Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:48, реферат
Три века Российского флота. Арктические союзные конвои. Особенности организации союзных арктических конвоев в годы 2-й Мировой войны.
. Введение……………………………………………………………………. 2
II. Подписание первого протокола………………………………………... 3
III. Морские маршруты…………………………………………………….. 6
IV. Формирование морских конвоев……………………………………... 10
V. Нападение немецких войск на морские конвои……………………... 13
VI. Безопасные морские пути……………………………………………… 19
VII. Гибель подводных лодок немецкой армии…………………………. 23
VIII. Подписание второго протокол о союзных поставках……………. 26
VIIII. Заключение……………………………………………………………. 29
Список литературы………………………………………………………….. 31
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………
II. Подписание
первого протокола…………………………………
III. Морские
маршруты……………………………………………………..
IV. Формирование
морских конвоев…………………………………….
V. Нападение немецких войск на морские конвои……………………... 13
VI. Безопасные
морские пути………………………………………………
VII. Гибель
подводных лодок немецкой
VIII. Подписание второго протокол о союзных поставках……………. 26
VIIII. Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
I. Введение
Со времени окончания самой
кровопролитной войны в
Закончилась война, была
Нельзя идеализировать ни одну точку зрения, тем более крайнюю, но почему не сравнивали, например, количество поставленных и сделанных заводах автомобилях или, скажем, корабельных радиоэлектронных средств наблюдения? Процент последних по отношению к отечественному производству практически равнялся 100. Подобная «убедительная статистика» и, вообще, столь микроскопическое освещение ленд-лиза и событий, связанных с Полярными конвоями, служили одной главной цели – выхолостить в памяти советских людей образ союзника, подавшего в труднейшие годы нашей истории руку дружбы и помощи. Этого требовала логика другой войны – «холодной». И, к сожалению, это в основном удалось. Вот такая трагическая судьба Памяти о Полярных конвоях.
Увы, жертвой трагедии Памяти
Полярных конвоев стали не
только советские люди, многих
из которых просто как бы лишили
их героического военного прошлого. К
ним можно отнести и тысячи иностранных
моряков, тех, кто, смертельно рискуя, доставлял
так необходимую нам помощь. Получалось,
что вроде и не нужна нам была эта помощь,
вроде и рисковали и гибли они зря. Справедливость,
хоть и поздно, восторжествует, но для
этого у наших соотечественников сначала
должно наступить осознание значимости
того, что теперь называют Полярными или
Арктическими конвоями, проснуться чувство
искренней благодарности ко всем, кто
к ним причастен.
II.
Подписание первого
протокола
Июнь
1941 года Начало Великой Отечественной
войны Советский Союз терпел одно
поражение за другим и нуждался в
помощи. И такая помощь пришла быстро
и эффективно. Уже в июле и в
августе 1941 года правительства СССР
и Великобритании заключили соглашения
о совместных действиях и
взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте.
В начале войны поставки шли главным образом из Великобритании. И тогда, когда Британия сама во многом остро нуждалась! Почти всё, что поступало, в СССР с Британских островов попадало туда из США согласно закону о ленд-лизе.
Ленд-лиз – это система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2-й мировой войны 1939-1945 годы. Закон о ленд-лизе был утвержден Конгрессом США 11 марта 1941 года Закон предоставлял президенту США полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы, или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если её оборона против агрессии жизненно важна для обороны США. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после её окончания никакой оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.
В октябре 1941года Ф.Рузвельт
подписал билль о
Здесь уже уместно обратить внимание не на материальную, а на моральную сторону вопроса; германские войска стоят менее, чем в полусотне километров от Кремля; потеряна территория, соизмеримая со всеми порабощенными странами Европы; потеряна производственная база, ранее обеспечивавшая выработку 50% проката, добычу 60% угля, производство 38% зерна и 84% сахара. И в это время заключается договор, рассчитанный на целых 9 месяцев, как будто у Союзников нет и тени сомнения на чьей стороне будет победа!
Существенной была и материальная помощь оказанная по Первому Протоколу. Эти поставки смогли восполнить 40% потерь Красной Армии в самолетах, 30% в танках.
Не вызывая сомнения, что в валовом объеме промышленного производства СССР импортные поставки по Московскому Протоколу составили мизерную часть. Однако по отдельным, как правило, самым необходимым для страны видам вооружения, сырья и материалов их доля была весьма велика. Поставленные союзниками танки составили 96% танков, выпущенных в СССР за первые полгода войны; самолеты – соответственно – 34%, автоматы – 93%. Для перестраивающейся на военный лад советской экономики отдельные недостающие компоненты имели непреходящее значение. Не случайно поэтому военные поставки в общем объеме ввезенных в Советский союз грузов составляли лишь пятую часть. Остальной тоннаж был занят продовольствием, цветными металлами, химическими веществами, нефтепродуктами, промышленным оборудованием – тем, что в первую очередь требовалось для организации собственного производства.
Ленд-лизовские поставки серьезно поддержали советскую оборонную промышленность. В то время, когда значительная её часть находилась либо «на колесах», либо на этапе освоения мощностей. Союзнические поставки позволили заполнить «бреши» в производстве и стать связующим звеном в разорванных хозяйственных связях.
Американские и английские автомобили повысили мобильность Красной
Армии,
а ленд-лизовское
III.
Морские маршруты
Как только стало очевидным, что вскоре в Советский Союз начнут поступать грузы из Великобритании и США, сразу встал вопрос о маршрутах их доставки. Самый близкий и безопасный путь из Америки в СССР летом и осенью 1941 года пролегал через Тихий океан. Но, во-первых, из 5 крупнейших советских тихоокеанских портов только Владивосток имел железнодорожное сообщение с фронтом, во-вторых, грузы из Приморья на недели застревали на Транссибирской Магистрали. Тем не менее, «тихоокеанский маршрут» функционировал всю войну и по нему в Советский Союз доставили 47% импортных грузов.
Другой маршрут пролегал через Персидский залив и Иран. Но он смог начать функционировать только в середине 1942года Впоследствии, когда решили все технические и организационные проблемы, этот маршрут принял на себя 23,8 % всех поставок союзников. Однако это было потом, а помощь требовалась уже осенью 1941 года.
Самым целесообразным являлся третий маршрут – через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Несмотря на то, что суда преодолевали этот путь за 10-14 суток, и близость северных портов к центру страны и фронту, у этого маршрута имелись существенные недостатки.
Незамерзающий порт Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта и поэтому подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск, сравнительно удаленный от линии фронта, несколько месяцев в году становился недоступным для судов из-за замерзания Белого моря.
Сам маршрут от Британских островов Кольского полуострова проходил вдоль оккупированного Норвежского побережья, где находились германские базы ВВС и ВМС, и такими образом на всем своем протяжении находился пол непрерывным воздействием сил флота и авиации противника.
Тем не менее, в решающий для нашей страны период 1941-1942 годы северное направление оказывалось наиболее эффективным.
В последующее время арктические конвои доставляли преимущественно боевую технику и грузы, нуждавшиеся в срочной доставке на фронт.
Конвой – это группа торговых или вспомогательных судов или тех и других, сведенных для совместного перехода морем под охраной военных кораблей – кораблей охранения. Под термином «корабли охранения» подразумеваются все военные корабли (линкоры, авианосцы, крейсера и корабли эскорта), выделенные для охраны транспортов от атак противника. Понятие «корабли эскорта» включает в себя такие корабли, как эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы и другие малые корабли. Оборудованные такими средствами обнаружения и имеющие такое вооружение, которое дает им возможность вести эффективную борьбу с подводными лодками. На линейные корабли, авианосцы и крейсера, входящие в состав сил ближнего и дальнего прикрытия конвоя, возлагаются задачи борьбы с надводными военными кораблями (рейдерами) и авиацией противника. Конвоируемые суда выстраивались короткими кильватерными колоннами, идущими широким фронтом и постоянно меняющими курс. Этим облегчалось управление, и создавались сложные условия для атак подводных лодок противника. Конвойная тактика возникла ёще в эпоху Великих географических открытий, когда корабли, перевозящие богатую колониальную добычу, объединялись в эскадры для защиты от пиратов. События первой мировой войны совершенно неожиданно возродили данный прем, теперь – для противодействия подводным лодкам.
К началу Великой Отечественной войны был накоплен определенный опыт проводки трансатлантических конвоев, сложилась определенная система охранения. Таким образом, арктические конвои, идущие в Россию, формировались с учётом сложившейся практики и являлись неотъемлемой частью системы союзных конвоев.
Доставка
грузов осуществлялась в основном английскими
и американскими судами, охранение
и прикрытие конвоев
Принципиальная схема проводки Северным флотом союзных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск, сводилась к следующему. С получением сведений о выходе союзного конвоя из Аглии или Исландии штаб флота приступал к развертыванию выделенных сил. Первой вылетала разведывательная авиация с задачей обеспечить конвой разведданными и гидрометеорологическими сведениями. Воздушная разведка велась в двух направлениях: вдоль северного побережья Норвегии и в сторону моря до острова Медвежий включительно. Полученные данные о передвижении сил флота противника и дислокации его авиации, о состоянии погоды и границах льда на трассе передавались через военную миссию союзников английскому адмиралтейству, которое на основании этих сведений окончательно определяло маршрут движения конвоя. Одновременно бомбардировщики и штурмовики СФ совместно с армейской авиацией наносили удары по вражеским аэродромам Северной Норвегии и Финляндии. На подходах к базам противника развертывались подводные лодки, которые должны были своевременно сообщать о выходе фашистских надводных кораблей в море и наносить по ним удары. С прибытием конвоя к западным границам операционной зоны СФ для усиления противолодочной и противоздушной обороны транспортов высылалось подкрепление эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и тральщиков. С воздуха их прикрывала морская авиация: до 10 самолетов в светлое время суток непрерывно барражировали над конвоем. Одновременно на аэродромах находились в повышенной готовности ударные группы советских истребителей. На подходах к Кольскому заливу и горлу Белого моря усиливалась дозорная служба, противолодочные корабли и самолёты вели поиск фашистских подводных лодок. В местах, где была высокая минная опасность, производилось контрольное траление фарватеров и поиск плавающих мин организовывалось и соответствующее навигационное обеспечение перехода конвоев, а в зимних условиях – проводка транспортов за ледоколами в Белое море.