Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:06, реферат
Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 января 1772 — 11 февраля 1839) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и Императорской Академии наук (1819).
Сперанский
не только разработал, но и заложил
определённую систему
сдержек и противовесов
в деятельности высших
государственных органов при верховенстве
власти императора. Он утверждал, что уже
на основе этого задается само направление
реформ. Итак, Сперанский считал Россию
зрелой, чтобы приступить к реформам и
получить конституцию, обеспечивающую
не только гражданскую, но и политическую
свободу. В докладной записке Александру
I он возлагает надежды на то, что „если
Бог благословит все начинания, то к 1811-му
году… Россия воспримет новое бытие и
совершенно во всех частях преобразится“.
Сперанский утверждает, что в истории
нет примеров того, чтобы просвещенный
коммерческий народ долго оставался в
состоянии рабства и что нельзя избежать
потрясений, если государственное устройство
не соответствует духу времени. Поэтому
главы государств должны внимательно
наблюдать за развитием общественного
духа и приспособлять к нему политические
системы. Из этого Сперанский делал выводы,
что было бы большим преимуществом возникновение
в России конституции благодаря „благодетельному
вдохновению верховной власти“. Но верховная
власть в лице императора разделяла не
все пункты программы Сперанского. Александра
I вполне устраивали лишь частичные преобразования
крепостнической России, сдобренные либеральными
обещаниями и отвлеченными рассуждениями
о законе и свободе. Александр I был готов
принять все это. Но между тем испытывал
на себе и сильнейшее давление придворного
окружения, включая членов его семьи, стремившихся
не допустить радикальных преобразований
в России.
Также
одной из идей было совершенствование
„чиновничьей армии“ для будущих
реформ. 3 апреля 1809 г. был издан указ о
придворных званиях. Он менял порядок
получения званий и определённых привилегий.
Отныне эти звания надлежало рассматривать
как простые знаки отличия. Привилегии
же получали только те, кто нес государственную
службу. Указ, реформировавший порядок
получения придворных чинов, был подписан
императором, но ни для кого не было секретом,
кто являлся его действительным автором.
В течение долгих десятилетий отпрыски
знатнейших фамилий (буквально с колыбели)
получали придворные чины камер-юнкера
(соответственно — 5 класса), через некоторое
время — камергера (4 класса). При вступлении
по достижении определённого возраста
в гражданскую или военную службу они,
никогда и нигде не служившие, автоматически
занимали „высшие места“. Указом Сперанского
камер-юнкерам и камергерам, не состоящим
на действительной службе, предписывалось
в течение двух месяцев приискать себе
род деятельности (иначе — отставка).
Второй
мерой был опубликованный 6
августа 1809 г. указ о
новых правилах производства
в чины по гражданской
службе, в тайне подготовленный Сперанским.
В записке к государю под весьма непритязательным
названием коренился революционный план
коренного изменения порядка производства
в чины, установления прямой связи получения
чина с образовательным цензом. Это было
смелым покушением на систему чинопроизводства,
действующую с эпохи Петра I. Можно лишь
представить, сколько недоброжелателей
и врагов появилось у Михаила Михайловича
благодаря одному этому указу. Сперанский
протестует против чудовищной несправедливости,
когда выпускник юридического факультета
получает чины позже коллеги, нигде и никогда
толком не учившегося. Отныне чин коллежского
асессора, который ранее можно было получить
по выслуге лет, давался только тем чиновникам,
которые имели на руках свидетельство
об успешном окончании курса обучения
в одном из российских университетов или
выдержавшим экзамены по специальной
программе. В конце записки Сперанский
прямо говорит о вредоносности существующей
системы чинов по петровской „Табели
о рангах“, предлагая либо отменить их,
либо регламентировать получение чинов,
начиная с 6 класса, наличием университетского
диплома. Данная программа предусматривала
проверку знаний русского языка, одного
из иностранных языков, естественного,
римского, государственного и уголовного
права, всеобщей и русской истории, государственной
экономики, физики, географии и статистики
России. Чин коллежского асессора соответствовал
8-му классу „Табели о рангах“. Начиная
с этого класса и выше, чиновники имели
большие привилегии и высокие оклады.
Несложно догадаться, что желающих получить
его было много, а сдавать экзамены большинству
претендентов, как правило, немолодых,
было просто не под силу. Ненависть к новому
реформатору начинала возрастать. Император,
защитив верного товарища своей эгидой,
поднимал его по служебной лестнице.
Элементы
рыночных отношений в экономике
России были также освещены в проектах
М. М. Сперанского. Он разделял идеи экономиста
Адама Смита. Сперанский связывал будущее
экономического развития с развитием
коммерции, преобразованием финансовой
системы и денежного обращения. В первые
месяцы 1810 года состоялось обсуждение
проблемы регулирования государственных
финансов. Сперанский составил „План
финансов“, который лег в основу царского
манифеста от 2 февраля. Основная цель
этого документа заключалась в ликвидации
бюджетного дефицита. Согласно его содержанию
прекращался выпуск бумажных денег, сокращался
объём финансовых средств, финансовая
деятельность министров ставилась под
контроль. С целью пополнения государственной
казны подушная подать с 1 рубля была повышена
до 3-х, также вводился новый, небывалый
прежде налог — „подоходный прогрессивный“.
Меры эти дали положительный результат
и, как отмечал в дальнейшем сам Сперанский,
„переменив систему финансов… мы спасли
государство от банкротства“. Дефицит
бюджета сократился, а доходы казны возросли
за два года на 175 миллионов рублей.
Летом
1810 г. по инициативе Сперанского началась
реорганизация министерств, завершившаяся
к июню 1811 г. За это время было ликвидировано
министерство коммерции, были выделены
дела о внутренней безопасности, для которых
образовалось особое министерство полиции.
Сами министерства делились на департаменты
(с директором во главе), департаменты
— на отделения. Из высших чиновников
министерства составлялся совет министра,
а из всех министров — комитет министров
для обсуждения дел административного
и исполнительного характера.
К началу
1811 года Сперанский предложил и новый
проект преобразования Сената. Суть проекта
в значительной мере отличалась первоначальной.
Предполагалось разделить Сенат на
правительствующий и судебный. Состав
последнего предусматривал назначение
его членов следующим образом: одна часть
— от короны, другая выбиралась дворянством.
В силу различных внутренних и внешних
причин Сенат остался в прежнем состоянии,
да и сам Сперанский в конечном итоге пришёл
к выводу, что проект нужно отсрочить.
Отметим ещё, что в 1810 году по плану Сперанского,
был учрежден Царскосельский лицей.
Такой
была в общих чертах политическая
реформа. Крепостное состояние, суд, администрация,
законодательство — все нашло в себе место
и разрешение в этой грандиозной работе,
оставшейся памятником политических дарований,
далеко выходящих за уровень даже высокоталантливых
людей. Некоторые упрекают Сперанского
в том, что он мало уделял внимания крестьянской
реформе. У Сперанского мы читаем: „Отношения,
в которые поставлены оба эти класса (крестьяне
и помещики) окончательно уничтожают всякую
энергию в русском народе. Интерес дворянства
требует, чтобы крестьяне были ему полностью
подчинены; интерес крестьянства состоит
в том чтобы дворяне были также подчинены
короне… Престол всегда является крепостным
как единственный противовес имуществу
их господ“, т.е крепостное состояние
было несовместимо с политической свободой.
„Таким образом, Россия разделенная на
различные классы, истощает свои силы
в борьбе, которую эти классы ведут между
собой, и оставляет правительству весь
объём безграничной власти. Государство,
устроенное таким образом — то есть на
разделении враждебных классов — если
оно и будет иметь то или другое внешнее
устройство, — те и другие грамоты дворянству,
грамоты городам, два сената и столько
же парламентов, — есть государство деспотическое,
и пока оно будет состоять из тех же элементов
(враждующих сословий), ему невозможно
будет быть государством монархическим“.
Сознание необходимости, в интересах самой
политической реформы, упразднить крепостное
право, а равно и сознание необходимости,
чтобы перераспределение власти соответствовало
перераспределению политической силы,
явствует из рассуждения.
Теория
внутреннего и внешнего
образа правления.
Сперанский различает "внешний образ правления" (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и "внутренний образ правления", который определяется им как "расположение государственных сил".
Дело
не в том, писал мыслитель,
как государство называется, какие
законы и постановления
Главное, по его мнению, в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот, правительство является деспотическим. "Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутренний образ правления".
Рассуждение, что сила правительства может быть ограничена волей народа, Сперанский отвергает: "Это бы значило хотеть пространство измерить весом".
Действительная конституция страны существует не на бумаге ("внешний образ правления"), а в реальном ("вещественном") распределении сил государства на все состояния народа, подчеркивал он.
Исходя
из изложенного, Сперанский
Разделение
на дворян и рабов (их
Из
радикальных теоретических
В
России много земель и
Ссылаясь
на то, что никакое европейское
государство, в связи с
1809
г. «введение к
уложению государственных
законов»
По заданию
Александра I , в 1809 г. М.М. Сперанский
подготовил “Введение к уложению
государственных законов”, “Проект
уложения государственных законов Российской
империи” и связанные с ними записки и
проекты.
Целью
любого государства, отмечал Сперанский,
является обеспечение безопасности
личности, собственности и чести
каждого. Поначалу существовали лишь деспотические
правительства, воле и усмотрению которых
народ предоставил правила достижения
этой цели. Затем предпринимались попытки
народа принять коренные законы, ставящие
пределы самодержавной воле. Собрание
этих коренных законов называется “конституция”.
Однако конституция останется пустой
теорией, если у законодательной власти
не будет сил заставить исполнительную
власть подчиняться конституции. Суть
дела в том, полагал Сперанский, что любое
правительство стремится к самовластию
и для достижения этой цели ослабляет
народ, делит его на борющиеся между собой
классы по принципу “разделяй и властвуй”.
В этих условиях тщетно писать конституции,
не обеспечив их выполнение действительной
государственной силой.