Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между Россией и странами Прибалтики.
Введение
1 История и основные этапы развития геополитических отношений
России со странами Прибалтики
1.1 Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР
1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после распада СССР
1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.
2 Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений
России и стран Прибалтики
2.1 Территориальные споры между Россией и странами Прибалтики
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО 2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами
Заключение
Библиографический список
РЕФЕРАТ
Работа
35 с., 20 источников.
Присоединение стран Прибалтики к СССР, распад СССР, ратификация договоров, территориальные споры, «транзитный коридор», участие Прибалтийских стран в НАТО, этнический конфликт, экономическое и геополитическое сотрудничество
Объектом
Цель
данной работы разработать рекомендации
по развитию геополитических и
Цель данной работы потребовала реализации некоторых задач, а именно:
Лидеры
Прибалтийских стран, безусловно, понимают
важность и выгодность отношений
с Россией. Правительство России
так же нуждается в добрососедских
отношениях. В бедующем этим странам
необходимо разрешить свои конфликты,
т.к. в сложившейся ситуации из-за чрезмерной
политической амбициозности страдают
граждане этих стран.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 История и основные этапы развития геополитических отношений
России
со странами Прибалтики
1.1 Вхождение
Прибалтийских государств в
1.2 Развитие
отношений России и стран
1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.
2 Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений
России и стран Прибалтики
2.1 Территориальные споры между Россией и странами Прибалтики
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО 2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
Геополитическую
картину отношений России со странами
Прибалтики можно описать так: в
российском дискурсе страны Прибалтики
(за исключением отчасти Литвы) представляются
как недружественные и амбициозные государства,
управляемые националистами. При этом как страны
«хитрые» они постоянно жалуются на угнетение
в прошлом со стороны Советского Союза,
хотя на самом деле много выиграли от вхождения
в единое с Россией государство: именно
в его рамках они сформировались как национально-территориальные
образования, получили огромные инвестиции
в свою инфраструктуру, промышленность,
культуру.
Россия воспринимает проблемы отношений
с Прибалтикой как часть системы отношений
с Западом в целом. Россияне признают
официальный независимый статус прибалтийских
соседей, но решительно не признают за
ними самостоятельного политического
значения для России.
Для прибалтийских стран Россия – это «другая»
страна, «восток», на отгораживании и отталкивании
от которого строится самоидентификация
прибалтийских «политических этносов».
Отсюда их неистребимое желание подчеркнуть
чуждость местным народам всего российского.
В Прибалтике Россия вот уже долгое время
рисуется как недружественная страна,
источник главных угроз национальной
безопасности, нестабильное, экономически
отсталое государство, перед которым постоянно
маячит угроза распада с возможными негативными
последствиями для соседних стран.
Тема данной работы актуальна, поскольку на протяжении многих лет проблемы России и стран Прибалтики не могут найти своего решения. А результатом этих проблем являются этнические конфликты, торможение развития экономических и торговых отношение на мировом уровне.
Цель
данной работы разработать рекомендации
по развитию геополитических и
Цель данной работы потребовала реализации некоторых задач, а именно:
Объектом
Предметом
исследования являются Россия и страны
Прибалтики.
1
ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИИ СО СТРАНАМИ ПРИБАЛТИКИ
История трудоемких отношений России и государств Прибалтики
продолжительна. Присоединение Прибалтики к СССР (1939—1940) — процесс включения независимых прибалтийских государств — Эстонии, Латвии и Литвы в состав Советского Союза, осуществлённый после подписания СССР и Германией в августе 1939 года договора о ненападении, зафиксировавшего разграничение сфер интересов этих двух держав в Европе.
Ряд зарубежных историков и политологов, а также ряд современных российских исследователей характеризуют этот процесс как оккупацию и аннексию независимых государств Советским Союзом, осуществлённую постепенно, в результате ряда военно-дипломатических и экономических шагов и на фоне разворачивающейся в Европе Второй мировой войны.»1
При всём различии подходов к оценке вхождения Прибалтики в состав СССР, исследователями признаётся тот факт, что прибалтийские государства в период между двумя мировыми войнами стали объектом борьбы великих европейских держав за влияние в регионе. К концу 1930-х гг. Германия и СССР стали фактически основными соперниками в борьбе за влияние в Прибалтике. Советский Союз, рассматривавший по крайней мере две прибалтийские республики — Эстонию и Латвию — как сферу своих национальных интересов, отстаивал на переговорах свою позицию, но не встретил понимания у партнёров. Что же касается правительств самих прибалтийских государств, то они предпочли гарантии со стороны Германии, с которой они были связаны системой экономических соглашений и договоров о ненападении. Ситуация в прибалтийских государствах была тревожной и противоречивой. На фоне слухов о готовящемся советско-германском разделе Прибалтики, которые опровергались дипломатами обеих сторон, часть правящих кругов прибалтийских государств была готова продолжать сближение с Германией, тогда как многие были настроены антигермански и рассчитывали на помощь СССР в сохранении баланса сил в регионе и национальной независимости, тогда как действовавшие в подполье левые силы были готовы поддержать присоединение к СССР.2
14 июня 1940 г. советское правительство предъявило ультиматум Литве, а 16 июня — Латвии и Эстонии. В основных чертах смысл ультиматумов совпадал — от этих государств требовалось привести к власти дружественные СССР правительства и допустить на территорию этих стран дополнительные контингенты войск. Условия были приняты. 15 июня советские войска вошли в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию.3
Литовский
президент А. Сметона настаивал
на организации сопротивления
Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и назначили внеочередные парламентские выборы. Выборы, состоявшиеся 14—15 июля, были, согласно данным некоторых исследователей, фальсифицированы. На выборах во всех трёх государствах победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа — единственные избирательные списки, допущенные к выборам.
Вновь избранные парламенты уже 21—22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3—6 августа 1940 г., в соответствии с решениями Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза. Из литовской, латвийской и эстонской армий были сформированылитовский, латвийский и эстонский корпуса. Позднее они будут полностью включены в Красную Армию.
После
вхождения прибалтийских
1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после
распада СССР
После распада СССР отношения России со странами Прибалтики складывались весьма непросто. Обилие исторических обид и взаимных претензий препятствовало нахождению взаимопонимания в национальной, культурной, политической, экономической сферах. Попытки научного анализа процессов, происходивших в Прибалтийском регионе, также не были свободны от субъективного, зачастую излишне политизированного подхода. Стремление переложить ответственность на противоположную сторону, нежелание признавать собственные ошибки, недостаток данных социологических исследований – все это препятствовало формированию объективного взгляда. Только избавившись от распространенных стереотипов, можно сформулировать новую повестку дня в отношениях между Москвой и балтийскими столицами.
Различия в оценке событий 1940 года и последующей истории прибалтийских стран в составе СССР являются источником неослабевающей напряжённости в отношениях между Россией и Прибалтикой.5
После признания независимости Эстонии, Латвии и Литвы советским руководством был дан ход и процессу ратификации договоров России с этими республиками. Постановления Государственного Совета основывались на решениях V внеочередного съезда народных депутатов СССР, созванного вскоре после путча, который постановил, что обретение независимости республиками, решившими отказаться от вхождения в новый Союз, требует проведения их переговоров с СССР для решения всего комплекса вопросов, связанных с отделением. Согласно же решениям Государственного Совета признание независимости предшествовало проведению переговоров, при этом признанию не давалось никакого юридического основания (в постановлениях говорится только о "конкретной исторической и политической обстановке", предшествовавшей вхождению республик в СССР).6 Особенное значение, как сегодня можно говорить, имеет тот факт, что не было дано никакой оценки событиям 1940 г. и их последствиям для современных отношений Москвы и Балтийских республик. Ответственность за это лежит прежде всего на руководстве СССР, которое проводило в отношении Прибалтийских республик в течение всего периода 1990-1991 гг. негибкую и недальновидную политику. Однако не меньшая роль принадлежит и России, руководители которой превратили серьезную проблему международных отношений в инструмент политической игры. Именно благодаря действиям России Эстония, Латвия и Литва смогли утвердить свой особый статус в отношениях с союзным Центром, а в конечном итоге и обрести независимость без всяких предварительных условий и переговоров. Видимо, российские руководители полагали, что весь груз ответственности по решению данного комплекса вопросов будет нести советское руководство. Однако, после того как в декабре 1991 г. СССР перестал существовать, эти проблемы автоматически перешли к России.
Информация о работе Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией