Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:13, реферат
Такая случайность, как характер человека, стоящего во главе движения, во главе партии и рабочего класса, играет поистине роковую роль.
Введение 3
Биография 5
Психологическая характеристика 8
Методы и способы прихода к власти 10
Программа Сталина 13
Последователи Сталина 15
Реформы и методы их проведения. 20
Итоги правления 23
Сталин глазами политбюро 24
И.В. Сталин в оценках американских исторических деятелей и историков 1944-1945 гг. 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение №1 31
Приложение №2 34
Приложение №3 34
Оценивая отношение президента к Сталину, американский историк Эдвард Беннетт указывает, что Рузвельт «оптимистично оценивал Сталина как обыкновенного прагматичного политического деятеля, с которым он мог иметь дело по вопросам очевидного взаимного интереса; однако были и другие случаи, когда он рассматривал Сталина как фигуру зловещую, непостижимую и окольную». Эти слова американского историка подкрепляются и высказываниями самого президента. С одной стороны, Рузвельт признавался, что ему легче вести дела со Сталиным, чем с У. Черчиллем: «Могу сказать, что я великолепно поладил с маршалом Сталиным. Это человек, в котором огромная, не знающая устали решимость сочетается с добрым в своей основе нравом. Я полагаю, что Сталин воистину воплощает в себе душу и сердце России…». Однако, несмотря на восхищение Рузвельта Сталиным, способность увидеть его положительные стороны – «умение советского лидера быть прекрасным собеседником и хлебосольным хозяином», президент США отмечал и его негативные качества − недоверчивость («Это был человек с большой подозрительностью»), а также определённые трудности в общении с ним («Дядюшка Джо более резок и твёрд, чем я думал…»).
Гарри Трумэн после вступления на должность президента США отмечал, что он предпочитал иметь дело со Сталиным, отдавая должное его честности и умению держать слово («хотя и чертовски хитёр»), в отличие от его «механических тигров» – «потенциальных преемников, которые отличались недостатком в искренности».
«Я задаю себе вопрос, – писал Трумэн, – что случится с Россией и Европой, если «дядя Джо» покончит счёты с жизнью… Мне интересно также знать, существует ли человек, наделённый необходимой силой и чувством перспективы для того, чтобы занять место Сталина и сохранить мир и национальное единство внутри страны».
Антисталинские настроения в США были различными и по форме, и по содержанию. Здесь можно выделить две тенденции в оценке Сталина: во-первых, это апелляция к предвоенной внешней политике СССР, а во-вторых, подчеркивание тоталитарного характера советского лидера. Безусловно, эти тенденции находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, одна логично вытекала из другой.
Пространные и совсем не дипломатические высказывания по адресу Сталина допускал У. Буллит, называя маршала «восточным бандитом», цель которого – послевоенная экспансия; человеком, «у которого, когда он получает что-либо даром, возникает лишь одна мысль: что за болван его партнёр!», напоминая при этом, что Россия всё ещё представляет собой тоталитарную диктатуру.
Профессор Принстонского университета, сотрудник посольства США в СССР в 1944-1945 гг. Роберт Такер, следующим образом определил внешнеполитическую составляющую характеристики вождя: «Как крайне правый большевик, Сталин сочетал агрессивный великорусский национализм и всё авторитарное и насильственное из наследия революции и гражданской войны».
В определённой степени чёрно-белое, «гравюрное» изображение характерно и для оценок Дж. Кеннана, который, наоборот, проецирует политику Сталина на кремлёвский курс. «Кремль имеет конкретную задачу стать самой господствующей державой в Восточной и Центральной Европе. В то же самое время, помня о своих прошлых обязательствах перед мировым общественным мнением, он связывает себя со смутной программой, которую западные государственные деятели, столь любящие изящные термины, привлекательные для избирателя, называют сотрудничеством». Проблема, продолжал Кеннан, состоит в том, что «первая из этих программ означает захватывать. Вторая означает отдавать. Никто не может помешать России захватывать, если она полна решимости упорствовать в этом. Никто не заставит Россию отдавать, если она полна решимости упорствовать в этом».
Подобная критика Сталина в США на завершающем этапе войны была естественна. Сталин являлся для американских консерваторов олицетворением агрессивного внешнеполитического настроя, неприемлемого режима, чужеродной идеологии. Слишком серьёзные разногласия идеологического и геополитического характера разделяли лидеров США и СССР, а логика завершения Второй мировой войны диктовала обострение субъективных оценок. По этому поводу очень справедливое замечание сделал У. Таубман: «Мы привыкли думать, что советские и американские лидеры рассматривали друг друга как порождение дьявола. Фактически каждая сторона видела в противоположной своё зеркальное отражение».
Эволюция
образа И.В. Сталина, как показывает
анализ основных его вариантов,
происходила вследствие не только
объективных факторов, вызванных
изменением соотношения сил в
Европе и в мире и предощущением
«холодной войны», но и под
влиянием субъективных обстоятельств,
обусловленных личностными
Заключение
Культ Сталина - одного из более жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества, и по сей день остается, пожалуй, наименее проясненной для общественного сознания и понятой им безмерной трагедией, которой отмечен XX век.
Сокрушительная, казалось бы, волна разоблачения Сталина и его культа, последовавшая после XX съезда, не смогла выкорчевать из народного сознания демонических мифов, связанных с его именем. И дело было не только в воле сверху, диктовавшей реабилитацию вождя, сначала исподволь и незаметно, а затем все более открыто и целеустремленно - этому способствовали и мощные токи снизу, пресловутым символом которых стали сталинские фотографии на стеклах трудяг-грузовиков.
Такой поворот, в конце 50-х - начале 60-х, казавшийся немыслимым, во многом стал возможен потому, что разоблачение Сталина не сопровождалось глубоким осмыслением его фигуры - а главное, порожденной им модели развития - в общественном сознании нашей страны.
Время
истории способно удержать цепкой и
неподкупной памятью своей
Список использованных источников
Приложение №1
ОЦЕНКА
РОЛИ СТАЛИНА В
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.
ПИТЕРСКИЙ ОПРОС.
ВЦИОМ представляет результаты репрезентативного опроса, проведенного с 22 по 27 февраля 2003 года среди 1000 жителей Санкт-Петербурга.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКУЮ РОЛЬ СЫГРАЛ СТАЛИН В ЖИЗНИ НАШЕЙ СТРАНЫ?
|
ЕСЛИ
ГОВОРИТЬ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ, КАК
ВЫ ДУМАЕТЕ,
ЭПОХА СТАЛИНА ПРИНЕСЛА
РОССИИ БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО
ИЛИ БОЛЬШЕ ПЛОХОГО?
|
КАК
ВЫ ДУМАЕТЕ, БУДУТ
ЛИ ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ ЛЮДИ
ВСПОМИНАТЬ О СТАЛИНЕ?
И ЕСЛИ ДА, ТО С КАКИМИ
ЧУВСТВАМИ?
|
КОГО ИЗ ПОЛИТИКОВ, КОТОРЫЕ ВОЗГЛАВЛЯЛИ НАШЕ ГОСУДАРСТВО В XX ВЕКЕ, ВЫ БЫ МОГЛИ НАЗВАТЬ ВЫДАЮЩИМСЯ?
|
Приложение №2
ВЦИОМ представляет результаты репрезентативного экспресс-опроса 1600 россиян, проведенного с 28 февраля по 3 марта 2003 года.
В МАРТЕ ЭТОГО ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 50 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ СТАЛИНА.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКУЮ РОЛЬ СЫГРАЛ СТАЛИН В ЖИЗНИ НАШЕЙ СТРАНЫ?
Приложение №3
Официальная
справка на члена
ЦК
Сталин
(Джугашвили) Иосиф Виссарионович (09(21).12.1879—05.03
1953) (В метрической книге