Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа
Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В награду за службу в войсках и при княжеском дворе служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.
Введение
2
Глава 1. Подготовка реформы отмены крепостного права в России
27
1.1. Кризис крепостного права
27
1.2. Начало подготовки крестьянской реформы
31
1.3.Секретный комитет
35
1.4.Главный комитет по крестьянскому делу
41
1.5.Редакционные комиссии
44
Глава 2.Реформы Александра II
56
2.1.Земская и городская реформы
56
2.2. Судебная реформа
67
2.3. Военная реформа
72
2.4. Финансовая реформа
76
2.5. Реформы в области просвещения, печати и церковная реформа
78
Заключение
96
Список использованной литературы
98
При Сперанском и Киселеве либеральные бюрократы готовили государственные преобразования скрытно от глаз непосвященных и не чувствовали потребности в общественном внимании. В предреформенные годы атмосфера резко изменилась, возрос накал политической борьбы, и гласность стала необходимым элементом реформаторской деятельности. Либеральная бюрократия нередко опиралась на поддержку общественности, вместе с тем ее представители не ставили под сомнение руководящую роль правительственных инстанций в разработке основ крестьянской реформы. Это признавалось и принималось общественными деятелями, и в 1858 г. И.С.Тургенев писал: «Всем в России известно, что в этом важном вопросе правительство идет в ногу с общественной мыслью всей страны».
Первое официальное
заявление о желании
Александр II высказал два исключающие друг друга положения, отнюдь не успокоившие московских крепостников, враждебно относившихся к делу освобождения крестьян. С одной стороны царь заявил о своём нежелании отменить крепостное право, с другой – указал на необходимость всё же осуществить эту реформу. Сам Александр II понимая необходимость отмены крепостного права в силу создавшихся условий, не мог приступить к подготовке к отмене крепостного права без согласия дворянства. Подтверждением этому служит письмо Александра II к своей тётке великой княгине Елене Павловне в конце 1856 г.: «…я выжидаю, - писал он, - благомыслящие владельцы населённых имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян…».
Крестьянский вопрос обсуждался и в периодической печати, где задавала тон либеральная общественность. Общим здесь было признание ведущей роли правительства и взгляд на крестьянина как на «младшего брата», которого нужно постепенно поднять до понимания им его гражданских прав и свобод. Особую позицию занимал Н.Г.Чернышевский, который на страницах «Современника» настаивал на немедленном освобождении крестьян с землей и без всякого выкупа. В основе такого взгляда лежала вера в то, что крестьянское освобождение откроет России путь к социализму.
В то же время сами помещики не спешили ходатайствовать об отмене крепостного права. Как рассказывает в своих воспоминаниях товарищ министра внутренних дел А.И.Левшин, дворянство упорно уклонялось от каких-либо ходатайств по этому вопросу, что достаточно ясно обнаружилось в период коронационных торжеств – осенью 1856 г., во время переговоров Левшина с предводителями дворянства «Большая часть представителей поземельных владельцев, вовсе не была готова двинуться в новый путь, никогда не обсуждала крепостного состояния с точки зрения освобождения и потому при первом намёке о том изъявила удивление, а иногда и непритворный страх. Очевидно, что такие беседы, хотя многократно повторённые, не подвинули меня далеко вперёд». Сам А.И.Левшин как вспоминает о нём П.П.Семенов Тян-Шаньский «много способствовал учреждению Секретного комитета по крестьянскому делу, в начале 1858 г. превращённого в Главный комитет по крестьянскому делу»
1.3. Секретный комитет
После исследования материалов поступивших в Министерство внутренних дел, правительство пришло к выводу, что из создавшейся ситуации можно выйти, приняв одно из трёх решений: 1) отменить крепостное право единым указом и без наделения крестьян землёй. 2) отменить крепостное право, сохранив за крестьянами их наделы за выкуп (операция потребует длительного времени); 3) перевести крестьян в положение временнообязанных на срок.
Первые два варианта казались правительству неприемлемыми из-за угрозы «пролетаризации» безземельных крестьян и финансовых затруднений государства, не способного выплатить помещикам крупных выкупных сумм за отчуждаемые у них земли. Третий вариант мог стать наиболее приемлемым: освобождение крестьян могло быть произведено без финансовых затрат со стороны государства.
Император Александр II и Министерство внутренних дел считали недопустимым взимать выкуп за освобождение личности крестьянина. Вместе с тем в скрытой форме такой выкуп планировалось получить при обязательном выкупе крестьянами своей усадьбы.
Тогда решено было учредить для обсуждения мер по устройству крестьянского быта Секретный комитет под личным председательством самого императора.
Непосредственная подготовка отмены крепостного права начинается с января 1857 года, когда был создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В состав этого комитета вошли следующие лица: князь А.Ф.Орлов, С.С.Ланской, П.Ф.Брок, М.Н.Муравьёв, граф В.Ф.Адлерберг, К.В.Чевкин, князь В.А.Долкоруков, князь П.П.Ростовцев и В.П.Бутков. По составу и характеру деятельности он мало, чем отличался от тех секретных комитетов, что создавались ещё в николаевское царствование. 3 января 1857 г. состоялось первое заседание этого комитета. «Объяснив присутствующим, что вопрос о крепостном праве давно уже занимает правительство, и что состояние это уже отжило свой век, Александр II обратился к членам комитета с вопросом, следует ли теперь же принять какие-либо решительные меры к освобождению крестьян? Обсудив этот вопрос, присутствовавшие единогласно ответили, что крепостное право есть зло, и для блага государства необходимо немедленно приступить к составлению предложений о тех началах, на которых может быть проведено освобождение крестьян, но освобождение постепенное без крупных и резких поворотов». Большинство членов секретного комитета недоверчиво относилось к задуманному императором преобразованию, считая его преждевременным и опасным, поэтому в свой покорный ответ они и ввели оговорку о постепенности в надежде, что это даст возможность ограничиться лишь незначительными мерами по крестьянскому делу. Закрывая первое заседание, император определил, что задача комитета должна заключатся: 1) в рассмотрении крестьянского вопроса и 2) в составлении для оного предложений.
Началось изучение обширного материала по устройству помещичьих крестьян, только что собранного Министерством внутренних дел и теперь вытребованных в комитет. Были приняты к сведению и рукописные проекты, из которых особенно большим вниманием общества пользовались записки К.Д.Кавелина, Ю.Ф.Самарина, А.И.Кошелева, давно уже занимавшихся разработкой крестьянского вопроса.
В сохранении значительного переходного периода были заинтересованы помещики степной полосы, где преобладали крупные хозяйства, и где не хватало рабочих рук. В проекте самарского помещика, славянофила и реформатора Ю.Ф.Самарина предусматривалось освобождение крестьян с землей при сохранении на десятилетний период обязательных барщинных работ. Сумма выкупа для степных помещиков была безразлична.
В записке тверского помещика и общественного деятеля А.М.Унковского он и его единомышленники настаивали на скорейшем решении крестьянского вопроса. В основном расхождения зависели от местных условий и размеров помещичьего хозяйства. В черноземных губерниях, где главную ценность представляла земля, предполагалось сохранить ее в руках дворянства при назначении небольшого выкупа за крестьянскую свободу.
Проект полтавского
помещика М.П.Позена доказывал,
Всего набралось около ста документов. Для изучения их комитет избрал особую комиссию из трёх своих членов: князя Гагарина, барона Корфа и генерала Ростовцева. К весне 1857 г. они рассмотрели отобранный материал, но между ними «оказалось такое разногласие во взглядах, что общего заключения составить не представлялось возможности, и каждый из них внёс в комитет свою записку отдельно». По этим отзывам министр внутренних дел представил со своей стороны уже подробно обоснованный план реформы, выработанный А.И.Левшиным. По этому плану, вся земля должна была остаться по-прежнему собственностью помещиков; но крестьянам предлагалось отделить необходимую для них часть земли в постоянное пользование за повинности. Сами крестьяне должны были получить свободу безвозмездно; но чтобы спасти от разорения помещиков нечерноземных – промышленных губерний, Левшин предлагал дать помещикам промышленных имений вознаграждение за лишение права располагать крепостным трудом в скрытой форме, под видом повышенной оценки усадеб, а чтобы разница в оценке усадеб в этих губерниях и в хлебородных чем-нибудь мотивировалась, он предлагал размер усадеб в хлебородных губерниях довести до минимума, оставив крестьянам лишь постройки, - которые в этих губерниях по большей части были очень плохи и не имели цены – да самые ничтожные клочки земли под ними. Соответственно этому предлагались и не одинаковые сроки для выкупа за усадьбы помещикам в промышленных и хлебородных губерниях .
