Эдуард Грей: политический портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Такова однозначная позиция советских историков. В их оценке Эдуард Грей предстаёт как хитрый и двуличный политик, начисто лишённый каких бы то ни было положительных качеств. Для них виновность Грея в развязывании Первой мировой войны – это догма, не требующая доказательств. Совсем другой точки зрения придерживаются зарубежные английские и американские историки и современники Грея, в том числе и русские дипломаты. При этом, они опираются на оценки и воспоминания современников Грея.

Содержание

Введение с.3-15.

Глава 1. Положение Великобритании на мировой арене в начале с.16-20. политической деятельности Эдуарда Грея

Глава 2. Биография Эдуарда Грея с.22-30.

Глава 3. На посту министра иностранных дел с.33-88.

1. Европейская политика Эдуарда Грея.

2. Дальневосточная политика Эдуарда Грея.

3. Среднеазиатская политика Эдуарда Грея.

4. Роль Эдуарда Грея в Июльском кризисе 1914-ого года

5. Деятельность Эдуарда Грея в августе 1914-декабре 1916 г.г.

Заключение с.89-90.

Список источников с. 91.

Список литературы с. 93-94.

Примечание

Работа содержит 1 файл

Грей. 4 курс. Черновик..doc

— 782.50 Кб (Скачать)

     Зимой 1905-06 г.г. особенно усилилось стремление Англии к соглашению с Россией. Английские банкиры были готовы предоставить России столь необходимый для неё займ, в случае, если англо-русские переговоры пойдут в нужном направлении. Кембелл-Баннерман и Грей заявляли, что целью либералов является желание достигнуть согласия с правительством России там, где сталкиваются их интересы.

     Задачу убедить Николая II пойти на соглашение с Англией в дни апогея революции взял на себя Эдуард VII. Нелишним будет вспомнить, что роль монарха при кабинете Бальфура очень резко упала. Эта же тенденция наблюдается и при кабинете Кембелла-Баннермана, и при кабинете Асквита. И с Эдуардом VII, и с Георгом V фактически не консультировались в вопросах касательно внешней политики, а скорее просто информировали о происходящем. Доклады королям носили поверхностный характер. Однако при этом лично Эдуард Грей сохранял замечательные личные отношения и с королём Эдуардом, и с королём Георгом.169

     Эдуард  VII очень долго лично убеждал Николая II в искренности желания английского правительства и оппозиции установить дружеские отношения с Россией. Англия не имела намерения расширять границы империи. Не нужно, по мнению Эдуарда, выдвигать программы соглашения, а обсуждать каждый вопрос в отдельности. Такое соглашение не должно рассматриваться, как направленное против какой-либо державы. Царь в ответ заверил, что как только обе державы согласятся соблюдать целостность Персии, все вопросы, в том числе вопросы, связанные с Персией, будут разрешены без задержки. Эдуард Грей, ознакомившись с деталями этой беседы двух монархов, заявил, что процветающая Россия жизненно необходима для Европы, и, в частности, для Англии. Он надеется, что переговоры по урегулированию спорных вопросов начнутся как можно скорее.170 Можно говорить о том, что Англия не только была готова пойти на соглашение с Россией, но и в значительной мере была уверена в осуществлении своих планов.      

     В английских правительственных кругах Эдуард Грей считался известным русофилом с начала XX века. Многие видные представители партии вигов занимали подобную позицию ещё в конце XIX века, понимая, что в дальнейшем союз с Россией может быть очень и очень полезен.171

     В момент прихода Грея в министерство ему срочно пришлось решать следующие конкретные вопросы:

     1. Определить поведение английской  дипломатии на конференции в Альхесирасе, на которой представители великих держав должны были урегулировать марокканский кризис.

     2. Оказать помощь французскому правительству в определении позицию по отношению к Германии.

     3. Выбрать момент для возобновления  переговоров с Россией о спорных  вопросах в Азии.172

     Последняя задача являлась наиболее важной для  английской дипломатии. Она включала в себя оценку перспектив дальнейшего развития англо-русского сотрудничества. Кроме того, необходимо было провести переговоры о займе, который царское правительство надеялось получить у французских банкиров.

     Однако  в реализации своего внешнеполитического  курса Грей наталкивался на серьёзную оппозицию. С одной стороны его политикой были недовольны английские финансисты, управляющие Индией. Они были против каких-либо уступок России и вообще не одобряли англо-русское сотрудничество. Форин-офис всегда запрашивал и учитывал мнение англо-индийского правительства по любому, даже частному, вопросу, который касался Средней Азии. С другой стороны, лейбористы добивались того, чтобы соглашение было заключено с правительством Думы Российской империи, а не помимо неё. Эта установка проводилась ими очень настойчиво.

     Эдуард  Грей, в отличие от своего предшественника, учитывал мнение оппозиции, поскольку ему приходилось сталкиваться с ней в парламенте. Это выражалось, главным образом, в форме объяснений в рамках общего курса. Дело в том, что парламент имел право, и широко им пользовался, делать запросы по поводу тех или иных событий касательно внешне политики. Но поскольку парламент обсуждал только общие контуры внешнеполитического курса, а конкретная повседневная работа оставалась секретной, то Грею оставалось только найти приемлемые для оппозиции аргументы в защиту действий правительства.

     10 января 1906 года французский посол в Лондоне Поль Камбон в связи с приближением конференции в Альхесирасе, запросил Грея, гарантирует ли он помощь Франции в случае, если конференция закончиться разрывом и Германия решиться на войну. Грей ответил, что в случае если война начнётся, английское общественное мнение будет на стороне Франции, но формальное согласие на военную помощь со стороны Англии он дать не в состоянии. Тогда Камбон попросил хотя бы начать переговоры между генеральными штабами. Грей переговорил с военным министром Холдейном и тот дал указание штабу начать переговоры с французским военным атташе.173

     Эти переговоры велись в строжайшей тайне, даже Кемпбелл-Баннерман не был полностью о них информирован. Надо сказать, что Грей вершил внешнюю политику фактически самостоятельно с 1905 по 1914 г.г. За это время он фактически не разу ни выступил перед правительством со сколько нибудь исчерпывающим докладом относительно своего внешнеполитического курса.174 Фактически руководство страной осуществлял комитет "имперской обороны", куда входили Асквит, Грей, Холден, Черчилль и Ллойд-Джордж175. В результате было зафиксировано, что если Англия вступит в войну, то переправит во Францию всего 4 дивизии.    

     Грей, определяя позицию английского  правительства во франко-германском конфликте из-за Марокко, конечно, исходил из того непреложного факта, что германское правительство стремится разрушить англо-французское соглашение, предупредить англо-русское соглашение и реализовать планы континентальной группировки. Однако, давая уклончивые ответы французской стороне, он, вероятно, считал, что тем самым Франция будет намного менее агрессивна и не станет подталкивать Европу к мировой войне.

     Естественно, английский кабинет был заинтересован  в твёрдой дипломатической поддержке претензий Франции со стороны России. Именно Россия должна была взять на себя роль посредника в урегулировании конфликта. Эдуард Грей просил царя, чтобы тот оказал влияние на кайзера, используя близость императорских дворов.176

     В марте 1906 года прошла Альхесирасская конференция. «Посреднические» действия России сводились  лишь к желанию как можно быстрее  получить как можно больший заём. Положение пришлось спасать Эдуарду  Грею. Он понимал, что если конференция закончится крахом, то у Германии будет намного больше шансов установить своё влияние на Марокко. Франция, скорее всего, примет ответные меры, которые могут стать началом конфликта в Европе. Но Англия не готова к войне. Логика Грея вполне понятна6 если сейчас начнётся война Франция почти неизбежно потерпит поражение, и Англия окажется в полной изоляции. Необходимо было не ограничиваться уклончивыми ответами, а дать Франции чёткий и конкретный ответ о полноценной помощи против Германии в случае начала конфликта.

     В апреле состоялось совещание четырёх членов кабинета (Премьера, военного министра, министра по делам колоний и непосредственно самого Грея), на котором обсуждались инструкции сэру Артуру Николсону, который ещё в феврале был назначен послом в Петербург. Инструкции касались проблемы займа. Условия были полностью согласованы 16 апреля. Россия в обмен на займ Россия обязывалась не только более жёстко отстаивать интересы Франции на конференции, но также ввести в стране основы конституционализма. Тем самым правительство Англии надеялось уберечь Россию от революционных волнений.

     В итоге ход с предоставлением  займа сработал, и Россия, вместе с Англией и Францией оказала соответствующее давление на Германию. Та, будучи не готовой к войне, была вынуждена согласиться с решением конференции. Франция сохраняла своё влияние в Марокко, а Германия была вынуждена удовольствоваться предоставленным ей портом в Марокко и признать французские притязания. Также конференция положила конец дипломатической игре между Россией и Германией в расчёте на союзные отношения и вызвала настроение разочарования и взаимного недовольства и в Берлине и в Петербурге.

     После разрешения марокканского кризиса, Грей направил свои усилия на заключение союзного договора с Россией. В этом ему немало помогла, вспыхнувшая в России революция. Дело в том, что в сложившейся ситуации Россия не могла отстоять свои колониальные притязания и Лондон мог урегулировать вопросы в спорных областях не торгуясь.

     После Марокканского конфликта отношения  между Англией и Германией  являли собой сочетание внешнего миролюбия и взаимного недоверия. Но всё проявление дружелюбия было лишь способом прикрыть уже сложившийся  антагонизм. В Лондоне усилилось желание заключить союз с Россией. Грей в своих речах 1907 года, естественно, был вынужден отвергать антигерманскую направленность планируемого соглашения. Но в документах закрытого типа можно видеть, что соглашение с русским правительством рассматривалось почти всегда в связи с взаимоотношениями с Берлином. Основную цель своей внешней политики Грей видел в том, чтобы не дать Германии стать доминирующей силой на континенте.177

     Переговоры  между Англией и Россией начались 29 мая 1906 года. Английское правительство  желало в ходе переговоров добиться для себя возможности строительства Багдадской железной дороги, с тем, чтобы не допустить до строительства Германию. При предшествующем кабинете считалось, что Россию ни в коем случае нельзя пускать в Персию. Грей же смог доказать, что России стоит предложить как раз ту часть Персидского залива, куда должна была выйти Багдадская железная дорога. Вопрос о Багдадской дороге ещё долго обсуждался между Россией, Англией, Францией и Германией. Но Грей был твёрдо убеждён, что вести переговоры можно только с Россией и Францией вместе, в то время, как Германия была готова вести переговоры лишь с каждой из этих стран в отдельности. Это и было главным камнем преткновения, из-за которого переговоры между Англией и Германией заходили в тупик, т.к. Германия была ни коим образом не согласна на ведение переговоров с помощью методов, которые предлагал Грей.

     Переговоры  продолжались до 31 августа 1907 года, но лишь с 1 февраля началось действительно  активное и беспрерывное обсуждение самих условий соглашения. В Англии борьба шла, в основном, между Форин офисом и англо-индийским правительством. Вице-король Индии был согласен с англо-русским соглашением, но при этом настаивал на том, чтобы южная часть Ирана была включена в зону влияния Англии. Грей придавал голосу вице-короля первенствующее значение. Английское правительство считало необходимым признавать правительство и независимость Персии. Граница британской зоны влияния, указанная в проекте, начиналась у афганской границы и шла через Газик, Бирджанд, Керман, Бендер и Аббас.178 Против этого не возражала ни английская, ни русская сторона. О границах русской зоны Коковцев предлагал разграничить её по линии от Карси- Ширина до Хамадан, Тегеран, Мешхед, Гаудан. Линия должна была проходить так, чтобы в сфере влияния России остались Азербайджан и берега Каспийского моря.179 Грей, получив русский проект, телеграфировал, что доволен им. Вместе с тем, он поставил условие, что русские не будут противиться концессиям в нейтральной зоне. Извольский предложил договориться не чинить друг другу препятствий в получении концессий. Грей нашёл это предложение взаимовыгодным.

     Однако  военные ведомства Англии возражали  против русской линии, требуя, чтобы зона русского влияния оканчивалась у иранской границы. Этим они стремились обезопасить свою индийскую границу от возможной агрессии России. 8 июля Извольский сообщил Грею и Николсону о своём согласии с новой линией. Таким образом, спорные вопросы о территориальные претензиях обеих стран были разрешены.

     При составлении документа Грей стремился всячески избежать всего, что могло бы вызвать оппозицию германских властей. Также он считал, что необходимо избегать самого термина «зоны влияния». Грей стремился не придать соглашению характер дипломатического союза по охране монополии от претензий других держав. В начале ноября Грей решил внести ещё одно уточнение в договор, опасаясь, что при разделе Ирана на сферы влияния Германия и другие державы могут потребовать «своей доли». В сферах влияния должны быть отрыты двери для торговли всех стран.

     Однако в ноябре между Англией и Россией возникли споры о Персидском заливе и Багдадской железной дороге. Благодаря усилиям Грея Россия решила не препятствовать строительству дороги, но при этом сама отказалась от участия в этом проекте. В целом царское правительство понимало, что не в силах будет помешать строительству дороги. В вопросе о Персидском заливе Грей особо подчеркивал, что Англия желает сохранить статус кво. Однако Россия не желала вступать в конфликт с Германией из-за Персидского залива. Тогда Николсон предложил сделать специальную оговорку, что в случае конфликта между Англией и Германией, Россия, по крайней мере, будет сохранять благожелательный к Англии нейтралитет. Однако Россия не согласилась на это предложение. Грей посоветовал в данном случае не настаивать.

     Следующим вопросом был вопрос о Тибете. Он не вызвал серьёзных споров. Единственной проблемой был находившийся в Монголии далай-лама. Он мечтал объединить под своей властью Монголию и Тибет, и в этом его поддерживала часть монгольской знати. Также он надеялся на поддержку России. Однако Россия сразу обязалась перед Англией, что не будет вступать с далай-ламой в переговоры. 7 июня Николсон вручил Извольскому проект соглашения относительно Тибета.

     1. Россия и Англия признают сюзеренитет  Китая и обязуются не нарушать территориальной неприкосновенности Тибета. Также они воздерживаются от вмешательства во внутреннее управление.

     2. Россия признаёт, что Великобритания, в силу своего географического  положения, заинтересована в том,  чтобы внешние сношения Тибета  не нарушались никакими другими державами.

Информация о работе Эдуард Грей: политический портрет