Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:40, курсовая работа
В курсе тригонометрии большинство задач сводится к решению треугольников. Многоугольники, трапеции, четырехугольник очень легко решить, разбив их на сумму треугольников. Зная вид и свойство полученных треугольников, можно решить задачу. Но если фигура разбита на произвольные треугольники, необходимо обратиться к теореме синусов. Для его применения необходимо, чтобы были известны три элемента треугольника (среди которых по крайней мере одна сторона) и нужно иметь минимум три независимых отношения между элементами данного треугольника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРЕУГОЛЬНИКА 5
1.1. Немного из истории 5
1.2. Теорема синусов 6
1.3. Решение треугольников с помощью теоремы синусов 13
ГЛАВА II. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ТРЕУГОЛЬНИКА 23
2.1. Высоты 23
2.2. Биссектрисы 27
2.3. Медианы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 34
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
геометрии
ОПОРНЫЕ
ЗАДАЧИ В КУРСЕ ПЛАНИМЕТРИИ
Курсовая
работа
Работу выполнил:
студент IV курса, ОЗО факультета математики Семенчук Алексей Николаевич ------------------------------ подпись Руководитель: заведующая кафедрой геометрии, доктор физико-математических наук, профессор Малых Алла Ефимовна ------------------------------ подпись |
Пермь
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРЕУГОЛЬНИКА 5
1.1. Немного из истории 5
1.2. Теорема синусов 6
1.3. Решение треугольников с помощью теоремы синусов 13
ГЛАВА II. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ТРЕУГОЛЬНИКА 23
2.1. Высоты 23
2.2. Биссектрисы 27
2.3. Медианы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 34
В
курсе тригонометрии
В курсовой работе мы будем рассматривать формулировку и применение теоремы синусов и ее обобщенного варианта.
Целью исследования является создание комплекса опорных задач, решаемых с помощью данной теоремы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать литературу, просмотреть учебно-методический материал;
-создать перечень задач, для решения которых используется теорема синусов;
-систематизировать эти задачи и составить алгоритмы их решений;
-отобрать опорные задачи, в основе которых использованы сведения, необходимые для решения однотипных тригонометрических задач.
Объектом исследования является теорема синусов и ее обобщенный вариант.
Предметом исследования являются решения задач в курсе планиметрии с помощью данных теорем.
В работе использован аналитический метод исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 10 источников. В структуру работы так же входят формулы и рисунки.
Первая
глава состоит из двух параграфов.
В ней представлены формулировки
и доказательства теоремы синусов.
Также рассмотрены опорные
Во
второй главе предоставлены
В заключении приведены выводы и результаты.
Начиная с древних времен и примерно до XVII в. в тригонометрии рассматривали почти «исключительно» решение треугольников, т.е. вычисление одних элементов треугольника (или многоугольника, разбитого на треугольники) по другим его элементам.
Такие вычисления были вызваны запросами астрономии, географии, мореплавания, геодезии и архитектуры.
Для решения треугольника необходимо иметь три независимых соотношения между шестью его элементами. В Евклидовой геометрии одним из них является сумма внутренних углов треугольника. Кроме этой теоремы в случае косоугольного треугольника можно использовать теоремы косинусов или синусов. Исторически сложилось так, что вторая была доказана Ж.Л. Лагранжем (1799) из теоремы косинусов, а О.Коши наоборот вывел теорему косинусов из теоремы синусов.
Ученые
Индии, как отмечалось выше, из стран
ислама IX-X вв. сводили решение любых треугольников
к решению прямоугольных, а поэтому не
нуждались в теореме синусов. Она была
доказана лишь в IX в. уроженцем Хорезма
астрономом и математиком Абу-р-Райхан
Мухаммедом ибн Ахмедом ал-Бируни (973-≈1050).
Вместе с теоремой о сумме внутренних
углов треугольника теорема синусов
представляющая два независимых уравнения, позволяет решать любой треугольник.
Начиная
с XVI в. этой теоремой пользовались и
европейские ученые. В «Математических
таблицах» (1979) французского математика
Франсуа Виета приведена обобщенная
теорема синусов:
где R – радиус описанной около треугольника окружности.
Лишь в XVII в. Содержание тригонометрии значительно расширяется. [3]
Знание тригонометрии в современном мире так же является неотъемлемой частью образования. Геометрия, как наука, стремительно развивается в эпоху научно-технического прогресса. А в наше время только школьный курс геометрии включает в себя два раздела: планиметрия и стереометрия. Дети уже в седьмом классе знакомятся с определением и видами треугольников. Тут же они осваивают понятия «биссектриса», «высота» и «медиана». А ученик девятого класса должен уметь решать треугольники: он знакомится с одной из основных теорем планиметрии – с теоремой синусов.
Данная глава посвящена именно этой теореме. Здесь мы сформулируем теорему синусов, приведем несколько способов ее доказательства. Так же приведем примеры задач, решаемых с помощью данной теоремы, рассмотрим алгоритмы их решений. Глава состоит из двух параграфов: «Теорема синусов» и «Решение треугольников с помощью теоремы синусов».
Нередко для нахождения неизвестных элементов треугольника обращаются к теореме синусов. Сформулируем ее и докажем. Но для начала систематизируем знания о треугольнике.
Основными элементами треугольника АВС являются вершины – точки А, В, С, стороны – отрезки а=ВС, в=АС, с=АВ, соединяющие вершины, углы, образованные тремя парами сторон. Углы часто обозначаются буквами А, В, С [10] (рис1).
Теорема синусов устанавливает
связь между сторонами
где R – радиус описанной окружности.
Подчеркнем, что стороны треугольника пропорциональны лишь синусам его внутренних углов, но не пропорциональны самим углам. Так, в прямоугольном треугольнике с острыми углами 30º и 60º синус угла 90º больше синуса 30º в два раза: 1:=2; гипотенуза больше катета, лежащего против угла 30º, также в два раза. Но угол 90º больше угла 30º в три раза. [9]
Зависимость
между сторонами и углами произвольного
треугольника АВС можно получить,
разбив его на прямоугольные треугольники.
Опустим из вершины с высоту CH=h, допустим,
что она падает на само основание, а не
на его продолжение. Тогда, обозначая стороны
и углы, как обычно, через а,b,с и АВС, из
треугольников АСН и
ВСН находим:
или
Такое
же равенство, очевидно, верно для
любых двух сторон треугольника. Итак,
мы пришли к теореме синусов:
Однако, пока она доказана нами только для остроугольного треугольника, а синус тупого угла даже не определен. Например, если угол в тупой, то отношение h/a равно синусу его смежного угла СВН:
Поэтому определим синус тупого угла равным синусу смежного угла:
sinα=sin(180º-α), тогда теорема синусов будет выполняться для всех треугольников.
Отношения, входящие в теорему синусов, имеют простой геометрический смысл. Опишем около треугольника АВС окружность (рис. 5).
Проведем диаметр BD. Тогда по теореме о вписанном угле, угол BDC равен углу А либо, если угол А тупой, равен 180º «минус» угол А. в любом случае a=BC=BDsinA=2RsinA
или
где R – радиус описанной около треугольника АВС окружности. Это «усиленная» теорема синусов.
Она и объясняет, почему таблицы хорд древних были по существу таблицами синусов. [10]
В [6] приводится следующая формулировка теоремы синусов. Рассмотрим сразу и вариант доказательства.
Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов. Доказательство. Пусть АВС – треугольник со сторонами а, в, с и противолежащими углами α, β, γ (рис. 6).
Докажем, что
Опустим из вершины С высоту CD. Из прямоугольного треугольника ACD, если угол α острый, получаем:
CD=bsinα (рис. 6, а).
Если угол α тупой, то
CD=bsin(180º-α)=bsinα (рис. 6, б).
Аналогично из треугольника BCD получаем:
CD=asinβ.
Итак, asinβ=bsinα.
Отсюда
Аналогично доказывается равенство
Для доказательства надо провести высоту треугольника из вершины А. Теорема доказана. [6]
Доказательство обобщенной теоремы приводит Погорелов А.В. в [7].
В любом треугольнике АВС
Доказательство. Опишем около треугольника АВС окружность. Пусть Е-точка окружности, диаметрально противоположная точке В окружности. Если точки А и Е лежат по одну сторону от прямой ВС (рис. 7), то углы ВЕС и ВАС равны как вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу.