Виды навигационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:32, реферат

Описание работы

Сущность метода счисления пути основана на непрерывном измерении вектора ускорения или скорости движения объекта, интегрировании этого вектора до получения приращений координат (вектор ускорения интегрируется дважды), которые суммируются с координатами начальной точки маршрута. Исходными данными в методе счисления пути являются координаты начальной точки маршрута. Измерительная информация – информация о параметрах движения центра масс объекта и его движении относительно центра масс. Алгоритм решения навигационной задачи основан на алгоритмах динамики твердого тела.

Содержание

1. Не инерциальные навигационные системы. 3
2. Астрономические навигационные системы. 6
3. Спутниковые навигационные системы. 12
4. Угломерные радиотехнические системы. 17
5. Радиодальномеры 20
6. Разностно-дальномерные системы. 21
7. Обзорно-сравнительные навигационные комплексы. 23
8. Комплексирование навигационных систем 26
9. Схемы комплексирования радионавигационных и автономных систем 28
10. Радионавигационные системы. 30
11. Радиотехнические системы ближней навигации. 33
12. Радиотехнические системы дальней навигации. 35
13. Принцип навигации по геофизическим полям 36
14. Особенности проектирования БВК 38
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

Бортовые вычислительные комплексы навигации и самолетоведения.docx

— 511.91 Кб (Скачать)

Однако широкое применение СРНС стало возможным лишь с вводом в эксплуатацию среднеорбитальных  систем второго поколения ГЛОНАСС  и GPS. Разработано значительное число  типов аппаратуры потребителей (АП).

Одновременно растет осознание  необходимости мер и проводятся мероприятия по по­вышению точности, помехоустойчивости АП, обеспечению  непрерывности работы навига­ционных средств в условиях существования  естественных и искусственных помех, маневри­рования воздушных судов (ВС), качки морских судов (МС), затенения  антенн АП и возмож­ного ухудшения  качества навигационных сигналов космических  аппаратов СРНС.

Важнейшим направлением этого  процесса является комплексирование и  совместная обработка информации СРНС с информацией других навигационных  систем и устройств. Этому способствует то обстоятельство, что на многих ПО помимо АП СРНС размещаются и используются такие средства, как инерциальные и инерциально-доплеровские навигацион­ные системы (ИНС и ИДНС), курсо-доплеровские и курсо-воздушные системы счисления, одометрические системы, аппаратура радиотехнических систем ближней (РСБН) и дальней (РСДН) навигации и др. Все воздушные  суда имеют также средства измерения  барометриче­ской и геометрической высоты полета, а МС - эхолоты. На некоторых  ВС помимо этого име­ется банк данных о высоте рельефа местности. В  состав оборудования различных ПО входят также датчики времени (часы).

Объединение (интеграция) оборудования в единый функционально, структурно и кон­структивно взаимосвязанный  навигационный комплекс (НК) позволяет  полнее использовать имеющуюся на борту  ПО избыточность информации, благодаря чему появляется возмож­ность повышения точности, помехоустойчивости, непрерывности и надежности навигацион­ных определений, расширения круга решаемых задач и улучшения качества их выполнения.

Обычно, используются следующие принципы комплексирования:

•   совмещение функций  различных радиотехнических систем, приводящее к появлению многофункциональных  интегрированных комплексов. Пример реализации - разработ­ка многофункциональных  комплексов, которые создаются на базе существующих сис­тем связи, навигации  и опознавания;

•   объединение технических  средств, измеряющих одни и те же или  функционально связан­ные навигационные  параметры, комплексная (совместная) обработка  информации (КОИ) и взаимная информационная поддержка нескольких устройств  или систем НК. Общие идеи методов  комплексной обработки навигационной  информации восходят к К. Гауссу, а  основные ее методы были созданы и  получили дальнейшее развитие в работах  Колмогорова А.Н., Н. Винера, Л. Заде и  Дж. Рагаззини , Р. Калмана, Пугачева B.C., Семенова В.М., Стратоновича Р.Л., Тихонова В.И., Ярлыкова М.С., Крутько П.Д., Жохова И.А., Болнокина В.К. и др.

Естественно, что максимального  выигрыша от комплексирования навигационных  из­мерителей можно достичь, решив  соответствующую задачу синтеза, что  позволяет опреде­лить единую оптимальную  структуру и характеристики системы  комплексирования.

Однако общая сложность  проблемы такова, что такая задача пока практически решается отдельно на уровнях первичной и вторичной  обработки информации, деление на кото­рые по существу является условным. Под первичной обработкой информации (ПОИ) пони­мают поиск, обнаружение, селекцию, преобразование и обработку (в режиме слежения) сиг­налов навигационных  и специальных измерителей с  целью определения соответствующих  радионавигационных параметров. Например, псевдодальности (ПД) и приращения ПД или псевдоскорости (ПС). Под вторичной  обработкой информации (ВОИ) понимают выполняемую в ЭВМ обработку  выходных данных самих измерителей, результаты которой использу­ются  для определения и уточнения  координат и скорости движения, углов  ориентации ПО и источников погрешностей измерителей. Если вычисление параметров движения осуществляется в АП СРНС, то может вводиться термин "предварительная  ВОИ" (ПВОИ). С другой сто­роны, при  глубокой коррекции ИНС иногда используется понятие первичной обработки  сигналов и ее чувствительных элементов.

Комплексирование  навигационных измерений:

●  уточнение углов  ориентации (курса, крена и дифферента), оценку и уточнение параметров калибровки навигационных датчиков, таких, как  дрейфы гироскопов, масштабные коэффициенты, смещения акселерометров и др.;

● обеспечение на этой основе непрерывности навигационных определений  ПО и повышение точности определения  координат, высоты, скорости ПО на всех этапах его дви­жения, в том числе  и при временной неработоспособности  АП в случаях воздействия помех  или энергичных маневров ПО;

●  улучшение характеристик  целостности навигационных определений, т. е.  способности за счет совместной обработки информации автономных средств (особенно ИНС) и СРНС обеспечивать решение задачи бортового автономного  контроля целостности - CAIM или для  авиации - AAIM (Airborne Autonomous Integrity Monitoring), в  дополнение к контролю целостности, осуществляемому в приемнике  СРНС (RAIM);

●  обеспечение за счет более точной информации, полученной в процессе вторичной об­работки, сокращения времени поиска и вхождения  в режим слежения, а также улуч­шение характеристик контуров слежения за кодом, частотой и фазой несущей  частоты, сужение соответствующих  полос пропускания и, как следствие, повышение помехо­защищенности  АП СРНС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Схемы комплексирования радионавигационных и автономных систем

 

В соответствии с простейшим алгоритмом комплексирования предусматривается  использование на выходе НК координат и скорости АП СРНС при ее нормальной работе и информации автономной системы при неработоспособности АП СРНС. Такие алгоритмы ВОИ реализованы на многих ПО, особенно модернизируемых. Аппаратурной основой комплексирования является наличие в НК цифровых вычислителей и стандартных линий информационного обмена. Для ВС такой обмен осуществляется в соответствии со стандартами ГОСТ 18977-79 (с руководящим техническим материалом РТМ 1495-75), ГОСТ 26765.52-87, MIL/STD-1553B и положениями документов ARTNC-743, ARINC-429, RS-232, RS-422.

Оценка погрешностей и  их источников в навигационном фильтре (НФ) строится, как практически общепринято, с применением алгоритмов оптимального последовательного линейного (фильтр Калмана) и нелинейного оценивания (фильтрации) и их модификаций. Важнейшей частью НФ является блок прогнозирования оценок погрешностей на основе моделей ошибок автономных систем. Знание моделей и точность их описания будут определять точность прогнозирования оценок погрешностей, а с ней и точность определения навигационных параметров в автономном режиме.

Остановимся более  подробно на применении методов оптимальной  последовательной фильтрации (ОПФ), как  частного случая МТОНО, которые используются и в других схемах комплексирования.

Отметим, что при  реализации алгоритмов ВОИ возникает  потребность в экономии вычислительных ресурсов с одной стороны и в обеспечении устойчивости расчетов с другой. В интересах решения первой задачи прибегают к построению каскадных и федеративных фильтров.

Схема рис. 1.8 дает представление  и о так называемой слабосвязанной схеме комплексирования при реализации связи в виде пунктирной линии  от ИНС к АП СРНС, которая означает передачу приемнику информации ИНС  для обеспечения более быстрого поиска и вхождения в режим  слежения. При этом также могут  быть реализованы управляющие воздействия поступающие из навигационного фильтра в саму ИНС (внешний контур) для коррекции погрешностей ориентации и ошибок инерциальных датчиков.


Схема рис. 1.8 дает представление  о сильносвязанной схеме комплексирования, когда спутниково-инерциальная система  представляет собой единую аппаратуру, состоящую из трех модулей (приемник СРНС, модуль чувствительных элементов  ИНС и модуль вычислителя).

В вычислителе реализуются  как основные алгоритмы БИНС, так  и алгоритмы оптимальной последовательной обработки данных БИНС с обратными связями для коррекции счислимых данных. Кроме того, с выхода фильтра координаты и скорости ВС поступают в приемник для ускорения поиска, а вычисленные значения  и , поступают в приемник для улучшения процесса слежения за кодом и частотой.

Если в приемнике  СРНС также имеется навигационный  фильтр, а БИНС дает полное решение  задачи инерциальной навигации (вплоть до вычисления координат), то получается схема сильносвязанной системы  с избыточностью. Такая архитектура, в частности, реализуется в системах Litton LN-100G и Honeywell H-764G

 

Схема рис. 1.9предполагает возможность встраивания приемника  СРНС в блок ИНС, что позволяет  существенно облегчить обеспечение  достаточно быстрых связей между  двумя устройствами, поскольку внутренние линии информационного обмена могут  иметь более высокое быстродействие, чем быстродействие, определенное используемыми  в настоящее время стандартами.

На рис. 1.10 приведена глубокоинтегрированная схема НК, включающая упрощенную спутниковую  аппаратуру, блок чувствительных элементов  БИНС и вычислитель. Приемник включает радиочастотную часть, генератор кодов, корреляторы и поисковую часть. Вычислитель реализует алгоритмы бесплатформенной ИНС и оптимальной оценки параметров, таких, как , ,h.

 

Схема рис. 1.10 отличается от схемы рис. 1.8 тем, что в приемнике СРНС вообще отсутствуют контуры слежения за  и . Задача определения последних возлагается на навигационный фильтр. Реализация глубокоинтегрированной схемы требует весьма мощных вычислителей, поскольку предполагается довольно высокая размерность вектора состояния (до 40 и более) в условиях достаточно быстрых изменений Di (для маневренных самолетов). Поэтому это дело отдаленного будущего. Глубокоинтегрированная схема частично объединяет ПОИ и ВОИ.

Основное отличие связанных  и интегрированной схем комплексирования от разомкнутой состоит в том, что прогноз параметров движения в них осуществляется с помощью реализуемых самой БИНС алгоритмов счисления с учетом управляющих воздействий, полученных на основе работы алгоритмов ОПФ.

 

  1.   Радионавигационные системы.

Погрешности радиотехнических систем навигации.

Погрешности РТС являются, как правило,   случайными процессами. Рассматриваются  стационарные (эргодические и неэргодические) и нестационарные процессы. Случайным процессом (с.п.) называется процесс, значение которого при любом фиксированном t=t0 является случайной величиной . Случайная величина (с.в.) , в которую обращается с.п. при t=t0  , называется сечением случайного процесса, соответствующим данному значению аргумента t.

С.п. можно записать в виде функции  двух аргументов – времени t и элементарного события                             (1.62)

где  - элементарное событие, - пространство элементарных событий, Т – область (множество) значений аргумента t функции , - множество возможных значений случайного процесса . При обозначениях аргумент , как правило, опускается  и запись производится просто в виде  вместо .

Реализацией случайного процесса называется неслучайная функция , в которую превращается случайный процесс в результате опыта. Реализацию можно записать как функцию от аргумента t, изменяющегося в пределах множества Т, при фиксированном элементарном событии

: .                                                        (1.63).

Если произведено несколько  опытов, в результате каждого из которых наблюдена какая-то реализации с.п. , то получим семейство реализаций с.п.:

Семейство реализаций с.п. аналогично совокупности наблюденных значений с.в. Х с той разницей, что здесь  наблюдаются не числовые значения , а функции. Таким образом, случайный процесс , описывающий изучаемое явление, задается ансамблем его реализаций.

 

Основные  характеристики случайного процесса.

К ним относятся [1]:

  • Функция распределения случайного процесса в момент

,              (1.64)

где - число реализаций, значения которых в момент не превышают . Для удобства в дальнейшем вместо будет записываться x.. Для стационарного эргодического процесса функция распределения не зависит от времени и может быть определена по единственной реализации : , где - общее время, в течение которого реализация находится не выше уровня .

  • Плотность вероятности случайного процесса в момент

.                                                               (1.65)

Для  стационарных и эргодических процессов плотность не зависит  от времени:

.                                                                         (1.66)

  • Математическое  ожидание , среднее значение квадрата , дисперсия нестационарных случайных процессов вычисляются в фиксированный момент времени по выборке из N реализаций (выборочных функций) –    нестационарного случайного процесса  по  формулам:

            1.67)

Для стационарных  эргодических  процессов эти моменты случайного процесса не зависят от времени и  могут быть вычислены по одной  реализации по формулам:

Информация о работе Виды навигационных систем