13,3 млрд. долларов. Приблизительно треть этой суммы пришлась на грузы, отправленные северным маршрутом. Сумма весьма внушительная, если иметь ввиду, что стоимость всех                                                                                                            

промышленных  предприятий США в 1939году. составляла 50 млрд.долларов. 

VIIII. Вывод       

     Благодаря помощи союзников, в СССР были высвобождены для фронта миллионы граждан, почти полностью была обеспечена продовольствием и средствами связи армия, в 2-3 раза повысилась её мобильность, в определенной степени были восполнены потери боевой техники.

     Между тем, эта помощь нужна была Советскому Союзу ровно настолько, насколько союзники нуждались в «русском фронте». Данное утверждение вытекает из самой концепции ленд-лиза. Она предполагает объединение усилий всех стран во имя общей цели. Каждая нация вносила в «резервуар» то, в чем нуждалась коалиция, что традиционно составляло доминанту вклада в войну каждого из союзных государств. Обратно оно получало то, что ему было необходимо для ведения войны. Главным арсеналом оружия, военных материалов и продовольствия стали могущественные в экономическом отношении США. На них пришлось 4/5 всех военно-экономических поставок. «Владычица морей» Британия обеспечивала господство коалиции на важнейших океанских маршрутах. России, как и в годы предшествовавших коалиционных войн, была отведена роль основного поставщика «людских ресурсов» на европейском фронте.

     Проблема  оценки ленд-лиза для Советского Союза  достаточно сложная задача. Общеизвестна цифра 4% - такова доля импортных поставок от продукции, произведенной отечественной промышленностью за годы войны. Можно сказать – капля в море. Не будем ставить под сомнение эту цифру, хотя как она получилась – не совсем понятно.                                                                                                  

     Например, как учитывалось, что отечественная продукция Куйбышевского или Гурьевского нефтеперерабатывающих заводов была произведена на заводах, полученных по ленд-лизу. Но если рассматривать поставки по номенклатуре, то иногда капля превращалась в море. Что касается военно-морского флота, то ленд-лизовские поставки составляли по сторожевым кораблям, тральщикам, десантным кораблям, радиолокационными и гидроакустическими станциям почти 100%, 68% торпедоносцев и 73% летающих лодок были импортного производства. Одним словом, поставки по ленд-лизу совсем не были «каплей в море», а являлись действенной помощью Союзников советскому народу, несшему в то время главное бремя в борьбе с фашизмом. При этом ещё труднее оценить моральный фактор ленд-лиза. Как можно оценить помощь соседа, когда в твоем доме несчастье?

     А самое главное, разве можно забывать тех моряков, которые рискуя своей  жизнью, а у каждого она только одна, доставляли нам эту помощь? Даже если бы они привезли нам всего  один танк или самолет! Низкий им поклон и слова огромной благодарности! 
 
 
 
 
 

         

     Список  литература: 

     1. Боевой путь советского Военно-Мрского  флота, под ред.А.В.Басова, М.Воениздат, 1988г.

     2. Северный флот России, г.Мурманск, 1996г.

     3. Три века Российского флота.  Т.3 , под ред. И.В.Касатонова, СПб, “LOGOS”, 1996г.

     4. Арктические союзные конвои 1941-1945, СПб, 2000г.

     5. А.Ткачев. Охота на “Тирпиц”. Вахтенный  журнал, И.” Андреевский флаг”, 1993г.

     6. Д.Е.Жалнин. Особенности организации  союзных арктических конвоев  в годы 2-й Мировой войны. В  кн.55 лет Победы в Заполярье. Материалы областной научно-практической краеведческой конференции. ИКИ, 2000г.

     7. Советская военная энциклопедия , т.4,

     8. В.В.Щедролосев. Краснознаменный эсминец  “Громкий”. Тайфун, Военно-технический  альманах 3/2000г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Арктические конвои