Арктические конвои

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:48, реферат

Описание работы

Три века Российского флота. Арктические союзные конвои. Особенности организации союзных арктических конвоев в годы 2-й Мировой войны.

Содержание

. Введение……………………………………………………………………. 2
II. Подписание первого протокола………………………………………... 3
III. Морские маршруты…………………………………………………….. 6
IV. Формирование морских конвоев……………………………………... 10
V. Нападение немецких войск на морские конвои……………………... 13
VI. Безопасные морские пути……………………………………………… 19
VII. Гибель подводных лодок немецкой армии…………………………. 23
VIII. Подписание второго протокол о союзных поставках……………. 26
VIIII. Заключение……………………………………………………………. 29
Список литературы………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

аркт конв.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Судя  по всей сложности организации и  по напряженности задействованных  всех сил флота проводку каждого  союзного конвоя можно сравнить с  полномасштабной операцией на сухопутном фронте. 

IV. Формирование морских  конвоев   

     Союзные конвои формировались в Шотландии в бухте Лох-Ю, затем они следовали к Исландии, где в районе Рейкьявика эскортные корабли пополняли запасы топлива, далее каждый конвой шел на восток настолько севернее Норвегии, насколько позволяла кромка льда. Южнее конвоя (между конвоем и норвежским берегом) развертывался отряд ближнего прикрытия, состоящих из крупных кораблей.

     Первый  конвой из Англии в СССР вышел 21 августа 1941года Он состоял из 6 английских и 1 советского транспорта в охранении 2 эсминцев и 7 тральщиков. Вначале первый конвой получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Но впоследствии, когда конвоям. Идущим в Советский Союз присвоили литерное обозначение РQ , тот первый в документах стал именоваться PQ-О.

     Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn). Обратные конвои обозначались QP. С декабря 1942года конвои обозначались соответственно YW и RA.

     31 августа 1941 года конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением британско-советского военного сотрудничества. Дело в том, что на причалы Архангельского порта, наряду вместе с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили большие деревянные ящики, в которых находились британские истребители «Харрикейн».

     До  конца 1941года было проведено в обоих  направлениях ещё 10 конвоев. Сложившаяся  в 1941году на внешних коммуникациях  обстановка не вызывала

беспокойства  за судьбу внешних конвоев.

     Германский  план «Барбаросса» планировал разгром Советского Союза скоротечной компании в основном силами сухопутных войск и авиации. Поэтому германский ВМФ также не рассматривал Заполярья как район возможного приложения своих усилий. Немцы не предпринимали никаких мер по нарушению внешних коммуникаций и потерь в конвоях не было.

     Поскольку Гитлер не верил, что немецкий флот может достичь решающих целей  войны на Западе против Англии, он решил  использовать ядро крупных надводных кораблей, значительные силы подводного флота и авиации для достижения победы на Востоке. Для того, что прервать морские сообщения между Советским Союзом и Англией, а также, чтобы предотвратить возможную высадку десанта в Северную Норвегию.

     В январе-феврале 1942 года в район Тронхейма были перебазированы линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», 5 эсминцев и 14 подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов. Численность 5-го воздушного флота Германии, базировавшимся в Норвегии и Финляндии, к весне 1942 года увеличилась до 500 самолетов. С апреля 1942 года немецкая авиация приступила к массированным налетам на Мурманск.

     Первое  судно на трассе Полярных конвоев  было потеряно 7 января 1942 года. Им оказался английский пароход «Вазиристан», шедший в составе конвоя РQ–7.

     Первая  крупная акция гитлеровцев против союзных конвоев была проведена в марте 1942 года (Кодовое наименование «Шпортпалас»). На   

перехват  конвоя QP-8 вышли линкор «Тирпиц» в охранении 3 эсминцев и подводных лодок. В результате этой операции был потоплен отставший от конвоя транспорт «Ижора».

     Если  до этого времени Северный флот обеспечивал  движение внешних конвоев в порядке  повседневной боевой деятельности, то начиная со следующего конвоя (РQ–13) для обеспечения двух очередных  конвоев (приходящего в СССР и  уходящего в Англию) СФ стал проводить операцию, в которых участвовали почти все силы флота: эсминцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоя; авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам; прикрывала конвои при приближении их на расстоянии 150-200 миль к берегу и осуществляла противоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Все эти силы развертывались на восточном участке маршрута движения конвоев протяженностью до 1000 миль.

     Но  обстановка усложнялась и из 75 судов 4 конвоев, вышедших из Великобритании, Исландии и Советского Союза в  апреле было потоплено 9: QР-10 – 4 судна, РQ-14 – 1 судно, РQ-15 – 3 судна. Конвой РQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял 5 судов.

     30 апреля подводной лодкой был  торпедирован английский крейсер  “Эдинбург”. Судьба этого корабля  вызывает особый интерес. Поскольку  в его бомбовом погребе находились 93 ящика с 465 слитками золота  общей массой свыше 5т. Золото предназначалось союзникам для оплаты военных поставок по ленд-лизу. 2 мая английские тральщики экипаж сняли. А крейсер затопили. Командующий СФ контр-адмирал А.Г.Головко считал, что крейсер можно было буксировать в Кольский залив.

     В то время советских моряков удивляло расточительное отношение союзников к поврежденным судам. Если поврежденное судно не могло следовать в составе конвоя, то специально выделенные эскортные корабли снимали экипаж, а судно топили (“добивали”). Инструкция адмиралтейства предписывала английским морякам поступать подобным образом, исходя из того, что для англичан ещё в 1 мировую войну было труднее сформировать и обучить экипаж, чем заново построить судно.

     В целом обеспечение конвоев от ударов крупных подводных сил  было достаточно надежным, однако воздушное прикрытие оказалось слабым.

     К лету 1942 года морской путь севернее Нордкапа стал более опасным. Англичане  не хотели рисковать своими судами. Чтобы улучшить положение английского  флота, США выделили оперативное  соединение флота в составе 2 линкоров, 2 крейсеров, и 6 эсминцев. Оно усилило флот Великобритании обеспечивавший движение конвоев между Англией и Советским Союзом. 

V. Нападение немецких  войск на морские  конвои  

     Потери  на северных трассах служили поводом  для задержки отправки важнейших в те критические для СССР дни военных грузов. Перед выходом конвоя РQ-16 первый морской лорд Адмиралтейства Д.Паунд уже без стеснения заявлял: “Эти конвои в Россию становятся постоянно висящим на нашей шее камнем”.

     В конце мая 1942 года на переходе из Исландии в Советский Союз находился конвой РQ- 16. В течение 6 дней он подвергался непрерывным атакам самолетов и подводных лодок. Теплоход “Старый большевик”, следует на Родину в составе этого конвоя, перевозил в трюмах взрывчатые вещества. 27 мая после попадания бомбы на судне начался сильный пожар, который удалось ликвидировать лишь через 8 часов. Справившись с огнем, “Старый большевик” догнал конвой и занял в нем свое место. По прибытии в порт старший английский офицер, командовавший силами охранения, заявил советскому командованию: “Разрешите передать Вам моё личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода “Старый большевик”.

     28 мая к конвою присоединились эсминцы “Грозный”, “Сокрушительный” и “Валериан Куйбышев”. В зоне Северного флота конвой потерь не имел.

     30 мая в воздушном бою над  конвоем, сбив три Ю-88, погиб  один из прославленных летчиков  Великой Отечественной войны  командир авиаполка Герой Советского Союза подполковник Б.Ф.Сафонов.

     В целом обстановка вокруг северных конвоев, включая РQ-16, летом 1942 года может  быть определена как кризисная.

     Разрабатывая  планы летнего наступления на Востоке в 1942 году. Главное военное  командование Германии ставило флоту на Севере задачу срыва англо-американской помощи СССР. К выходу очередного конвоя немецко-фашисткое командование разработало крупнейшую за 2 мировую войну противоконвойную операцию. 15 июня 1942 года план операции, получивший название “Ход конем” (“Рёссельшпрунг”) был утвержден окончательно.

     Своеобразным  водоразделом, самым глубоким кризисом Полярных конвоев стал РQ-17, ставший  самым трагическим конвоем 2-й  мировой войны. Тайна трагедии РQ-17 так и не раскрыта до конца.

     События обрели роковую неотвратимость, когда 27 июня 1942 года из Хваль-фьорда в Исландии вышли 36 (37) транспортов (в том числе советские танкеры “Азербайджан” и “Донбасс”) и три спасательных судна транспорта вскоре вернулись из-за повреждений. Эскорт включал английские корабли 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО, 7 тральщиков. Коммодор конвоя – Даудинг.

     Командир  кораблей экскорта – капитан 3 ранга  Брум. Южнее конвоя шёл отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров  и 3 эсминцев (конт-адмирал Гамильтон). В восточной части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия в составе 2 линкоров:”Дьюк оф Йорк и “Вашинтонг”, авианосца “Викторнес”, 2 крейсеров, 14 эсминцев (адмирал Тови). К 29 июня у побережья Северной Норвегии были развернуты подводные лодки СФ К-2, К-21, К-22, Щ-403 и девять английских. На аэродромах Кольского полуострова были подготовлены к действиям 116 самолетов. Таким образом, обеспечение конвоя надводными силами было достаточно надёжным на случай встречи с эскадрой противника.

     Для разгрома конвоя немецко-фашистское командование подготовило 108 бомбардировщиков, 30 пикирующих бомбардировщиков и 57 торпедоносцев. Против конвоя должны были действовать 11 подводных лодок.Две боевые группы надводных кораблей находились в Тронхейме (линкор “Тирпиц”, тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер”. 4 эсминца), и в Нарвике (тяжелые крейсера “Адмирал Шеер”,”Лютцов”. 6 эсминцев). Использовать крупные надводные корабли для атаки конвоев Гитлер разрешил лишь при условии, если поблизости не будет английских авианосцев.

     1 июля воздушная разведка противника  обнаружила конвой РQ-17 в Норвежском  море. В течение первых 4-х дней  конвой успешно отражал атаки  самолетов и подводных лодок,  хотя были потоплены 3 транспорта. Примерно в тоже время при  развертывании из Нарвика в  Альтен-фьорд наскочили на камни и получили повреждения тяжелый крейсер “Лютцов” и 3 эсминца. Казалось, что операция “Ход конем” не удалась.

           Утром 4 июля союзному командованию  стало известно о предстоящем  развертывании надводной группировки  сил противника. В том числе линкора “Тирпиц”. Первым морским лордом адмиралом Д.Паундом было принято решение о рассредотачивании конвоя. И напрасно офицеры британского морского штаба пытались акцентировать внимание Паунда на том, что подтверждающих данных о выходе группировки “Тирпица” еще нет. Адмирал был непреклонен.

     4 июля в 22ч 30 минут по приказу  английского адмиралтейства эсминцы  непосредственного охранения,  корабли  ближнего прикрытия отошли на  запад для соединения с отрядом  дальнего прикрытия, транспорты  рассредоточены. Чтобы самостоятельно следовать в советские порты.

     5 июля около 11 часов немецкая  эскадра (линкор “Тирпиц”, тяжелые  крейсера “АдмиралХиппер”, “Адмирал  Шеер, семь эсминцев и два миноносца)  вышла в море. Вскоре в районе  к северу от Гаммерфеста подводная  лодка К-21 (капитан 2 ранга Н.А.Лунин)  обнаружила её. Атаковала торпедами линкор и донесла об этом командованию. В тот же день эскадра была обнаружена самолетом и подводной лодкой англичан. Перехватив эти радиограммы, немецкое командование приказало эскадре вернуться в Альтен-фьорд.

     Конвой  РQ-17 оказался без защиты за сотни миль от советских берегов. Случилось это на траверзе мыса Нордкап. В самом близком месте  аэродрома и военно-морским базам противника в Норвегии. Более выгодных условий для истребления транспортов создать было невозможно. Для гитлеровских самолетов – торпедоносцев и субмарин Арктика стала гигантским тиром.

     В начале июля в северо-восточной части  Баренцева моря было потоплено 20 транспортов  и спасательное судно. Одни суда горели, другие тонули, а некоторые, поврежденные и покинутые командами, расстреливались своими же кораблями эскорта. Эфир был насыщен призывами о помощи. Из состава

                                                          

конвоя  спаслись в основном те суда, которые  укрылись в бухтах и заливах Новой  Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.

     Со  стороны Северного флота потребовались  энергичные и обширные мероприятия  по поиску и оказанию помощи транспортам. С 6 по 12 июля только с одного аэродрома  восточной части Кольского полуострова  было произведено 329 самолето-вылетов для прикрытия судов и их поиска . Эсминцы “Гремящий”, “Грозный”, “Сокрушительный”, “Куйбышев” и “Урицкий” производили поиск и эскортирование отдельно следующих транспортов. Для этих целей были посланы также тральщики и спасательные суда. Но все эти меры уже не могли исправить положения. 28 июля в Архангельск пришёл последний транспорт конвоя РQ-17 – “Уинстон Сэйлем”.

Информация о работе Арктические конвои