Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:22, курсовая работа
Цель работы: раскрыть портрет Ивана Франко не только как великого поэта, но и как общественно-политического деятеля.
Задачи: необходимо изучить портрет Ивана Франко как разностороннего деятеля. Доказать, что он сделал немалый вклад в культуру и в историю Украины.
Введение 3
Глава 1 Биография Ивана Франко
1.1 Годы становления личности 5
1.2 Жизненные драмы Ивана Франко 7
Глава 2 Иван Франко – общественно-политический деятель
2.1 Российско-федеративный принцип Ивана Франка. 9
2.2 Эпоха капитализма глазами великого поэта 12
2.3 Украинская историография в оценке Ивана Франка 16
Глава 3 Иван Франко-классик украинской литературы
3.1 Иван Франко знакомит Галичину с Европой 18
3.2 Иван Франко – редактор журнала «Світ» 20
3.3 Франко и издание русско-украинской радикальной партии 28
3.4 Издание Франко журнала «Життя і слово». «Літературно-науковий вісник», роль Франко в нем. 31
3.5 Выводы о литературной деятельности Ивана Франко 35
Глава 4. Последние годы жизни
4.1 «Последнее слово» великого классика и общественно-политического деятеля украинского государства. 38
Заключение 42
Список литературы: 44
Русско-украинская радикальная партия, основанная в 1890 году, была одной из сфер деятельности Франко, советской наукой или замалчивались, или оправдывались "идейными ошибками" или непричастностью Франко к дальнейшей судьбы партии (просуществовала до 1939 года). Ведь по сравнению с взглядами Франко конца 1870-х годов это был резкий уклон от марксистской линии. Партия называлась "мужицкий", хотя организована была практически без участия крестьян; к ней вошла радикально настроенная интеллигенция, а также представители других политических платформ, которых объединяло одно: протест против "Новой еры". Итак, имеем партию, созданную "в знак протеста". Однако был провозглашен курс ориентации на крестьянство, и основным занятием радикальной партии была агитация против "новой эры" среди простого народа.
1 января 1890 Франко и Павлик организовали журнал "Народ", просуществовавший рекордно длинный для изданий радикалов время - пять с половиной лет. "Народ" был "журналом общественно-политическим и отчасти научно-популярным". Художественной литературе в журнале отводилось мало места (так теперь в радикалов была конкретная цель, конкретный противник, следовательно, пропаганда и агитация требовали приложения гораздо больших сил). На третьем году издание художественная литература с "Народа" исчезла: это было практически первое издание в Украине, стало полностью публицистическим.
Каждый номер журнала открывался передовой статьей, написанной кем-то из членов редакции (ответственным редактором был Франко, издателем - Павлик). В журнале печатались, кроме них, Леся Украинской, П. Грабовский, В. Стефаник, Н. Кобринская, Л. Мартович, О. Кобылянская т.д.. Кроме того, оправдывая свою ориентацию на "хлопством", радикалы пригласили к сотрудничеству корреспондентов из числа крестьян. В первые годы своего существования "Народ" очень часто публиковал письма и корреспонденции крестьян (к тому же некоторые из них по образованности не отставали от мещанской интеллигенции), и впоследствии покинули, потому что эти публикации были довольно низкокачественные и служили мишенью для постоянных нападок и издевательств над стороны оппонентов. Кроме того, "Народ" сразу же навлек гнев австрийских властей и крупных торговых фирм, критикуя новую тенденцию, которая приносила капиталистам большие прибыли: эмиграцию галичан в Америку[16 –с.135-138].
Тема интеллигенции в "Народе" была далеко не ведущей. В статьях " Як би нам в біді рятуватися ", " Що таке суспільство і ким воно повинно бути " Франко повторяет известные уже нам мысли о назначении интеллигенции, служения народу и тому подобное. В 1892-94 годах Франко жил в Вене, заканчивая свою докторскую диссертацию, и почти не сотрудничал в "Народі", что негативно отразилось на содержании журнала. Вместе радикалы при отсутствии Франко не смогли разобраться внутрипартийным спорам, "Народ" был насыщен публикациями (чего не допустил бы Франко), и, наконец, в августе 1883 года под угрозой закрытия журнал должен отречься связи с радикальной партией. Теперь он назывался просто "Російсько-український журнал". Журнал очевидно уже не мог удовлетворить интересов Франка-редактора и Франко-публициста, поэтому, вернувшись во Львов осенью 1894 года, он начинает издание более литературного, чем политического, журнала "Життя і слово", редактором которого был сам. В "Народі" Франко продолжал вести раздел "Сучасна хроніка", где появляются его статьи "Камінь спотикання", "Два з'їзди", "Вари воду, вода буде" и т.д.
Одновременно с "Народом" радикальная партия начала в 1891 году издавать газету "Хлібороб", что она, в отличие от "Народа", действительно достигла достаточно высокой популярности именно среди простого народа, то есть крестьян. Уже в "Запрошенні до підписки" было указано: теоретические вопросы в "Хлібороб" подниматься не будут, освещать практические дела в жизни трудящихся. Позже издание "Хлібороба" было перенесено из Львова в Коломыю. Редакторами были Франко, Павлик и представители "новой интеллигенции" С. Данилович, И. Герасимович т.д..
Язык, тематика, проблематика "Хлібороба" абсолютно соответствовала его аудитории. Впервые в истории радикальной прессы Франко и компании удалось достичь того, что без особого труда удавалось в течение последних десятилетий народнической, просветительской газетам. В начале 1895 года тираж "Хлібороба" вырос до 1000 экземпляров (что было небольшим и даже смешной количеством по сравнению с тиражами "Діла" или других популярных народовских газет, однако большим достижением по сравнению с 250-300 экземплярами "Народа"). Крестьянские сообщения печатались на страницах "Хлібороба" вплоть до завершения его издания, публицистические статьи имели преимущественно агитационный или пропагандистский характер. "Хлібороб" продолжал действительно полезную разъяснительную работу, раскрывая перед крестьянами их истинные права и возможности. В "Хлібороб" активно участвовал Василий Стефаник. Газета вызвала беспокойство и протест у духовенства, политических оппонентов и угрожала своим возможным влиянием на ход выборов в австрийский сейм.
Однако Франко, уставший политической борьбой и мелочными спорами между различными группировками в радикальной партии, стремился отойти от политики[17 –с.142-148].
3.4 Издание Франко журнала «Життя і слово». «Літературно-науковий вісник», роль Франко в нем.
Иван Франко никогда не был только политиком или только марксистом, как не был он и исключительно поэтом или писателем. Издание чисто политических журналов и газет, где даже не было отделов художественной литературы, угнетало Франко. Он стремился к восстановлению просветительской деятельности, помня, что издание "Дрібна бібліотека" имело гораздо больший практический результат в плане влияния на галицкое общество, чем любой пропагандистский журнал или газета. Осенью 1893 года, будучи в Вене, Франко работает над программой журнала, название которого была предложена Драгомановым: "Життя і слово". Журнал должен был выходить раз в 2 месяца, объемом 10 листов. Половину места в журнале отводилось беллетристике, оригинальной и переводной, критическим статьям и историко-литературным материалам. Вторую половину журнала Франко думал предоставить фольклорном материалу: статьям по теории фольклора, образцам народного творчества. Проектировалось распространения журнала также в Большой Украине.
В 1893 году был напечатан первый номер. Несмотря на постоянную финансовые трудности, "Життя і слово" выходило регулярно. Тираж его был невелик - в среднем 500 экземпляров, журнал был убыточен, и Франко был вынужден заниматься попрошайничеством среди своих многочисленных авторов, в основном в Восточной Украине.
Франко настолько увлекся размещением в журнале ценных, как по его мнению, литературных произведений, в течение первого года издания практически не включал в журнал публицистических статей. Как журнал политически нейтральный, "Життя і слово" было одобрительно оценено в галицкой прессе, а также и за рубежом.
