Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития.
Объект исследования – особенности развития Западно-Сибирского экономического района, транспортной сети.
Предмет исследования – Западно-Сибирский экономический район.
Задачи:
Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района;
Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района;
Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района;
Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района;
Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района;
Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава I. Экономико -географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………...………...…….……………………………..5
1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района.....5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………………….......................................…....8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
Западно-Сибирского экономического района……………………….……11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района………...…17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского
экономического района…………………………………………….……….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического
района……………………………………….………………………………..25
Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского
экономического района………………………………………………….……….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………………………………...27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...….…29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………..…………….….36
2.4. Пассажирские перевозки…………………………….…………….…...38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…….…..39
2.6. Внешнеторговые перевозки………………………………………...….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………..….…43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим
в район тяготения…………………………………………………………....45
Заключение…………………………………………………..…………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………..49
Ведущее положение занимает Западно-Сибирская дорога, на долю которой приходится около 70% от общей протяженности железнодорожной сети района.
Западно-Сибирская железная дорога, пролегая в пределах Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично на территории Республики Казахстан, надежно обеспечивает внешние и внутренние хозяйственные связи, устойчивое транспортное обслуживание крупнейших комплексов добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства.
Дорога граничит с рядом железных дорог: Южно-Уральской (ст. Исилькуль), Свердловской (ст. Называевская), Красноярской (ст. Мариинск, Междуреченск) и Казахстана (ст. Кулунда, Локоть). Эксплуатационная длина дороги 5 865,1 км, в т. ч. однопутных линий - 2650,8 км, двухпутных 3168,8 км, трехпутных и более 45,5 км. Управление дороги в Новосибирске.
В состав Западно-Сибирской железной дороги до 2011 года входили четыре отделения: Омское, Новосибирское, Кузбасское и Алтайское.
С начала 2011 года дорога перешла на трехуровневую безотделенческую структуру управления с одновременным созданием Дорожной дирекции инфраструктуры.
Дорога
обслуживает крупные
Развернутая длина главных путей дороги составляет 9237,2 км., протяжение пути на щебне 3903,4 км., на гравии 11,7 км., на асбестовом балласте 5220,1 км. Электрифицировано 4131,5 км. ж.-д. линий, в т.ч. на переменном токе 951 км., на тепловозной тяге 1733,6 км. Стыкование контактной сети переменного и постоянного тока осуществлено на трех станциях дороги Черепаново, Артышта-П, Иртышское и на ст. Мариинск Красноярской дороги. Автоблокировкой оборудованы 4969,8 км путей, диспетчерской централизацией 857,6 км., полуавтоматической блокировкой 798,8 км.
К
направлениям общесетевого (федерального)
значения отнесены ж.-д. линии: Называевская-Омск-Новосибирск-
Для повышения качества управления эксплуатационной работой на дороге в Новосибирске и Кемерово организованы 2 автоматизированных диспетчерских центра управления (ЕЦДУ) перевозками. Число диспетчерских участков за счет укрупнения сократилось с 36 до 24, а их средняя протяженность достигла 270,66 км. В промышленную эксплуатацию введена диалоговая информационная система ДИСПАРК; компьютерной техникой оснащены и подключены к системе 774 рабочих места работников, участвующих в передаче исходной информации.
Численность сотрудников — 63363 человека. Средняя заработная плата — 23890 рублей. Перевезено грузов — 246,9 млн тонн
Перевезено пассажиров в дальнем сообщении — 10,1 млн человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении — 61,8 млн человек.
В структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги основную долю занимает уголь — 70,8 %, строительные материалы — 5,5 %, нефтепродукты — 4,5 %, чёрные металлы — 3,8 %. [9]
2.3. Отправление и прибытие грузов
Объёмы отправления и прибытия грузов, формируемые под воздействием производственного потенциала и отраслевой структуры хозяйства Западно-Сибирского экономического района имеют ту особенность, что отправление грузов существенно превышает объёмы их прибытия. Объясняется это высокой долей сырьевых отраслей в экономике района и прежде всего угольной, чёрной и цветной металлургии, отправляющих большие объёмы своей продукции железнодорожным транспортом в другие районы страны и на экспорт.
Объёмы отправления и прибытия грузов железнодорожными станциями Западно-Сибирского экономического района в 2008 г. приведены в табл 13.
Табл. 13
Объёмы отправления и прибытия грузов и их структура по субъектам Российской Федерации
ЗСЭО в 2008 г. (тыс.т)
В
2008 г. железнодорожными станциями в
пределах района было отправлено 275 млн.
т грузов, из них на первом месте
оказалась транспортировка
Прибытие грузов на железнодорожные станции района в 2008 г. составило 149,0 млн. т, из которых 76,3 млн. т приходилось на кокс и каменный уголь. Высока доля строительных материалов, чёрных металлов, прочих грузов, лесоматериалов. На третьем месте находится рудное сырьё для металлургических предприятий округа – 19,4 млн. т (13,8%). [6]
К
крупнейшим станциям с цензом погрузки
и выгрузки относятся станции, обслуживающие
угледобывающие районы и предприятия
по добыче и переработке углеводородного
сырья, предприятия по добыче и обогащению
руд, по производству черных и цветных
металлов, карьеры нерудных материалов
и другие.
2.4.
Пассажирские перевозки
В 2008 г. перевезено пассажиров в дальнем сообщении - 10,5 млн. человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении - 41,9 млн. человек.
Доля Западно-Сибирского экономического района в выполнении общесетевого пассажирооборота на железнодорожном транспорте в 2008 г. составила соответственно 8,0% – в дальнем следовании и 5,2% – в пригородном сообщении.
Табл. 14
Показатели перевозок пассажиров железнодорожным транспортом по ЗСЭР в 2008 году
Показатели | Отправление | Пассажирооборот | ||
Млн. чел. | % от сети | Млрд. пасс.-км | % от сети | |
Всего | 71,6 | 5,9 | 12,5 | 6,8 |
в том числе: | ||||
дальнее следование | 9,5 | 6,9 | 9,8 | 8,0 |
пригородное сообщение | 64,1 | 7,7 | 2,7 | 5,2 |
Более 90% от общего объёма отправления пассажиров по району приходится на Западно-Сибирскую железную дорогу. [2]
Наибольшие размеры движения поездов в дальнем следовании наблюдаются на подходах к Новосибирску, Омску и Кемерово: Карбышево 1 – Омск – Татарская – 46-42 пары в сутки, Новосибирск – Барабинск – 40 пар в сутки, Новосибирск – Сокур и Тайга – Юрга 1 – 35 пар в сутки.
Более 30% перевозок пассажиров дальнего следования в районе осуществляется в связях с Уральским экономическим районом. На связи с Центральным районом приходится порядка 22,5% отправленных пассажиров, с Восточно-Сибирским – 18,1%.
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года на территории Сибирского федерального округа предусматривается организация скоростного движения в сообщениях Омск – Новосибирск, Новосибирск – Томск, Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк и Новосибирск – Кемерово со скоростью движения пассажирских поездов до 160 км/ч. [4]
2.5.
Транспортный баланс и транспортно-экономические
связи
Объём перевозок грузов железнодорожным транспортом Сибирского федерального округа за 2008 г. и их структура по видам сообщений характеризуются данными табл. 14.
Табл. 14
Объём перевозок грузов железнодорожным транспортом ЗСЭО и их структура по видам сообщений
за 2008 г.
Вид перевозок | Объём, млн. т | Удельный вес в общем объёме, % |
Перевезено грузов - всего | 237,7 | 100,0 |
в том числе: | ||
местное сообщение | 94,7 | 40,0 |
ввоз | 76,7 | 32,0 |
вывоз | 41,1 | 17,0 |
транзит | 25,2 | 11,0 |
Район имеет развитую систему внутрирайонных связей, На долю местного сообщения приходится 40% перевозок с преобладанием характерных для района грузов: угля – 58 млн. т (61% от объема местного сообщения), минерально-строительных материалов – 15,8 млн. т (16%), рудных грузов – 7 млн. т (7,5%) и нефтяных грузов – 6,2 млн. т (6,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет по углю – 56%, по минерально-строительным материалам- 95%, рудам всяким – 62% и нефтяным – 35%. [6]
91%
перевозимого в местном
Основной объем минерально-строительных материалов в местном общении отправляет Новосибирская область — 5,6 млн. т (36% от перевозок этого вида в местном сообщении), а также Кемеровская область -7,2 млн. т (46% от перевозок этого вида в местном сообщении), из которых 74% перевозилось внутри области.
Нефтегрузы в местном сообщении отправляет главным образом Омская область – 4 млн. т (64,5% от перевозок нефтепродуктов в местном сообщении) во все субъекты Западно-Сибирского экономического района, из них 1,3 млн.т прибывает на станции Омской области, а также Новосибирская область – 1,6 млн. т (26%).
Из 7 млн.т железных и цветных руд, перевозимых в местном сообщении, 6,8 млн.т (97%) отправляет Кемеровская область, при этом около 3 млн.т приходится на повторные внутриузловые (Новокузнецк) перевозки – железная руда с рудников Горной Шории поступает на обогатительную фабрику, затем агломерат передается на Западно-Сибирский металлургический комбинат.
Район характеризуется разветвленной системой межрайонных связей. Более 32% от общего объема перевозок готовой продукции и импортных грузов вывозится из района в другие регионы страны и более 17% потребляемого в районе сырья и товаров и эксплуатируемых различных грузов ввозится из-за его пределов. В район железнодорожным транспортом поступает 16,5 млн. т различных грузов (7,7% от общего объёма перевозок во всех видах сообщений) и 54 млн. т грузов (42,1% общего объёма перевозок во всех видах сообщений) вывозится в другие федеральные округа. Такое соотношение объёмов ввоза и вывоза грузов свидетельствует о том, что изучаемый экономический район имеет положительный транспортный баланс: объёмы вывоза грузов из района, в 3,3 раза превышает объём ввоза. Основные транспортно-экономические связи по вывозу грузов осуществляются с Уральским и Центральным районами, на долю которых приходится 43% от общего вывоза экономического района. [1]
Основными грузами, которые вывозятся из района, являются:
- уголь (58% из них 33% на металлургические предприятия и электростанции Урала и в Центральный экономический район, как для собственного потребления, так и на экспорт в Украину и Беларусию);
-
нефтяные грузы (15%) во все регионы
России для собственного
-
руды всякие (6%) – из них 95% вывоза
приходится на поставки в