Путешествие О.Е. Коцебу

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы познакомиться с деятельностью великого русского мореплавателя О.Е. Коцебу и проанализировать маршруты его плаваний. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: ознакомиться с историей российских кругосветных путешествий, проанализировать первое и второе кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, подвести итоги плаваний и определить их значение.

Работа содержит 1 файл

курсач часть 2.docx

— 91.45 Кб (Скачать)

24 февраля 1825 г. «Предприятие» вернулось в Ново-Архангельск и бросило якорь вблизи от стоявшей на прибрежном холме небольшой крепости. Более пяти месяцев шлюп нес охрану русских поселений. И тут произошло нечто неожиданное.

30 июля из Петербурга  пришло судно Российско-Американской  компании «Елена» под командованием П. Е. Чистякова. Оно доставило официальное сообщение о том, что еще в апреле 1824 г. была заключена русско-американская конвенция, по которой граждане США получили право посещать внутренние воды российских владений в Америке как для морских промыслов, гак и для торговли с местным населением. Тем самым отпала основная -цель пребывания «Предприятия» у берегов Русской Америки. Что же касается защиты Ново-Архангельса от возможных нападений индейцев-тлинкитов, то для этого достаточно было «Елены» и нескольких небольших вооруженных судов компании, которые должны были к осени вернуться к острову Ситха. М. А. Муравьев разрешил Коцебу уйти из Ново-Архангельска.

Коцебу, по-видимому, немало сетовал на то, что впустую потратил драгоценное время, которое мог  использовать для исследований в  арктических широтах. Если бы теперь он попытался наверстать упущенное, то из-за необходимости подготовки к плаванию и захода на Уналашку, шлюп пришел бы в Берингов пролив лишь в сентябре. Ждать же лета 1826 года и, следовательно, продлевать на год экспедицию он не мог - хотя бы потому, что на шлюпе подходил к концу запас снастей, такелажа и других корабельных материалов, которые достать тогда в северной части Тихого океана было почти невозможно. Начались сборы в обратный путь.

11 августа 1825 г. «Предприятие» вышло из Ново-Архангельска. В последний раз Коцебу начал переход через Тихий океан. Сделав четырехдневную остановку в Гонолулу, столице Гавайских островов, он 19 сентября отплыл оттуда к Маршалловым островам, где надеялся обнаружить наконец таинственную цепь Ралик. На сей раз удача сопутствовала мореплавателю. 6 октября, подойдя к северной оконечности этой цепи, он увидел атоллы Ронгерик и Ронгелап и нанес их на карту. Первый из них он принял за острова Пескадорес, открытые в 1767 г. английским мореплавателем Уоллисом, а второй назвал в честь одного из офицеров шлюпа островами Римского-Корсакова. 9 октября Коцебу открыл атолл Бикини и назвал его в честь врача и натуралиста экспедиции островами Эшшольца. Ронгерик и, возмонно, Ронгелап были действительно замечены Уоллисом, а задолго до него - испанцем Сааведрой. Но атолл Бикини - несомненное открытие Коцебу. 11 октября, продолжая плавание на запад, он уточнил координаты атолла Эниветок.

19 октября «Предприятие» подошло к острову Гуам и, проведя там три дня, отправилось к Филиппинам. 8 ноября шлюп прибыл в Манилу и с разрешения испанского губернатора перешел в порт Кавите, где стал на ремонт. 10 января 1826 г. все работы на судне были закончены, и оно покинуло Филиппинские острова.

Пройдя 25 января Зондский пролив, «Предприятие» вступило в Индийский океан и в борьбе со штормами и встречными ветрами пересекло его с востока на запад. 16 марта шлюп обогнул мыс Доброй Надежды и вышел на просторы Атлантики. Через одиннадцать дней экспедиция прибыла на остров Св. Елены, где провел свои последние годы Наполеон. Пополнив запасы пресной воды, судно снова вышло в открытое море.

Теперь с каждым днем все  ближе были родные берега. Обогнув  с запада Азорские острова, Коцебу 3 июня привел шлюп в Портсмут, а 29 июня - в Копенгаген. 10 июля 1826 г. «Предприятие» бросило якорь на Кронштадтском рейде. Третье вообще и второе самостоятельное кругосветное путешествие Коцебу, продолжавшееся без малого три года, окончилось.

Плавание на «Предприятии» по своему значению, пожалуй, не уступает плаванию на «Рюрике». На сей раз удалось совершить меньше географических открытий, зато выполненные научные наблюдения как по своему объему, так и по комплексности и разносторонности превзошли то, что было сделано предыдущей экспедицией.

Дело в том, что Коцебу был не только выдающимся мореплавателем, одновременно осторожным и смелым, осмотрительным и решительным, но и  прирожденным исследователем. Он лично  вел или искусно направлял изыскания в области многих наук, заражая своей любознательностью других участников экспедиции. Наблюдения производились как в открытом море, так и во время всех заходов и высадок. Вот почему удалось внести немалый вклад в сокровищницу научных знаний, хотя это и было побочной задачей дальнего вояжа к берегам Русской Америки.

Исследование атмосферных  явлений, ветров и течений, состава  и свойств морской воды, астрономические  и географические наблюдения, точная опись берегов, изучение рельефа, геологического строения, внутренних вод, почв, растительного  и животного мира посещенных островов и прибрежных районов материков, сбор всевозможных сведений о населяющих их народах - таков диапазон научных  интересов Коцебу и его спутников.

Характерен отзыв об экспедиции на «Предприятии», принадлежащий перу И. Ф. Эшшольца. «Путешествие было для меня вполне удачным,- писал он по возвращении в Россию,- это были три незабываемых года. Никогда не вернется и не может возвратиться время, которое я смог исключительно посвятить моей науке, когда постоянно находил интереснейшие материалы». Столь восторженная оценка не случайна: за время этой экспедиции Эшшольц наблюдал и частично собрал 2400 видов животных.

Велики заслуги Коцебу и работавшего под его непосредственным руководством Э. Х. Ленца в области  новой для того времени научной  дисциплины - океанографии. Выдающийся советский ученый Ю. М. Шокальский писал: «Труды Коцебу и Ленца в 1823 - 1826 гг. представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться».

По возвращении из экспедиции Коцебу был произведен в капитаны 2-го ранга и снова прикомандирован  к начальнику Ревельского порта  адмиралу Спиридову. Эта спокойная  должность, оставлявшая много свободного времени, позволила мореплавателю  сосредоточить внимание на подготовке отчета о плавании на «Предприятии». Отчет вышел из печати в 1828 г., а в начале следующего года Коцебу завершил работу над рукописью книги «Новое путешествие вокруг света». После чего Коцебу был переведен в спокойное место, где он мог спокойно дослужить до ухода в отставку. 12 февраля 1830 года, на сорок втором году жизни, Коцебу был уволен в отставку «по расстроенному здоровью» в чине капитана 1-го ранга. В этом же году в Веймаре вышла в свет книга, которую можно в известной мере считать его завещанием. Так закончилась служба в российском флоте Отто Коцебу. [4, 5, 7, 9]

Таким образом, плавания О.Е. Коцебу на «Рюрике» и «Предприятии» были чрезвычайно плодотворны. В этих плаваниях было открыто 399 новых островов и среди них такая крупная группа островов, как цепь Радак. Конечно, большая часть этих островов - мелкие необитаемые атоллы. Но тем не менее открытие их имеет немалое значение, так как плавание корабля безопасно только тогда, когда командир его имеет хорошую и точную карту, на которой показаны все островки, мели, проливы и т. д.

Именно так и оценивал свои открытия Коцебу. «Подобные открытия сами по себе маловажны, - писал он, - но верные описания и точные определения положения их необходимы для мореплавателей».

Коцебу не только нанес  на карту новые острова, он исправил многочисленные ошибки в определении  координат островов, допущенные иностранными мореплавателями, а также убрал  с карты несуществующие острова, «открытые» рядом иностранных моряков. Некоторые иностранные географы не поверили Коцебу и даже обвинили его в том, что он сделал неверные определения и присвоил себе чужие открытия. На эти несправедливые упреки дал достойный ответ И.Ф. Крузенштерн в статье о плавании «Рюрика», напечатанной в книге Коцебу. Путем сравнения различных карт с картой Коцебу и анализа условий плавания «Рюрика» Крузенштерн последовательно и убедительно доказал, что открытия, совершенные во время этого плавания, были действительно первооткрытиями О.Е. Коцебу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЙ

Мы видели, что многие плавания русских парусных судов  из Балтийского моря в Тихий океан  и из Тихого океана в Балтийское море сопровождались очень важными  географическими открытиями.

Корабли кругосветных плаваний в большинстве случаев снабжались секстанами, хронометрами, искусственными горизонтами и другими точными  навигационными приборами. Всё это  повлияло на точность измерения координат.

Очень важно, что кругосветные мореплаватели приходили в Охотское и Берингово моря и в залив  Аляска на современных для того времени  кораблях, построенных опытными мастерами  из сухого выдержанного леса и хорошо оснащенных. До этого все плавания в дальневосточных водах совершались  на судах, построенных наспех из плохого  и сырого леса и при недостатке самых простых предметов оснастки.

