Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа
Чистый экспорт за отчётный период определяется как алгебраическая разность в стоимостном выражении между экспортом и импортом товаров и услуг. Однако поскольку несбалансированность в международной торговле благами производственного назначения в любой стране компенсируется потребительскими благами, то чистый экспорт может отображаться только через потребительские блага. Поэтому под чистым экспортом следует понимать превышение экспорта потребительских благ над их импортом. При отрицательном чистом экспорте имеет место превышение импорта потребительских благ над экспортом. Если при этом фактически вообще даже нет импорта потребительских благ, но имеет место превышение импорта благ производственного потребления, то данная страна вместо производства этого количества импортируемых производственных благ свои ресурсы использует на дополнительное производство потребительских благ [2].
Введение 3
Глава 1. Анализ структуры экспорта РФ 6
1.1.Динамика и структура российского экспорта в 2000-2005 гг. 6
1.2. Российский экспорт в 2006 году 10
1.3. Основные экспортные товары России 13
1.4. Перспективы развития российского экспорта 14
Глава 2. Эконометрическое моделирование динамики экспорта РФ 16
2.1.Построение регрессии 19
2.2. Дисперсионный анализ для линейной регрессии 21
2.3. Изучение качества линейной регрессии 22
2.4. Колеблемость признака 24
Заключение 26
Список использованных источников 29
Другой метод оценки национального богатства, разработанный
Всемирным банком, включает три составные части – человеческий,
природный и воспроизводственный капитал. В понятие человеческого
капитала включается
текущие расходы семей и
одежду, содержание жилища, образование, культуру и другие потребности
людей за 25 лет.
На начало ХХI века стоимость основных фондов плюс запасов
материальных оборотных средств и домашнего имущества населения
составила 2,5%; стоимость материальных непроизводственных активов
равнялась 97,3% (в том числе богатства недр – 87,7%) и стоимость
нематериальных активов – 0,2%. Стоимость наукоемких промышленных
технологий и компьютерного программного обеспечения, оригинальных
произведений развлекательного жанра, литературы, искусства и прочих
носителей интеллектуальной собственности составила, по оценкам
Госкомстата России, всего 0,1% национального богатства страны.
В РФ в настоящее
время внешнеэкономическая
на открытое экономическое развитие, конечным результатом, которого
является полноправное участие в международном обмене товарами,
услугами, капиталом и национальными валютами. Данная
Цит. по изд: Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». № 2 (10), 2003. ISBN 5-9296-0140-2
Северо-Кавказский
государственный технический
внешнеэкономическая направленность предполагает отказ российского
экспорта от сырьевой направленности и переход на более прогрессивную,
дающую возможность выхода на мировые рынки готовой, наукоемкой
продукции, повышение
международной
обеспечение обратимости национальной валюты. Это в свою очередь
подразумевает структурную перестройку народного хозяйства и, прежде
всего, промышленности, обновление ее технологической базы и повышение
эффективности производства.
Но чрезмерная открытость экономики может привести к угрозе
экономической безопасности страны. Под национальной экономической
безопасностью понимается состояние экономики, обеспечивающее уровень
социального, политического и оборонного существования; прогрессивного
развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по
отношению к возможным внутренним и внешним угрозам и воздействиям.
Угроза экономической безопасности может быть определена как некий
ущерб, интегральный показатель которого будет выражаться степенью
снижения экономического потенциала страны за определенный промежуток
времени. Под угрожающим экономической безопасности фактором
понимается совокупность условий, препятствующих реализации
национальных экономических интересов или создающих опасность
сокращения производственного потенциала хозяйствующих субъектов.
Под производственным потенциалом, в свою очередь, понимается
реальный объем продукции, который возможно произвести при полном
использовании имеющихся ресурсов.
Для сельского хозяйства оценка экономической безопасности важна
потому, что потенциал этой отрасли является гарантом продовольственной
безопасности страны в целом и региона, в частности.
В России потребность
населения в отечественном
товаре удовлетворена примерно на 60 – 65%. При этом аграрный сектор дает
1/6 часть ВВП, имеет 20% занятого населения и более 45,5 тыс. предприятий
Цит. по изд: Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». № 2 (10), 2003. ISBN 5-9296-0140-2
Северо-Кавказский
государственный технический
различных форм собственности. Таким образом, потенциал отечественного
АПК используется не в полном объеме. То, что около 40% потребностей
населения удовлетворяется за счет импорта (импортная зависимость по мясу
птицы и мясопродуктам достигла 25%, по растительному маслу – 36%),
свидетельствует
об угрозе продовольственной и
страны. При этом известно, что критической точкой продовольственной
безопасности
любого государства считаются
20%.
При сложившейся ситуации необходимо достаточно жесткое
регламентирование импорта:
• ужесточение мер нетарифных ограничений на ввозимое
продовольствие
(совершенствование системы
стандартизации и сертификации) и, тем самым, поддержание отечественного
АПК;
• политика импортозамещения, проведение которой возможно лишь
при наличии соответствующей концепции.
В настоящее время все чаще говорится о том, что одно из
приоритетных направлений развития внешней торговли России является
присоединение к ВТО. Основу российского экспорта, как уже было сказано,
составляют топливо и сырье, в то время как ВТО стимулирует торговлю
готовыми изделиями и наукоемкой продукцией. Структура российского
экспорта не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих
отраслей ввиду высокой изношенности производственных мощностей
отечественной промышленности.
Россия обладает значительным экономическим и научно-техническим
потенциалом, определяющим способность страны к устойчивому развитию.
Но внешнеэкономической политике, в настоящее время, не хватает
надежного базиса в виде долгосрочной системы научно-технических и
структурно-инвестиционных приоритетов, которые определяли бы профиль
международной специализации России с учетом ее существующих и
Цит. по изд: Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». № 2 (10), 2003. ISBN 5-9296-0140-2
Северо-Кавказский
государственный технический
потенциальных конкурентных возможностей. Отсутствует система
государственной поддержки экспорта промышленной продукции.
Сохраняется пассивно-инерционный подход к развитию
внешнеэкономических
связей на основе сложившейся товарной
структуры.__
Перспективы развития
внешнеэкономических отношений
В последние годы обоюдный интерес друг
к другу России, а также стран Балтийского
и Баренцева регионов, заметно усилился.
Для этого есть достаточные основания.
Высокоразвитые в промышленном отношении
страны Западной и Северной Европы для
своего выхода на качественно новую стадию
развития все острее будут нуждаться в
России как потенциально емком рынке и
как партнере в промышленной кооперации.
Уже сейчас наиболее дальновидные деловые
люди из европейских стран начинают осваивать
российский рынок.
В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных
связей, наиболее перспективные совместные
проекты рождаются и реализуются не в
столицах государств, а на местах при поддержке
муниципальных и территориальных органов
управления.
Например, возникла идея так называемого
'Архангельского коридора", связывающего
промышленные центры и порты Скандинавии
и Финляндии железной дорогой через Республику
Карелия с Архангельской областью, с Республикой
Коми и Уралом. После ввода в участка железной
дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея,
без сомнения, обещает перерасти в реальный
трансграничный проект. Этот проект —
плод усилий руководителей, ученых и предпринимателей
губернии Оулу, Республики Карелия, городов
Москвы и Санкт-Петербурга
Второй трансграничный проект — так называемый
"Южно-Карельский", или "Атлантический
коридор", который призван соединить
территории южной части Балтийского региона
через финляндские порты Котка, Ханко,
Хельсинки, европейскую автомагистраль
№18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской
границы, с глубинными российскими территориями
через Карелию, Вологодскую и Кировскую
области. И этот проект уже фактически
реализуется. Так, в республике Карелия,
несмотря на экономический кризис, строятся
новые международные пункты пропуска
и дороги в направлении Восток-Запад. При
этом республика вкладывает собственные
средства в объекты таможенной инфраструктуры
федерального значения.
Только создание этих двух трансграничных
коридоров позволит создать по обе стороны
границы тысячи новых рабочих мест. Новые
оптимальные грузопотоки с объемом перевозок
как минимум 20-30 млн. тонн груза в год и
заметно повлиять на повышение конкурентоспособности
Балтийского региона в мировом масштабе
и российского Северо-Запада — в Европе,
а Карелии — в нашей стране. Одновременно
здесь оживится международный туризм.
Миллионы европейцев, да и американцев,
которым прежде не был доступен уникальный
по красоте природы и богатству культуры
российский Север, смогут увидеть, знаменитые
Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие
другие памятники мирового значения.
В последнее время правительство Карелии
провело консультации с руководителями
многих субрегионов Финляндии, Швеции,
Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии,
а также с правительствами Литвы, Латвии
по вопросам реализации взаимовыгодных
проектов. В результате удалось совместно
осмыслить и определить наиболее привлекательные
сферы взаимодействия, как в экономике,
так и в научных и культурных обменах.
Информация о работе Статистический анализ внешнеэкономической деятельности РФ. Экспорт