Важную роль сыграла
составленная Н.А.Милютиным записка
об освобождении крестьян в имении
великой княгини Елены
14 и 17 августа в Комитете
обсуждали поставленный
Первый период, по мнению
Комитета, должен быть приуготовительный.
В продолжении его
Второй период должен быть переходный. «В продолжение его правительство должно принять меры к освобождению крепостного сословия, но освобождение уже не по взаимному уже соглашению помещиков и крестьян, а обязательному, только не вдруг, а постепенно, «шаг за шагом». В этот период крестьяне должны постепенно приобретать личные права людей свободного сословия, оставаясь более или менее крепкими земле.
Наконец третий или последний период должен быть окончательный, когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях к помещикам как люди совершенно свободные»
18 августа 1857 г. план
реформы, разработанный
Осенью того же года Виленский генерал-губернатор и личный друг императора В.И.Назимов сумел уговорить дворянство вверенного ему края обратиться к верховной власти с просьбой об отмене крепостного права. Тем самым дворянство брало на себя инициативу подготовки реформы. Ответный высочайший рескрипт на имя Назимова от 20 ноября 1857 г. излагал первую правительственную программу реформы: земля по-прежнему считалась преимущественной собственностью помещиков; крестьянам предоставлялось право выкупа усадебной оседлости в определенный срок; им отводились дополнительные угодья для обеспечения потребностей и отбытия повинностей; на крестьян возлагалась обязанность отработки барщины и выплаты оброка в определенных размерах. На весь переходный период за помещиками сохранялись функции вотчинной полиции, а крестьянам предписывалось организоваться в сельские и волостные общества.
Для подготовки
реформы рескрипт предлагал
За нижегородским адресом, последовал адрес московского дворянства, «которому дано было знать через генерал-губернатора графа Закревского о неприличии его молчания. Московское дворянство ходатайствовало в своём адресе об открытии комитета «для составления правил, которые комитетом будут признаны общеполезными и удобными для местностей Московской губернии». Эта оговорка очень рассердила императора Александра, и в рескрипте Закревскому было указано, что москвичи должны составить рескрипт на тех же началах, какие указаны дворянству других губерний» .
Вслед за этим
навстречу ясно выраженной
Но выборы в комитеты
кое-где замедлились, и комитеты
открывались иногда лишь через шесть
месяцев после получения рескри
Согласно рескрипту «Комитеты должны были в 6-месячный срок со дня открытия составить проекты освобождения крестьян для представления их в главный комитет».
1.4. Главный комитет по крестьянскому делу
Проведение кардинальной
реформы требовало большей
В течение года в Европейской России было создано 46 губернских комитетов по крестьянскому делу. Они состояли из выборных представителей дворянства и назначенных членов от правительства, председательствовал в них губернский предводитель дворянства. В задачу комитетов входила подготовка проекта реформы для своих губерний. Губернские комитеты вынуждены были следовать самодержавной инициативе, но их большинство составляли крепостники, не готовые расстаться с дворянскими привилегиями. «Дворянство было в это время сильно возбуждено, и большинство его не только не сочувствовали поднятому по манию царя некоторыми передовыми дворянами вопросу об освобождении крестьян, но даже относились к этому делу враждебно, а на стороне освобождения было сначала только небольшое число наиболее просвещённых дворян-помещиков». Нередко в комитетах возникали ожесточенные споры между ними и представителями либерального меньшинства. Однако при всей резкости столкновений российское дворянство было едино в стремлении сохранить свои сословные права и оградить имущественные интересы.