Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития.
Объект исследования – особенности развития Западно-Сибирского экономического района, транспортной сети.
Предмет исследования – Западно-Сибирский экономический район.
Задачи:
Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района;
Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района;
Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района;
Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района;
Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района;
Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава I. Экономико -географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………...………...…….……………………………..5
1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района.....5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского
экономического района……………………….......................................…....8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
Западно-Сибирского экономического района……………………….……11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района………...…17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского
экономического района…………………………………………….……….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического
района……………………………………….………………………………..25
Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского
экономического района………………………………………………….……….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………………………………...27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...….…29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………..…………….….36
2.4. Пассажирские перевозки…………………………….…………….…...38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…….…..39
2.6. Внешнеторговые перевозки………………………………………...….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………..….…43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим
в район тяготения…………………………………………………………....45
Заключение…………………………………………………..…………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………..49
В северных и вновь осваиваемых труднодоступных районах для доставки грузов в зимний период используются автодороги сезонной эксплуатации — автозимники; в остальное время года — авиация и водный транспорт.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Западно-Сибирскому району с разбивкой по субъектам, входящим в его состав, дана в таблице 10.
Таблица 10
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием ЗСЭР
|
Наибольшая плотность автомобильных дорог сосредоточена в южных регионах округа – в Алтайском крае, Кемеровской, Омской, Новосибирской областях, где она составляет от 56 до 86 км на 1 тыс.кв.км территории. [6]
Если
в формировании трубопроводного
транспорта за последние годы были
достигнуты большие успехи, то в
строительстве автомобильных
Речной транспорт выполняет главную функцию - транзит различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного транзита, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.
Общее число рек Западной Сибири превышает 2100, их можно разделить на две категории: равнинные и горные. Для судоходства используются 63 реки. Самая крупная из водных магистралей - Обь с притоком Иртыш. В России Обь занимает первое место по длине и площади бассейна и третье, после Лены и Енисея, по водности. Из крупных притоков Оби следует отметить Иртыш, который судоходен на всем протяжении в пределах Западной Сибири.
К наиболее крупным речным портам Обь - Иртышского бассейна относятся: Новосибирск, Приобье, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск (на р. Оби); Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск (на р. Иртыш), Тюмень .(на р. Тура); Березово, Игрим (на р. Северная Сосьва). Летом по этим рекам курсируют нефтеналивные баржи, которые, вывозят по реке углеводородное сырье и доставляют на новые и действующие месторождения необходимые грузы.
Кроме Обь - Иртышского бассейна в Западной Сибири имеется еще несколько речных систем: небольшие речки на юге и на севере региона. [5]
По речным путям ежегодно перевозится свыше 6 млн т грузов. Речной транспорт Обь-Иртышского бассейна является существенным дополнением железнодорожного транспорта. Освоение новых территорий Среднего Приобья и Крайнего Севера обусловило необходимость более широкого использования водных путей. С этой целью было осуществлено строительство Сургутского, Нижневартовского и Тобольского речных портов. Большое значение приобрел для Тюменского Севера морской транспорт, начало которому было положено проводкой судов Карским морем ранней весной на север Ямальского полуострова.
Морской транспорт.
Роль морского транспорта для Западной Сибири очень невелика: мелководный Ясмалинский бар вблизи устья Оби не даёт заходить туда крупным морским судам, и только речные суда совершают рейсы по Обской и Тазовской губам.
Авиационный транспорт.
По югу Западно-Сибирского экономического района проходят воздушные линии всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится значительная часть грузовых и пассажирских перевозок.
К основным преимуществам этого вида транспорта относятся высокие скорости доставки, отсутствие необходимости строительства линейных транспортных коммуникаций на всём маршруте, связывающем корреспондирующие пункты, а только аэропортовую инфраструктуру в начальной и конечной точках полёта, что позволяет резко снизить затраты материальных и финансовых ресурсов, а также времени на организацию транспортных сообщений; более короткие по сравнению с наземными и водными коммуникациями, расстояниями перевозок между одними и теми же пунктами; высокая доступность для воздушных судов отдалённых территорий и слабая зависимость от физико-географических условий местности; большая беспосадочная дальность полётов, разнообразие парка воздушных судов, что позволяет быстро адаптировать воздушные сообщения к сезонным и иным колебаниям в объёме и структуре пассажиропотоков.
К слабым местам воздушного транспорта относятся его высокая энерго- и материалоемкость, относительно большая зависимость от погодных условий, сравнительно высокие во многих случаях потери времени на поездки между городом и аэропортом. [6]
В относительно плотно заселённой и экономически развитой зоне аэропорты для приёма всех типов, в том числе и дальнемагистральных воздушных судов имеются практически во всех крупных городах. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные центры и многие другие, даже небольшие, города. Значение воздушного транспорта велико во внутренних сообщениях, в частности с труднодоступными областями. Самолёты и вертолёты – важнейшее средство хозяйственного освоения, особенно на ранних этапах.
Отличительная особенность воздушного транспорта Западно-Сибирского экономического района заключается в том, что в его перевозочной работе доля работ, связанных с перевозкой грузов, примерно вдвое превышает средний показатель по стране.
Трубопроводный транспорт.
Известно, что современная сеть магистральных нефтепроводов России имеет протяжённость более 50 тыс. км и образует несколько направлений, из нефтедобывающих регионов Западной Сибири нефтепроводы проложены в южном направлении: Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу.
В
1984 году построена крупнейшая в Росси
газопроводная система «
Западно-Сибирский район имеет ведущее значение в газовой и нефтяной промышленностях. Именно поэтому трубопроводный транспорт имеет большое значение. Кроме этого, нефте- и газопроводы сокращают более чем в 3 раза затраты на транспортировку, что также является одной из наиболее важных причин широкого распространения трубопроводного транспорта. [3]
Кроме
газопровода, идущего с севера на
юг (Уренгой - Кузбасс) внутри района, существуют
ещё два газопровода, идущих в
западном направлении через Уральский
район в Казахстан. Кроме того,
несколько крупных
Таблица 11
Нефтегазопроводы Западно-Сибирского ЭР [10]
Нефтепроводы: | Усть-Балык –
Тобольск – Омск;
Сургут – Тобольск – Курган – Уфа – Самара; Сургут – Пермь – Альметьевск – Казань – Нижний Новгород – Ярославль – Полоцк; Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Красноярск. |
Газопроводы: | Игрим – Серов
– Екатеринбург;
Медвежье – Пунга – Н. Тура – Пермь – Казань – Нижний Новгород – Москва; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск – Петровск; Уренгой – Новопсковск; |
Железнодорожный транспорт.
Ведущая роль в обеспечении потребностей в перевозках пассажиров и грузов исследуемого района принадлежит железнодорожному транспорту. Даже для регионов, отстоящих от сети железных дорог на сотни и тысячи км его значимость в перевозках грузов весьма велика, поскольку все грузы, завозимые в эти регионы внутренним водным транспортом следуют через перевалочные порты на реках.
По территории района размещение сети железных дорог крайне неравномерно.
Таблица 12
Размещение
сети железных дорог на территории
Западно-Сибирского экономического района
|
Основу
железнодорожной сети региона составляют
три широтных магистрали, пересекающие
с запада на восток южную часть
региона, а также несколько
Западно
- Сибирский экономический район обслуживается
тремя железными дорогами: Западно-Сибирской
(Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская,
Омская области), Свердловской (Ханты-Мансийский
и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская
область) и Северной (Ямало-Ненецкий автономный
округ). Эксплуатационная длина железнодорожных
путей Западно-Сибирского экономического
района составляет 8,7 тыс. км (10,1 % от эксплуатационной
длины железнодорожной сети России) со
средней плотностью на 10 тыс.км2
территории — 35,6 км (средняя по РФ — 51
км).