Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между Россией и странами Прибалтики.

Содержание

Введение
1 История и основные этапы развития геополитических отношений
России со странами Прибалтики
1.1 Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР
1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после распада СССР
1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.
2 Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений
России и стран Прибалтики
2.1 Территориальные споры между Россией и странами Прибалтики
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО 2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

      Распад  СССР стал рубежом, который ознаменовал  переход российско-балтийских отношений  в новое качество. Здесь и сказалась  недальновидность и политический просчет  российского руководства, для которого неожиданностью стало появление в отношениях с Прибалтийскими государствами таких острых проблем, как необходимость форсированного вывода войск, статус русского населения, линия границ. Как выяснилось немного позднее, договоры о межгосударственных отношениях, заключенные совсем в другую эпоху, были мало приспособлены для их решения.7

      1.3. Российская политика по отношению к странам Прибалтики на              сегодняшнем этапе.

      Современная Прибалтика - неотъемлемая часть Евросоюза. Ее народы добились независимости от России, которая не могла финансировать их развитие в тех же объемах, что в 60-70-е годы ХХ века, чтобы уйти под контроль Запада, который, как им казалось, даст им существенно больше. 
И действительно, государства Прибалтики получили значительные кредиты и гранты, которые в условиях отсутствия какой бы то ни было военной нагрузки на общества позволили повысить уровень и качество жизни. Население получило свободы, в частности, свободу передвижения по Западу. 
Парадоксально, что за это было заплачено снижением относительного уровня жизни и, соответственно, самоощущения. Если раньше Прибалтика была самой уважаемой, культурной и богатой частью огромного мира - Советского Союза  то, «сменив мир», она стала его самой бедной и некультурной частью.  Каковы же основные моменты российской политики в отношении стран Прибалтики на нынешнем этапе? В соответствии с обнародованной МИД РФ Россия реализует в отношениях с Латвией, Литвой и Эстонией дифференцированный подход, стремясь не рассматривать их как единое целое. Россия настаивает на необходимости продвижения процесса интеграции русских и русскоговорящих в Эстонии и Латвии, создания условий для предоставления им гражданства Прибалтийских государств. Так как в Латвии и Эстонии до сих пор не урегулированы многие вопросы, касающиеся правового статуса русскоязычных жителей — переселенцев эпохи 1940—1991 гг. и их потомков -  неграждан,  поскольку гражданами этих государств автоматически были признаны лишь большинство граждан довоенных Латвийской и Эстонской Республик и их потомки.

      С положением дел в данной области увязывается решение других вопросов, в частности развитие экономических отношений и заключение договоров о границе (с Эстонией и Латвией).

      В сфере экономики Россия до сих  пор не предоставила Эстонии режима наибольшего благоприятствования в торговле, в отношениях с Латвией сдерживается принятие договоренностей об избежании двойного налогообложения и взаимной защите инвестиций. Периодически, в том числе и на уровне исполнительной власти, обсуждается возможность введения против государств Прибалтики экономических санкций. Официально заявлено о необходимости "диверсификации" каналов транзита российских грузов через страны Прибалтики; насколько известно, не рассматриваются планы подключения латвийского порта Вентспилс, через который сегодня проходит 12-14% экспорта российской нефти, к Балтийской трубопроводной системе, создающейся для транспортировки нефти из Тимано-Печорской нефтяной провинции.

      Таким образом, к главным сферам отношений  следует отнести положение русских  общин в Балтийских государствах, пограничные проблемы, экономические взаимоотношения, безопасность.8 
 
 
 
 
 

      2 АНВЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ  ГЕОПОЛИТИЧЕС-

            КИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И СТРАН ПРИБАЛТИКИ 

      2.1 Территориальные споры между Россией и странами          Прибалтики

      Самая острая проблема в отношениях между  Россией и странами Прибалтики — требование балтийских стран признать то, что они называют оккупацией Советским Союзом прибалтийских государств в 19401991.

С проблемой  «оккупации» связаны вопросы  о заключении пограничных договоров между Россией, Эстонией и Латвией.

      Россия  недовольна требованиями прибалтийских  стран извиниться за «советскую оккупацию» и компенсировать ущерб за неё. Российские власти также обвиняют их в провоцировании Евросоюза и НАТО на более жёсткий курс в отношении России. В декабре 2005 прибалтийские государства вошли во вновь созданную организацию с явно антироссийской направленностью — Содружество демократического выбора.

      Из  прибалтийских государств территориальные  споры у России имеются с Латвией (Пыталовский район Псковской области — уезд Абрене) и Эстонией (Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом).9

      В своё время, при подписании в марте 1918 Брестского мирного договора, Россия потеряла около 1 млн кв. км. В числе других Россия утратила и эти территории, издавна заселённые русскими.

После поражения Германии в ноябре 1918 Советская Россия денонсировала Брестский мирный договор. Часть земель удалось вернуть, но Печоры (Петсере), Ивангород и Пыталово (Абрене), доставшиеся прибалтийским республикам, так и остались в их руках. Более того, в 1920 между Советской Россией и Эстонией был заключён Тартуский, а между Россией и Латвией — Рижский мирные договоры, где границы признавались в существующих пределах.

После присоединения Эстонии и Латвии к СССР в 1940 было произведено территориальное размежевание между ними и РСФСР, так что по состоянию на 1991, когда произошёл распад СССР, спорные территории находились под административным управлением России.

      Уже в середине 1990-х пограничные договоры между Россией и прибалтийскими государствами были готовы к подписанию, однако в определённый момент Россия начала затягивать подписание, рассчитывая осложнить странам Прибалтики вступление в НАТО, поскольку одно из требований к новым членам блока состоит в наличии неоспоримых внешних границ, подкреплённых международными соглашениями. Однако неурегулированность границ с Россией не помешала прибалтийским государствам стать членами НАТО. После этого затягивание подписания пограничных договоров потеряло для России всякий смысл.

После того как в 2004 государства Прибалтики стали членами ЕС, вопрос о неурегулированных отношениях с Россией приобрёл для них новую остроту. Как члены ЕС, прибалтийские государства должны включиться в процесс облегчения визового режима, проводимый Евросоюзом и Россией, и активизировать усилия по борьбе с незаконной иммиграцией. Однако продвигаться в решении этих проблем, не имея пограничных договоров с Россией, практически невозможно.10

        Для России заключение договоров со странами Прибалтики не менее важно с точки зрения развития отношений между Россией и ЕС и как существенный фактор обеспечения безопасности и территориальной целостности России. Имея уже заключённое ранее пограничное соглашение с Литвой, Россия рассчитывала в 2005 подвести черту под дискуссией о ключевых моментах европейской истории XX века и заключить аналогичные пограничные договоры с Эстонией и Латвией в ходе торжеств по случаю 60-летия победы над фашистской Германией. Поэтому ещё в конце 2004 Россия предложила главам трёх прибалтийских государств провести 10 мая 2005 саммит «Россия — страны Прибалтики» и подписать на нём политические декларации и пограничные договоры с Латвией и Эстонией.

Подписание, однако, было сорвано. Латвийский парламент  в конце апреля 2005 принял декларацию, содержащую ссылку на Рижский мирный договор и подразумевающую, по мнению российской стороны, территориальные претензии к России. Что касается Эстонии, то эстонский президент Арнольд Рюйтель отказался приехать в Москву. Не приехал в Москву и литовский президент Валдас Адамкус. По мнению наблюдателей, основная причина отказа президентов Литвы и Эстонии приехать в Москву заключалась в том, что, согласно принятой в этих странах государственной точке зрения, окончание Второй мировой войны для них означало лишь начало новой — советской — оккупации.11

      Лишь  через два года — 27 марта 2007  Россией был подписан договор о границах с Латвией, сейм которой отозвал свою декларацию. С Эстонией этот вопрос не решён до сих пор.

      Ещё одна территориальная проблема имеется  на северо-востоке Эстонии, где в  момент распада СССР появились настроения за воссоединение с Россией. 16 июля 1993 г. на референдуме жители городов Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ проголосовали за придание русскоязычным городам Эстонии статуса автономии. Многие политики в РФ призывали способствовать введению в жизнь результатов референдума, однако исполнительная власть в лице Ельцина не пошла ни на предъявление территориальных претензий Эстонии, ни даже на защиту идеи такой автономии.12

      В мае 2005 Владимир Путин дал указание российскому МИДу подписать уже согласованные и не вызывающие никаких разногласий пограничные договоры с Эстонией в ходе визита в Россию главы МИД Эстонии Урмаса Паэта.

      18 мая 2005 министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договоры о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах, закрепившие прохождение госграницы между двумя государствами по прежней административной границе между РСФСР и Эстонской ССР «с незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации». По подписанным договорам стороны, учитывая их пожелания, уступают друг другу по 128,6 га суши и по 11,4 кв. км поверхности озёр.

      Однако 20 июня 2005 эстонский парламент в ходе ратификации внёс в текст закона о ратификации договоров две поправки — ссылки на Декларацию Государственного Собрания Эстонии о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992, в которой упоминается «агрессия Советского Союза против Эстонии», «десятилетия оккупации», а также «противозаконное» включение Эстонии в состав СССР, и на Тартуский мирный договор между Советской Россией и независимой Эстонской республикой, по которому в состав последней были включены часть нынешнего Кингисеппского района Ленинградской области — в том числе Ивангород — и Печорский район Псковской области. Эти поправки были внесены по требованию оппозиционной партии Res Publica.

В преамбуле  закона о ратификации также содержатся ссылки на Манифест о независимости от 24 февраля 1918 и на решение Верховного совета Эстонской Республики о независимости от 20 августа 1991.

22 июня МИД России, проанализировав сделанные поправки, отказался выносить договоры на ратификацию Госдумой, поскольку эстонские депутаты включили в преамбулу закона о ратификации договора ссылки на ряд «внутригосударственных документов Эстонии, которые не соответствуют объективным реалиям, создают ложный контекст для толкования и реализации положений этих договоров и, таким образом, лишают смысла многолетнюю работу, предшествовавшую их подписанию». Российская сторона считает, что это создаёт предпосылки для предъявления Эстонией в будущем территориальных или иных претензий к России.

Информация о работе Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией