П. А. Столыпин: аграрная реформа в Сибири

Автор: v******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Время деятельности Петра Аркадьевича Столыпина на высшем посту государственной власти было предельно сжато: 23 апреля 1906 г. его назначили на пост министра внутренних дел, 8 июля 1906 г. - председателем Совета министров, а 5 сентября 1911 г. после покушения его не стало.

Работа содержит 1 файл

СТОЛЫПИН.docx

— 38.43 Кб (Скачать)

П. А. Столыпин: аграрная реформа в Сибири

Время деятельности Петра Аркадьевича Столыпина  на высшем посту государственной  власти было предельно сжато: 23 апреля 1906 г. его назначили на пост министра внутренних дел, 8 июля 1906 г. - председателем  Совета министров, а 5 сентября 1911 г. после  покушения его не стало.

П. А. Столыпин- последний крупный государственный деятель царской России

П. А. Столыпин принадлежал  к старинному дворянскому роду, известному с XVI в., представители которого проявили себя на административной и военной  службе. Его дед, Дмитрий Алексеевич, был младшим братом Аркадия Алексеевича, друга М. М. Сперанского, и Е. А. Арсеньевой, бабушки М. Ю. Лермонтова. Отец, Аркадий  Дмитриевич, участвовал в Крымской и Турецкой войнах, дослужившись до генерала. Его мать, Наталия Михайловна, тоже побывала на Турецкой войне, ухаживала  под огнём за ранеными, за что  была награждена медалью. Родился Пётр Аркадьевич в 1862 г. Образование получил  в Петербургском университете. Его  привлекали естественные науки, и позже  в своём имении Колноберже он стал и хорошим практиком-помещиком. В 1889 г. он - ковенский губернский предводитель дворянства, в 1902 г. его назначают гродненским губернатором, а в 1903 г.- саратовским. Там, в революцию 1905 г., он показал себя волевым, умеющим чётко действовать в различных обстоятельствах, вплоть до применения войск, и не боящимся ответственности. Это и сыграло свою роль при назначении его на пост министра внутренних дел.

Карьера Столыпина  была стремительна. В течение трёх месяцев он достиг вершины служебной  иерархии, завоевав расположение царской  семьи и пробудив надежды различных  слоев общества.

Он стал достойным  преемником С. Ю. Витте. Оба служили идее великой России, стремились избежать революционных потрясений, были противниками военных конфронтации.

Витте сыграл огромную роль в подготовке аграрной реформы. Он был убеждён, что укрепить экономику  страны можно только через подъём сельского хозяйства. Аграрная реформа, полагал он, может послужить архимедовым  рычагом для подъёма экономики  империи. Отсюда - крестьянское землеустройство, переселение крестьян на хутора, доступность кредита (по опыту Восточной Пруссии, Дании, Бельгии); освоение Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии; развитие общего и специального образования. В декабре 1903 г. журнал «Вестник финансов» опубликовал сводку работ местных комитетов, образованных в соответствии с указаниями «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности», возглавляемого Витте. В ней подчеркивалось, что вследствие правовой закрепощённос-ти крестьян невозможно никакое экономическое движение. Одна из главных помех, отмечалось в сводке, - община. Необходимо предоставить отдельным крестьянам право выделять свой земельный надел без согласия общины. Это было мнение дворян и чиновников, стремившихся к переменам, надеявшихся, что Николай II сможет продолжить реформы своего деда - Александра Освободителя.

С момента отмены крепостного права в 1861 г. проблемы сельского хозяйства были в центре внимания общественности и правительства. Крестьяне бедствовали даже в  урожайные годы и тем более  в неурожайные. Зимой крестьяне  целых деревень занимались нищенством как промыслом. Причиной этого являлся  временный характер пользования  общинным наделом, что создавало  непреодолимые препятствия улучшению  землепользования, порождало хищническую  эксплуатацию земли: «Сегодня этот надел мой, а завтра он может перейти к другому», - рассуждали крестьяне.

Губернатор Столыпин пытался доказать, что «коренное  неустройство в крестьянской жизни» и главная причина неустройства деревни - засилье общинного землевладения, общинного строя; уравнительные  настроения, трудности внедрения  агрокультуры и агротехнических  улучшений вследствие переделов  земли; сложности с получением кредитов от Крестьянского банка. Он был уверен, что единоличная крестьянская собственность  приведёт к подъёму сельского  хозяйства и послужит «залогом порядка, так как мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве»2. Именно в мелком, а не в крупном (помещичьем) землевладении - сила России.

Как и Витте, Столыпин написал царю записку с предложениями  о перемене в крестьянском быте. В ответ - молчание. Нужна была революция 1905 г., чтобы Николай II стал понимать, что больше откладывать решение  о земле невозможно.

10 октября 1906 г.  заседание Совета министров одобрило  принцип свободного выхода крестьян  из общины. Царь согласился с  этим. 9 ноября 1906 г. Столыпин подписал  исторический указ, освободивший  крестьян от власти общины. Крестьяне  перестали быть «полуперсонами» и впервые становились полноправными гражданами.

В России начиналась экономическая - бескровная, но самая  глубокая и подлинная - революция.

Она не могла быть стремительной. Перераспределение  земли Столыпин предлагает провести постепенно путём скупки государством через Крестьянский банк продаваемых  помещиками земель и перепродажи  их крестьянам. Но главным должно было стать освобождение крестьян от тисков общины и укрепление земли в частную  собственность. «Пусть собственность  эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет  подворная там, где община уже  не жизненна, но пусть она будет  крепкая, пусть будет наследственная».

Весьма примечательной была оценка такого подхода, сделанная  В. И. Лениным: «После решения аграрного  вопроса в столыпинском духе никакой иной революции, способной изменить серьёзно экономические условия жизни крестьянских масс, быть не может. Вот в каком соотношении стоит вопрос о соотношении буржуазной и социалистической революции в России».

Проводя реформу, Столыпин воспользовался готовыми материалами. Ещё 10 января 1906 г. Витте предложил  принципиальные основы решения аграрной проблемы: признание надельных земель личной собственностью их владельцев; установление порядка выхода крестьян из обществ в связи с выделением им отдельных участков из общинных земель. Он считал, что крестьяне, став владельцами земли,  «будут иметь здравые взгляды на чужое право собственности». Им был подготовлен и проект думской декларации. Но накануне открытия Думы Витте... получил отставку. Всё его законотворческое наследие перешло к Горемыкину, а затем - Столыпину. Столыпин не стал медлить. Обстановка в стране ещё была напряжённой, и ему, помещику и дворянину, историей было предопределено разрушить дво-рянско-помещичий мир.

Крестьянская реформа  началась с указа от 9 ноября 1906 г. со скромным названием: «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения  и землепользования». Формально  указ этот уточнял и вводил в действие ст. 165 «Положения о выкупе», разработанного ещё авторами крестьянской реформы 1861 г. Фактически только теперь было сделано  то, что следовало осуществить 45 лет назад.

Мы не рассматриваем  весь комплекс проблем, относящихся  к аграрной реформе. Последствия  столыпинской реформы для европейской части России проанализированы достаточно хорошо. Иное дело - Сибирь и другие окраинные районы страны.

Переселение- основа преобразования Сибири

Сибирь осваивалась  уже более трёхсот лет, но результаты и к концу XIX в. всё ещё были весьма незначительны по отношению  к её возможностям. Надежда правительства  на заселение Сибири при помощи ссыльнопоселенцев  оказалась неоправданной. Некоторое  оживление наступило в середине XIX в. после открытия месторождений  золота и серебра.

В 1865 г., четыре года спустя после крестьянской реформы, правительство издало особые правила о колонизации кабинетских земель Алтайского Горного округа для снабжения рудников рабочей силой, а также для возделывания земель с целью производства сельскохозяйственных продуктов. Одновременно активизировалось самовольное переселение. Крестьяне шли на свой страх и риск, не зная, что их ждёт впереди. Если им сопутствовала удача, то они оседали. Так постепенно осваивались степные, лесостепные земли и участки, прилегающие к тайге.

При редком населении  и обилии свободных земель первоначальной формой землепользования в Сибири был  захват, т. е. каждый мог захватить  в своё пользование столько земли, сколько он желает и может освоить. Захватывались не только «вольные»  земли, но и земли туземного кочующего  населения. Крестьяне Барабинской  степи говорили так: «Селись - где хочешь, живи - где знаешь, паши - где лучше, паси - где любче, коси - где густо, лесуй - где пушно».

Путь за Урал был  труден, шли большими группами, а  потому и селились вместе, образуя  общину. Но по мере сокращения свободных  земель и роста населения возникла необходимость ввести ограничительные  меры, получившие название «вольного  пользования». Переделы земли происходили  и в этих общинах, как правило, в интересах наиболее «крепких хозяев».

В 1889 г. был принят закон, утвердивший и облегчивший  возможность переселения, но поскольку  участки для переселенцев специально не подготавливались, а средства выделялись незначительные, положение переселенцев было тяжелым. Тем не менее самовольное движение в Сибирь росло5. «Избыток» населения в европейской части России, по данным переписи 1897 г., составлял 35% от всего населения. Переселялись из центральных густонаселенных губерний, главным образом, крестьяне среднего достатка, которые умели и хотели работать, но в условиях общины не могли улучшить свое положение.

Кардинальное изменение  в переселенческом деле произошло  с началом строительства Сибирской  железной дороги. В 1891 г. был создан под председательством цесаревича Николая II «Комитет Сибирской железной дороги». Рабочих рук в Сибири для ее строительства не было, и  переселение приняло массовый характер. Переселенцы шли из черноземных  губерний России и Украины, Поволжья, Черноморского и Каспийского  побережья, Белоруссии и Балтийского  края. Кроме крестьян, на строительстве  железной дороги работали солдаты, казаки, ссыльные и арестанты. Если в начале строительства (1891 г.) работали 9600 человек, то в разгар его (1895-1997 гг.) - 84-89 тыс. человек. К концу на стройке (1904) остались всего 5,3 тыс. человек.

В рабочих руках  нуждалось не только строительство  Транссиба, но и все отрасли, связанные  с обеспечением строительства: сельскохозяйственное производство, производство транспортных средств (телеги, сани и пр.), одежды, обуви для строителей, строительство  жилья, производство шпал и заготовка  топлива для подвижного состава. По мере продвижения строительства  железной дороги от Челябинска на Восток к Омску, Ново-Николаевску и далее возрастает и число самовольных переселенцев, доля которых в общей численности достигает до 75%.

Переселение, бесспорно, способствовало хозяйственному освоению новых территорий, развитию их производительных сил в сельском хозяйстве, промышленности и в других отраслях. Все это  стало возможным благодаря решительной  деятельности С. Ю. Витте6.

Тогдашние средства информации, выполняя задание правительства, широко пропагандировали переселение, рассчитывая на привлечение наиболее предприимчивых крестьян.

Аграрные преобразования, инициированные П. А. Столыпиным, предусматривали  организацию массового переселения  крестьян из европейской части России в Сибирь, на Дальний Восток, в  Северный Казахстан. С этой целью  в 1906г. было реорганизовано Переселенческое  управление. В Сибири и на Дальнем  Востоке выделялись специальные  переселенческие районы, в каждом из которых создавались переселенческие  организации, имевшие земле-отводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельскохозяйственной техники, агрономические отделы, свои школы и больницы. На Сибирской магистрали были выделены два района (Западный и Восточный) по организации передвижения переселенцев.

После 1906 г. переселение  крестьян в Сибирь осуществлялось более  организованно. В инструкции Переселенческого управления указывалось, что вновь  приезжающие должны селиться на специально отведенных для них свободных  участках земли, а не в селах старожилов. В обжитых районах между «новоселами» и «старожилами», «заимщиками» (имевшими заимки) в первый период проведения реформы, пока еще не был отлажен механизм «водворения», возникали конфликты по поводу земли, лугов и пастбищ.

Быстрый рост переселения  потребовал учета использования  земель и изъятия излишков.

Старожилы, осевшие  на хороших местах, не хотели их терять. Среди них к началу столыпинской реформы было немало весьма крепких хозяев. Они нуждались в рабочих руках, и новоселы часто становились у них батраками. Так, крестьянин Сорокин в деревне Карасук имел запасы хлеба до 100 тыс. пудов и 8 тыс. голов скота. Его состояние оценивалось свыше 1 млн руб.

Переселявшиеся в  Сибирь крестьяне селились на государственных  или кабинетских землях на правах пользования, а не собственности. Поэтому, изыскивая земли для переселенцев, землеустроители исходили не столько  из соображений рационального ведения  хозяйства, сколько из наличия земельных  излишков на освоенных старожилами  территориях.

Возникали непредвиденные сложности. Оказалось, что численность  переселявшихся и темпы переселения  превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели  место взяточничество и коррупция. Это приводило к нарушениям порядка  заселения: в ряде мест не успевали готовить участки, проводить к ним  дороги. Переселенческие пункты еще  строились, а переселенцы уже  прибыли. Ссуды выдавались не в полном объеме, а частями, порою весьма незначительными. Установленная ссуда в 150 руб. была слишком мала для того, чтобы обзавестись  хозяйством и прокормиться в течение  двух лет, пока не будет получен первый урожай.

Информация о работе П. А. Столыпин: аграрная реформа в Сибири