Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:22, курсовая работа
Цель работы: раскрыть портрет Ивана Франко не только как великого поэта, но и как общественно-политического деятеля.
Задачи: необходимо изучить портрет Ивана Франко как разностороннего деятеля. Доказать, что он сделал немалый вклад в культуру и в историю Украины.
Введение 3
Глава 1 Биография Ивана Франко
1.1 Годы становления личности 5
1.2 Жизненные драмы Ивана Франко 7
Глава 2 Иван Франко – общественно-политический деятель
2.1 Российско-федеративный принцип Ивана Франка. 9
2.2 Эпоха капитализма глазами великого поэта 12
2.3 Украинская историография в оценке Ивана Франка 16
Глава 3 Иван Франко-классик украинской литературы
3.1 Иван Франко знакомит Галичину с Европой 18
3.2 Иван Франко – редактор журнала «Світ» 20
3.3 Франко и издание русско-украинской радикальной партии 28
3.4 Издание Франко журнала «Життя і слово». «Літературно-науковий вісник», роль Франко в нем. 31
3.5 Выводы о литературной деятельности Ивана Франко 35
Глава 4. Последние годы жизни
4.1 «Последнее слово» великого классика и общественно-политического деятеля украинского государства. 38
Заключение 42
Список литературы: 44
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Биография Ивана Франко
1.1 Годы становления личности 5
1.2 Жизненные драмы Ивана Франко 7
Глава 2 Иван Франко – общественно-политический деятель
2.1 Российско-федеративный принцип Ивана Франка. 9
2.2 Эпоха капитализма глазами великого поэта 12
2.3 Украинская историография в оценке Ивана Франка 16
Глава 3 Иван Франко-классик украинской литературы
3.1 Иван Франко знакомит Галичину с Европой 18
3.2 Иван Франко – редактор журнала «Світ» 20
3.3 Франко и издание русско-украинской радикальной партии 28
3.4 Издание Франко журнала «Життя і слово». «Літературно-науковий вісник», роль Франко в нем. 31
3.5 Выводы о литературной деятельности Ивана Франко 35
Глава 4. Последние годы жизни
4.1 «Последнее слово» великого классика и общественно-политического деятеля украинского государства. 38
Заключение 42
Список литературы: 44
Введение
Иван
Яковлевич Франко-великий
Иван Франко выступал не только как писатель, но и как теоретик литературы, поднимал важные эстетические вопросы. В освещении вопросов эстетики ему принадлежит почетное место не только в истории украинской литературы, но и в развитии литератур других народов. Глубокий знаток жизни и психологии человека, он обогатил свой опыт писателя и критика знанием литератур народов мира, проник в глубину секретов художественного мастерства, делал смелые, теоретически обоснованные обобщения, направлял украинскую литературу на широкий путь международных культурных взаимоотношений.
Многочисленные высказывания Франко об особенностях художественного творчества сложились в определенную систему, философской основой которой стал материализм, признающий объективную действительность и познаваемость законов её развития. Он понимал, что типичность является одним из основных законов реалистического метода. Созданию типичных характеров в типичных обстоятельствах, воспроизведению правдивых деталей реальной жизни Франко придавал большое значение. Решение этих вопросов писатель ставил в зависимость от своеобразия экономических, исторических, национальных условий. Для могучего титана художественного слова и критической мысли основой основ была правда жизни народа и его заветные идеалы. Поэтому он с такой непримиримостью требовал воспроизведения положительных и героических начал в его жизни[1 –c.1-3].
Цель работы: раскрыть портрет Ивана Франко не только как великого поэта, но и как общественно-политического деятеля.
Задачи: необходимо изучить портрет Ивана Франко как разностороннего деятеля. Доказать, что он сделал немалый вклад в культуру и в историю Украины.
Актуальность: Ивана Франко называют Каменярем, который прокладывал родному народу дорогу в лучше будущее. Он был титаном работы, который высоко поднял украинское слово. В его лице счастливо соединились великий писатель, глубокий ученый-гуманитарий, активный общественный деятель. Творческое наследие этого Исполина Духа и в самом деле впечатляет - четыре тысячи работ! И это в условиях постоянных житейских неурядиц, бедности и нужды, в условиях активной общественной деятельности и преследований предубежденной власти. Он жил и работал во имя народа и для народа. Изучив его произведения, мне захотелось узнать, что способствовало появлению на свет таких работ, всесторонне изучить жизнь Ивана Франко, его начало морали и этики, мироощущение и мировосприятие.
Глава 1 Биография Ивана Франко
1.1 Годы становления личности.
Иван Франко родился 27 августа
1856 года в Галиции в селе Нагуевичи
Дрогобычского уезда(ныне село им. Франко
Дрогобычской области).
отец его – сельский кузнец, который пользовался
большим уважением среди крестьянской
бедноты и батраков(наёмный работник в
сельском хозяйстве, часто сезонный, из обедневших,
имевших небольшой земельный надел или
совершенно лишённых земли крестьян). Для батраков был характерен нищенский уровень
быта и существования).
О кузнице отца Франко писал, что отсюда он взял запас огня «в свою душу в далёкие странствия жизни». С юных лет Франко связал свою жизнь с судьбой трудового народа. Его жизненная творческая биография является частью истории украинского народа, тяжелой борьбы за социальное и национальное освобождение. О замечательной биографии «гиганта мысли и труда» - так назвал писателя академик М. Возняк – рассказывают нашим современникам памятники, мемориальные доски, музеи, произведения искусства и литературы. Обучаясь в сельской школе, а затем в Дрогобычской, так называемой нормальной школе, он испытал на себе тяжелую атмосферу иезуитского режима(Иезуи́ты — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится как «К священной славе Божией»). С ранних лет «Кобзарь» Т. Шевченко стал любимой книжкой И. Франка. В гимназии он продолжал формирование своего мировоззрения, поэтому интересовался также польской, немецкой, французской литературами. В итоге Франко пришел к мысли, что основой украинского литературного языка должен быть родной язык. Поступив в 1875 году на философский факультет Львовского университета, Франко стремительно вошел в круговорот общественной жизни. Здесь быстро определились его революционно-демократические убеждения. Он начинает активно сотрудничать в журнале «Друг», объединяет вокруг себя прогрессивную молодежь – Павлика, И. Белея и др. Единомышленники развернули борьбу за демократизацию студенческого журнала, который до того не имел четкого направления. Хотя «Друг» и не был органом «москвофилов», но влияние этой реакционной группы западно-украинской интеллигенции отразилось на характере помещаемых материалов и на языке журнала. Франко и его товарищам пришлось выдержать бой за обновление «Друга».
Этому способствовали и напечатанные в журнале письма М. Драгоманова к галицкой молодежи, в которых он критиковал интеллигенцию за отсталость, оторванность от передовой русской и украинской литератур. К голосу М. Драгоманова передовая студенческая молодежь прислушивалась. Франко и Белей повели в журнале работу так, что с 1876 года содержание его существенно изменилось. Появляется проникнутое революционно-демократическим пафосом стихотворение «Батрак» («Наймит»), а в 1877 году – рассказ «Нефтяник», «Ріпник» и другие произведения.
Большое влияние на Франко имел роман Чернышевского «Что делать?». Он начинает переводить его и печатает отдельные части в журнале за 1877 год. Франко и М.Павлик в это время имели связь с польскими революционерами, читали русский народнический журнал «Вперед». Деятельность демократической молодежи вызвала неистовую злобу среди галицких реакционеров. Поэта и его товарищей арестовывают. С июня 1877 года и до марта 1878 Франко был в тюрьме. Его обвинили в связях с тайной организацией, якобы бывший «ответвлением русских социалистических организаций». Этот нелепый процесс не сломил поэта и еще сильнее убедил его в необходимости последовательной революционной борьбы. Выйдя на волю, Иван Франко с новой силой развивал общественную деятельность.
1.2 Жизненные драмы Ивана Франко
На девятом году жизни Иван Франко испытывает страшное горе – смерть отца, ближайшего друга и советчика. Чтобы сохранить хозяйство, которое начало приходить в упадок, спасти четыре своих детей от бедности, мать Ивана Франка вышла замуж во второй раз. Отчим Гриць Гаврилик по-отечески относился к неродным детям и дал возможность Ивану Франко не только закончить Дрогобычскую школу, но и поступить в 1867 г. в Дрогобычскую гимназию. Мертвая гимназическая наука не могла удовлетворить духовные потребности Ивана Франка, потому он настойчиво занимается самообразованием, увлекается произведениями классиков мировой литературы. Целый мир перевернулся в душе впечатлительного гимназиста, когда он прочитал «Кобзаря» Тараса Шевченко.
В 1872 г. умирает мать Ивана Франка. Вернувшись после похорон в Дрогобыч, осиротелый юноша ищет утешения в настойчивом труде. Он не расстается а книжками, много энергии отдает сбору устного народного творчества. Фольклором, особенно народной песней, красоту которой научила его понимать мать, Иван Франко увлекался еще с детства и пронес это увлечение через всю жизнь.
Поразительные способности Ивана Франко восхищали преподавателей. Ему прочили блестящее будущее и должность профессора университета. Лучшего ученика Дрогобычской гимназии порекомендовали местному священнику Рошкевичу как репетитора для его сына. Но знакомство с семьей Рошкевичей обернулось для поэта драмой. Он полюбил дочь хозяина Ольгу, девушка отвечала ему взаимностью. Поначалу родители благосклонно отнеслись к жениху. Но в 1877 году студента Франко, интересовавшегося политической литературой, арестовали. Родные запретили Ольге видеться с «неблагонадежным» возлюбленным и даже просматривали всю ее почту. Молодые люди посылали друг другу зашифрованные весточки. Спустя несколько лет, не выдержав давления со стороны семьи, Ольга Рошкевич вышла замуж за «благополучного» человека. После второго ареста, в 1880 году, Иван Франко едва не умер с голоду. Живя в гостинице, он за неделю написал повесть «На дне» и на последние деньги отослал ее во Львов, после чего три дня жил на три цента, найденные на берегу реки Прут. А когда их не стало, лежал в беспамятстве без сил. Спас его старый служитель гостиницы. В родном селе Франко жил под полицейским надзором. Он зарабатывал на жизнь, трудясь в поле. А по вечерам переводил «Фауста» Гете, писал повесть «Борислав сміється». Во Львовском университете (ныне носящем имя Франко) поэту отказали в месте, несмотря на ученую степень доктора философии, полученную им в Вене. Единственным местом работы оставался журнал «Літературно-науковий вісник». Но в 1908 году Франко лишился и этого заработка. Крайне нелицеприятную роль сыграл тогдашний редактор издания Михаил Грушевский. Он перевел редакцию в Киев, прекрасно понимая, что для поэта переезд невозможен. У Франко случилось нервное потрясение, начался паралич рук, появились галлюцинации. Старший сын Андрей стал секретарем отца: сам писать Иван Яковлевич уже не мог. А когда поэт видел в книжном магазине редкую книгу, просил продавца взять у него в кармане деньги и отсчитать, сколько нужно. После смерти сына Андрея в 1913 году жена Франко тяжело заболела, ее поместили в психиатрическую больницу. Последние месяцы поэт провел в приюте для сечевых стрельцов, где за ним ухаживали студенты-волонтеры[2 –с.230-233].
Глава 2 Иван Франко – общественно-политический деятель
2.1
Российско-федеративный
Иван Франко - социалист, но не выступал за диктатуру пролетариата, он акцентировал внимание на общечеловеческих, а не классовых ценностях. Значительное внимание уделяет и проблемам экономического, политического и социокультурного развития Украины. Ему импонирует российско-федеративный принцип устройства общества. Каждая община свободна и никто не навязывать ей какие-то правила, устанавливать нормы, порядок. Федерация - самая оптимальная форма организации жизни общества.
