Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития.
Объект исследования – особенности развития Западно-Сибирского экономического района, транспортной сети.
Предмет исследования – Западно-Сибирский экономический район.
Задачи:
Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района;
Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района;
Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района;
Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района;
Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района;
Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава I. Экономико -географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………...………...…….……………………………..5
1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района.....5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………………….......................................…....8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
Западно-Сибирского экономического района……………………….……11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района………...…17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского
экономического района…………………………………………….……….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического
района……………………………………….………………………………..25
Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского
экономического района………………………………………………….……….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………………………………...27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...….…29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………..…………….….36
2.4. Пассажирские перевозки…………………………….…………….…...38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…….…..39
2.6. Внешнеторговые перевозки………………………………………...….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………..….…43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим
в район тяготения…………………………………………………………....45
Заключение…………………………………………………..…………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………..49
Дальнейшее
развитие экономики Западной Сибири
связано с развитием
Отраслью рыночной специализации западной Сибири является пищевая промышленность. Молочно-консервная промышленность размещается в Ялуторовске, Красном Яре, Купине, мясокомбинаты – в Бийске, Омске и др. [1]
Из отраслей,
дополняющих территориальный
комплекс Западной Сибири, следует отметить
развитие легкой промышленности, которая
использует и свое сырье. Кожевенное производство
сосредоточено в Омске и Новосибирске,
шерстяная и меховая промышленность –
в Омске. Хлопчатобумажная промышленность
на привозном сырье развита в Новосибирской
области и Алтайском крае. Особо выделяется
производство химического волокна (рис.
13).
Рис 13. Производство химических волокон [22]
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.
В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4/5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи. [8]
Западная
Сибирь – один из важнейших районов
зернового хозяйства и
Культура | тысяч тонн | %, от РФ |
Зерно | 10293 | 11.5 |
Сахарная свекла | 650 | 2.68 |
Подсолнечник | 87 | 4,1 |
Льноволокно | 5.1 | 5.5 |
Картофель | 4089 | 11.91 |
Овощи | 876 | 8.4 |
Главные
центры по переработке
Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота.
1.6.
Экономические показатели Западно-Сибирского
экономического района
Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.
Таблица 8
Валовой региональный продукт в Западно-Сибирском ЭР [9]
Всего, млн. руб. | На душу населения, руб. | |||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Тюменская область | 1117514 | 1536734 | 2215584 | 2551355 | 2785336 | 340706 | 465849 | 668272 | 765204 | 829155 |
в том числе: | ||||||||||
ХМАО | 717220 | 956197 | 1399336 | 1594097 | 1719687 | … | … | … | … | … |
ЯНАО | 283181 | 355718 | 441722 | 546366 | 622748 | … | … | … | … | … |
Республика Алтай | 6904 | 8517 | 8806 | 11609 | 15318 | 33993 | 41840 | 43127 | 56651 | 74266 |
Алтайский край | 88733 | 114840 | 135686 | 173811 | 223751 | 34220 | 44607 | 53118 | 68611 | 88935 |
Кемеровская область |
164903 | 244462 | 295378 | 342211 | 444352 | 57204 | 85370 | 103759 | 120819 | 157298 |
Новосибирская область |
153799 | 191827 | 235382 | 296064 | 382186 | 57375 | 71911 | 88619 | 111922 | 144869 |
Омская область | 115030 | 192877 | 220686 | 262507 | 301803 | 55651 | 93969 | 108147 | 129307 | 149273 |
Томская область | 97084 | 132439 | 159579 | 188801 | 216059 | 93064 | 127511 | 154131 | 182660 | 208946 |
Из табл. 8 можно выделить следующее - самый высокий уровень ВРП отмечается в Тюменской области (с учётом ХМАО и ЯНАО – 829155 тыс. р.), вследствие специализации области. Самый низкий – в республике Алтай – 74266 тыс.р. Валовой региональный продукт рос год от года в течение всего времени, представленного в таблице, что говорит об уверенном экономическом росте района и увеличении благосостояния населения. Так же отметим, что с 2003 г. по 2007 г. рост ВРП в каждом субъекте составил более 100 %. [14]
В
прил. 4 указаны уровни безработицы
в субъектах Западно-Сибирского
экономического района. Исходя из представленных
данных, можно сделать вывод, что уровень
безработицы в Западно-Сибирском экономическом
районе выше, чем в среднем по России (официальные
данные на 2008 год – 6,3%). Самый высокий уровень
безработицы отмечается в Республике
Алтай – 12,6%, самый низкий – в ЯНАО
– 5,7%). Вместе с тем, растет число экономически
активного населения и занятых в труде
(с 8793 т тыс.ч. в 2005 году до 9145 тыс.ч. в 2008
году).
Таблица 9
Внешняя торговля Западно-Сибирского экономического района (в млн. долл.) [9]
2005 | 2007 | 2008 | ||||||||||
Со
странами дальнего зарубежья |
Со странами СНГ | Со странами
дальнего зарубежья |
Со странами СНГ | Со странами
дальнего зарубежья |
Со странами СНГ | |||||||
экспорт | импорт | экспорт | импорт | экспорт | импорт | экспорт | импорт | экспорт | импорт | экспорт | импорт | |
Тюменская область | 28528,0 | 585,7 | 2197,0 | 108,1 | 39748,6 | 969,8 | 2996,3 | 178,7 | 54769,4 | 1705,6 | 4783,6 | 168,6 |
в том числе: | ||||||||||||
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
11495,7 | 383,5 | 119,5 | 50,7 | 17216,4 | 586,9 | 217,9 | 41,6 | 23409,9 | 865,8 | 1128 | 21,8 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
532,0 | 97,9 | 0,2 | 32,5 | 395,0 | 203,5 | 9,7 | 20,8 | 145,8 | 612 | 4,1 | 12,6 |
Республика Алтай | 22,9 | 101,2 | 9,2 | 1,4 | 19,0 | 146,9 | 1,6 | 0,7 | 26,8 | 47,0 | 1,9 | 1,2 |
Алтайский край | 270,5 | 37,4 | 473,6 | 167,9 | 212,6 | 124,7 | 728,7 | 212,7 | 486,3 | 337,0 | 831,0 | 326,4 |
Кемеровская область | 4243,5 | 425,0 | 662,3 | 272,0 | 5932,3 | 339,9 | 1029 | 328,0 | 8269,3 | 665,0 | 1478 | 332,8 |
Новосибирская область | 422,0 | 484,9 | 532,1 | 123,1 | 703,1 | 1260 | 718,8 | 191,5 | 816,9 | 1554 | 746,9 | 284,4 |
Омская область | 6612,8 | 115,2 | 567,5 | 174,9 | 231,1 | 219,8 | 325,4 | 310,0 | 239,3 | 343,1 | 318,9 | 381,1 |
Томская область | 1007,6 | 37,3 | 105,3 | 17,6 | 668,7 | 76,9 | 185,6 | 67,5 | 599,1 | 116,3 | 136,0 | 82,0 |
Из табл. 9 следует вывод - наибольшее количество экспорта приходятся на Тюменскую область с автономными округами, а так же на Кемеровскую область в виду продажи энергетических ресурсов внутри России и за ее пределы. Импорт преобладает в респ. Алтай, Новосибирской и Омской областях.
Уровень жизни населения ЗСЭР достаточно высокий. Значительная часть высоких зарплат концентрируется именно в Западной Сибири. По среднедушевым доходам в месяц, которые на 2005 год составили 24840 рублей, Ямало-Ненецкий АО занимает 2 место в целом по России; Ханты-Мансийский АО – 5 место со среднедушевым доходом в 17536 рублей в месяц; Тюменская область на 6 месте – 14533 рубля. Это происходит по тому, что Западная Сибирь производит экспортное нефтегазовое сырье. Здесь успешно развивается вахтовый метод работы. Но здесь высок и прожиточный минимум: на 2005 год в Ямало-Ненецком АО он составил 5362 рубля, что составляет 6 место по России по прожиточному минимуму из-за того, что здесь достаточно высокие цены на продукты. [9]
В структуре денежных доходов так же лидируют автономные округа – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, что обусловлено тяжелыми климатическими и трудовыми условиями, нехваткой рабочей силы и прибыльностью основных отраслей специализации.
Потребности района на услуги транспорта обеспечивают пути сообщения всех видов современного транспорта – железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного, трубопроводного. Топология транспортной сети определяется, прежде всего, развитием и размещением производительных сил. В этом аспекте территория района имеет две характерных зоны – южную, в основном промышленно развитую, имеющую относительно густую сеть постоянно действующих транспортных коммуникаций, обслуживающих внутрирегиональные, межрегиональные и международные перевозки пассажиров и грузов, и северные регионы, находящиеся в стадии пионерного хозяйственного освоения. Транспортная схема этих районов, обслуживающая, прежде всего потребности в перевозках грузов, базируется на сезонных внутренних водных и морских путях сообщения. Для транспортировки пассажиров, высокоценных и скоропортящихся грузов в широких масштабах привлекается воздушный транспорт.
Западно-Сибирский экономический район занимает большую часть Западно-Сибирской равнины, которая в своём основании имеет молодую платформу, поэтому рельеф этого природного района равнинный, с мощным слоем осадочных горных пород. Высота равнины не превышает 100 м над уровнем океана. Лишь около 10% территории района занято горными системами Урала, Алтая, Саян. Северная часть Западной Сибири подвергалась неоднократному наступлению моря. Рельеф равнины имеет небольшой уклон к северу и несколько вогнутую форму. Большая протяженность равнины с севера на юг и однообразие рельефа обуславливают чётко выраженную зональность природы: от тундры до степей. На территории Западной Сибири чётко выражены почти все природные зоны северного полушария – от арктической до степной. Крайняя заболоченность большей части Западно-Сибирского экономического района (Западно-Сибирской равнины) сильно затрудняет использование сухопутного транспорта. По территории равнины проходит только одна железная дорога: Тюмень – Сургут – Новый Уренгой с ответвлением на Нижневартовск. Её значение очень велико, так как она проходит через важнейшие месторождения нефти и природного газа. Основная масса железнодорожных линий расположена на юге района, где рельеф (равнины, высотой до 500 м над уровнем моря) позволяет прокладывать железнодорожное полотно.
Крупнейшая река Западной Сибири – Обь с притоком Иртыш. Западно-Сибирская равнина богата поверхностными и подземными водами. Заболоченность и переувлажненность многих районов Западной Сибири делают её непроходимой и крайне тяжёлой для освоения. Многие районы практически недоступны для наземного и водного транспорта. Бассейн реки Обь вместе с притоком Иртыш охватывают почти всю территорию Западной Сибири. Этот факт наравне с несильной изрезанностью береговой линии и достаточно пологими берегами делает речной транспорт в Западной Сибири достаточно распространённым. Направление течения с юго-востока на северо-запад делают речную навигацию очень удобной не только для внутрирайонной доставки грузов, но и для связи железнодорожного транспорта с морским. [6]
Развитию транспортной сети Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ, лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение. Транспортные магистрали этого района отличаются высокой грузонапряженностью. Добыча массовых многотоннажных продуктов, таких, как руда, уголь, древесина, или ценных малотоннажных, но залегающих в труднодоступных и удалённых местностях, привела к тому, что транспорт оказался очень важной частью хозяйства всего этого обширного района. Большая роль транспорта видна уже из того, что почти 1/10 работающего населения занята в том или ином виде транспорта.
Транспортная система Западной Сибири сочетает в себе все виды сообщений, но роль и размещение их в разных частях района различны: на юге резко преобладает значение железных дорог и трубопроводов. На юге, проходят и почти все автомобильные дороги. Роль водного транспорта здесь очень ограничена и сводится главным образом к перевозкам грузов и пассажиров в северные районы, где наоборот, сохраняет ведущие позиции речной транспорт. Вместе с тем в северной половине Западной Сибири особенно важную роль играет авиация.
Западносибирский
автомобильный транспорт
К главным автодорогам Западно-Сибирского экономического района относятся: (Курган) - Петропавловск — Омск — Новосибирск — Кемерово — Мариинск – (Красноярск), Омск — Ишим — Тюмень - (Екатеринбург), Тюмень - Тобольск, Новосибирск — Барнаул — Бийск, Бийск —Ташанда – граница Монголии (Чуйский тракт), Бийск — Новокузнецк, Новосибирск - Карасу, Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий, Мариинск – Томск.