Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:06, реферат
Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 января 1772 — 11 февраля 1839) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и Императорской Академии наук (1819).
2)Вопрос:
правовая концепция
Неволина.
Константи́н Алексе́евич Нево́лин (1806—1855) — известный юрист; сын священника, воспитывался в Вятской духовной семинарии и Московской духовной академии.Обучался у Сперанского.
Н. был назначен (1835) профессором энциклопедии права и учреждений Российской империи в университет св. Владимира, где три раза был избираем ректором. В комитете под председательством Неволина были выработаны программы преподавания и испытаний по всем предметам для гимназий и уездных училищ. Благодаря его усилиям было расширено преподавание на юридическом факультете.
В 1843 г.
он был назначен на кафедру российских
гражданских законов в Петербургский
университет, где был избран, в 1847 г., проректором
и деканом юридического факультета.
Первым трудом, создавшим Неволину учёное имя, была «Энциклопедия законоведения» (1839—40).
Энциклопедия
Неволина для своего времени была крупным
явлением. Сам автор в предисловии справедливо
отметил, что даже литература иностранная
не представляет ничего подобного его
сочинению во всем его объеме. Тем заметнее
и важнее было значение этого труда в России,
где он долго оставался единственным в
своем роде.
Структура,содержание,основные
положения «Энциклопедии
законоведения».
Неволин впервые проводит начала исторической школы, хотя ещё нерешительно. В общей части, определяя предмет законоведения, Неволин стоит ещё на почве естественного права и учения Гегеля, утверждая, что закон, по существу своему, есть вообще правда, а существо последней есть обнаружение в нравственном мире бытия божественного существа в самом себе. В отделе о происхождении и образовании законодательств Н. различает «во всяком законодательстве две составных части: часть, которая может быть познана непосредственно умом, и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественного постановления, — законы естественные; часть, которая познаётся не иначе как из самого законодательства, действующего в государстве, и только потому имеет обязательную силу, что она установлена государством, — законы чисто положительные.
Первые представляют всеобщую и необходимую сторону законодательства, вторые — случайную и ограниченную». Наоборот, в вопросе о происхождении и постепенном образовании законов внутри государства Н. следует исторической школе, признавая формами законов «или обычаи, или законы в тесном смысле, или же учение законоведцев». В отделе о разделении законов на их главные роды Неволин целиком проводит систему нашего свода и смотрит на законоведение преимущественно с практической точки зрения.
Являясь
в общей части энциклопедии эклектиком,
Неволин в особенной
части (история философии законодательства,
история положительных законодательств)
выступает более компилятором, чем самостоятельным
исследователем.
Неволин делит законы на естественные и положительные.
Из
такого деления следует, что
и законоведение состоит из
двух частей: 1) из философии законодательства,
предмет которой - естественные законы
(естественное право), и 2) из положительного
законоведения, предмет которого - положительные
законы (позитивное право). Соответствующие
названным двум частям две группы наук
законоведения - это, согласно Неволину,
1) история философии законодательства,
завершением которой является «современный
философский взгляд на предметы законодательства»,
и 2) история положительного законодательства
(внешняя история, излагающая формы законов,
и внутренняя история, излагающая содержание
законов), которая «непосредственно переходит
в науки законодательства действующего».
Подобное
деление законоведения на части
и соответствующие группировки
наук законоведения Неволин проводит
и по целому ряду других критериев.
Например, по критерию «различия прав
и обязанностей, определяемых или охраняемых
законом», он выделяет, с одной стороны,
науки о законах государственных, гражданских
и союза народов (т. е. международных), а
с другой - науки о законах определительных
и охранительных.
Особое место в системе законоведения занимает такая отдельная юридическая наука, как энциклопедия законоведения, предмет которой - «обзор всех наук законоведения в общей их связи». Она, по Неволину, состоит из двух частей: общей и особенной. В первой части определяется общий предмет законоведения - законы и устанавливается общий состав наук законоведения. Во второй части содержится систематический обзор этого состава различных юридических наук.
Энциклопедия
законоведения Неволина - это «теория
науки законов», согласно которой целостность
юриспруденции и связь между отдельными
юридическими науками «основывается на
единстве их предмета». В концептуально
сжатой форме она излагает всю теорию
и методологию юриспруденции в целом и
ее составных частей. Благодаря этому
в процессе изучения юриспруденции энциклопедия
законоведения выступает не только как
вводная, но и как завершающая учебная
дисциплина. Неволин постоянно подчеркивал
необходимость энциклопедии законоведения
«для начинающих и оканчивающих курс наук
юридических».
Учение Неволина о праве и государстве находится под заметным влиянием гегелевской философии права и ряда положений немецкой исторической школы права. Это влияние сочетается в учении Неволина с его стойкими религиозными взглядами (религиозное воспитание в семье священника, исходное богословское образование) и лояльным политическим отношением к тогдашней российской действительности (по образцу позитивно-реформаторской позиции его знаменитого наставника Сперанского). В целом можно сказать, что в условиях современной ему России Неволин был умеренным гегельянцем с историко-позитивистским подходом к российским реалиям.
Наряду
с высокой оценкой достоинств
гегелевской философии права
Неволин (в духе позитивистского
историзма) отмечал и ее недостатки.
«Все части великого здания права у Гегеля,
— писал он, — отделаны с величайшим искусством
и даже изяществом; целое отличается внутреннею
твердостью. Но эта философия права находится
слишком много под влиянием духа своего
времени. Она слишком мало приписывает
важности духу других времен и веков. В
этом заключается ее несовершенство».
Общим
предметом законоведения,
по Неволину, являются
законы. Сущность закона
— правда (справедливость): «Закон по
существу своему есть вообще правда».
Подлинный смысл правды (справедливости)
можно выявить и уяснить лишь путем философского
исследования. «Точным и твердым образом,
— подчеркивает Неволин, — существо правды
может быть определено только в философии».
Согласно его концепции философии законодательства,
понятие правды (справедливости) — это
проявление божественного начала в мире
нравственном, где божество открывает
себя при участии и посредстве людей. «Существа
нравственные сознают идею правды Божественной
и в своей воле осуществляют ее».
По самой
своей природе люди как нравственные
существа находятся в необходимом общении
с другими людьми. В таком общении правда
(справедливость), т. е. сущность закона,
— это «верность одного нравственного
существа целому обществу (союзу) нравственных
существ». Поясняя свое понимание правды
(справедливости), Неволин подчеркивает:
«Праведным мы называем не только все
то, что не противоречит свойству этого
общения (с отрицательной стороны), но
еще более то, что служит к сохранению
и укреплению союза нравственных существ
между собой (с положительной стороны);
Неправедным, Напротив, называем все то,
что ослабляет и разрушает этот всеобщий
союз нравственных существ».
В своем
непрерывном историческом развитии
люди как нравственные существа все
полнее и совершеннее проявляют,
раскрывают и выражают идею божественной
правды (справедливости) в своем бытии,
в многообразных формах человеческого
общения на разных «ступенях жизни общественной»
— в семье, роде, гражданском обществе,
государстве, союзе народов (межгосударственных
отношениях).
Эти общественные
формы (союзы) Неволин трактует одновременно
и как различные этапы в социально-историческом
развитии человечества, и как ступени
все более полного и определенного выражения
и воплощения начал правды (справедливости,
идеи законодательства) в общественной
жизни людей.
Каждый
высший или последующий союз, отмечает
Неволин, заключает в себе в качестве
своего звена и все низшие или
предшествующие. А каждое низшее общество
содержит в себе и все высшие,
по крайней мере в зародыше. «Не
везде, — отмечает Неволин, — общежитие
между людьми достигает высшей ступени...
Но если где народы достигают высшей ступени
общежития, то достигают не иначе, как
пройдя все низшие или непосредственно
в собственной жизни, или в лице других
народов, которые прошли за них эти ступени
и могут теперь поставить их прямо на одну
из высших».
Исходя
из гегелевской трактовки
Понятие
гражданского общества
Неволин определяет
следующим образом: «Совокупность лиц
самостоятельных, соединенных в одно общество
для удовлетворения их частных потребностей
общими силами, или совокупность лиц, соединенных
между собой общими нуждами и общими усилиями
для удовлетворения их, есть гражданское
общество». При этом Не-волин, в отличие
от Гегеля, под гражданским обществом
имеет в виду все исторические формы общества
на разных этапах его возникновения и
развития, а не только буржуазное общество
(т. е. исторически наиболее развитую в
ту эпоху форму общества). Вместе с тем
в своем определении гражданского общества
Неволин использует ряд характеристик,
которые по существу относятся к буржуазному
гражданскому обществу в гегелевском
понимании и толковании. Так, субъектами
гражданского общества у Неволина, как
и у Гегеля, выступают самостоятельные
(т. е. независимые) лица, которые в условиях
разделения труда и товарно-денежных отношений
преследуют свои особенные частные интересы
и удовлетворяют их собственными средствами
- произведениями собственного труда.
Характеризуя члена гражданского общества,
Неволин подчеркивает, что «во всех своих
действиях он прямо и непосредственно
имеет в виду свое частное благо».
Вопрос
о «происхождении
государства из гражданского
общества» Неволин трактует по гегелевской
схеме восхождения от абстрактного к конкретному:
«гражданское общество переходит к государству».
Государство при этом выступает как истинное
основание бытия и нравственно всеобщая,
неограниченная, бесконечная цель для
особенных и ограниченных целей членов
гражданского общества. Определение понятия
государства у Неволина звучит так: «Союз
лиц, которые при своих особенных целях
признают целью своей деятельности еще
цель нравственно-всеобщую - совокупность
всех высших целей человеческого духа,
есть государство». В государстве особенные
цели индивидов получают дальнейшее всестороннее
развитие, при этом цель деятельности
члена государства «не свое особенное
благо, но всеобщее благо, благо целого».
В
числе государственных
органов Неволин выделяет
верховную государственную
власть и различные
подчиненные власти,
предназначенные для
исполнения велений
верховной власти.
Верховная
власть выражает и осуществляет единство
государства. Она образуется и действует
в сфере законодательства и управления
на основе «твердого порядка», соответствующего
существу государства. В этой связи Неволин
в русле идей Ш Монтескье и исторической
школы права отмечает определяющее значение
«духа народа»: «Образ правления в государствах
никогда не бывает произведением человеческого
произвола; он развивается по необходимости
из самого характера и духа народа».
Законы
государства выполняют две
В своих
взаимоотношениях каждое государство
признает самостоятельность и