Регионалистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития.
Объект исследования – особенности развития Западно-Сибирского экономического района, транспортной сети.
Предмет исследования – Западно-Сибирский экономический район.
Задачи:
Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района;
Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района;
Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района;
Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района;
Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава I. Экономико -географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………...………...…….……………………………..5
1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района.....5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………………….......................................…....8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
Западно-Сибирского экономического района……………………….……11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района………...…17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского
экономического района…………………………………………….……….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического
района……………………………………….………………………………..25
Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского
экономического района………………………………………………….……….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………………………………...27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...….…29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………..…………….….36
2.4. Пассажирские перевозки…………………………….…………….…...38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…….…..39
2.6. Внешнеторговые перевозки………………………………………...….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………..….…43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим
в район тяготения…………………………………………………………....45
Заключение…………………………………………………..…………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по регионалистике.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

     - черные металлы (7,5%) с комбинатов  Кемеровской области перевозятся  на Дальний Восток с преобладанием  поставок на экспорт через  российские морские торговые  порты.

     По  ввозу грузов приоритетное значение для района имеют связи с Уралом, из которого поступает 26% всех грузов (17,8 млн. т). Главные из них – строительные материалы – 27,2% ввоза с Урала (12,7 млн т), рудное сырьё (23,9%), нефтегрузы (17,2%), большой удельный вес прочих грузов (машины, оборудование, химические товары и другие грузы(16,3%) и чёрных металлов (14,3%). Значительны связи с Центральный экономический районом, из которого поступает 8,3 млн т грузов (22,2% от всего поступления). Из Центра поступают машины и оборудование, ткани, одежда, продовольствие, химические товары и другие грузы группы «прочие», которые занимают 45,9% в общем объёме поступления из Центрального района. Почти 30% ввоза составляет железорудное сырьё. Из другой продукции можно отметить чёрные металлы, строительные материалы, хлебные грузы. Восточно-Сибирский район поставляет 17,9% общего объёма ввоза (15,5 тыс.т). В основном это уголь и руды. Из Дальневосточного района поставляется 1 млн. т, из них ведущее место занимают «прочие» грузы (29,9%), строительные материалы (22,6%) и руды (22,4%). На Северный и Северо-Западный районы приходится 12,1% общего ввоза, в основном это руда (46,5%), «прочие» грузы (36,6%), строительные материалы (6,9%). [2]

     2.6. Внешнеторговые перевозки  

     Железные  дороги Западно-Сибирского экономического района имеют выход на железные дороги Казахстана (передаточные станции Кулунда и Локоть).

     В 2008 г. Объем перевозок внешнеторговых грузов внешней торговли по району составил 10,8 млн. т. из них 2,9 млн т  составили экспортные грузы, в импортном направлении проследовало 7,9 млн т. В экспорте преобладали уголь (1,5 млн т), лесные и прочие материалы (0,9 млн т).

     В составе импорта лидировал уголь  – 44% (4,5 млн т). Из других грузов заметное место в импорте приходилось  на строительные материалы (15,6%), руду (13,8%), «прочие» грузы (14,7%).

     Крупные объёмы внешнеторговых грузов следовали  через станцию Кулунда – 8,5 млн  т, через которую осваивали поток  казахстанского угля (7,8 млн т); 1,4 млн  т руды; 0,5 млн т металла. Через пограничную станцию Локоть следует 2,8 млн т грузов торговли России с Казахстаном и странами Центральной Азии и небольших объёмов транзитных перевозок между странами Восточной Азии и Казахстаном и республиками Центральной Азии. В структуре перевозок преобладают лесоматериалы (2,0 млн т), строительные материалы (0,9 млн т), «прочие» грузы (0,7 млн т), уголь и кокс (0,5 млн т). [6]

Табл. 15.

Объёмы  сдачи и приёма грузов на передаточных железнодорожных станциях ЗСЭР в 2008 году

Передаточные  пункты Уголь Кокс Нефте-грузы  Руда  Металл  Лесные  Мин- строй  Удобре- ния  Хлебные Прочие  Всего
Сдача грузов
Кулунда 0,2 0,3 0,2 - 0,1 0,3 - - 0,1 0,3 1,5
Локоть  0,1 0,4 0,2 0,1 0,2 2,0 0,1 - 0,1 0,4 3,6
Сдача грузов
Кулунда 4,8 - 0,2 1,4 0,5 - - - - 0,1 7,0
Локоть  - - 0,1 - - - 0,8 - - 0,3 1,2

 
 
 
 
 
 
 

     2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность 

     В сеть железных дорог района входят магистрали, обслуживающие главным  образом широтные транспортно-экономические  связи населения и экономики самого района.

     Западно-Сибирская  железная дорога расположена на юге  и юго-востоке района и включает:

     - звенья всех трех широтных  транссибирских магистралей: Главного  сибирского хода – Иссикуль  – Омск (с ответвлениями у Омска  через Называевкую – Тюмень на Екатеринбург и через Исилькуль –Курган на Челябинск) – Новосибирск – Болотная – Тайга –Юрга – Боготол. Среднесибирской магистрали –Кызыл – Ту – Иртышское (с ответвлением на Омск) –Карасук – Камень – на- Оби – Среднесибирская, де она сливается с трассой Южно-Сибирской магистрали – Кулунда – Барнаул – Артышта – Междуреченск;

     - меридиональные линии: Новосибирск  – Барнаул – Локоть, Татарская  – Карасук – Кулунда – Малиновое  озеро; Новосибирск – Тогучин  – Ппроектная – Новокузнецк-  Таштагол, Юрга – Проектная;

     - ветви Тайга – Томск – Асино  – Белый Яр и Алтайская –  Бийск.