В северной части Тихого океана было сделано сравнительно мало географических открытий. Работа сводилась  главным образом лишь к уточнению  положения на картах того, что уже  было открыто русскими путешественниками.

В результате русские парусные суда во время кругосветных плаваний буквально избороздили Тихий  океан и способствовали уточнению его карт. Не случайно, что первый «Атлас Южного моря» (Атлас Тихого океана) был составлен в 1815 году И.Ф. Крузенштерном главным образом на основании русских гидрографических работ и затем поддерживался им на уровне современности вплоть до 1836 года опять-таки главным образом на основании русских исследований.

За время первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерн и Лисянский нанесли на карту мира новые острова, приливы, рифы, бухты и мысы, исправлены неточности карт Тихого океана, были составлены описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов, по которым пролегал путь «Надежды» и «Невы».

Но Крузенштерн и Лисянский  не ограничились открытиями чисто географического  порядка. Они провели всесторонние исследования океанических вод. Им удалось  изучить различные течения и  открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. Экспедиция собрала богатейшие сведения о прозрачности, удельном весе, плотности  и температуре морской воды на различных глубинах, о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в  различных районах океанов и  другие данные, которые положили начало новой морской науке — океанографии.

Крузенштерн и Лисянский  регулярно вели метеорологические  и гидрологические наблюдения. Так, вскоре они заметили, что с продвижением на юг свечение воды увеличивается.

Богатейшие коллекции, Собранные  Крузенштерном и Лисянским, снабженные подробными описаниями, значительно  пополнили этнографию сведениями о  странах, в которых они побывали. [1]

Белинсгаузен, Лазарев, и другие известные моряки исследовавшие Антарктиду, внесли большой вклад в мировую географическую науку. Экспедициями в общей сложности было пройдено 49723 мили за 751 день. Экспедиция на «Востоке» и «Мироном» замечательна еще и ценнейшими для науки систематическими наблюдениями за температурой воздуха, барометрическим давлением, элементами земного магнетизма, а также многочисленными измерениями глубин океана, температуры, удельного веса океанской воды на различных глубинах и определением степени ее прозрачности.

Была дана правильная характеристика главных особенностей климата Антарктики, сделана первая попытка описать и классифицировать антарктические полярные льды, изложить теорию льдообразования. Русские моряки, систематически наблюдая за океаническими течениями, дали правильное объяснение происхождению Канарского течения, ранее считавшегося ветвью Флоридского. Верные соображения высказал Беллинсгаузен и о происхождении водорослей Саргассова моря. Наконец, большую ценность представляли этнографические, ботанические и зоологические коллекции, собранные русскими моряками.

Лазарев со своими помощниками  проделал огромную работу по корректированию  мореходных карт, уточнению месторасположения  многих островов, собрал ценные материалы  по океанографии, метеорологии, этнографии и другим отраслям науки. [2, 10]

Велик вклад Федора Петровича Литке. За четыре года плаваний к северным берегам ему удалось скопить столько информации, что на ее обработку понадобилось 2 года. Составленные им карты в течение целого столетия были единственным надежным руководством для мореплавателей.

Литке составил точную карту  значительной части побережья и  островов Берингова моря, открыл в  этом море большую группу островов, измерил высоту многих сопок Камчатки. В Тихом океане он открыл 12 неизвестных островов и описал 26 групп, не обследованных до него островов, составил карты Каролинского и Марианского архипелагов. В результате всех этих работ был составлен мореходный атлас, содержащий более пятидесяти карт и планов.

Русский офицер Алексей Бутаков, будучи в ссылке на берегах Арала досконально исследовал Аральское море. Им была проведена рекогносцировки всего моря, находки каменноугольного месторождения, открытия и съемки нескольких островов, произведены значительные по площади промеры, определены скорость и направление постоянного течения, идущего по ходу часовой стрелки, изучены геологические особенности берегов Арала. В течение двух кампаний берега Аральского моря были покрыты сетью астрономических пунктов (11 пунктов), явившихся опорными при составлении карты.

Бутаков произвел и первые определения магнитного склонения  для различных районов Аральского моря.

В результате произведенных  гидрологических наблюдений были изучены  характер глубин, направление и скорость постоянного течения в Аральском  море. Одновременно с промерами на площади всего моря были взяты  пробы грунта. Определялись также  соленость, цвет и прозрачность воды Аральского моря. Проводились и метеорологические  наблюдения, в ходе которых было установлено, что ветры, дующие из северной половины горизонта, являются господствующими на Аральском море. Бутаковым были собраны исчерпывающие данные и о ледовом режиме Арала.

Информация о работе Путешествие О.Е. Коцебу