Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между Россией и странами Прибалтики.
Введение
1 История и основные этапы развития геополитических отношений
России со странами Прибалтики
1.1 Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР
1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после распада СССР
1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.
2 Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений
России и стран Прибалтики
2.1 Территориальные споры между Россией и странами Прибалтики
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО 2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами
Заключение
Библиографический список
27 июня министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что отзывает свою подпись под договором о границе с Эстонией. По словам Лаврова, теперь двум странам придётся проводить новые переговоры. 13
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
На сегодняшний день страны Прибалтики играют важную роль российского транзитного коридора в Европу. По объему перевозки грузов странам Прибалтики принадлежит ведущая роль в Восточной Европе. В наши дни транзит грузов через территорию Латвии обеспечивает разветвленная и высокоразвитая транспортная инфраструктура, включающая железнодорожный, морской, трубопроводный и автомобильный транспорт, а также наиболее значительные Латвийские объекты обеспечения транзита - Вентспилский, Рижский и Лиепайский порты. Порты обслуживаются обширной железнодорожной сетью, которая сведена с рельсовыми путями России и других стран СНГ. Вентспилс, который является крупнейшим нефтяным экспортным портом на побережье Балтийского моря, соединен с Россией двумя трубопроводами: один - для транспортировки сырой нефти, второй — для нефтепродуктов. 14
В
странах Прибалтики созданы важные предпосылки
для успешного развития транзитных перевозок.
Фактически они и существуют за счёт этих
перевозок. Латвия стала первым из стран
Балтии полноправным членом Всемирной
торговой организации (WTO). Это дало возможность
пользоваться наиболее благоприятным
режимом торговли товарами со 140 странами.
Наибольшую долю в торговом обороте Латвии
имели страны ЕС. Латвийский экспорт в
Россию и другие страны СНГ существенно
вырос. Экспорт продуктов питания в СНГ
вдвое превысил уровень. Однако вступление
стран Прибалтики в ЕЭС сразу ударило
по их бизнесу. Россия и Европейская комиссия
так и не пришли к соглашению об условиях
торговли продовольственными продуктами.
Таким образом для прибалтийских экспортеров
продовольственных продуктов российский
рынок оказался закрытым. Россия установила
запрет на ввоз продовольственных продуктов
животного происхождения: производителей
рыбы, молока и мяса, которые уже сертифицированы
Прибалтийской продовольственно-ветеринарной
службой, что уже начало наносить огромные
убытки предпринимателям.
Основополагающая геоэкономическая роль стран Прибалтики – роль нашего транзитного коридора. Оптимальным условием функционирования подобного коридора был бы не прямой контроль территории, а превращения её в буферную зону сопряжения интересов России и дружественных европейских стран (в первую очередь Германии). В геостратегическом аспекте страны Прибалтики самостоятельного значения не имеют. Прибалтийская экономика много лет существует и сознательно ориентируется на транзит российских товаров.
Доходы
от транзитных перевозок составляют
примерно 66% от всего экс-порта услуг.
В свою очередь транспорт нефти
и нефтепродуктов составляет 60% транзита
этих стран. Порты являются важным звеном
транзитной системы, так как более 90% их
грузооборота составляют транзитные грузы.
Порты работают в основном на отправку
грузов - 92.9% от общего объема грузов.
В Латвии работают 10 портов, 3 самых крупных
из них - Вентспилс, Рига и Лиепая в основном
работают с транзитными грузами. Порты
Рига и Вентспилс работают в режиме свободных
портов. Порт Лиепая входит в состав Лиепайской
специальной экономической зоны.15
О газопроводе, который соединял бы Россию и Европу и при этом проходил через страны Прибалтики, в латвийской Latvijas gaze (LG) мечтают давно. Подобный проект существовал на бумаге уже в конце 80-х годов, но в связи с развалом СССР был заморожен. По причине политических разногласий Россия отказалась строить газопровод через Латвию. Поэтому на протяжении пяти лет специалисты Газпрома разрабатывали более пяти возможных вариантов транспортировки газа в Европу, два из которых специалисты оценивают как вполне реальные. Это Россия - Белоруссия - Польша и Россия - Финляндия - Швеция. LG при каждой возможности напоминает Газпрому, что самый выгодный путь для российского газа проходит через Латвию. Вариант, разработанный LG, - самый выгодный, и об этом хорошо знали советские ученые и экономисты. С точки зрения потенциальных российско-латвийских глобальных транспортных проектов, деловые круги Латвии обеспокоены проектом строительства нового, обходящего Россию и Балтию трубопровода - “Новый Шелковый путь”, разрабатываемого ЕС совместно с странами Закавказья, Средней и Юго-Восточной Азии.
Для Прибалтийских бизнесменов пришло время отбросить политические амбиции и начать серьезные проработки по стабилизации отношений между Россией и Латвией. 16
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО
Самое пристальное внимание геополитиков привлекает Прибалтийский регион, особенно в вопросе об участии в НАТО Литвы, Латвии и Эстонии. Для России это не академический спор, если учесть, что она кровно заинтересована в выходах на Балтику. Прибалтийский регион имеет исключительно важное значение для всех европейских государств. Их связывают с Прибалтикой коммуникации, торгово-экономические отношения, исторические корни. Особенно это касается скандинавских стран (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия). При соблюдении определенных условий этот регион может стать одним из генераторов мира и сотрудничества для всей Европы. Геополитические интересы России здесь объективно совпадают с интересами большинства стран Европы. А главное — Россия должна иметь надежный спокойный морской путь в европейские страны. Таким образом, Россия объективно заинтересована в геополитической стабильности не только Калининградского анклава, но и стран Прибалтики. Она твердо настроена развивать добрые отношения с Литвой, Латвией и Эстонией, чтобы они не имели оснований для беспокойства по поводу их включения в буферную зону, в “санитарный кордон” между Востоком и Западом. Это станет важным фактором создания обстановки для спокойной и созидательной жизни многочисленного русского, украинского и белорусского населения в странах Прибалтики.
Пока же в столицах этих государств преобладает мнение, что спокойствие стран Прибалтики может гарантировать только пребывание в НАТО. В обоснование этого выбора обычно приводятся такие аргументы: необходимость оградить свою независимость и суверенитет от потенциальной угрозы с Востока, открыть простор для интеграции стран Прибалтики в западную экономику, цивилизацию, гарантировать их социальное развитие.
Наше
отрицательное отношение к
Следующая сторона проблемы отношений России и прибалтийских государств состоит в том, что в последних существует внутригосударственный сепаратизм, воинствующий национализм, неконтролируемая миграция, сложные экологические и другие проблемы, решать которые нужно с определенным государством, а не альянсу в целом. Да и в Европе есть государства — не члены НАТО, которые не боятся за свою национальную безопасность. Их нейтралитет (Швеции, Финляндии, Швейцарии и др.) предполагает приоритет национальных интересов, а не подчинение их геополитической сверхдержаве, определяющей геостратегический курс альянса. Постоянный нейтралитет, например, обеспечил многовековую стабильность Швейцарии и Швеции, гарантировал их от втягивания в различные конфликты вопреки воле народа этих стран. Кроме того, подобный статус позволяет этим государствам заметно влиять на политическое решение многих сложных вопросов. Именно этими делами остался в памяти народов мира бывший премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Понимая многостороннюю важность нейтралитета, Россия выступает за то, чтобы Прибалтийские страны, весь Балтийский регион стал внеблоковым, нейтральным регионом и был превращен в зону устойчивого развития, безопасности и стабильности.
В интересах как стран Запада, так и России активно использовать инфраструктуру и транспорт прибалтийских государств для создания прочных добрососедских и взаимовыгодных связей. Односторонняя ориентация Литвы, Латвии и Эстонии на скандинавские страны, в частности, и на Запад вообще, может оказаться в недалекой перспективе дестабилизирующим фактором. Полномасштабное членство соседей-прибалтов в НАТО остается неприемлемым для России. И присоединение к НАТО может в будущем привести к былому расколу Европы, усилению конфронтации в мире. В силу динамических изменений в геополитическом балансе сил Прибалтика может превратиться в передовой военный плацдарм для силового давления на Россию. О подобных перспективах говорят многие политические шаги нынешних лидеров прибалтийских государств. Так, в литовском парламенте был рассмотрен вопрос о пересмотре конституции. Законодатели решили, что конституция не должна запрещать размещение иностранных войск и ядерного оружия на территории Литвы. Латвийский сейм принял декларацию “Об оккупации”. Балтийский Совет принял резолюцию “О демилитаризации и статусе” Калининградской области. Во всех Прибалтийских республиках идет процесс активного вытеснения русских и русскоязычных из важнейших сфер политической и социальной жизни и просто грубое выселение этнических русских “на их историческую родину.18
2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
К важным нерешенным проблемам между странами Прибалтики и Россией относят этнический конфликт, а именно: притеснение русскоязычного меньшинства в этих странах, включая отсутствие прогресса в сфере натурализации (по российским данным, до сих пор 450—480 тыс. жителей Латвии и 160 тыс. жителей Эстонии относятся к категории лиц без гражданства), ограничения и запреты на использование русского языка, ущемление прав военных пенсионеров, преследование ветеранов-антифашистов и бывших сотрудников советских правоохранительных органов и в то же время прославление ветеранов прогерманских отрядов как «борцов за независимость от СССР». Лишь Литва приняла так называемый «нулевой вариант», автоматически предоставив своё гражданство всем гражданам СССР, проживавшим на её территории на момент провозглашения независимости.
Этнократическая система направлена против всего нетитульного населения, но, прежде всего, против самой его многочисленной и организованной части - русских.
Под русскими мы понимаем всех тех, кто идентифицирует себя с русской нацией, кто использует русский язык в качестве родного. Часто этих людей называют «русскоязычными», хотя это не совсем корректно, ведь важно не свободное владение языком, а самоидентификация человека с определенным народом через язык. Например, в 2000 г. в Латвии русских по переписи населения значилось 29,6% населения, а родным русский язык был для 36,1% населения.
Сразу после приобретения независимости в прибалтийских республиках началось вытеснение нетитульного населения, продолжавшееся особенно интенсивно до конца 90-х годов. Существующая статистика не позволяет прямо оценить этническую составляющую миграции, но косвенно о ней можно судить по изменению этнической структуры населения. С 1989 по 2000 гг. нетитульное население Латвии сократилось на 21,3%, Литвы - 23,2 %, Эстонии - 28,9%. В результате его доля уменьшилась в Латвии с 48,0 до 42,4%, в Литве с 20,4 до 16,6%, в Эстонии с 40,2 до 30,6%.
Из-за прямого запрета на проживание, лишения права заниматься профессиональной деятельностью, увольнения с работы из-за национальной принадлежности или незнания официального языка, покинуть страну была вынуждена большая часть русской элиты: партийные, советские, хозяйственные работники; военные; гуманитарная и техническая интеллигенция.
Информация о работе Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией