Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических взаимодействий между Россией и странами Прибалтики.

Содержание

Введение
1 История и основные этапы развития геополитических отношений
России со странами Прибалтики
1.1 Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР
1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после распада СССР
1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.
2 Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений
России и стран Прибалтики
2.1 Территориальные споры между Россией и странами Прибалтики
2.2 Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики
2.3 Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО 2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики
3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 

      Работа 35 с., 20 источников. 

      Присоединение стран Прибалтики к СССР, распад СССР, ратификация договоров, территориальные  споры, «транзитный коридор», участие Прибалтийских стран в НАТО, этнический конфликт, экономическое и геополитическое сотрудничество

 

           Объектом исследования в данной работе являются геополитические  отношения стран Прибалтики с  Россией.

      Цель  данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических  взаимодействий между Россией и  странами Прибалтики.

      Цель  данной работы потребовала реализации некоторых задач, а именно:

  1. Проследить за развитием отношений России и стран Прибалтики до и после распада СССР;
  2. Дать оценку происходящих между странами процессов на сегодня;
  3. Проанализировать ключевые проблемы развития геополитических отношений между странами.

     Лидеры  Прибалтийских стран, безусловно, понимают важность и выгодность отношений  с Россией. Правительство России  так же нуждается в добрососедских отношениях. В бедующем этим странам  необходимо разрешить свои конфликты, т.к. в сложившейся ситуации из-за чрезмерной политической амбициозности страдают граждане этих стран.  
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                 

1 История и основные этапы развития геополитических отношений

России  со странами Прибалтики                                                                           

1.1 Вхождение  Прибалтийских государств в состав  СССР

1.2 Развитие  отношений России и стран Прибалтики  после распада СССР

1.3 Российская политика по отношению к странам Прибалтики на сегодняшнем этапе.

2   Анализ ключевых проблем развития геополитических отношений

России  и стран Прибалтики

  2.1   Территориальные споры между Россией и странами   Прибалтики

  2.2   Российский «Транзитный коридор» через страны Прибалтики

2.3    Влияние на Россию процесса участия Прибалтийских стран в НАТО      2.4 Этнический конфликт между Россией и странами Прибалтики 

    3 Формирование рекомендаций по развитию геополитических и экономических взаимодействий России с Прибалтийскими странами    

Заключение                                                                                                              

Библиографический список                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ          

      Геополитическую картину отношений России со странами Прибалтики можно описать так: в российском дискурсе страны Прибалтики (за исключением отчасти Литвы) представляются как недружественные и амбициозные государства, управляемые националистами. При этом как страны «хитрые» они постоянно жалуются на угнетение в прошлом со стороны Советского Союза, хотя на самом деле много выиграли от вхождения в единое с Россией государство: именно в его рамках они сформировались как национально-территориальные образования, получили огромные инвестиции в свою инфраструктуру, промышленность, культуру. 
        Россия воспринимает проблемы отношений с Прибалтикой как часть системы отношений с Западом в целом. Россияне признают официальный независимый статус прибалтийских соседей, но решительно не признают за ними самостоятельного политического значения для России. 
        Для прибалтийских стран Россия – это «другая» страна, «восток», на отгораживании и отталкивании от которого строится самоидентификация прибалтийских «политических этносов». Отсюда их неистребимое желание подчеркнуть чуждость местным народам всего российского.          
        В Прибалтике Россия вот уже долгое время рисуется как недружественная страна, источник главных угроз национальной безопасности, нестабильное, экономически отсталое государство, перед которым постоянно маячит угроза распада с возможными негативными последствиями для соседних стран.

      Тема  данной работы актуальна, поскольку на протяжении многих лет проблемы России и стран Прибалтики не могут найти своего решения. А результатом этих проблем являются этнические конфликты, торможение развития экономических и торговых отношение на мировом уровне.

      Цель  данной работы разработать рекомендации по развитию геополитических и экономических  взаимодействий между Россией и странами Прибалтики.

      Цель  данной работы потребовала реализации некоторых задач, а именно:

  1. Проследить за развитием отношений России и стран Прибалтики до и после распада СССР;
  2. Дать оценку происходящих между странами процессов на сегодня;
  3. Проанализировать ключевые проблемы развития геополитических отношений между странами.

           Объектом исследования в данной работе являются геополитические отношения стран Прибалтики с Россией.

     Предметом исследования являются Россия и страны Прибалтики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ИСТОРИЯ   И   ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ   РАЗВИТИЯ        ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ          ПРИБАЛТИКИ  

    1. Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР

    История трудоемких отношений России и государств Прибалтики

продолжительна. Присоединение Прибалтики к СССР (1939—1940) — процесс включения независимых прибалтийских государств — Эстонии, Латвии и Литвы в состав Советского Союза, осуществлённый после подписания СССР и Германией в августе 1939 года договора о ненападении, зафиксировавшего разграничение сфер интересов этих двух держав в Европе.

Ряд зарубежных историков и политологов, а также  ряд современных российских исследователей характеризуют этот процесс как  оккупацию и аннексию независимых  государств Советским Союзом, осуществлённую постепенно, в результате ряда военно-дипломатических и экономических шагов и на фоне разворачивающейся в Европе Второй мировой войны.»1

При всём различии подходов к оценке вхождения  Прибалтики в состав СССР, исследователями  признаётся тот факт, что прибалтийские государства в период между двумя мировыми войнами стали объектом борьбы великих европейских держав за влияние в регионе. К концу 1930-х гг. Германия и СССР стали фактически основными соперниками в борьбе за влияние в Прибалтике. Советский Союз, рассматривавший по крайней мере две прибалтийские республики — Эстонию и Латвию — как сферу своих национальных интересов, отстаивал на переговорах свою позицию, но не встретил понимания у партнёров. Что же касается правительств самих прибалтийских государств, то они предпочли гарантии со стороны Германии, с которой они были связаны системой экономических соглашений и договоров о ненападении. Ситуация в прибалтийских государствах была тревожной и противоречивой. На фоне слухов о готовящемся советско-германском разделе Прибалтики, которые опровергались дипломатами обеих сторон, часть правящих кругов прибалтийских государств была готова продолжать сближение с Германией, тогда как многие были настроены антигермански и рассчитывали на помощь СССР в сохранении баланса сил в регионе и национальной независимости, тогда как действовавшие в подполье левые силы были готовы поддержать присоединение к СССР.2

      14 июня 1940 г. советское правительство  предъявило ультиматум Литве,  а 16 июня — Латвии и Эстонии.  В основных чертах смысл ультиматумов совпадал — от этих государств требовалось привести к власти дружественные СССР правительства и допустить на территорию этих стран дополнительные контингенты войск. Условия были приняты. 15 июня советские войска вошли в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию.3

Литовский президент А. Сметона настаивал  на организации сопротивления советским  войскам, однако, получив отказ большей  части правительства, бежал в  Германию, а его латвийский и эстонский  коллеги — К. Улманис и К. Пятс — пошли на сотрудничество с новой властью, как и литовский премьер А. Меркис. Во всех трёх странах были сформированы просоветские (хотя на тот момент ещё не коммунистические) правительства во главе, соответственно, с Ю. Палецкисом (Литва), И. Варесом (Эстония) и А. Кирхенштейном (Латвия).

     Новые правительства сняли запреты  на деятельность коммунистических партий и назначили внеочередные парламентские  выборы. Выборы, состоявшиеся 14—15 июля, были, согласно данным некоторых исследователей, фальсифицированы. На выборах во всех трёх государствах победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа — единственные избирательные списки, допущенные к выборам.

     Вновь избранные парламенты уже 21—22 июля провозгласили создание Эстонской  ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3—6 августа 1940 г., в соответствии с решениями Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза. Из литовской, латвийской и эстонской армий были сформированылитовский, латвийский и эстонский корпуса. Позднее они будут полностью включены в Красную Армию.

     После вхождения прибалтийских государств в состав СССР здесь начались социалистические преобразования экономики и массовые репрессии против интеллигенции, духовенства, бывших политических деятелей, офицеров, зажиточных крестьян. В 1941 г. в связи с наличием в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР значительного количества бывших членов различных контрреволюционных националистических партий, бывших полицейских, жандармов, помещиков, фабрикантов, крупных чиновников бывшего государственного аппарата Литвы, Латвии и Эстонии и других лиц, ведущих подрывную антисоветскую работу и используемых иностранными разведками в шпионских целях», были произведены массовые депортации населения в Сибирь.4 
 

      1.2 Развитие отношений России и стран Прибалтики после

      распада СССР

      После распада СССР отношения России со странами Прибалтики складывались весьма непросто. Обилие исторических обид и взаимных претензий препятствовало нахождению взаимопонимания в национальной, культурной, политической, экономической сферах. Попытки научного анализа процессов, происходивших в Прибалтийском регионе, также не были свободны от субъективного, зачастую излишне политизированного подхода. Стремление переложить ответственность на противоположную сторону, нежелание признавать собственные ошибки, недостаток данных социологических исследований – все это препятствовало формированию объективного взгляда. Только избавившись от распространенных стереотипов, можно сформулировать новую повестку дня в отношениях между Москвой и балтийскими столицами.

     Различия  в оценке событий 1940 года и последующей  истории прибалтийских стран  в составе СССР являются источником неослабевающей напряжённости в  отношениях между Россией и Прибалтикой.5

      После признания независимости Эстонии, Латвии и Литвы советским руководством был дан ход и процессу ратификации договоров России с этими республиками. Постановления Государственного Совета основывались на решениях V внеочередного съезда народных депутатов СССР, созванного вскоре после путча, который постановил, что обретение независимости республиками, решившими отказаться от вхождения в новый Союз, требует проведения их переговоров с СССР для решения всего комплекса вопросов, связанных с отделением. Согласно же решениям Государственного Совета признание независимости предшествовало проведению переговоров, при этом признанию не давалось никакого юридического основания (в постановлениях говорится только о "конкретной исторической и политической обстановке", предшествовавшей вхождению республик в СССР).6 Особенное значение, как сегодня можно говорить, имеет тот факт, что не было дано никакой оценки событиям 1940 г. и их последствиям для современных отношений Москвы и Балтийских республик. Ответственность за это лежит прежде всего на руководстве СССР, которое проводило в отношении Прибалтийских республик в течение всего периода 1990-1991 гг. негибкую и недальновидную политику. Однако не меньшая роль принадлежит и России, руководители которой превратили серьезную проблему международных отношений в инструмент политической игры. Именно благодаря действиям России Эстония, Латвия и Литва смогли утвердить свой особый статус в отношениях с союзным Центром, а в конечном итоге и обрести независимость без всяких предварительных условий и переговоров. Видимо, российские руководители полагали, что весь груз ответственности по решению данного комплекса вопросов будет нести советское руководство. Однако, после того как в декабре 1991 г. СССР перестал существовать, эти проблемы автоматически перешли к России.

Информация о работе Геополитические отношения стран Прибалтики с Россией