Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран Запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Введение 

На  рубеже 19 и 20  века  общество  вступило  в  новую фазу своего развития:  капитализм  стал мировой системой.   Россия,  вступившая  на путь капиталистического развития позже стран Запада, попала во вторую группу,  куда входили такие  страны как  Япония, Турция, Германия, США.

    В начале 90-х гг. 19 в. в России начался  промышленный подъем, который продолжался  несколько лет и шел очень  интенсивно. Особенно высокими темпами  развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой   промышленности  Россия  вошла в число первых стран мира.

    Промышленный  подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

    Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами.

    Главной причиной промышленного подъема 90-х  гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

         Несбалансированность хозяйства  стала  одной   из причин   экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился  длительной  "депрессией"  1904-1908 годов.  С 1909 по  1913  год   начинается  экономический   подъем.   В результате  прошедшего кризиса слабые,  маленькие предприятия разорились,  ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными   монополиями;  картелями,  синдикатами (Продуголь, Проднефть  и т.д.). Одновременно с этим идет  укрепление  банковской системы (Русско-Азиатский,  Петербургский  международный  банки).  В   начале   века   Россия   являлась  средне  развитой   страной. Наряду  с  высоко  развитой  индустрией    в  экономике страны  большой удельный   вес   принадлежал    раннекапиталистическим   и   полуфеодальным  формам хозяйства   -   от мануфактурного  до   патриархально-натурального.  Русская  деревня  как  в зеркале отражала пережитки  феодализма:  крупные  помещичьи  землевладения,  отработки,  являющие собой прямой пережиток  барщины. Крестьянское  малоземелье, община с её переделами  тормозили  модернизацию    крестьянского   хозяйства.

         Социально - классовая  структура   страны   отражала   характер   и уровень  её  экономического  развития.  Наряду  с формированием  классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и  сословные деления  -  наследие  феодальной эпохи. Буржуазия  занимает   ведущую роль  в экономике страны 20 века. До этого она  не играла какой-либо  самостоятельной  роли в общественно-политической жизни страны,  так как  она  была  полностью зависима  от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.

         Дворянство,  которое сосредоточило  более 60% всех земель, было главной  опорой  самодержавия,  хотя  в   социальном  плане  оно  теряло  свою  однородность, сближаясь с  буржуазией. Крестьянство включало  около 75% населения страны.

         Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли  около 17  млн. человек.  Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян,  еще не  потерявших  связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек. Политическим  строем в России оставалась абсолютная  монархия. Хотя в  70-ых  годах 19  века  был  сделан шаг по пути превращения  государственного строя  в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.  Закон  гласил: " Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный ". Высшим судебным органом был Сенат. Исполнительная власть осуществлялась    двумя   министерствами,    контролируемыми      комитетом министров. Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос.  Около 57%  населения России были не русского происхождения, они  подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны Запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом. В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта.  Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта  в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и  слабость экономики. С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек,  для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

1. Аграрная реформа  П.А. Столыпина

    Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.  Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

    После принятия указа 9 ноября Думой он с  внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его  утверждения царем стал именоваться  законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

    Аграрная  реформа П.Л. Столыпина состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:

  1. Разрушение общины и развития частной собственности;
  2. Создание крестьянского банка;
  3. Кооперативное движение;
  4. Переселение крестьян;
  5. Агрокультурные мероприятия.
 
    1. Разрушение  общины и развития частной собственности
 

       После отмены крепостного права  правительство России категорически  выступало за сохранение общины. Бурные события рубежа веков,  быстрая политизация крестьянской  массы и начавшиеся волнения  приводят к переосмыслению отношений  к общине со стороны царя, правительства и правящих кругов, но, тем не менее, в законодательной деятельности изменения происходят не сразу. В частности, и в новом Указе от 1904 года подтверждается неприкосновенность общины, хотя вместе с тем и предусматривается облегчение желающим из нее выйти.

    Проработавшее два года «Особое совещание о  нуждах сельскохозяйственной промышленности»  под руководством председателя Совета министров Витте, в целом настроенное  весьма радикально, тем не менее  оно, в начале 1905 года пришло к выводу: «Все мнения, столь различные, сходились в том, чтобы не разрушать общины, а только устранить меры, насильно связывающие отдельных лиц вопреки их воле с общиной».

    Но  уже в мае 1906 года съезд уполномоченных дворянских обществ высказывает  требования правительству о предоставлении крестьянам права выхода из общины, о закреплении за ними уже находящейся в их пользовании общинной земли, о переселении крестьян в восточные районы, о деятельности крестьянского банка по созданию специального фонда из приобретенных у помещиков земель для следующей продажи крестьянам.

    В августе 1906 года принимаются указы  об увеличении земельного фонда, находящегося в крестьянском банке, за счет передачи ему удельных и казенных земель. И, наконец, 9 ноября 1906 года выходит Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», положения которого составили основное содержание столыпинской реформы. Утвержденный третьей Думой и Государственным Советом, он в 1910 году становится законом.

    Переоценка  отношения к общине со стороны  правительства произошла в основном по двум причинам:

    во-первых, разрушение общины стало желательным для самодержавия, поскольку тем самым разобщалась крестьянская масса, уже продемонстрировавшая свою революционность и сплоченность в начавшихся выступлениях первой русской революции;

    во-вторых, в результате расслоения общины формировалась довольно мощная прослойка крестьян-собственников, заинтересованных в преумножении своей собственности и лояльно относящихся к другой, в частности к помещичьей.

      По Указу от 9 ноября 1906 года все  крестьяне получали право выхода  из общины, которая в этом случае  выделяла выходящему землю в  собственное владение, такие земли  называли отрубами, фермами и  хуторами. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, «состоящие в его постоянном пользовании». Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же пределы были, то он платил общине за излишки по выкупным платежам 1861 года. Поскольку за сорок лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

    Важным  инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был  кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими- за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли.

      Оставшихся без земли должен  был принять город, окраины,  куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства -  опору  самодержавия.

    Вместе  с тем, осуществлялись меры по обеспечению  прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался  предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.

    Закон 5 июня 1912 года разрешил выдачу ссуды  под залог любой приобретаемой  крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита – ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного – способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

    Одновременно  с изданием новых аграрных законов  правительство принимает меры к  насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

    Практика  реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины, – по крайней мере, в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины.

    Основные причины таких крестьянских настроений:

    - община  для крестьянина своего рода  профсоюз, поэтому ни община, ни  крестьянин не хотели терять  его;

    - Россия  – зона непостоянного земледелия, в таких климатических условиях  крестьянин один выжить не  сможет;

    - общинная земля не решала проблемы малоземелья.

    В сложившейся обстановке для правительства  единственным путем проведения реформы  был путь насилия над основной крестьянской массой. Конкретные способы  насилия были самые разнообразные  – от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина