Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между Россией и странами Прибалтики.

Содержание

Введение
1 История и основные этапы развития геополитических отношений
России со странами Прибалтики
1.1 Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР
1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после распада СССР
1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.
2 Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений
России и стран Прибалтики
2.1 Территориальные споры между Россией и странами Прибалтики
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО 2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Возможности для сохранения национальной идентичности и самоорганизации для оставшихся русских резко сократились.  Массовое лишение гражданства лишило их возможности создать адекватное представительство в органах политической власти. В Латвии сейчас существуют две небольшие парламентские партии, защищающие интересы русских - ЗАПЧЕЛ и Центр согласия., В Эстонии и Литве политический ландшафт на парламентском уровне представлен лишь партиями титульных народов, а русские практически отчуждены от политической жизни.

 

 С конца 90-х годов  в Латвии и Эстонии начался  процесс натурализации «неграждан». Однако он идет крайне медленно, и сокращение числа «неграждан» в основном происходит за счет естественной убыли. На начало 2008 г. в Латвии оставалось 372 тыс. русских «неграждан», или 43%русского населения, в Эстонии - 116 тыс. (почти 39%). В Литве в настоящее время проживают около 10 тыс. человек, не имеющих гражданства, тоже, в большинстве своем, русских.19  

      При нынешних темпах натурализации ликвидация института «неграждан» в Латвии и Эстонии займет четыре–пять  десятилетий. В принципе, власти рассчитывают на то, что за это время старшее  поколение русских просто уйдет  из жизни, а молодежь удастся отсечь от ядра нации в России и ассимилировать.

 

 Превращение значительной части русского населения в «неграждан»  дало возможность латвийским и эстонским  властям на вполне «законных» основаниях дискриминировать его. В правовом статусе  граждан и «неграждан» этих стран закреплено до 70 различий. Среди них: запрет для «неграждан» занимать все посты в государственном и муниципальном аппарате, быть судьями, прокурорами, адвокатами, нотариусами, служить в полиции и армии, в таможне и пожарной охране, быть пограничниками, охранниками. В экономической сфере «неграждане» ограничены в возможности участвовать в приватизации государственного имущества, они получили меньшее число приватизационных сертификатов. Для них существуют ограничения на занятие высших должностей в акционерных компаниях, банках, на работу в государственные компании. 20

 

 На работу в  государственные учреждения и компании в странах Балтии не принимают  даже тех представителей нетитульного населения, которые обладают гражданством этих стран. По оценкам, среди занятых в государственном секторе Латвии 85% латышей, а в государственном управлении и на руководящих постах эта доля еще выше.

      Этнократическая система жестко ограничивает возможности  для воспроизводства русскими своей  национальной идентичности. Русские платят равные с представителями титульных наций налоги, однако не могут получить за государственный счет высшее, среднее специальное и среднее образование в старших классах на родном языке. Многие русские школы и детские сады принудительно закрываются. Деньги на поддержание русской культуры из бюджета практически не выделяются.  

      Русский язык в независимых Латвии, Литве  и Эстонии объявлен иностранным  и запрещен к официальному употреблению, хотя он является родным для немалой  части населения. Внедрение языков титульных наций в качестве официальных проводится жесткими методами. Установлены высокие требования к его знанию, и проводится обязательная сертификация работающих. Созданы специальные языковые комиссии, которые следят за его употреблением, штрафуют тех, кто им недостаточно владеет, принуждают работодателей к увольнению «виновных» с работы. Властями принудительное внедрение официального языка рассматривается как средство интеграции общества, но оно оборачивается инструментом дискриминации русского населения. Доля русскоязычных среди всего населения Эстонии и Латвии по данным переписи 2000 года отражена на рисунке № 2 и №3 в приложении № 1.21

Кроме того, русский язык был первоначально  полностью исключен из государственного радио- и телевещания, а для частных средств массовой информации установлена 20% квота вещания на русском языке. Эта квота была отменена только после вступления стран Балтии в ЕС.

 

 Русские ограничены и в религиозных вопросах. Протестантство в Латвии и Эстонии и католицизм в Литве фактически являются государственными религиями, их конфессиональные праздники официально объявлены выходными днями. Православные и древлеправославные отмечать Великую Пятницу, Пасху, Рождество по своему календарю свободно не могут.

 

 В итоге русское  население быстро теряет свои социальные позиции и даже маргинализируется. Преступность, проституция, наркомания, нищенство приобретают «русское» лицо. Все это сказывается на демографических показателях. Русское население пытается противиться этнократической системе. Наиболее яркими проявлениями этнических конфликтов стали «бронзовые ночи»  в Таллинне в 2007 г., борьба против латышизации русских школ в Латвии в 2004-2005 гг., в которой участвовали десятки тысяч русских школьников и их родителей.

 

 Огромное количество фактов этнической дискриминации русских подробно фиксируются публицистами и правозащитниками, освещаются в прессе и интернет- ресурсами.  В последние годы сопротивление русского населения становится более организованным. Во всех странах Прибалтики русские общественные организации объединились в городские и республиканские союзы, эти союзы начали поддерживать русские партии, инициировать регулярные митинги, демонстрации, пикеты, обращаться в международные организации. Сложилась самостоятельная русская элита, способная формулировать цели и задачи, проводить мобилизацию русского населения. Во многом благодаря ей «русский вопрос» в странах Прибалтики приобрел не только местное, но и международное звучание. 22

 

      3 ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО  РАЗВИТИЮ ГЕОПОЛИ-

          ТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ РОССИИ          

            С ПРИБАЛТИЙСКИМИ СТРАНАМИ

            Учитывая вышеизложенные проблемы, России необходимо предпринять следующие действия для укрепления своего присутствия в Балтии:

      1. В сжатые сроки начать работу  над созданием официального, государственного представительства России в Балтии по развертыванию и укреплению российских политических и экономических интересов в Балтийском регионе. Внешне подобное представительство  должно характеризоваться как информационно-аналитическая структура (институт), ориентированная на чисто экономическое сотрудничество. Обязать российские корпорации, имеющие развитый бизнес в Латвии («Лукойл», «Газпром» и т.д.) внести инвестиции в организацию и работу такого центра. 

      2. «Русскоязычная политическая элита» не имеет в Латвии совершенно никакого авторитета, ни одна «русская» партия не может быть серьёзной политической опорой в Прибалтике. В этой ситуации необходимо в самый короткий срок установить тесные контакты с левыми партиями Латвии. Целесообразно привлечь к переговорному процессу левые партии Европы (Германии и Скандинавии).

      3. В своей политике в Латвии  Россия  может опираться на молодые деловые круги деловой элиты Латвии, заинтересованные, как в использовании обширного российского рынка для сбыта своих товаров, так и в сохранении и расширении в Латвии Европейско-Российского транзитного коридора.  
Уже после экономического кризиса в России в 1998 году, больно ударившего по Латвии, в сознании активного слоя латвийских бизнесменов произошёл перелом, смена русофобии на экономический прагматизм  взаимовыгодного сотрудничества, понимание неразрывности экономических связей геоэкономических систем Латвии и России.

      Вступление  Латвии в ЕЭС сразу ударило  по латвийскому бизнесу. Россия и  Европейская комиссия так и не пришли к соглашению об условиях торговли продовольственными продуктами. Таким образом, с 1 июня для латвийских экспортеров продовольственных продуктов животного происхождения, российский рынок закрыт, что уже наносит убытки предпринимателям. В лице латвийского бизнеса Россия насегодня имеет перспективнейшего партнёра для переговоров.

      4. Необходимо начать тонкие стратегические  переговоры со странами ЕС  и, прежде всего с Германией  и немецкими политиками, указавшими  на возможность подобных переговоров по превращению прибалтийского региона в буферную зону политического сдерживания и объединения интересов стран ЕС и стран СНГ, с предложением выработки гарантий безопасности для прибалтийских государств, как со стороны Европы, так и со стороны России. Взаимовыгодное решение прибалтийской проблемы резко улучшит отношения России с дружественными европейскими странами.

      5.  Активно стимулировать и подогревать внутренние противоречия прибалтийских государств. В отношениях Латвии и Литвы сделать упор на конфессиональные различия (Большинство литовцев и латышей католики, но значительная часть латышей лютеране). В отношениях Латвии и Эстонии на национальные (латыши принадлежат к индоевропейской группе, эстонцы к финно-угорской). Целый ряд этнопсихологических экспертиз указывают на глубоко индивидуалистическую психологию прибалтов, а именно неуживчивость между собой у эстонцев (особенно), латышей и литовцев; никакой единой прибалтийской общности при отсутствии «российской угрозы» быть не может.

      Имеет смысл провоцировать у прибалтийских  государств конкуренцию за возможность  транспортировки российских товаров, предлагая улучшение визового режима и ослабление таможенных барьеров, увеличение транспортных тарифов для  одних стран и ухудшения для  других. В случае усиления роли России в Латвии, Литва будет тяготеть к Польше и Дании, Эстония – к Финляндии. Сама возможность создания единого антироссийского прибалтийского субъекта терпит крах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Прибалтика  и прилегающий к ней российский Северо-Запад – единственный российский регион, который непосредственно граничит с Евросоюзом – имеют большой потенциал для развития взаимовыгодной торговли, да и вообще призваны стать мостом между Россией и ЕС. Но необходимо предостерегать российских дипломатов от прямого давления на государства Балтии.  Россия должна действовать опосредованно, что гораздо эффективнее прямого давления, распространить принципы демократии на внешнеполитическую деятельность, чтобы сделать ее эффективной. Политические силы и народы стран Прибалтики и России должны пристальнее присмотреться друг к другу, осознать геостратегическую и цивилизационную необходимость построения взаимовыгодных отношений, основанных на прагматизме и идее о близости наших народов.

      В данной работе разработаны рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между этими странами, учитывая их проблематику.

      Россия  готова гарантировать безопасность странам Прибалтики в виде одностороннего обязательства, подкрепленного в международно-правовом плане посредством заключения многостороннего соглашения о добрососедстве и взаимном обеспечении безопасности. К этим гарантиям могут присоединиться другие страны: США, Германия, Великобритания, Франция и международные организации, включая военные. Параллельно могут быть разработаны меры доверия в военной, экономической и социальной сферах, которые смогут подкрепить политические гарантии.

      В военно-политических отношениях можно  ввести режим доверия в приграничной полосе, безвизовые поездки жителей, отказ от военной деятельности, налаживание совместного контроля за воздушным пространством всего прибалтийского региона, запрет на проведение военно-морских учений в нежелательных регионах Балтики. В экономической сфере можно создать единый топливно-сырьевой и энергетический комплекс, единую информационную структуру: дороги, порты, систему энерго- тепло- и водоснабжения. В социальной и гуманитарной сферах — усилить развитие контактов между людьми и организациями; совместные действия, взаимопомощь по обеспечению прав русских, украинцев, белорусов, поляков, других нацменьшинств, на практике испытывающих большие трудности выживания в атмосфере национализма, захватившего бывшие советские прибалтийские республики; сотрудничество в борьбе с распространением наркотиков, отравляющих и радиационных материалов, сотрудничество в борьбе с преступностью и терроризмом и др.

      Лидеры  Прибалтийских стран, безусловно, понимают важность и выгодность отношений с Россией. Правительство России так же нуждается в добрососедских отношениях. В бедующем этим странам необходимо разрешить свои конфликты, т.к. в сложившейся ситуации из-за чрезмерной политической амбициозности страдают простые люди. В дальнейшем развитие дружественных отношений между странами Прибалтики и России - важнейшая задача их политиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

      1 Андреев В.В. Экономическая система в государствах Балтии и внешняя торговля России с этими странами/ В.В. Андреев.–М.: ИПРРАН, 2005. – 36 с.

      2 Баховски Э. Как воспринимают Россию эстонцы? // Зеркало недели [офиц.сайт].2005.http://www.veneportaal.ee/politika/10/19100501.htm (19.06.06).

      3 Волхонский Б. Вступление Балтии в НАТО будет означать коней холодной войны//Комерсантъ. – 2001. - №111. – С.23 – 24.

      4 Гапоненко А.К. Геополитика. Экономика. Российские соотечественники в странах Балтии.// Материалы Конференции «Взаимодействие России и стран Балтии». М.: 2008. – 17 С.

      5 Гущин В.И. Этнократия: латвийский вариант/ В.И. Гущин. –Рига.:SI, 2004.- 124 с.

      6 Игнатьев М. НАТО может разработать специальный план защиты стран Балтии от России // Известия[офиц.сайт].2001.http://www.izvestia.ru/ (07.09.08).

Информация о работе Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией