Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:01, реферат
В 50-е годы, после смерти Сталина, в партии и стране начали
происходить важные политические сдвиги. Исторической вехой на этом пути
стал ХХ съезд КПСС, разоблачивший «культ личности», давший мощный импульс
демократическому обновлению общества. Именно теперь, в наши дни, мы все
полнее и глубже осознаем ту поворотную роль, которую в конечном итоге
сыграл в судьбах страны ХХ съезд.
Конструктивные, позитивные пере
1. Введение
2. Аграрная политика Н.С. Хрущева
* Трудное рождение альтернативы
* Три сверхпрограммы и их реалии
* Марш реорганизаций
* В плену системы
3. Заключение
4. Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
предполагало отказ от « планов-разверсток» и развитие товарно-денежных
отношений на селе.
Н.С.Хрущев, несмотря на противоречивость своих оценок
положения дел в сельском хозяйстве, первым среди официальных деятелей
фактически признал такую альтернативу и во многом стремился ее реализовать.
Именно в 50-е годы была предпринята попытка перехода от жесткого,
«чрезвычайного» управления сельским хозяйством к управлению на основе
сочетания централизованного планирования и хозяйственной самостоятельности
колхозов и совхозов. Фундаментом ее явились решения сентябрьского (1953 г.)
Пленума ЦК КПСС и необычайно смелое в обстановке тех лет постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского
хозяйства», принятое 9 марта 1955 года.
Сентябрьский Пленум ЦК во многом переосмыслил пройденный
колхозами и совхозами путь. Он привлек внимание партии, всего народа к
коренным нуждам развития деревни, указал на неотложность повышения уровня
жизни ее тружеников, экономического управления колхозов и совхозов. Еще в
период подготовки к Пленуму впервые в экономической политике партии было
выдвинуто
положение о возможности
и тяжелой индустрии, и сельского хозяйства, и легкой промышленности. Это
стало основой последующего значительного роста суммы и доли
капиталовложений на нужды развития сельскохозяйственного производства и
социальной инфраструктуры села. Также впервые Пленум поставил вопрос о
материальной заинтересованности работников сельского хозяйства в развитии
производства и увеличения его доходности как одном из «коренных принципов
социалистического хозяйствования».
В соответствии с решениями Пленума значительно увеличились
государственные заготовительные цены на скот, птицу, молоко, картофель,
овощи. Повышались и закупочные цены на продукцию, продаваемую сверх
обязательных поставок. Эти меры позволяли значительно укрепить экономику
колхозов. Были приняты действенные меры против нарушения важнейшего
принципа артельной формы колхозного производства – правильного сочетания
интересов в развитии общественного и личного хозяйства: снижены нормы
обязательных поставок продукции с личных подсобных хозяйств, предусмотрены
твердые ставки налогообложения в соответствии с размерами приусадебных
участков.
Пересматривалась система
продукцию. Им стали выплачивать денежные авансы, часть которых
предназначалась для выдачи колхозникам по трудодням в течении всего
сельскохозяйственного года. Этот порядок позволил впоследствии ввести в
колхозах денежную гарантированную оплату труда. Были приняты меры по
улучшению планирования, укреплению колхозов кадрами, усилению роли МТС в
развитии колхозного производства, особенно в части подготовки и создания
постоянных механизаторских кадров, совершенствования их оплаты, включая
обеспечение ее гарантированного уровня. Начисление натуроплаты за работы
МТС ставилось в зависимость от реальных результатов колхозного
производства.
В итоге всех этих мер
валовая продукция сельского
возросла в 1954-1958 годах по сравнению с предшествующим пятилетием на 35,3
процента. Беспрецедентный факт в истории развития колхозов и совхозов!
Дореволюционные рубежи душевого потребления основных продуктов питания
остались позади. В 1958 году по сравнению с 1953 годом резко возросла
продукция личных подсобных хозяйств. Деревня ожила в ожидании новых добрых
перемен. И их еще было не мало.
Реорганизация МТС и продажа техники колхозам сделала
колхозников потенциально полноправными хозяевами или пользователями всех
основных средств производства. Отмена обязательных поставок и натуроплаты
за работы МТС, введение денежной оплаты труда и такого же счета
себестоимости продукции и рентабельности производства практически включали
колхозную экономику в единые товарно-денежные отношения всей советской
экономики, что создавало реальную основу для перехода колхозов на подлинный
хозрасчет. Повышение роли принципа материальной заинтересованности привело
к росту реальных доходов колхозников, рабочих и специалистов совхозов.
Все это, безусловно, означало рождение новой перспективной
альтернативы, открывало реальные пути для дальнейшего развития колхозов и
совхозов. Но
случилось иначе.
ТРИ СВЕРХПРОГРАММЫ
Вскоре после сентябрьского (
прослеживаться отход от его курса на прожектерский путь обеспечения в
кратчайшие
сроки невиданного подъема
народа. Выдвижение и решение такой задачи представлялись прагматику
Н.С.Хрущеву вполне реальными, что, кстати, открывало возможность показать
себя на деле как нового лидера партии.
Уже на февральско-мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС была
фактически пересмотрена основная целевая установка аграрной политики,
разработанная сентябрьским Пленумом: « …в течении двух-трех лет резко
повысить обеспеченность всего населения нашей страны продовольственными
товарами и вместе с тем обеспечить всей массе колхозного крестьянства более
высокий уровень
материального благосостояния»[
года Хрущев представил эту установку в иной редакции: « …в ближайшие 2-3
года в достатке удовлетворить растущие потребности населения нашей страны в
товарах народного потребления и обеспечить сырьем легкую и пищевую
промышленность»[2]. Подобный пересмотр весьма показателен.
Н.С.Хрущев поверил в возможность в 2-3 года решить
продовольственную проблему в стране и в достатке удовлетворить потребности
населения в продуктах. На службу этой цели он направил всю мощь командно-
административной системы управления. Не случайно оказалось измененной и
заключительная часть формулы – исчезли слова о росте благосостояния
колхозного крестьянства. Докладчику они показались, видимо, не столь уж
важными для выдвигаемой глобальной программы. И в этом свете представляются
вполне объяснимыми последовавшие вскоре мероприятия по фактическому
свертыванию личного подсобного хозяйства, сселению деревень непрерывно
укрупняемых колхозов и совхозов и т.п.
В докладе Хрущев назвал и основные источники невиданного прежде
роста сельскохозяйственного производства освоения целины, повсеместное
распространение: возделывание кукурузы, равнение на передовиков,
структурные изменения в руководстве. Упомянул он и главных противников –
травопольные севообороты, инертность хозяйствования, постоянство
организационных структур. Целевая установка была, таким образом, переведена
в конкретную программу действий.
Конечно, Н.С.Хрущев не был подлинным знатоком сельского
хозяйства, не имел никакого специального образования, полагался, в
основном, на свой житейский опыт, природную сметку. Вместе с тем он живо
интересовался всем новым, что касалось сельскохозяйственного производства,
особенно передовым практическим опытом. Однако нельзя не заметить, что
Никита Сергеевич в течении многих лет и до конца своей партийной карьеры
был последовательным сторонником Т.Д.Лысенко с его псевдоучениями о «чудо-
культурах» или агрозооприемах, способных якобы одним махом изменить
положение дел в сельском хозяйстве.
Н. С. Хрущев не является
инициатором и разработчиком
экономической программы подъема сельского хозяйства, которую изложил на
сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Фактически она была подготовлена
раньше и в значительной мере изложена на сессии Верховного Совета СССР 8
августа 1953 года в речи Председателя Совета Министров СССР Г. М.
Маленкова. То собственное, что явственно прозвучало уже в первых
выступлениях Н.С. Хрущева на посту лидера партии – это страстное желание
принести благо людям, и как можно скорее, неукротимая вера в
организаторские возможности партии, в силу примера, всепобеждающий
энтузиазм масс, способных решить все проблемы, опрокинуть любые преграды на
пути к светлому будущему. Хрущев в чем-то даже усилил роль субъективного
фактора в развитии социалистической экономики, особенно сельского
хозяйства. Но здесь-то и таилась грозная опасность, что определило всю
модель, стереотип деятельности командно-административной системы управления
в сфере сельскохозяйственного производства. В основе этого стереотипа
лежало принятие, а точнее волевое утверждение, минуя действующие плановые