Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:06, реферат
Проблема истории крестьянского вопроса в правительственной политике России предреформенного времени достаточно хорошо изучена. Вместе с тем, остаются и серьёзные лакуны, оставляющие достаточно места для исследователя. В особенности это относится, на наш взгляд, к истории рассмотрения этого вопроса в первом из секретных комитетов николаевского времени -- Комитете 6 декабря 1826 года, оставившем большое наследие для занимавшихся крестьянским вопросом в последние десятилетия перед реформой 1861 года, так как выдвинутые там идеи, да и предложенная форма их осуществления неоднократно впоследствие использовались николаевскими реформаторами, правда, без особого успеха. Крестьянский вопрос также имеет важное значение для понимания причин нарастании эмансипационных настроений в правящем сословии, особенно в высшей бюрократии, в последние десятилетия перед отменой крепостного права, что сыграло, как известно, весьма
Введение
1. Положение крестьян в России в начале 19 века
2. Проблема рассмотрения крестьянского вопроса в России в начале 19 века в российской историографии
Литература
Свою лепту в
изучение вопроса внёс и Н.Я.Эйдельман,
коснувшийся в одной из статей
проблемы определения
В другом своём исследовании
Н.Эйдельман дал краткую
С.В.Мироненко монографическом
исследовании также коснулся рассматриваемого
вопроса. Прежде всего, он обратил внимание
на тайну, скрывавшую от общества деятельность
11-и секретных комитетов (в число
которых он включил и комитет
под руководством Д.А.Гурьева 1818 г.)
по крестьянскому вопросу. Главной
причиной их секретности, по мнению учёного,
был «страх и перед дворянством,
и перед крестьянством... В тайне
верховной власти виделась лучшая гарантия
успеха. И в этом в который уже раз
необыкновенно ярко и наглядно проявилась
ограниченность самодержавного строя.
Лишь преодолев недоверие к обществу,
передав ему часть своих прерогатив, сделав
первый, пусть самый незначительный шаг
к изменению своей собственной сути, самодержавие
в конце 1850-х годов сумело вплотную подойти
к реформе, а затем и осуществить ее. Неудача
всех одиннадцати секретных комитетов
-- убедительное доказательство сказанного.
Сравнительная легкость, с которой правительству
удалось преобразовать государственную
деревню, объяснялась тем, что здесь не
затрагивались интересы помещиков-крепостников».
Особое внимание
историк всё же обратил на начальный
этап деятельности комитетов, прежде всего,
Комитета 6 декабря 1826 г. Характерным, по
мнению автора, явлением было то, что
«вначале правительство в ряде комитетов
пыталось разобраться в общих
принципах, которые можно было бы
принять при решении
В последующем издании
С.Мироненко несколько
Эту точку зрения
разделяет, в целом, и П.Н.Зырянов,
автор новейшего учебника по отечественной
истории для вузов: «В первые годы
царствования Николай I не придавал большого
значения крестьянскому вопросу. Постепенно,
однако, царь и его ближайшее окружение
приходили к мысли, что крепостное право
таит в себе опасность новой пугачевщины,
что оно задерживает развитие производительных
сил страны и ставит ее в невыгодное положение
перед другими странами -- в том числе в
военном отношении» 25.
Б.Г.Литвак, говоря о
кризисе крепостничества в
В одной из своих
последних статей, посвящённой общественной
борьбе в период подготовки крестьянской
реформы, И.Д.Ковальченко указывал, что
«исходным рубежом размежевания направлений
общественной мысли и освободительного
движения было отношение к крепостничеству.
В этом плане отчетливо выделяются два
лагеря идейных и общественных направлений
-- консервативный и либерально-радикальный.
Разумеется, в каждом из них были свои
существенно отличные внутренние течения.
Различия между этими течениями были связаны
с решением вопроса о том, как сохранить
старое или как перейти от старой системы
социально-экономических отношений к
новой системе, т.е. каковы должны быть
содержание преобразований и методы их
проведения. В этой связи нельзя стирать
или вовсе игнорировать различия, например,
между теми консерваторами, которые стояли
за сохранение крепостничества в неизменном
виде, и теми, кто допускал возможность
при сохранении сути этих отношений перехода
к их более мягким формам».
Говоря далее про
подобных консерваторов, историк отмечает,
что важная сторона их деятельности,
кроме всего прочего, состояла в
том, «что они подталкивали правящую
верхушку и прежде всего императора
к каким-то практическим действиям»,
тем более в ряде случаев придворные
круги и сам император могли
не иметь определенной позиции в
данном вопросе. Наконец, в вопросе
о деятельности секретных комитетов
николаевского времени автор
придерживается традиционного мнения,
о том, что их деятельность «была
направлена на то, чтобы похоронить
вопрос о крепостном праве в бесплодных
обсуждениях».
В одном из современных
изданий -- «Истории России в портретах»
-- также дается характеристика политики
самодержавия по крестьянскому вопросу
при Николае. Авторы труда отмечают, что
интерес властей к этой проблеме «был
вынужденным из-за частых крестьянский
волнений». При этом, «в царствование Николая
I по крестьянскому вопросу было сделано
во всяком случае больше, чем в царствование
"либерального" Александра I, и немало
проведено подготовительной, аналитической
работы для принятия его преемником Александром
II решения об отмене крепостного права.
Однако практические результаты работы
были мизерные... Николай I не мог решиться
на серьезную ломку существовавшего социального
порядка…Вопрос об освобождении крестьян
от крепостничества государь считал делом
будущего и думал, что оно должно совершаться
постепенно с непременным сохранением
права помещиков на землю. Чтобы хоть как-то
облегчить положение крепостных крестьян,
не затрагивая основ крепостничества,
Николай ... принял ряд мер по ограничению
личной зависимости крепостных от помещиков
в тех сферах, где проявления крепостничества
однозначно смахивали на рабовладение...
Однако такие меры носили в основном рекомендательный
характер и были не обязательными для
исполнения». Применительно к истории
Комитета 6 декабря 1826 г. авторы издания
отмечают, что его главным и единственным
итогом стал проект закона о состояниях,
обсуждавшийся и принятый Государственным
советом, но не реализованный из-за внешнеполитических
обстоятельств и возражений великого
князя Константина.
В одной из статей
Т.А.Капустиной о Николае I высказывается
мнение, что «крестьянский вопрос
во внутренней политике занимал ведущее
место, но результаты, достигнутые на
путях его решения, не соответствовали
затраченным усилиям. Причину этого
следует искать как в личных взглядах
императора, так и в условиях,
в которых ему приходилось
проводить свою политику в жизнь.
Лично сам император относился
к крепостному праву
Однако, по-видимому,
Николай I вообще не представлял себе
такой государственный строй, где
народ был бы свободен от государственной
опеки. Он смотрел на дворянство как
на агента правительственной власти
над крестьянством. В этих взглядах
следует искать объяснение нерешительности
мер по крестьянскому вопросу, предпринятых
в царствование Николая I, которые
сводились лишь к частным поправкам
и изменениям. Но и на этом пути император
не находил себе достаточной поддержки
даже среди наиболее близких к
нему лиц. Теоретик николаевской правительственной
системы... граф С.С.Уваров утверждал, что
"вопрос о крепостном праве тесно
связан с вопросом о самодержавии".
Это две параллельные силы, которые
развивались вместе, у того и у
другого одно историческое начало,
и законность их одинакова, "поэтому
отмена крепостного права неминуемо
приведет к краху самодержавия".
В заключение автор утверждает, что
"попытки решить крестьянский вопрос
в царствование Николая I показывают,
что даже царь, пытавшийся быть самодержцем
в полном смысле слова, не мог проявить
неуступчивости по отношению к дворянству,
вопреки своим собственным
В новейшем исследовании
Р.Г.Эймонтовой подчёркивается нарастание
в политике Николая I реакционных настроений,
хотя облик самого монарха, строй его мыслей,
вряд ли менялся в течение всего царствования.
Показательно следующее высказывание
историка. Указывая на факт сравнения
Николая I с Петром I у современников, она
решительно противостоит этому: «Но, конечно,
по масштабам и плодотворности деятельности
он несоизмерим с Петром I, а ее направленность
была во многом противоположна петровской
(особенно в отношении к Западу и западноевропейской
цивилизации)... Император Николай Павлович
показал себя человеком самостоятельным,
способным на решительные организационные
перестройки. Но, как правило, введенные
им новшества имели целью консервацию
основ старого порядка».
Останавливаясь на
деятельности Комитета 6 декабря 1826 г.,
автор не акцентирует внимания на
оппозицию его планам самого Комитета,
а, наоборот, подчёркивает единодушие
его членов и даже членов Государственного
совета, поддержавших в 1830 г. проект Дополнительного
закона о состояниях, объясняя провал
последнего колебаниями самого монарха,
влиянием его родственников -- великих
князей Константина Павловича и
Михаила Павловича, а также сложной
международной ситуацией -- Июльской
революцией во Франции 1830 г. и др. При этом
показательна следующая сентенция автора:
«Принятые в царствование Николая I меры
по ограничению крепостного права в большинстве
случаев не дали сколько-нибудь значительных
результатов. В научной литературе нередко
делается упор на то, что император не
встречал поддержки в своем ближайшем
окружении. Но не забудем, что это окружение
создавал он сам» .