Роль П.А.Столыпина в модернизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:59, научная работа

Описание работы

Цель работы: попытаться разобраться в идеях и замыслах П.А.Столыпина., показать его роль в модернизации России на рубеже XIX-XX веков.


Задачи работы:

1.Изучить биографические сведенья о П.А. Столыпине

2.Изучить исторические документы касающиеся реформ П.А. Столыпина и модернизации России на рубеже XIX-XX веков.

3.Сделать вывод о значимости П.А.Столыпина и проведенных им реформ в модернизации России

Содержание

Введение

Глава I. Биографические сведения о П.А.Столыпине

1.1.Происхождение и начало жизненного пути

1.2.Начало карьеры

1.3.Государственный деятель

1.4.Киевское покушение

Глава II. Модернизация России на рубеже XIX и XX веков

2.1.Сущность и задачи модернизации

2.2.Страна и люди накануне модернизации

Глава III. Основные направления и итоги столыпинских реформ

3.1.Экономика, финансы, инфраструктура

3.2.Местное управление и самоуправление

3.3.Социальная политика

3.4.Образование, наука и культура

3.5.Военная реформа

3.6.Земельная реформа

3.7.Аграрная реформа

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

В 1899 году О. Б. Столыпиной по наследству от отца перешло имение Чулпановка в Чистопольском уезде Казанской губернии (4845 десятин). В результате всех наследований, покупок и продаж оказалось, что в руках семейства Столыпиных по разным губерниям числится 7450 десятин земли. П. А. Столыпин не входил в разряд крупнейших латифундистов, но занимал видное место в среде российского поместного дворянства. В 1899 году Столыпин был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. В губернской иерархии эта должность стояла на втором месте (после губернато-ра). Одно из первых дел Столыпина на новом посту заключалось в создании Ковенского общества сельского хозяйства.

Летом 1902 года П. А. Столыпин был назначен гродненским губернатором. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. В 1903 году Столыпин был назначен саратовским губернатором.

В 1904 году началась война с Японией. 8 марта состоялась первая встреча с Николаем II. Столыпин сообщал жене, что государь ”был крайне ласков и разговорчив: говорил про губернию, про пробудившийся патриотизм… Закончил уверенностью, что всё в губернии пойдёт хорошо”. 

В мае 1904 года в  Саратовской губернии начались крестьянские беспорядки – явление, с которым  новый губернатор прежде не сталкивался. “Выезжаю в Аткарский уезд, где  опять беспорядки, - писал он жене 19 мая в Колноберже. – Думаю, что в один день покончу. Там крестьяне обыкновенно тихие и надеюсь обойтись без экзекуции. Скучно постоянно прерывать работу такими случая-ми”. 

Грозовая атмосфера  лета 1904 года разрядилась 15 июля убийством  Плеве. Новым министром внутренних дел стал князь П. Д. Святополк-Мирский. Началась “либеральная весна”, столь трагично завершившаяся 9 января 1905 года.

“Кровавое воскресенье” стало первым днём первой русской революции. Вскоре в Саратове и других городах губернии начались забастовки, митинги и демонстрации.

Летом 1905 года Саратовская  губерния стала одним из главных  очагов крестьянского движения. 

В сопровождении  казаков Столыпин разъезжал по мятежным деревням. “Высокий рост, косая сажень в плечах, что не мешало стройности его фигуры, соколиный взгляд, властный тон – придавали ему вид достойного представителя власти, начальника и хозяина губернии”, - вспоминал один из крестьян, видевший Столыпина в те дни. Против крестьян Столыпин действовал напористо и бесцеремонно. Выступая на сельских сходах, губернатор употреблял много бранных слов, грозил Сибирью, каторгой и казаками, сурово пресекал возражения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Государственный  деятель

До сих пор  не вполне ясно, какие пружины вытолкнули П. А. Столыпина, сравнительно молодого и малоизвестного в столице губернатора, на ключевой в российской администрации пост. Впервые его кандидатура обсуждалась в октябре 1905 года на совещании С. Ю. Витте с общественными деятелями. Обер-прокурор Синода князь А. Д. Оболенский, родственник Столыпина, предложил его на пост министра внутренних дел, стараясь вывести переговоры из тупика. Но Витте не хотел видеть на этом посту никого другого, кроме П. Н. Дурново, общественные же деятели мало что знали о Столыпине. 

Вторично вопрос о нём встал в апреле 1906 года, когда уходило в отставку правительство Витте.

Американская  исследовательница М. Конрой считает, что своим назначением Столыпин во многом был обязан своему шурину Д. Б. Нейдгардту, удалённому с поста  одесского градоначальника (в связи  с еврейским погромом), но сохранившему влияние при дворе. В. С. Дякин отмечает особо активную роль в выдвижении Столыпина управляющего Кабинетом его величества князя Н. Д. Оболенского. Замена, перед самым созывом Думы, либерального премьера Витте на реакционного И. Л. Горемыкина была вызовом общественному мнению. И чтобы вместе с тем его озадачить, было решено заменить прямолинейного карателя Дурново на более либерального министра. Выбор пал на Столыпина.

“Достигнув  власти без труда и борьбы, силою  одной лишь удачи и родственных связей, Столыпин всю свою недолгую, но блестящую карьеру чувствовал над собой попечительную руку Провидения”, - вспоминал товарищ министра внутренних дел С. Е. Крыжановский.

В мае 1906 года собрался первый съезд уполномоченных дворянских обществ. На съезде был избран постоянно действующий Совет объединённого дворянства. Во время частных переговоров со Столыпиным он обещал поддержку правительству на следующих условиях:

1)роспуск Думы;

2)введение “скорорешительных  судов”;

3)прекращение  переговоров с либеральными деятелями о вхождении их в правительство;

4)изменение  избирательного закона.

I Дума была распущена 8 июля 1906 года. Соглашение правительства с представителями поместного дворянства постепенно исполнялось, и налицо была определённая консолидация контрреволюционных сил, чему немало содействовал министр внутренних дел.

Правительство пошло на роспуск Думы не без внутреннего  трепета. И действительно, на какое-то время обстановка в стране резко  накалилась. 

Вскоре под  самым Петербургом начались военные восстания. 18 июля восставшая Свеаборгская крепость провозгласила лозунги: ”Учредительное собрание”, “Земля и воля”. Через два дня произошли восстания в Кронштадте и на крейсере “Память Азова”, стоявшем на ревельском рейде.

С. Н. Сыромятников, близкий сотрудник П. А. Столыпина, явившись к нему однажды утром, застал его в халате. ”Вы нездоровы” – спросил Сыромятников. “Нет, - отвечал Столыпин, - мне сообщили ночью, что какой-то крейсер идёт бомбардировать Петербург. Я звонил по телефону целую ночь, пока удалось найти батарею и поставить её при входе в Неву, чтобы расстрелять его. По счастью, крейсер ушёл в море. Но я не спал всю ночь.”

Восстания были быстро подавлены, после чего последовали  многочисленные расстрелы. В такой  обстановке Столыпин, уже в качестве премьера, вновь начал переговоры о вхождении в правительство общественных деятелей. Вместе с Горемыкиным в отставку были удалены известные реакционеры А. А. Ширинский-Шихматов (обер-прокурор Синода) и А. С. Стишинский (главноуправляющий землеустройством и земледелием). Предполагалось, что их места займут представители общественности.

15 июля на  министерской даче состоялась  его встреча с земскими деятелями  Д. Н. Шиповым и князем Г.  Е. Львовым (будущим председателем  Временного правительства). Разговор, однако, не получился. Тем не менее, не желая обрывать переговоры, земские деятели выдвинули ряд условий своего вхождения в правительство. Главные из них сводились к предоставлению общественным деятелям половины мест в кабинете (включая пост министра внутренних дел), выработке и публикации правительственной программы, немедленной приостановке смертных казней и скорейшему созыву Думы. Граф П. А. Гейден, с которым П. А. Столыпин встретился через два дня, был согласен на предоставление общественным деятелям пяти мест в правительстве, но при условии принятия последними определённой, согласованной программы.

Однако царь был против вступления в правительство  “целой группы лиц с какой-то программой”. 

П. А. Столыпину  так и не удалось освежить кабинет  министров. Правительство в основном осталось горемыкинским. Не все его члены были единомышлени-ками Столыпина. Министр финансов В. Н. Коковцов, опытный государствен-ный деятель и второе по значению лицо в каби нете, не скрывал скептического отношения к аграрным начинаниям Столыпина и жалел на них денег. В оппози-ции иногда оказавался и князь Б. А. Васильчиков, назначенный на пост главно-управляющего землеустройством и земледелием.

Драматические события в августе 1906 года показали, что правительство по-прежнему на первый план ставит борьбу с революционным движением. 12 августа к министерской даче на Аптекарском острове подкатило ландо с двумя жандармскими офицерами и одним человеком в штатском. Опытный швейцар заметил у офицеров несоответствие в форме. Вызвали подозрение и портфели, которые бережно держали все трое. Однако швейцару не удалось их остановить. Вбежав в переднюю, они натолкнулись на генерала, ведавшего охраной. Тогда они швырнули портфели и взрывом мгновенно разметало дачу. Убито было 27 человек, в том числе три террориста (Э. Забельшанский, И. М. Типунков и Н. И. Иванов), принадлежавшие к одной из максималистких групп, отколовшихся от партии эсеров. Среди раненых оказались дети Столыпина: трёхлетний Аркадий и пятнадцатилетняя Наташа. Единственной комнатой, которая не пострадала, был кабинет Столыпина, где в момент взрыва он и находился. Покушение ещё более укрепило престиж Столыпина в правящих кругах.

По предложению  царя Столыпин переехал вместе с семьёй в Зимний дворец, охранявшийся более  надёжно. 19 августа 1906 года в чрезвычайном порядке, по 87-й статье Основных законов, был принят указ о военно-полевых судах. Впоследствии Столыпин признавался, что подобные меры – это “тяжёлый крест”, который ему приходится нести против своей воли. 2 декабря 1906 года в петербургском Таврическом саду террористы Березин и Воробьёв совершили нападение на усмирителя московского восстания Ф. В. Дубасова. 

Официальных сведений о числе жертв военно-полевых  судов нет. По подсчётам исследователей, за восемь месяцев (с августа 1906 года по апрель 1907 года) они вынесли смертные приговоры 1102 человекам.

А. С. Изгоев, один из первых биографов Столыпина, писал, что в его времена “ценность  человеческой жизни, никогда в России высоко не стоявшая, упала ещё значительно  ниже”. 

Большинство мемуаристов и историков не считает Столыпина “генератором идей”. Хотя мы помним, что он имел достаточно твёрдые взгляды относительно общины, хуторов, отрубов, рабочего страхования и народного просвещения. Оказавшись во главе правительства, он затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но лежали без движения вследствие бюрократической привычки откладывать любое крупное дело. В итоге Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований. 24 августа 1906 года правительство опубликовало декларацию, в которой пыталось оправдать свою политику массовых репрессий. 25 августа Столыпиным  была обнародована программа в которой он изложил основные направления своей политики  

27 августа 1906 года по 87-й статье был принят указ о передаче Крестьянскому банку для продажи части казённых земель. Столыпин придавал большое значение этому указу, считая, что тем самым он перехватывает у кадетов идею “общегосударственного земельного фонда” для наделения наиболее малоземельных крестьян и оставляет ни с чем своих главных оппонентов.

5 октября 1906 года последовал указ об отмене  некоторых ограничений в правах  крестьян. Этим указом были окончательно  отменены подушная подать и  круговая порука, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменён закон против семейных разделов, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах. 
 

1.4. Киевское покушение

Было высказано  много разных точек зрения на покушение, я хочу привести здесь статью из газеты “Русское Слово” в № от 3/16 сентября: “Безумие. Покушение на убийство П. А. Столыпина с любой точки  зрения является актом безумия, стоящим  за пределами здравого смысла. Нет надобности говорить о том, что убийство есть всегда убийство. Стреляние из-за угла в беззащитного человека на всех языках заклеймено одним и тем же термином. Мы не будем углубляться в обстановку безумного покушения, учиненного агентом сыскной полиции, не порвавшим своих связей с террористами. Моральное уродство людей выступает во всей своей наготе. Афишируя это уродство такими позорными актами, террористы выдают себе заслуженную аттестацию, против которой люди здравого смысла возражать не станут. Россия не нуждается в проявлениях дикого варварства. Наша родина стремится к мирному и безостановочному развитию своей внутренней жизни. Террористы являются закоренелыми врагами нашего прогресса. Они очень хорошо знают, что их дикие, безумные выступления открывают дорогу реакции. И эти люди говорят, что они геройски приносят себя в жертву высшим интересам родины!… Пусть же они знают, что на их безумие Россия ответит гневным негодованием, которое выразится в общем осуждении кровавой мести и варварской расправы.” 

Безусловно смерть Столыпина связана с его деятельностью  на посту председателя Совета министров. Мне кажется, что этот конец был  уготовлен ему ещё тогда, когда  он стал саратовским губернатором. Интересно мнение В. И. Ленина по этому  вопросу:

 ”Умерщвление  обер-вещателя Столыпина совпало  с тем моментом, когда целый  ряд признаков стал свидетельствовать  об окончании первой полосы  в истории русской контрреволюции. Поэтому событие 1 сентября, очень  маловажное само по себе, вновь  ставит на очередь вопрос первой важности о содержании и значении нашей контрреволюции. 

Информация о работе Роль П.А.Столыпина в модернизации России