Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа
Чистый экспорт за отчётный период определяется как алгебраическая разность в стоимостном выражении между экспортом и импортом товаров и услуг. Однако поскольку несбалансированность в международной торговле благами производственного назначения в любой стране компенсируется потребительскими благами, то чистый экспорт может отображаться только через потребительские блага. Поэтому под чистым экспортом следует понимать превышение экспорта потребительских благ над их импортом. При отрицательном чистом экспорте имеет место превышение импорта потребительских благ над экспортом. Если при этом фактически вообще даже нет импорта потребительских благ, но имеет место превышение импорта благ производственного потребления, то данная страна вместо производства этого количества импортируемых производственных благ свои ресурсы использует на дополнительное производство потребительских благ [2].
Введение 3
Глава 1. Анализ структуры экспорта РФ 6
1.1.Динамика и структура российского экспорта в 2000-2005 гг. 6
1.2. Российский экспорт в 2006 году 10
1.3. Основные экспортные товары России 13
1.4. Перспективы развития российского экспорта 14
Глава 2. Эконометрическое моделирование динамики экспорта РФ 16
2.1.Построение регрессии 19
2.2. Дисперсионный анализ для линейной регрессии 21
2.3. Изучение качества линейной регрессии 22
2.4. Колеблемость признака 24
Заключение 26
Список использованных источников 29
Товарная структура российского экспорта в 2006 г. сохраняла сырьевую направленность.
Наибольший удельный вес в товарной структуре занимали топливно-энергетические товары 65,2% (рост по сравнению с 2005 г. на 1,2 процентных пункта).
Доля металлов и изделий из них составила 13,8% (сокращение на 0,1 процентных пункта), продукции химической промышленности - 5,6% (снижение на 0,3 процентных пункта), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 3,2% (падение на 0,2 процентных пункта), машин, оборудования и транспортных средств - 5,8% (увеличение на 0,2 процентных пункта).
Конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках по-прежнему остается низкой.
Состав основных экспортных позиций по сравнению с прошлым годом существенно не изменился и включает важнейшие энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты, каменный уголь), базовые металлы (полуфабрикаты и прокат из углеродистой стали, необработанный алюминий, никель, рафинированная медь), обработанные и необработанные лесоматериалы.
1.3. Основные экспортные товары России
(доля товаров в общем объеме экспорта составляет не менее 0,5%)
В % к общему объему экспорта | |||
2005 г. | 2006 г. | ||
Нефть сырая | 34,7 | 33,9 | |
Газ природный | 13,0 | 14,5 | |
Нефтепродукты | 14,1 | 14,8 | |
Машины, оборудование и транспортные средства | 5,6 | 5,8 | |
Прокат плоский | 2,2 | 1,5 | |
Полуфабрикаты из железа и нелегированной стали | 2,0 | 1,7 | |
Алюминий необработанный | 1,9 | 2,3 | |
Никель | 1,5 | 2,0 | |
Каменный уголь | 1,6 | 1,4 | |
Лесоматериалы необработанные | 1,2 | 1,1 | |
Лесоматериалы обработанные | 0,8 | 0,8 | |
Чугун | 0,6 | 0,5 | |
Удобрения азотные | 0,6 | 0,5 | |
Удобрения смешанные | 0,5 | 0,5 | |
Удобрения калийные | 0,5 | 0,4 | |
Ферросплавы | 0,6 | 0,4 | |
Источник: по данным Федеральной таможенной службы и Федеральной службы государственной статистики.
В общем объеме экспорта в 2006 г. по сравнению с 2005 г. наиболее заметно повысился удельный вес газа и нефтепродуктов, алюминия необработанного, никеля, машин, оборудования и транспортных средств; снизилась доля нефти, каменного угля, проката плоского, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, ферросплавов.
В 2006 г. было экспортировано машин, оборудования и транспортных средств на сумму 17512,4 млн. долларов США, что на 29,7% больше, чем в 2005 году. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился на 32,7%, в страны СНГ - на 25,7%. Фактором высокого роста стоимости экспорта машин, оборудования и транспортных средств является постепенная реализация правительственной программы финансовой и гарантийной поддержки промышленного экспорта.
Экспорт грузовых автомобилей составил 51,7 тыс.шт. и увеличился на 5,2%, легковых автомашин - 126,4тыс.шт. (снижение на 3,8%).
Физический объем экспорта в страны СНГ грузовых автомобилей вырос на 17,9%, легковых - на 3,7%.
В суммарном экспорте страны доля машинно-технической продукции составила 5,8% (в 2005 г. - 5,6%), в общем экспорте в страны дальнего зарубежья - 3,3% (3,1%), в страны СНГ - 2,5% (2,5%).
1.4. Перспективы развития российского экспорта
В настоящее время общую ситуацию в мировой экономике и место страны в системе международного разделения труда все в большей степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий.
Ключевое значение
для совершенствования
Анализ конъюнктуры
на мировом рынке высоких
Россия обладает также определенным экспортным потенциалом для расширения продаж следующих видов продукции и услуг:
· энергетическое машиностроение - качество выпускаемых в России угольных электродов для электродуговой выплавки стали соответствует мировым стандартам. Спрос мирового рынка быстро растет;
· электронная промышленность - прочные позиции в мире по производству отдельных изделий квантовой электроники, силовых полупроводниковых приборов, электронно-оптических преобразователей и целого ряда электронных материалов;
· электротехническая промышленность - Россия сохраняет определенный экспортный потенциал и конкурентоспособность на внешних рынках, особенно по кабелям и проводам, электродвигателям, генераторам и трансформаторам;
· черная и цветная металлургия;
· химическая и нефтехимическая промышленность превратилась в одну из самых востребованных отраслей мировой экономики, которая, наряду с машиностроением и металлургией, вошла в ее передовую тройку;
Высокий экспортный потенциал по-прежнему сохраняется в таких областях, как предоставление услуг спутниковой связи, услуг спутниковой навигации и позиционирования, продукции обработки информации дистанционного зондирования Земли.
Глава 2. Эконометрическое моделирование динамики экспорта РФ
Приведем данные экспорта РФ за период 1999-2006. Отметим, что мы взяли в качестве начальной даты 2000г., т.к. начиная с этого года объем экспорта стал увеличиваться после кризиса 1998г. Если бы мы взяли данные с 1995г., то получили бы излом в 1990г., который сделал бы нашу модель малопригодной для прогнозирования. Все данные получены с сайта информационного агентства Прайм-тасс http://e3.prime-tass.ru. Экспорт выражается в млрд.долларов.
Месяц | значение | номер квартала | квартальный экспорт | |
январь 2000 г. | 6,4 | 1 | 22,80 | |
февраль 2000 г. | 7,7 | |||
Март 2000 г. | 8,7 | |||
апрель 2000 г. | 8,2 | 2 | 25,90 | |
май 2000 г. | 9,0 | |||
Июнь 2000 г. | 8,7 | |||
Июль 2000 г. | 8,6 | 3 | 26,30 | |
август 2000 г. | 9,0 | |||
сентябрь 2000 г. | 8,7 | |||
октябрь 2000 г. | 8,7 | 4 | 28,70 | |
ноябрь 2000 г. | 10,0 | |||
декабрь 2000 г. | 10,0 | |||
январь 2001 г. | 8,0 | 5 | 24,80 | |
февраль 2001 г. | 8,0 | |||
март 2001 г. | 8,8 | |||
апрель 2001 г. | 8,6 | 6 | 26,20 | |
май 2001 г. | 8,5 | |||
июнь 2001 г. | 9,1 | |||
июль 2001 г. | 8,0 | 7 | 25,50 | |
август 2001 г. | 8,9 | |||
сентябрь 2001 г. | 8,6 | |||
октябрь 2001 г. | 8,2 | 8 | 24,80 | |
ноябрь 2001 г. | 8,4 | |||
декабрь 2001 г. | 8,2 | |||
январь 2002 г. | 6,8 | 9 | 22,30 | |
февраль 2002 г. | 6,9 | |||
март 2002 г. | 8,6 | |||
апрель 2002 г. | 9,0 | 10 | 25,50 | |
май 2002 г. | 8,3 | |||
июнь 2002 г. | 8,2 | |||
июль 2002 г. | 9,1 | 11 | 28,60 | |
август 2002 г. | 9,6 | |||
сентябрь 2002 г. | 9,9 | |||
октябрь 2002 г. | 10,2 | 12 | 30,30 | |
ноябрь 2002 г. | 9,2 | |||
декабрь 2002 г. | 10,9 | |||
январь 2003 г. | 9,5 | 13 | 30,50 | |
февраль 2003 г. | 9,7 | |||
март 2003 г. | 11,3 | |||
апрель 2003 г. | 9,9 | 14 | 31,00 | |
май 2003 г. | 10,1 | |||
июнь 2003 г. | 11,0 | |||
июль 2003 г. | 11,0 | 15 | 33,80 | |
август 2003 г. | 11,5 | |||
сентябрь 2003 г. | 11,3 | |||
октябрь 2003 г. | 12,4 | 16 | 38,00 | |
ноябрь 2003 г. | 11,7 | |||
декабрь 2003 г. | 13,9 | |||
январь 2004 г. | 10,8 | 17 | 36,40 | |
февраль 2004 г. | 12,0 | |||
март 2004 г. | 13,6 | |||
апрель 2004 г. | 14,2 | 18 | 41,40 | |
май 2004 г. | 13,4 | |||
июнь 2004 г. | 13,8 | |||
июль 2004 г. | 14,5 | 19 | 47,20 | |
август 2004 г. | 16,2 | |||
сентябрь 2004 г. | 16,5 | |||
октябрь 2004 г. | 16,7 | 20 | 52,36 | |
ноябрь 2004 г. | 16,4 | |||
декабрь 2004 г. | 19,3 | |||
январь 2005 г. | 15,2 | 21 | 52,50 | |
февраль 2005 г. | 17,0 | |||
март 2005 г. | 20,3 | |||
апрель 2005 г. | 20,2 | 22 | 60,40 | |
май 2005 г. | 20,4 | |||
июнь 2005 г. | 19,8 | |||
июль 2005 г. | 21,5 | 23 | 65,70 | |
август 2005 г. | 22,0 | |||
сентябрь 2005 г. | 22,2 | |||
октябрь 2005 г. | 22,2 | 24 | 69,00 | |
ноябрь 2005 г. | 22,2 | |||
декабрь 2005 г. | 24,6 | |||
январь 2006 г. | 20,9 | 25 | 67,40 | |
февраль 2006 г. | 22,1 | |||
март 2006 г. | 24,4 | |||
апрель 2006 г. | 24,3 | 26 | 76,60 | |
май 2006 г. | 27,0 | |||
июнь 2006 г. | 25,3 | |||
июль 2006 г. | 25,8 | 27 | 79,80 | |
август 2006 г. | 28,1 | |||
сентябрь 2006 г. | 25,9 | |||
октябрь 2006 г. | 24,9 | 28 | 80,50 | |
ноябрь 2006 г. | 25,6 | |||
декабрь 2006 г. | 30,0 | |||
январь 2007 г. | 21,0 | 29 | 71,00 | |
февраль 2007 г. | 23,6 | |||
март 2007 г. | 26,4 | |||
Построим показательную регрессию для экспорта [20]
Обозначим ln(f)=y, ln(a)=alpha, ln(b)=beta. Получим
Оценим линейную регрессию
2.1.Построение регрессии
Для регрессии вида
найдем коэффициенты по формулам [11]
Вычислим
Тогда
Откуда
Тогда линейная регрессия будет иметь вид
Смысл коэффициента beta заключается в том, что при изменении значения X на 1 единицу Y меняется на 0,05.
Параметры показательной регрессии
Нарисуем точки и регрессию:
2.2. Дисперсионный анализ для линейной регрессии
Среднее Y
Остаточная вариация (RSS)
Общая вариация (TSS)
Объясняемая вариация (ESS)
Правило сложения дисперсий выполняется
Подсчитаем оценку дисперсии ошибки, т.е. [4]
Среднее X
Найдем оценки дисперсий коэффициентов регрессии
по формулам
Получим
2.3. Изучение качества линейной регрессии
Доверительные
интервалы для оцененных
уровень доверия
Количество степеней свободы 27. Критическое значение статистики Стьюдента
Доверительный интервал [8] для beta
равен
Не можем на данном уровне значимости принять гипотезу beta=0 т.к. не попадает в доверительный интервал. Доверительный интервал для alpha
равен
Мы не можем на данном уровне значимости принять гипотезу alpha=0 т.к. не попадает в доверительный интервал.
Критерий Фишера значимости всей регрессии
Коэффициент корреляции [12]
где
показывает, что связь сильна. Коэффициент детерминации
показывает, что регрессия объясняет 94, 69 процентов вариации признака.
Убедимся в значимости модели с помощью статистики Фишера
которая больше критического значения
Следовательно, регрессия значима. Проверим значимость коэффициента корреляции [7]
поэтому выборочный коэффициент корреляции значимо отличается от нуля.
Средняя ошибка аппроксимации
2.4. Колеблемость признака
Колеблемость - это отклонения уровней динамического ряда от тренда, т.е. остатки регрессии [19].
Найдем остатки регрессии (т.е. очищаем признак от тренда)
Нарисуем график остатков
Среднее линейное отклонение уровней ряда от тренда описывается показателем
т.е. среднее абсолютное отклонение от тренда равно
Амплитуда колебаний есть разность максимального и минимального отклонения и показывает максимальный разброс отклонений [3].
Выполним прогноз на следующие кварталы:
Как можно видеть, экспорт значимо моделируется показательным временным трендом, а все предпосылки метода наименьших квадратов выполняются. Значит, мы нашли значимую регрессию, обладающую хорошими прогнозными свойствами.
Заключение
Россия разрабатывает меры для поддержки экспорта. Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. За рубежом для реализации финансовых мер поддержки экспорта созданы специализированные институты - экспортные кредитные агентства, экспортно-импортные банки. Чаще всего ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств.
Что касается Российской Федерации, то до последнего времени мерам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.
В этой связи в 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства (14 октября 2003 г. № 1493-р.) Российской Федерации Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию.
Информация о работе Статистический анализ внешнеэкономической деятельности РФ. Экспорт