Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:48, реферат
Три века Российского флота. Арктические союзные конвои. Особенности организации союзных арктических конвоев в годы 2-й Мировой войны.
. Введение……………………………………………………………………. 2
II. Подписание первого протокола………………………………………... 3
III. Морские маршруты…………………………………………………….. 6
IV. Формирование морских конвоев……………………………………... 10
V. Нападение немецких войск на морские конвои……………………... 13
VI. Безопасные морские пути……………………………………………… 19
VII. Гибель подводных лодок немецкой армии…………………………. 23
VIII. Подписание второго протокол о союзных поставках……………. 26
VIIII. Заключение……………………………………………………………. 29
Список литературы………………………………………………………….. 31
Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, погибли 23. На потопленных судах погибло 153 человека. Советскими кораблями и судами было спасено около 300 английских и советских моряков. В море было потеряно 3350 автомашин, 430 танков. 210 самолетов и около 100 тысяч тонн грузов.
После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Лишь под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой РQ-18. В его составе было 40 судов. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Условия перехода конвоя РQ-18 во многом были схожи с предыдущим, но на этот раз корабли экспорта и все силы обеспечения союзников приняли бой. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов.
17 и 18 сентября к конвою присоединились советские эсминцы “Гремящий”, “Сокрушительный”, “Куйбышев”. “Урицкий”. Всего из состава конвоя РQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов. Подводным лодкам – 3 транспорта. В зоне Северного флота потоплен лишь 1 транспорт. Фашистский флот и авиация получили должный отпор – были потоплены 4 лодки и сбит 41 самолет.
В результате боев при переходе конвоев РQ-18 и QР-14 потери с обеих сторон были велики, но всем стало ясно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским Союзом и Англией.
Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи.
В октябре-ноябре 1942 года по предложению советского командования была испытана система движения одиночных транспортов (“движение по капле”). Плавание одиночных судов союзники считали малоэффективным, и в дальнейшем от него отказались.
С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в Советский союз. Первый конвой в середине декабря прошел незамеченным противником. Второй был атакован двумя тяжелыми крейсерами и 6 эсминцами. К транспортам они не пробились. Обе стороны потеряли по эсминцу, а потерь в транспортах не было.
Узнав об этой неудаче надводного флота, Гитлер пришел в ярость и потребовал сдать большие корабли на слом, а их орудия использовать для береговой обороны. Гросс-адмирала Редера сменил адмирал Дениц. Этим эпизодом завершился крах германской военно-морской теории о нарушении коммуникаций с помощью крупных надводных кораблей.
VI.
Безопасные морские
пути
Особое значение для обороны страны приобрел Северный морской путь, обеспечивающий связь между Заполярьем и Дальнем Востоком. Он имеет наибольшую протяженность: расстояние от Архангельска до пролива Велькицкого составляет 1600 миль. По этой коммуникации в годы войны перевозилось стратегическое сырье, промышленное оборудование, военные грузы и продовольствие, осуществлялся перевод боевых кораблей с Тихоокеанского на Северный морской театр.
Значительные народнохозяйственные и военные перевозки осуществлялись также в пределах Белого моря.
Перевозками на Севере ведал начальник Главсевморпути И.Д.Папанин, являвшийся уполномоченным Государственного Комитета обороны. Ими в известной мере занимался и Военный совет Северного флота. Однако четкого разграничения функций между ними в этой области не было, и этой порой приводило к несогласованным действиям, затруднявшим решение Северным флотом задач по обеспечению перевозок в Арктике.
Немало трудностей возникло также в связи с большой протяженностью коммуникаций, слабым оборудованием театра, сложностью гидрологического режима северных морей и суровыми климатическими условиями Заполярья. К тому же заметно сказывалось отсутствие опыта использования разнородных сил флота в условиях Арктики.
Обозначение
конвоев на внутренних коммуникациях
состояло из двух букв, указывающих начальную
и конечную точку маршрута. Например:
АБ – Арктика – Белое море;
БК – Белое море – Кольский залив;
БИ – Белое море – р.Иоканьга;
ИК – р.Иоканьга – Кольский залив;
БД – Белое море – о.Диксон;
БН – Белое море – о.Новая Земля;
ДВ – о.Диксон – Дальний восток;
ББ-
Белое море – Баренцево море.
Первый арктический конвой в составе семи транспортов вышел из Архангельска 10 июля 1941 года. Транспорты следовали под охраной СКР№ 22, который сопровождал их до острова Колгуев, где начинался лёд. Дальше на восток они пошли самостоятельно без охранения.
В начале августа 1941 года в охранении двух сторожевых кораблей и тральщика из Архангельска в Арктику было проведено 9 транспортов, 2 ледокольных парохода и 2 мотобота. Это был самый крупный конвой. В последующем в начале и по окончанию арктической навигации силами Северного флота и Беломорской военной флотилии проводились так называемые конвойные операции по вводу и выводу в Арктику и из Арктики ледоколов. Первая такая операция была проведена с 18 октября по 27 декабря 1941 года. В конвоировании судов принимали участие эсминцы «Урицкий» и « Валериан Куйбышев», семь сторожевых кораблей и десять тральщиков. За время проведения конвойной операции этими силами в Архангельск было проведено 34 транспорта, 5 ледокольных судов, 2 вспомогательных судна и 6 мотоботов.
В связи с предстоящим прибытием с Тихоокеанского флота для усиления, Северного флота экспедиции особого назначения в составе лидера «Баку» и эсминцем «Разумный» и «Разъяренный», немецкое командование решило нанести удар по нашим арктическим коммуникациям и портам. В операции,
получившей кодовое название « Вундерланд» («Страна чудес»), приняли участие тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок 16 августа 1942 года «Адмирал Шеер» вышел из Нарвика. Обогнув с севера Новую Землю, рейдер проник в Карское море. На борту крейсера имелся гидросамолет «Арадо», совершивший с 19 по 24 августа 11 разведывательных полетов. 24 августа немецкий гидросамолет был обнаружен нашими полярниками с острова Рейберга, однако их донесение не получило должной оценки в штабе флота. В этот же день немецкая подводная лодка на подходах к Диксону потопила транспорт «Куйбышев». Судно погибло со всем экипажем. В ночь на 25 августа во время очередного разведывательного полета немецкий самолет разбился. Для «Адмирала Шеера» это была тяжелая утрата. Днем с крейсера обнаружили советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который шел на Северную Землю с имуществом для полярников. Немецкий корабль поднял американский флаг и потребовал сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого и место нахождения конвоя. Но командир «Александра Сибирякова» распознал крейсер и открытым текстом передал радиодраму на Диксон о встрече с немецким рейдером. Неравный бой длился около 20 минут.
После гибели «Александра Сибирякова» «Адмирал Шеер» предпринял попытку пройти в пролив Вилькицкого, где в это время находился следовавший с Дальнего Востока конвой, но из-за тяжелой ледовой обстановки от этого плана немцы отказались и взяли курс к порту Диксон. Но, не рискуя продолжать рейдерство в Карском море. 29 августа «Адмирал Шеер» покинул район и 30 августа вернулся в Нарвик.
В арктическую навигацию 1944 году объем перевозок увеличился. В Карском море движение судов стало более оживленным. С началом навигации в Арктику было переведено две трети всех кораблей БВФ. Вместе с конвоями в составе их охранения приходили и другие корабли, увеличивая общего количество кораблей на период движения конвоев.
В отличие от 1943 года, когда к востоку от Диксона допускалось плавание одиночных судов без охранения в 1944 году плавание судов в Карском море проводилось только в конвоях. Для обеспечения перехода судов с наиболее ценными грузами и конвоев организовывались в каждом случае отдельные операции. На время проведения операции БВФ значительно усиливалась эсминцами, тральщиками и самолетами Северного флота. В октябре-ноябре 1944 года была проведена операция по выводу ледоколов из Арктики (АБ-15), необходимых для обеспечения плавания в Белом море. В Карском море в охранении 4 ледоколов находилось 12 боевых кораблей. На переходе они одиннадцать раз обнаруживали и атаковали вражеские подводные лодки.
От Карских Ворот число кораблей увеличилось до 21. Охранение состояло из внешнего и внутреннего кольца. Конвой совершил переход без потерь.
Да, внутренние конвои были гораздо безопаснее, чем внешние. Но и здесь случались страшные трагедии. Свидетельство этому и гибель «Александра Сибирякова», о которой говорилось ранее, и гибель транспорта «Марина Раскова» в августе 1944г. немецкая подводная лодка И-365, используя новое оружие, атаковала конвой БД-5 и последовательно потопила транспорт «Марина Раскова» и тральщики Т-114 и Т-118. В результате катастрофы погиб один из крупнейших грузовых пароходов Северного государственного морского пароходства (9083 брт), два новых ТЩ, 2978 пассажиров, членов экипажа парохода и военных моряков и 6600 тонн ценнейшего груза.
В целом противнику не удалось добиться удовлетворительных результатов в Арктике. Из многих десятков судов, проведенных по арктической коммуникации в 1944 году, был потоплен только один транспорт. Но после
этого случая число кораблей охранения была такой, что подводные лодки не рисковали прорываться к транспортам. БВФ совместно с кораблями СФ успешно решила задачу по защите арктических морских сообщений.
За годы войны силами Северного флота было перевезено более 1 млн. человек и свыше 1,6 млн.тонн грузов. В том числе 88 самолетов, 380 танков, 13566 автомобилей. Около 4000 орудий и т.д.
Подсчитано,
что на внутренних морских коммуникациях
в 1471 конвое силами Северного флота
было переведено 2568 транспортов и 3617
военных кораблей. Без корабельного
охранения суда совершили более
600 рейсов.
VII.
Гибель подводных
лодок немецкой
армии
1943
год стал переломным в войне.
Для Вермахта он
вынужденным переходом от активного наступления к стратегической обороне. Стратегическая инициатива переходит в руки союзников, которые удерживают её до конца войны.
В январе и феврале 1943 года на Севере прошло несколько конвоев с сильным охранением.
С февраля по ноябрь 1943 года в советские порты не пришло ни одного конвоя – слишком велик был ещё синдром РQ-17. И это при том, что за всю зиму Полярные конвои, шедшие в Советский союз не потеряли ни одного транспорта. Правда, обратные конвои потеряли 6 судов, потопленных подводными лодками. Но это 6 из 83 транспортов.
Борьба за завоевание господства в воздухе к концу 1943 года закончилась полной победой военно-воздушных сил Северного флота.
Условия
действий для немецких подводных
лодок стали намного сложнее
и в связи с увеличением
числа противолодочных
вооруженных
гидроакустическими приборами. Самыми
надёжными кораблями для
В конце декабря 1943 года немецкий линкор “Шарнхорст” пытался атаковать конвой YW- 55 В. 26 декабря он встретился с отрядом прикрытия конвоя, в составе которого был английский линкор «Дьюк оф Йорк». В результате боя «Шарнхорст» был потоплен.
В распоряжении немецкого командования в Северной Норвегии оставался один крупный корабль поврежденный «Тирпиц». В ноябре 1944года он был потоплен английской авиацией.
Таким образом, опасность на Севере для конвоев со стороны надводных кораблей резко уменьшилась. Однако, если удары германской авиации ослабевали, то этого нельзя сказать о подводных лодках, количество которых в норвежских базах колебалось от 18 до 40. Они по-прежнему несли огромную опасность для Полярных конвоев вплоть до последней недели войны в Европе.