Раскрывая в 70-х годах XIX в. революционный переход от капиталистических отношений к социалистическим, Иван Франко отмечает, что «большая, всемирная революция медленно разнесет настоящее порядок, а постановит новый». Во «всемирной революции» Иван Франко понимал «не всемирный бунт бедных против богатых, не всемирную резню», а «большой ряд таких культурных, научных и политических факторов, будь они кровавые, или вовсе нет, изменяющие все тогдашние понятия и основу и целый развитие, у какого народа возвращают на совсем другую дорогу». Видя в социальной революции коренное преобразование всей системы социально-экономических и политических отношений, Иван Франко подчеркивал и то, что социальная революция не должна обязательно приводить к «всемирной разные», что является результатом тирании и жестокости господствующих сил, низкого уровня материального и духовного развития общества. Далек от мысли, что в условиях капитализма уже устранена всякая возможность насилия, кровопролития в осуществлении революции, Иван Франко подчеркивал, что такая возможность есть, но реальность её осуществление может столкнуться с последующим материальным и духовным прогрессом общества. Но с этим, с расширением материальной и духовной сферы возможность в мирном завершении революции растет.
В национальном вопросе Михаил Драгоманов исходил из того, что исходным принципом в решении национальных проблем лежит «космополитизм в идеях и целях, а национальность в почве и формах культурного труда». Труд для народа требует приспособления к национальным обстоятельствам, но никто не должен «быть рабом тех o6ставин, как каких святынь, а должна даже переделывать их в соответствии своего идеала, уже давно на свете стал производиться процессом интернациональным, политичным. Когда же поставить дело национальностей, тогда, не будет спора о национализме и космополитизме спора тупого в самой своей сути ». Все же наука вышла за национальные границы, стала интернациональной. Потому-то нельзя выводить политические или социальные идеи из национального чувства.
Выступая за поиск ведущих общественно-политических идей, Михаил Драгоманов считал, что «главное дело - продвижение человека и общества, продвижение политический, социальный и культурный, а национальность есть только почва, форма и способ». Национальные права могут быть постигнуты на почве политических свобод: чем больше политическим свободам, - тем больше национальных прав. «Пока в России не будет политической воли, Украинское движение не будет иметь там серьезного значения. Политическая свобода в России не может быть постигнута, как совместной акцией всех образованных народов ». Акцентируя внимание на объективные причины угрозы денационализации украинского народа, Михаил Драгоманов все же недооценивал субъективный фактор - стремление народа достичь идеала национального государственного суверенитета, независимости Украины.
Активная общественная деятельность стала поводом к аресту и заключению И. Франко в июне 1877 г. А в январе следующего года власти организовали суд над поэтом и его единомышленниками. Девять месяцев заключения стали для писателя большим испытанием на гражданскую стойкость. И во время следствия, и на суде он держался мужественно, разоблачал социальную несправедливость.
Хоть от И. Франко и его товарищей после их выхода из тюрьмы отшатнулись “добропорядочные” руководители львовских общественных организаций, он не опустил рук: понимая значение демократической печати для общественного прогресса, вместе с Михаилом Павликом создал новый журнал “Громадський друг” (в 1878 г. вышло только два номера), а после его запрета издал в том же году два сборника журнального типа — “Дзвін” и “Молот”, которые, собственно говоря, были своеобразным продолжением журнала.
Интенсивная деятельность И. Франко была неожиданно прервана вторым арестом в марте 1880 г. и трёхмесячным заключением в коломийской тюрьме.
В 1889 г. писателю пришлось пережить ещё один арест и более чем двухмесячное заключение за связь с группой киевских студентов, прибывших в Галицию.
В 1890 г. по инициативе И. Франко
и М. Павлика была создано Русско-украинская
радикальная партия — первая политическая
партия на украинских землях. И. Франко стал её первым председателем
(до 1898 г.) и одним из главных идеологов.
На страницах её органа — двухнедельника
“Народ” писатель публиковал просветительские
статьи. Политическое мировоззрение И.
Франко формировалось под влиянием Михаила
Драгоманова. Однако со временем Франко отказался
от федералистских идей своего учителя,
перешёл на самостоятельные позиции, что
обусловило другие изменения в его политических
взглядах. В 1899 г. он вышел из состава РУРП и присоединился
к Украинской национально-демократической
партии, мотивируя своё решение тем,
что ощущает себя “прежде всего русином,
а потом радикалом” 1888 г. Франко некоторое время работал
в журнале "Правда". Связи с надднепрянцами
вызвали третий арест в 1889 г. писателя.
В 1890 г. при поддержке М. Драгоманова Франко становится соучредителем Русско-