Роль П.А.Столыпина в модернизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:59, научная работа

Описание работы

Цель работы: попытаться разобраться в идеях и замыслах П.А.Столыпина., показать его роль в модернизации России на рубеже XIX-XX веков.


Задачи работы:

1.Изучить биографические сведенья о П.А. Столыпине

2.Изучить исторические документы касающиеся реформ П.А. Столыпина и модернизации России на рубеже XIX-XX веков.

3.Сделать вывод о значимости П.А.Столыпина и проведенных им реформ в модернизации России

Содержание

Введение

Глава I. Биографические сведения о П.А.Столыпине

1.1.Происхождение и начало жизненного пути

1.2.Начало карьеры

1.3.Государственный деятель

1.4.Киевское покушение

Глава II. Модернизация России на рубеже XIX и XX веков

2.1.Сущность и задачи модернизации

2.2.Страна и люди накануне модернизации

Глава III. Основные направления и итоги столыпинских реформ

3.1.Экономика, финансы, инфраструктура

3.2.Местное управление и самоуправление

3.3.Социальная политика

3.4.Образование, наука и культура

3.5.Военная реформа

3.6.Земельная реформа

3.7.Аграрная реформа

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

За интеллигенцией психологически тянулись и новые  городские слои. Но они не обладали ни стремлением к социальной стабильности, ни культурным уровнем интеллигенции. Вот как описывал этих людей русский философ Г. Федотов: «Иногда это чеховский телеграфист или писарь, иногда парикмахер, приказчик, студент или реже рабочий. Профессия новых людей бывает иногда удивительной: банщик, портной, цирковой артист, парикмахер сыграли большую роль в коммунистической революции, чем фабричный рабочий». Такие люди в неустойчивой социально-психологической атмосфере оказыва лись весьма податливы на яркие, но упрощенные лозунги, и нередко сами становились лидерами различных движений.  

Несмотря на кажущуюся стабильность и неподвижность  аграрного сектора, в нем также  шли глубокие социальные изменения. Деревня расслаивалась, что подрывало  устойчивое господство «мира». В целом  российская деревня продолжала и  в начале XX века сохранять традиционный, патриархальный характер с господством патриархальной семьи и морали. Сельскохозяйственный трудовой цикл строго регламентировал уклад жизни. Однако внимательные и талантливые писатели, такие, как И. А. Бунин, А. П. Чехов, объективные исследователи указывали, что патриархальный консерватизм деревни неустойчив. Пореформенное время выделило крестьян, активно стремившихся к расширению хозяйства, росту его доходности, повышению товарности (то есть включению в активные рыночные отношения). К числу деревенской верхушки принадлежали и сельские богатеи иного рода: те, кто пользовался слабостями односельчан, давал деньги в рост. Если первые стремились к выходу из «мира», ведению самостоятельного хозяйства, то вторые предпочитали обогащаться, используя социальную ситуацию общины к своей выгоде.  
На сельский быт стали оказывать влияние односельчане, которые постоянно или на время перебирались в города.
 

Слой крестьян-бедняков (а в нем крестьянин мог оказаться  как по не зависящим от него, так  и по субъективным причинам) в ряде губерний увеличивался. Власть «мира» — а нередко просто влиятельной группы односельчан — доходила до вынесения решений о телесных наказаниях. Попытки в 1900 г. отменить это право оказались безуспешными. Социальное расслоение крестьянства, неуклонное нарушение уклада патриархальной жизни делали социально-психологические процессы в крестьянской среде взрывоопасными.  
Ощущение недовольства и смутная тяга к переменам постепенно проникали во все слои населения сверху донизу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Основные направления столыпинских реформ

3.1. Экономика, финансы, инфраструктура

 

           Гражданская свобода  не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому  одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для предпринимателей разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей широкий простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный принцип организации акционерных обществ. Правительство предоставило предпринимателям широкие возможности для эксплуатации природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Государство также пошло на реформирование нормативной базы для совершенствования финансово-кредитной системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита.  
           

Предполагалось  провести серьезные преобразования и в области налоговой системы. Во-первых, планировалось упорядочить  налоги, на что и было направлено "Положение о поземельном и  промысловом налогах". Во-вторых, налоговая система должна была стать  социально ориентированной, что бы способствовало поддержанию внутреннего мира в России. Для этого правительство предлагало ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Минимальная сумма, с которой бы он взимался, была по тем временам весьма значительной - 850 р. Причем, подразумевался индивидуальный подход при назначении суммы налогов. Устанавливалась целая система льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов могла заметно снижаться. Таким образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятие остроты конфликтов между различными общественными группами.  
          

При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры. Государство несло большие финансовые расходы на строительство новых, стратегически значимых железнодорожных магистралей: второй путь Сибирской магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. Кроме того, в годы премьерства П.А. Столыпина активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации.  
           

В экономической  сфере правительство П.А. Столыпина  одновременно решало две задачи. С  одной стороны, оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства. С другой, оно заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Оно определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.  
 
 
 

3.2Местное  управление и самоуправление

 

           Институты гражданского общества только тогда приобретают  жизнь, когда они могут участвовать  в процессе выработки решений  на всех уровнях государственного управления. Поэтому важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. В Российской империи, начиная с 1864 г., существовала земство, которое после 1890 г. имело многие черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности.  
           

Уже в 1907 г. были внесены в Государственную  думу "Положение о поселковом управление" и "Положение о  волостном управлении". Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно "Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений", сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.  
           

Вместе  с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.  
           

П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной  стороны, он добивался большей эффективности  власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два  столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с  широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия.

3.3.Социальная  политика

На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности  государства за уровень жизни  своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив станет одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина  
Его правительство предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.  
В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев". Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов иМинистерству путей сообщений).  
            При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.  
Цель социальной политики П.А. Столыпина-формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на "разных языках".

3.4.Образование,  наука и культура

 

            Системная  модернизация без приобщения  большинства населения к хотя  бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системо образующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.  
            Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.  
            При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.  
            Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Информация о работе Роль П.А.Столыпина в модернизации России