     Свердловская  железная дорога обслуживает Тюменскую  область и Ханты-Мансийский автономный округ. Ямало-Ненцкий автономный округ  обслуживает также небольшой  участок Северной железной дороги Лабытнанги – Собь, связывающий автономный округ с европейскими регионами страны.

     Железнодорожная сеть района имеет резко полярную загрузку: от максимальной на участке  Новосибирск – Омск (50 млн.т), до минимальной  на участке Белый Яр – Асино (0,1 млн.т). По величине загрузки линии можно условно разделить на 2 группы:

     - с загрузкой выше среднесетевой  (более 12,7 млн. т): направление  Главсиба на участках Новосибирск  – Болотная, Омск – Новосибирск.  Линии, проходящие на участке  Кузбасского угольного бассейна, Новокузнецк – Артыша – Белово – Проектная – Инская и Междуреченск – Томусинская – Бардино- Артышта.

     - с загрузкой ниже среднесетевой:  все остальные железнодорожные  линии участки.

     Задачи  железных дорог округа по обеспечению  грузопотоков достаточно устойчивы во времени и в ближайшие 10-20 лет конфигурация пассажиро-грузопотоков принципиально не изменится. Будет необходима реконструкция и усиление отдельных линий и направлений в связи с ростом размеров пассажирского и грузового движения и необходимостью повышения скоростей пассажирских и грузовых поездов и применения инновационных проектов. Увеличение объёмов перевозок грузов на сети железных дорог района будет происходить также в связи с интенсивностью хозяйственного освоения неосвоенных районов, но и расширением зоны осваиваемой зоны для вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов топлива и сырья. Даже если эти ресурсы расположены в регионах, в которых железнодорожные пути отсутствуют, и транспортное освоение территории базируется на внутренние судоходные пути или автомобильные дороги, объёмы перевозок на сети железных дрог будут расти за счёт увеличения подвоза грузов к речным портам и возможного вывоза добываемого сырья через порты в другие регионы страны. [5]

     Для обеспечения перспективных пассажиро- и грузопотоков, а также улучшения качественных показателей работы железных дорог Стратегией развития железных дорог в Российской федерации до 2030 г. предусмотрено осуществить ряд мероприятий по развитию сети железных дорог региона. В частности предполагается осуществить строительство северной ветви железнодорожной магистрали. Предусмотрена организация скоростного движения поездов на участках Новосибирск – Томск, Новосибирск – Омск, Новосибирск – Кемерово, Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк.

     Для освоения возрастающих перевозок угля, металла и других грузов из Кузбасса будет осуществлено строительство  второго мостового перехода через               р. Обь на участке Рямы – Камень-на-Оби. Объём инвестиций на развитие действующей железнодорожной сети и строительство новых железнодорожных линий оценивается в 1,3 трлн. рублей.

      2.8. Расчет густоты железнодорожной  сети по областям, входящим в  район тяготения 

     Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности путей сообщения, важно знать и относительные показатели.

     Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к площади территории района :  

     Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к численности населения :  

     Этот  показатель измеряется в километрах протяженности сети на 10 тысяч жителей  района;

     Показатель, характеризующий относительную  густоту сети , определяемый исходя из размеров территории района и численности населения :   .

Табл. 16

Расчет  густоты железнодорожной сети по субъектам РФ, входящим в район  тяготения [6]

Субъекты  РФ в составе экономического района Площадь

тыс. км кв.

Население,

тыс. чел. L

 
Эксплуатационная длина ж.д. путей, км. N
 
Густота железных дорог
К территории
К населению
Относительная густота сети
Республика Алтай

Алтайский край

Кемеровская обл.

Новосибирская обл.

Омская обл.

Томская обл.

Тюменская обл., в т.ч.

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО 

Всего по Западно-Сибирскому экономическому району

92,6

169,1

95,5

178,2

139,7

316,9

1435,2

523,1

750,3 

2 427,2

202,9

2 575,0

2 855,0

2 650,0

2 034,6

1 033,0

3 323,3

1 460,0

538,6 

16 676,62 

0

1680

1755

1530

888

346

883

1073

495 

8650

0

9,93

18,38

8,58

6,35

1,09

0,61

2,05

0,65 

3,56 

0

6,5

6,1

5,7

4,3

3,3

2,6

7,4

9,2 

5,2

0

2,54

3,36

2,23

1,67

0,6

0,4

1,2

0,78 

1,4


 

      Густота железных дорог в Западно-Сибирском  экономическом районе в меньшей  степени зависит от плотности  населения. Основным фактором, влияющим на густоту железных дорог, является наличие предприятий промышленности и предприятий по добыче природных  ресурсов. В этом аспекте территория района имеет две характерных зоны – южную, в основном промышленно развитую, имеющую относительно густую сеть постоянно действующих транспортных коммуникаций, обслуживающих внутрирегиональные, межрегиональные и международные перевозки пассажиров и грузов, и северные малоосвоенные регионы

      Самые высокие показатели густоты железнодорожной сети в Кемеровской, Новосибирской, Омской  областях и в Алтайском крае. Самые низкие показатели в Томской, Тюменской областях, ХМАО и ЯНАО. В Республике Алтай собственная сеть железных дорог отсутствует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод о важности Западно-Сибирского экономического района для России в географическом и экономическом плане. Здесь расположены важнейшие очаги российской экономики, без которых развитие страны просто невозможно.

     Западно-Сибирский  экономический район относится к наиболее перспективным районам страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения.

     Развитию  транспортной системы района способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов, но и благоприятное экономико-географическое положение.

     Транспортные  магистрали отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли ряд линий в северном и южном направлениях. [1]

     Была  также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией.

Информация о работе Регионалистика