Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между Россией и странами Прибалтики.
Введение
1 История и основные этапы развития геополитических отношений
России со странами Прибалтики
1.1 Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР
1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после распада СССР
1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.
2 Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений
России и стран Прибалтики
2.1 Территориальные споры между Россией и странами Прибалтики
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО 2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами
Заключение
Библиографический список
С конца 90-х годов
в Латвии и Эстонии начался
процесс натурализации «
Превращение значительной части русского населения в «неграждан» дало возможность латвийским и эстонским властям на вполне «законных» основаниях дискриминировать его. В правовом статусе граждан и «неграждан» этих стран закреплено до 70 различий. Среди них: запрет для «неграждан» занимать все посты в государственном и муниципальном аппарате, быть судьями, прокурорами, адвокатами, нотариусами, служить в полиции и армии, в таможне и пожарной охране, быть пограничниками, охранниками. В экономической сфере «неграждане» ограничены в возможности участвовать в приватизации государственного имущества, они получили меньшее число приватизационных сертификатов. Для них существуют ограничения на занятие высших должностей в акционерных компаниях, банках, на работу в государственные компании. 20
На работу в государственные учреждения и компании в странах Балтии не принимают даже тех представителей нетитульного населения, которые обладают гражданством этих стран. По оценкам, среди занятых в государственном секторе Латвии 85% латышей, а в государственном управлении и на руководящих постах эта доля еще выше.
Русские ограничены и в религиозных вопросах. Протестантство в Латвии и Эстонии и католицизм в Литве фактически являются государственными религиями, их конфессиональные праздники официально объявлены выходными днями. Православные и древлеправославные отмечать Великую Пятницу, Пасху, Рождество по своему календарю свободно не могут.
В итоге русское население быстро теряет свои социальные позиции и даже маргинализируется. Преступность, проституция, наркомания, нищенство приобретают «русское» лицо. Все это сказывается на демографических показателях. Русское население пытается противиться этнократической системе. Наиболее яркими проявлениями этнических конфликтов стали «бронзовые ночи» в Таллинне в 2007 г., борьба против латышизации русских школ в Латвии в 2004-2005 гг., в которой участвовали десятки тысяч русских школьников и их родителей.
Огромное количество фактов этнической дискриминации русских подробно фиксируются публицистами и правозащитниками, освещаются в прессе и интернет- ресурсами. В последние годы сопротивление русского населения становится более организованным. Во всех странах Прибалтики русские общественные организации объединились в городские и республиканские союзы, эти союзы начали поддерживать русские партии, инициировать регулярные митинги, демонстрации, пикеты, обращаться в международные организации. Сложилась самостоятельная русская элита, способная формулировать цели и задачи, проводить мобилизацию русского населения. Во многом благодаря ей «русский вопрос» в странах Прибалтики приобрел не только местное, но и международное звучание. 22
3 ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ГЕОПОЛИ-
ТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ РОССИИ
С ПРИБАЛТИЙСКИМИ СТРАНАМИ
Учитывая
1. В сжатые сроки начать работу над созданием официального, государственного представительства России в Балтии по развертыванию и укреплению российских политических и экономических интересов в Балтийском регионе. Внешне подобное представительство должно характеризоваться как информационно-аналитическая структура (институт), ориентированная на чисто экономическое сотрудничество. Обязать российские корпорации, имеющие развитый бизнес в Латвии («Лукойл», «Газпром» и т.д.) внести инвестиции в организацию и работу такого центра.
2. «Русскоязычная политическая элита» не имеет в Латвии совершенно никакого авторитета, ни одна «русская» партия не может быть серьёзной политической опорой в Прибалтике. В этой ситуации необходимо в самый короткий срок установить тесные контакты с левыми партиями Латвии. Целесообразно привлечь к переговорному процессу левые партии Европы (Германии и Скандинавии).
3.
В своей политике в Латвии
Россия может опираться на молодые деловые
круги деловой элиты Латвии, заинтересованные,
как в использовании обширного российского
рынка для сбыта своих товаров, так и в
сохранении и расширении в Латвии Европейско-Российского
транзитного коридора.
Уже после экономического кризиса в России
в 1998 году, больно ударившего по Латвии,
в сознании активного слоя латвийских
бизнесменов произошёл перелом, смена
русофобии на экономический прагматизм
взаимовыгодного сотрудничества, понимание
неразрывности экономических связей геоэкономических
систем Латвии и России.
Вступление Латвии в ЕЭС сразу ударило по латвийскому бизнесу. Россия и Европейская комиссия так и не пришли к соглашению об условиях торговли продовольственными продуктами. Таким образом, с 1 июня для латвийских экспортеров продовольственных продуктов животного происхождения, российский рынок закрыт, что уже наносит убытки предпринимателям. В лице латвийского бизнеса Россия насегодня имеет перспективнейшего партнёра для переговоров.
4.
Необходимо начать тонкие
5. Активно стимулировать и подогревать внутренние противоречия прибалтийских государств. В отношениях Латвии и Литвы сделать упор на конфессиональные различия (Большинство литовцев и латышей католики, но значительная часть латышей лютеране). В отношениях Латвии и Эстонии на национальные (латыши принадлежат к индоевропейской группе, эстонцы к финно-угорской). Целый ряд этнопсихологических экспертиз указывают на глубоко индивидуалистическую психологию прибалтов, а именно неуживчивость между собой у эстонцев (особенно), латышей и литовцев; никакой единой прибалтийской общности при отсутствии «российской угрозы» быть не может.
Имеет
смысл провоцировать у
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибалтика и прилегающий к ней российский Северо-Запад – единственный российский регион, который непосредственно граничит с Евросоюзом – имеют большой потенциал для развития взаимовыгодной торговли, да и вообще призваны стать мостом между Россией и ЕС. Но необходимо предостерегать российских дипломатов от прямого давления на государства Балтии. Россия должна действовать опосредованно, что гораздо эффективнее прямого давления, распространить принципы демократии на внешнеполитическую деятельность, чтобы сделать ее эффективной. Политические силы и народы стран Прибалтики и России должны пристальнее присмотреться друг к другу, осознать геостратегическую и цивилизационную необходимость построения взаимовыгодных отношений, основанных на прагматизме и идее о близости наших народов.
В данной работе разработаны рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между этими странами, учитывая их проблематику.
Россия готова гарантировать безопасность странам Прибалтики в виде одностороннего обязательства, подкрепленного в международно-правовом плане посредством заключения многостороннего соглашения о добрососедстве и взаимном обеспечении безопасности. К этим гарантиям могут присоединиться другие страны: США, Германия, Великобритания, Франция и международные организации, включая военные. Параллельно могут быть разработаны меры доверия в военной, экономической и социальной сферах, которые смогут подкрепить политические гарантии.
В военно-политических отношениях можно ввести режим доверия в приграничной полосе, безвизовые поездки жителей, отказ от военной деятельности, налаживание совместного контроля за воздушным пространством всего прибалтийского региона, запрет на проведение военно-морских учений в нежелательных регионах Балтики. В экономической сфере можно создать единый топливно-сырьевой и энергетический комплекс, единую информационную структуру: дороги, порты, систему энерго- тепло- и водоснабжения. В социальной и гуманитарной сферах — усилить развитие контактов между людьми и организациями; совместные действия, взаимопомощь по обеспечению прав русских, украинцев, белорусов, поляков, других нацменьшинств, на практике испытывающих большие трудности выживания в атмосфере национализма, захватившего бывшие советские прибалтийские республики; сотрудничество в борьбе с распространением наркотиков, отравляющих и радиационных материалов, сотрудничество в борьбе с преступностью и терроризмом и др.
Лидеры
Прибалтийских стран, безусловно, понимают
важность и выгодность отношений с Россией.
Правительство России так же нуждается
в добрососедских отношениях. В бедующем
этим странам необходимо разрешить свои
конфликты, т.к. в сложившейся ситуации
из-за чрезмерной политической амбициозности
страдают простые люди. В дальнейшем развитие
дружественных отношений между странами
Прибалтики и России - важнейшая задача
их политиков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1 Андреев В.В. Экономическая система в государствах Балтии и внешняя торговля России с этими странами/ В.В. Андреев.–М.: ИПРРАН, 2005. – 36 с.
2
Баховски Э. Как воспринимают Россию эстонцы?
// Зеркало недели [офиц.сайт].2005.http://www.
Информация о работе Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией