Регионалистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития.
Объект исследования – особенности развития Западно-Сибирского экономического района, транспортной сети.
Предмет исследования – Западно-Сибирский экономический район.
Задачи:
Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района;
Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района;
Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района;
Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района;
Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава I. Экономико -географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………...………...…….……………………………..5
1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района.....5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………………….......................................…....8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
Западно-Сибирского экономического района……………………….……11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района………...…17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского
экономического района…………………………………………….……….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического
района……………………………………….………………………………..25
Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского
экономического района………………………………………………….……….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………………………………...27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...….…29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………..…………….….36
2.4. Пассажирские перевозки…………………………….…………….…...38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…….…..39
2.6. Внешнеторговые перевозки………………………………………...….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………..….…43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим
в район тяготения…………………………………………………………....45
Заключение…………………………………………………..…………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по регионалистике.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

     Ведущее положение занимает Западно-Сибирская дорога, на долю которой приходится около 70% от общей протяженности железнодорожной сети района.

     Западно-Сибирская  железная дорога, пролегая в пределах Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично на территории Республики Казахстан, надежно обеспечивает внешние и внутренние хозяйственные связи, устойчивое транспортное обслуживание крупнейших комплексов добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства.

     Дорога  граничит с рядом железных дорог: Южно-Уральской (ст. Исилькуль), Свердловской (ст. Называевская), Красноярской (ст. Мариинск, Междуреченск) и Казахстана (ст. Кулунда, Локоть). Эксплуатационная длина дороги 5 865,1 км, в т. ч. однопутных линий - 2650,8 км, двухпутных 3168,8 км, трехпутных и более 45,5 км. Управление дороги в Новосибирске.

     В состав Западно-Сибирской железной дороги до 2011 года входили четыре отделения: Омское, Новосибирское, Кузбасское и  Алтайское.

     С начала 2011 года дорога перешла на трехуровневую  безотделенческую структуру управления с одновременным созданием Дорожной дирекции инфраструктуры.

     Дорога  обслуживает крупные промышленные узлы Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка, Томска, крупнейшие угольные разрезы, рудники и шахты Кузбасса, Западно-Сибирский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Омский нефтеперерабатывающий и Алтайский коксохимический заводы, Томский нефтехимический комбинат, тепловые электростанции и предприятия других отраслей промышленности. В Омском, Новосибирском, Барнаульском и Томском речных портах осуществляется перевалка грузов с ж. д. на речной транспорт и обратно. [6]

     Развернутая длина главных путей дороги составляет 9237,2 км., протяжение пути на щебне 3903,4 км., на гравии 11,7 км., на асбестовом балласте 5220,1 км. Электрифицировано 4131,5 км. ж.-д. линий, в т.ч. на переменном токе 951 км., на тепловозной тяге 1733,6 км. Стыкование контактной сети переменного и постоянного тока осуществлено на трех станциях дороги Черепаново, Артышта-П, Иртышское и на ст. Мариинск Красноярской дороги. Автоблокировкой оборудованы 4969,8 км путей, диспетчерской централизацией 857,6 км., полуавтоматической блокировкой 798,8 км.

     К направлениям общесетевого (федерального) значения отнесены ж.-д. линии: Называевская-Омск-Новосибирск-Тайга-Мариинск (сортировочные ст. Инская, Московка); Исилькуль – Омск – Иртышское – Карасук – Среднесибирская - Алтайская-Артышта (сортировочные ст. Входная, Алтайская); Новосибирск - Тогучин-Мереть – Артышта – Новокузнецк - Томусинская (сортировочные ст. Белово, Новокузнецк-Восточная), Артыша-Бардино-Томусинская-Междуреченек. На дороге 343 раздельных пункта; подвижной состав обслуживают 12 локомотивных депо, в т. ч. 3 электровозных, 8 смешанных, 1 тепловозное, 18 грузовых вагонных, 5 пассажирских вагонных депо. Работу инфраструктур обеспечивают 34 дистанции пути и 7 путевых машинных станций, 17 дистанций сигнализации, связи и вычислительной техники, 15 дистанций электроснабжения, 9 дистанций гражданских сооружений, 3 механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

     Для повышения качества управления эксплуатационной работой на дороге в Новосибирске и Кемерово организованы 2 автоматизированных диспетчерских центра управления (ЕЦДУ) перевозками. Число диспетчерских  участков за счет укрупнения сократилось с 36 до 24, а их средняя протяженность достигла 270,66 км. В промышленную эксплуатацию введена диалоговая информационная система ДИСПАРК; компьютерной техникой оснащены и подключены к системе 774 рабочих места работников, участвующих в передаче исходной информации.

     Численность сотрудников — 63363 человека. Средняя  заработная плата — 23890 рублей. Перевезено грузов — 246,9 млн тонн

     Перевезено  пассажиров в дальнем сообщении  — 10,1 млн человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении — 61,8 млн человек.

     В структуре погрузки Западно-Сибирской  железной дороги основную долю занимает уголь — 70,8 %, строительные материалы — 5,5 %, нефтепродукты — 4,5 %, чёрные металлы — 3,8 %. [9]

     2.3. Отправление и прибытие грузов

      

     Объёмы  отправления и прибытия грузов, формируемые  под воздействием производственного  потенциала и отраслевой структуры  хозяйства Западно-Сибирского экономического района имеют ту особенность, что  отправление грузов существенно  превышает объёмы их прибытия. Объясняется это высокой долей сырьевых отраслей в экономике района и прежде всего угольной, чёрной и цветной металлургии, отправляющих большие объёмы своей продукции железнодорожным транспортом в другие районы страны и на экспорт.

Объёмы  отправления и прибытия грузов железнодорожными станциями Западно-Сибирского экономического района в 2008 г. приведены в табл 13.

Табл. 13

Объёмы  отправления и прибытия грузов и их структура по субъектам Российской Федерации

ЗСЭО  в 2008 г. (тыс.т)

     В 2008 г. железнодорожными станциями в  пределах района было отправлено 275 млн. т грузов, из них на первом месте  оказалась транспортировка каменный угля и кокса, Второе место по объёмам  отправления с большим отрывом  занимают руды и нефтяные грузы. Это, прежде всего, объёмы отправления продукции с сибирских нефтеперерабатывающих предприятий и переключения части продукции с нефтепроводного на железнодорожный транспорт. Строительные грузы, занимающие третье место в отправлении, составляют 8,4% общего отправления, это вскрышные породы месторождений угля, руды, а также нерудные строительные материалы с крупных карьеров (Изынский в Новосибирской области и другие). Большой удельный вес в отправлении занимают также лесоматериалы, металлы и большая номенклатура прочих грузов, среди которых машины и оборудование, химические грузы, цветные металлы, ткани и др.

     Прибытие  грузов на железнодорожные станции  района в 2008 г. составило 149,0 млн. т, из которых 76,3 млн. т приходилось на кокс и  каменный уголь. Высока доля строительных материалов, чёрных металлов, прочих грузов, лесоматериалов. На третьем месте находится рудное сырьё для металлургических предприятий округа – 19,4 млн. т (13,8%). [6]

     К крупнейшим станциям с цензом погрузки и выгрузки относятся станции, обслуживающие угледобывающие районы и предприятия по добыче и переработке углеводородного сырья, предприятия по добыче и обогащению руд, по производству черных и цветных металлов, карьеры нерудных материалов и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Пассажирские перевозки  

     В 2008 г. перевезено пассажиров в дальнем сообщении - 10,5 млн. человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении - 41,9 млн. человек.

     Доля  Западно-Сибирского экономического района в выполнении общесетевого пассажирооборота на железнодорожном транспорте в 2008 г. составила соответственно 8,0% – в дальнем следовании и 5,2% – в пригородном сообщении.

     Табл. 14

Показатели  перевозок пассажиров железнодорожным транспортом по ЗСЭР в 2008 году

Показатели Отправление Пассажирооборот
  Млн. чел. % от сети Млрд. пасс.-км % от сети
Всего 71,6 5,9 12,5 6,8
в том числе:
дальнее следование 9,5 6,9 9,8 8,0
пригородное сообщение  64,1 7,7 2,7 5,2

 

     Более 90% от общего объёма отправления пассажиров по району приходится на Западно-Сибирскую  железную дорогу. [2]

     Наибольшие  размеры движения поездов в дальнем  следовании наблюдаются на подходах к Новосибирску, Омску и Кемерово: Карбышево 1 – Омск – Татарская  – 46-42 пары в сутки, Новосибирск –  Барабинск – 40 пар в сутки, Новосибирск  – Сокур и Тайга – Юрга 1 – 35 пар в сутки.

     Более 30% перевозок пассажиров дальнего следования в районе осуществляется в связях с Уральским экономическим районом. На связи с Центральным районом приходится порядка 22,5% отправленных пассажиров, с Восточно-Сибирским – 18,1%.

     В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года на территории Сибирского федерального округа предусматривается организация скоростного движения в сообщениях Омск – Новосибирск, Новосибирск – Томск, Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк и Новосибирск – Кемерово со скоростью движения пассажирских поездов до 160 км/ч. [4]

     2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи 

     Объём перевозок грузов железнодорожным  транспортом Сибирского федерального округа за 2008 г. и их структура по видам сообщений характеризуются данными табл. 14.

Табл. 14

Объём перевозок  грузов железнодорожным транспортом ЗСЭО и их структура по видам сообщений

за 2008 г.

Вид перевозок  Объём, млн. т  Удельный вес  в общем объёме, %
Перевезено  грузов - всего  237,7 100,0
в том числе:
местное сообщение  94,7 40,0
ввоз  76,7 32,0
вывоз 41,1 17,0
транзит 25,2 11,0

 

     Район имеет развитую систему внутрирайонных связей, На долю местного сообщения  приходится 40% перевозок с преобладанием характерных для района грузов: угля – 58 млн. т (61% от объема местного сообщения), минерально-строительных материалов – 15,8 млн. т (16%), рудных грузов – 7 млн. т (7,5%) и нефтяных грузов – 6,2 млн. т (6,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет по углю – 56%, по минерально-строительным материалам- 95%, рудам всяким – 62% и нефтяным – 35%. [6]

     91% перевозимого в местном сообщении  угля приходится на отправление  в Кемеровскую область. Собственное потребление Кемеровской области (главным образом для металлургии, электро-теплоэнергетики, производства кокса) составило 33,3 млн. т (более 60% от отправления угля в Кемеровской области по местному сообщению). Из Кемеровской области угли вывозятся в другие субъекты Российской Федерации, входящие в состав Западно-Сибирского экономического района, из них 9,1 млн. т в Алтайский край (для производства электроэнергии и тепла, кокса и на экспорт через передаточные пункты на границе России с Казахстаном); 6,5 млн. т в Новосибирскую область (для производства металла и энергоснабжения).

     Основной объем минерально-строительных материалов в местном общении отправляет Новосибирская область — 5,6 млн. т (36% от перевозок этого вида в местном сообщении), а также Кемеровская область -7,2 млн. т (46% от перевозок этого вида в местном сообщении), из которых 74% перевозилось внутри области.

     Нефтегрузы в местном сообщении отправляет главным образом Омская область – 4 млн. т (64,5% от перевозок нефтепродуктов в местном сообщении) во все субъекты Западно-Сибирского экономического района, из них 1,3 млн.т прибывает на станции Омской области, а также Новосибирская область – 1,6 млн. т (26%).

     Из  7 млн.т железных и цветных руд, перевозимых в местном сообщении, 6,8 млн.т (97%) отправляет Кемеровская область, при этом около 3 млн.т приходится на повторные внутриузловые (Новокузнецк) перевозки – железная руда с рудников Горной Шории поступает на обогатительную фабрику, затем агломерат передается на Западно-Сибирский металлургический комбинат. 

     Район характеризуется разветвленной системой межрайонных связей. Более 32% от общего объема перевозок готовой продукции и импортных грузов вывозится из района в другие регионы страны и более 17% потребляемого в районе сырья и товаров и эксплуатируемых различных грузов ввозится из-за его пределов. В район железнодорожным транспортом поступает 16,5 млн. т различных грузов (7,7% от общего объёма перевозок во всех видах сообщений) и 54 млн. т грузов (42,1% общего объёма перевозок во всех видах сообщений) вывозится в другие федеральные округа. Такое соотношение объёмов ввоза и вывоза грузов свидетельствует о том, что изучаемый экономический район имеет положительный транспортный баланс: объёмы вывоза грузов из района, в 3,3 раза превышает объём ввоза. Основные транспортно-экономические связи по вывозу грузов осуществляются с Уральским и Центральным районами, на долю которых приходится 43% от общего вывоза экономического района. [1]

     Основными грузами, которые вывозятся из района, являются:

     - уголь (58% из них 33% на металлургические предприятия и электростанции Урала и в Центральный экономический район, как для собственного потребления, так и на экспорт в Украину и Беларусию);

     - нефтяные грузы (15%) во все регионы  России для собственного потребления  и на экспорт в Финляндию, Украину, Казахстан, а также через российские морские торговые порты в Финском заливе и Азово-Черноморского бассейна;

     - руды всякие (6%) – из них 95% вывоза  приходится на поставки в Восточно-Сибирский  экономический район. Это нефелиновые  руды Кия-Шалтырского месторождения (Кемеровская область) на Ачинский глиноземный завод (Красноярский край);

Информация о работе Регионалистика