В 1895 году общекультурное и литературное направление уже не устраивало Франко. К тому же с исчезновением осенью этого года "Хлібороба" и "народа" в радикальной прессе возникла пустота, которую мог заполнить журнал с большим количеством актуальной публицистики, острых, злободневных материалов. "Життя і слово" и "Вісника літератури, історії та фольклора" превращается в "вісник літератури, політики та науки". Франко возвращается на привычную сферу политической конфронтации, и уже в 5-м номере "Життя і слово" за 1895 год - первый "реформированный" выпуск - нападает с критической статьей на Юлиана Бачинского за его произведение "Ukraina irredenta". Бачинский строит свою оригинальную теорию, систему взглядов на прошлое и будущее Украины, и делает вывод о необходимости введения Украины в европейское, а никак не в российский контекст. В своей статье, которая называлась так же, как и брошюра Бачинского, Франко высказывает столь неожиданно промосковские настроения, что перечеркивает все видимое примирение с народниками. Украинофильская теория Бачинского испытывает жестокой критике, и этого, а также слов "Мы все русофилы ..." и т.д., народники Франко не простили.
В течение первой половины 1896 "Життя і слово" не выдавалось, а в июле вышло в обновленном виде. Теперь это было практически исключительно политическое издание, обогатилось рубриками "Статті про справи політичні", "Вісті з Росії", "Політична хроніка", "Наша белетристика". Первый номер 1896 открывался статьей Франко "І ми в Європі", которая была протестом против притеснений закарпатских русинов со стороны венгерских националистов. Статья вызвала пристальное внимание к Франко австро-венгерской администрации. В последующих номерах Франко восстанавливает публицистические нападения на деятелей "новой эры". Наконец, статья "Робітницьке та революційний рух в Россії" и последняя в 1896 году показывали возвращение к Франко социал-революционных радикальных настроений. На этот раз Франко выражает зависть по революционных событий в Российской империи и жаль, что многие украинских революционеров вливаются в российский освободительное движение ... Все это дискредитировало Франко среди народников, а также его единомышленников в Большой Украине. Леся Украинской отвечает на страницах "Життя и слово" статьей "Не так вороги, як добрії люди"; Франко охотно идет на полемику (еще один "сомнительный" для советской критики момент из биографии Франко). Начинается также конфронтация с "Ділом", подтверждена в следующем году статье "Несколько афоризмов в альбом "Діла". "Життя і слово" публикует некролог Франко "На смерть Куліша", что является скорее публицистической статьей, в которой покойный освещается чуть ли не как создатель украинского "реакционного либерализма".
Обострение вражды со всеми бывшими политическими оппонентами и приобретения новых, а также хронический недостаток финансов должен Франко пойти на закрытие "Життя і слово" летом 1897 года. Однако закрытие это удалось оформить как "слияние" журналов "Заря" и "Життя і слово" в общий печатный орган - "Літературно-науковий вісник», который учредило вновь "Научное общество имени Т. Г. Шевченко".
В «жизнь и слово» Франко применил весь свой редакторский талант, показал себя как зрелый журналист, умелый составитель и действительно гениальный литератор. Однако уже в полемике относительно русской революции наметилось отставание галицкой радикального течения от российского и вообще европейского социализма. В дальнейшем это отставание усиливаться. Иван Франко был исключительно популярной и уважаемой фигурой в галицком обществе: как поэт и прозаик, ученый, просветитель и борец за народные права, в очень молодом возрасте успел пострадать за народ. Однако эта популярность не распространялась на Русско-Украинский радикальную партию, почти с самого начала своего существования не могла урегулировать внутренние споры и разбросала силы на схватки с оппонентами. Социализм не нашел достаточного количества адептов в Галичине, воздерживаясь здесь только благодаря интересу со стороны скорее собственно "радикального", чем социалистически настроенной интеллигенции.
Разочаровавшись в очередной раз в активной политической деятельности и отстаивании никому не понятных в Галичине идей, Франко в 1897-98 годах должен пойти на большой компромисс, скорее не с народниками, а с самим собой. Ведь журнал "Заря", его редактор А. Борковский, а также Михаил Грушевский - все это еще совсем недавно было объектом его критики, сатиры, разоблачения. "Літературно-науковий вісник" в плане политической ориентации обещал быть журналом гораздо более народнической, чем радикальным.
Журнал начал выходить с января 1898 года (знаковая дата: 100-летие "Енеїди" Котляревского, 50-летия "Весни народов" и издание первой украинской газеты), объемом 12-15 печатных листов, и уже с первых шагов редакционной деятельности наметился основной конфликт внутри редакции: Михаил Грушевский боролся за власть в журнале, вытесняя из него соредактором. О. Маковей и А. Борковский должны были покинуть "ЛНВ", в состав редакции был введен фольклориста и этнографа Владимира Гнатюка, а Франко нашел в лице Грушевского заклятого врага.
Официальным редактором "ЛНВ" был Гнатюк. С 1887 до 1898 года Франко редактировал и выпускал "Літературно-наукову бібліотеку" (всего 26 томов), продолжала дело "Дрібної бібліотеки". В 1898 году под руководством Франко и Гнатюка была образована "Видавнича спілка" - объединения, начало выпуск произведений лучших украинских и зарубежных писателей. Уже за первые 3 года было выпущено 40 книг - беллетристических и научных произведений "для широкой общественности". За все время своего существования (1898-1912) "Издательский союз" выпустила более 300 беллетристических и научно-популярных изданий, многие из которых редактировал и украсил предисловием сам Франко.
Франко, печатаясь в подцензурном журнале, был очень скрытен, ограничен в выборе тем, так сначала публиковались только его литературно-критические статьи. "ЛНВ" был рассчитан исключительно на интеллигенцию, высокообразованного аудиторию в Галичине и за ее пределами, и составил большую ценность для читателей в Великой Украины. Начиная с первых выпусков, "ЛНВ" стал объектом нападок клерикальной прессы, в частности газеты греко-католической верхушки "Душопастир". Франко, убежденный атеист, неоднократно судимый и проклят греко-католической церковью, становится врагом духовенства №1. Сам он писал: Все и везде, где трудилась новая мысль, где раздавалось живое слово, даже из уст единиц попов, общественность духовенства, его светочи и заправилы становились против, поднимали крик чтобы побороть, задушить новинку, сковать нового духа, заглушить новое слово. "
3.5
Выводы о литературной
О своей редакторской и журналистской деятельности Франко говорил как о тяжелом хлебе насущном. "Меня так используют, что уже и жить не хочется. Я вынужден вести корректуру чужих трудов, производить переводы на немецкий язык таких переводчиков, и к беллетристике не годятся, не то научных уч. Я должен слушаться, потому существовании под угрозой. С тех работы я ослеп и оглох. "И действительно, всю жизнь, все силы отдал Франко, чтобы поставлять народу духовные ценности. В ужасных условиях травли, преследования, арестов, обремененный материальными лишениями, без поляки и вознаграждения, вертясь, по его собственным словам, "как зерно под жернова камнем" и не имея времени для отдыха и восстановления своего слабого здоровья, Иван Франко - издатель и редактор - прокладывал новый путь украинской модерной журналистике, литературе и образовании.
Не следует, конечно, идеализировать Франко, называя его, как делалось в советские времена, "великим Каменщиком", и приписывая ему исключительную роль "отца" западноукраинской интеллигенции. Однако подобной него по масштабам деятельности, величине таланта и популярности фигуры в Галичине XIX - начала ХХ века не было. После выхода поэмы "Мойсей", в которой Франко метафорически, однако достаточно ясно указал на роль создателя - неоценимый пророка в своем Отечестве - обожание Франко крестьянства, студенчеством и интеллигенцией достигло апогея. Однако среди кругов народник и москвофильской интеллигенции, особенно сплоченной вокруг газеты "Дело" и клерикальной верхушки, Франко был одиозной фигурой от начала до конца. Своей журналистской и публицистической деятельностью Франко нажил множество врагов, в том числе среди действительно ведущей общественной течения того времени - народников. Одновременно литературный гений Франко был высоко оценен представителями всех социальных верст и групп, всех наций, населявших Галицию.