Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития.
Объект исследования – особенности развития Западно-Сибирского экономического района, транспортной сети.
Предмет исследования – Западно-Сибирский экономический район.
Задачи:
Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района;
Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района;
Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района;
Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района;
Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района;
Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава I. Экономико -географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………...………...…….……………………………..5
1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района.....5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………………….......................................…....8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
Западно-Сибирского экономического района……………………….……11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района………...…17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского
экономического района…………………………………………….……….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического
района……………………………………….………………………………..25
Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского
экономического района………………………………………………….……….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………………………………...27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...….…29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………..…………….….36
2.4. Пассажирские перевозки…………………………….…………….…...38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…….…..39
2.6. Внешнеторговые перевозки………………………………………...….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………..….…43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим
в район тяготения…………………………………………………………....45
Заключение…………………………………………………..…………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………..49
-
черные металлы (7,5%) с комбинатов
Кемеровской области
По ввозу грузов приоритетное значение для района имеют связи с Уралом, из которого поступает 26% всех грузов (17,8 млн. т). Главные из них – строительные материалы – 27,2% ввоза с Урала (12,7 млн т), рудное сырьё (23,9%), нефтегрузы (17,2%), большой удельный вес прочих грузов (машины, оборудование, химические товары и другие грузы(16,3%) и чёрных металлов (14,3%). Значительны связи с Центральный экономический районом, из которого поступает 8,3 млн т грузов (22,2% от всего поступления). Из Центра поступают машины и оборудование, ткани, одежда, продовольствие, химические товары и другие грузы группы «прочие», которые занимают 45,9% в общем объёме поступления из Центрального района. Почти 30% ввоза составляет железорудное сырьё. Из другой продукции можно отметить чёрные металлы, строительные материалы, хлебные грузы. Восточно-Сибирский район поставляет 17,9% общего объёма ввоза (15,5 тыс.т). В основном это уголь и руды. Из Дальневосточного района поставляется 1 млн. т, из них ведущее место занимают «прочие» грузы (29,9%), строительные материалы (22,6%) и руды (22,4%). На Северный и Северо-Западный районы приходится 12,1% общего ввоза, в основном это руда (46,5%), «прочие» грузы (36,6%), строительные материалы (6,9%). [2]
2.6.
Внешнеторговые перевозки
Железные дороги Западно-Сибирского экономического района имеют выход на железные дороги Казахстана (передаточные станции Кулунда и Локоть).
В 2008 г. Объем перевозок внешнеторговых грузов внешней торговли по району составил 10,8 млн. т. из них 2,9 млн т составили экспортные грузы, в импортном направлении проследовало 7,9 млн т. В экспорте преобладали уголь (1,5 млн т), лесные и прочие материалы (0,9 млн т).
В
составе импорта лидировал
Крупные объёмы внешнеторговых грузов следовали через станцию Кулунда – 8,5 млн т, через которую осваивали поток казахстанского угля (7,8 млн т); 1,4 млн т руды; 0,5 млн т металла. Через пограничную станцию Локоть следует 2,8 млн т грузов торговли России с Казахстаном и странами Центральной Азии и небольших объёмов транзитных перевозок между странами Восточной Азии и Казахстаном и республиками Центральной Азии. В структуре перевозок преобладают лесоматериалы (2,0 млн т), строительные материалы (0,9 млн т), «прочие» грузы (0,7 млн т), уголь и кокс (0,5 млн т). [6]
Табл. 15.
Объёмы сдачи и приёма грузов на передаточных железнодорожных станциях ЗСЭР в 2008 году
Передаточные пункты | Уголь | Кокс | Нефте-грузы | Руда | Металл | Лесные | Мин- строй | Удобре- ния | Хлебные | Прочие | Всего |
Сдача грузов | |||||||||||
Кулунда | 0,2 | 0,3 | 0,2 | - | 0,1 | 0,3 | - | - | 0,1 | 0,3 | 1,5 |
Локоть | 0,1 | 0,4 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 2,0 | 0,1 | - | 0,1 | 0,4 | 3,6 |
Сдача грузов | |||||||||||
Кулунда | 4,8 | - | 0,2 | 1,4 | 0,5 | - | - | - | - | 0,1 | 7,0 |
Локоть | - | - | 0,1 | - | - | - | 0,8 | - | - | 0,3 | 1,2 |
2.7.
Сеть железных дорог и её грузонапряженность
В сеть железных дорог района входят магистрали, обслуживающие главным образом широтные транспортно-экономические связи населения и экономики самого района.
Западно-Сибирская железная дорога расположена на юге и юго-востоке района и включает:
-
звенья всех трех широтных
транссибирских магистралей:
-
меридиональные линии:
- ветви Тайга – Томск – Асино – Белый Яр и Алтайская – Бийск.
Свердловская железная дорога обслуживает Тюменскую область и Ханты-Мансийский автономный округ. Ямало-Ненцкий автономный округ обслуживает также небольшой участок Северной железной дороги Лабытнанги – Собь, связывающий автономный округ с европейскими регионами страны.
Железнодорожная сеть района имеет резко полярную загрузку: от максимальной на участке Новосибирск – Омск (50 млн.т), до минимальной на участке Белый Яр – Асино (0,1 млн.т). По величине загрузки линии можно условно разделить на 2 группы:
-
с загрузкой выше
-
с загрузкой ниже
Задачи железных дорог округа по обеспечению грузопотоков достаточно устойчивы во времени и в ближайшие 10-20 лет конфигурация пассажиро-грузопотоков принципиально не изменится. Будет необходима реконструкция и усиление отдельных линий и направлений в связи с ростом размеров пассажирского и грузового движения и необходимостью повышения скоростей пассажирских и грузовых поездов и применения инновационных проектов. Увеличение объёмов перевозок грузов на сети железных дорог района будет происходить также в связи с интенсивностью хозяйственного освоения неосвоенных районов, но и расширением зоны осваиваемой зоны для вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов топлива и сырья. Даже если эти ресурсы расположены в регионах, в которых железнодорожные пути отсутствуют, и транспортное освоение территории базируется на внутренние судоходные пути или автомобильные дороги, объёмы перевозок на сети железных дрог будут расти за счёт увеличения подвоза грузов к речным портам и возможного вывоза добываемого сырья через порты в другие регионы страны. [5]
Для обеспечения перспективных пассажиро- и грузопотоков, а также улучшения качественных показателей работы железных дорог Стратегией развития железных дорог в Российской федерации до 2030 г. предусмотрено осуществить ряд мероприятий по развитию сети железных дорог региона. В частности предполагается осуществить строительство северной ветви железнодорожной магистрали. Предусмотрена организация скоростного движения поездов на участках Новосибирск – Томск, Новосибирск – Омск, Новосибирск – Кемерово, Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк.
Для освоения возрастающих перевозок угля, металла и других грузов из Кузбасса будет осуществлено строительство второго мостового перехода через р. Обь на участке Рямы – Камень-на-Оби. Объём инвестиций на развитие действующей железнодорожной сети и строительство новых железнодорожных линий оценивается в 1,3 трлн. рублей.
2.8.
Расчет густоты
Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности путей сообщения, важно знать и относительные показатели.
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к площади территории района :
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к численности населения :
Этот показатель измеряется в километрах протяженности сети на 10 тысяч жителей района;
Показатель, характеризующий относительную густоту сети , определяемый исходя из размеров территории района и численности населения : .
Табл. 16
Расчет густоты железнодорожной сети по субъектам РФ, входящим в район тяготения [6]
Субъекты РФ в составе экономического района | Площадь
тыс. км кв. |
Население,
тыс. чел. L |
Эксплуатационная длина ж.д. путей, км. N |
Густота железных дорог | ||
К
территории |
К
населению |
Относительная
густота сети | ||||
Республика
Алтай
Алтайский край Кемеровская обл. Новосибирская обл. Омская обл. Томская обл. Тюменская обл., в т.ч. Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий
АО Всего по Западно-Сибирскому экономическому району |
92,6
169,1 95,5 178,2 139,7 316,9 1435,2 523,1 750,3 2 427,2 |
202,9
2 575,0 2 855,0 2 650,0 2 034,6 1 033,0 3 323,3 1 460,0 538,6 16 676,62 |
0
1680 1755 1530 888 346 883 1073 495 8650 |
0
9,93 18,38 8,58 6,35 1,09 0,61 2,05 0,65 3,56 |
0
6,5 6,1 5,7 4,3 3,3 2,6 7,4 9,2 5,2 |
0
2,54 3,36 2,23 1,67 0,6 0,4 1,2 0,78 1,4 |
Густота
железных дорог в Западно-Сибирском
экономическом районе в меньшей
степени зависит от плотности
населения. Основным фактором, влияющим
на густоту железных дорог, является
наличие предприятий
Самые
высокие показатели густоты железнодорожной
сети в Кемеровской, Новосибирской, Омской
областях и в Алтайском крае. Самые низкие
показатели в Томской, Тюменской областях,
ХМАО и ЯНАО. В Республике Алтай собственная
сеть железных дорог отсутствует.
Заключение
Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод о важности Западно-Сибирского экономического района для России в географическом и экономическом плане. Здесь расположены важнейшие очаги российской экономики, без которых развитие страны просто невозможно.
Западно-Сибирский экономический район относится к наиболее перспективным районам страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения.
Развитию транспортной системы района способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов, но и благоприятное экономико-географическое положение.
Транспортные магистрали отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли ряд линий в северном и южном направлениях. [1]
Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией.