Путешествие О.Е. Коцебу

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы познакомиться с деятельностью великого русского мореплавателя О.Е. Коцебу и проанализировать маршруты его плаваний. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: ознакомиться с историей российских кругосветных путешествий, проанализировать первое и второе кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, подвести итоги плаваний и определить их значение.

Работа содержит 1 файл

курсач часть 2.docx

— 91.45 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни, когда участники лишь одной экспедиции в космос совершают  тысячи кругосветных путешествий, когда  международный туризм превратил  такое путешествие в предприятие, для которого требуется не столько  отвага, сколько деньги, не столько  сухари, сколько авиабилеты, в наши дни вроде бы должно было произойти  обесценивание самого этого старомодного понятия «кругосветное путешествие».

Дальние плавания во все времена  вызывали и вызывают у людей огромный интерес и всеобщее восхищение дерзостью  претворенных в жизнь замыслов, навигаторским  мастерством, мужеством и великолепной морской выучкой отважных мореходов. Какими бы резонами они ни руководствовались, выход в море - предприятие, направленное наряду с прочим, а может и в  первую очередь, на удовлетворение здоровой человеческой любознательности, вечного  стремления самолично увидеть то, что за горизонтом.

Кругосветные плавания русских  военных моряков начались в очень  тревожное время наполеоновских войн и с 1808 по 1813 год ни один корабль  не выходил из Кронштадта в Русскую Америку.

Россия по праву гордится славными именами своих мореплавателей, занимающих видное место в летописи полярных путешествий.

Цель данной работы познакомиться  с деятельностью великого русского мореплавателя О.Е. Коцебу и проанализировать маршруты его плаваний. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: ознакомиться с историей российских кругосветных путешествий, проанализировать первое и второе кругосветные путешествия  О.Е. Коцебу, подвести итоги плаваний и определить их значение.

Тема широко исследуется  в литературе. Источниками написания  курсовой работы выступили монографии отечественных и зарубежных авторов, а также статьи, опубликованные в периодических изданиях, материалы, размещенные в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ КРУГОСВЕТНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ

К началу XIX века русскими моряками были открыты и описаны Берингов пролив, Сахалин, Командорские, Прибыловы, Курильские и Шантарские острова, Алеутская  гряда — Ближние, Крысьи, Андреяновские  и Лисьи острова, острова, прилегающие  к Аляске (Кадьяк и Шумагинские). Русские первыми из европейцев проложили  путь к северо-западному побережью  Америки, в Японию, Китай и на Гавайские  острова.

Русские были первыми европейцами, основавшими поселения на северо-западном побережье Америки, возле которого, как и в других районах северной части Тихого океана, они промышляли морского зверя.

В июле 1803 года из Кронштадта в первое в истории русского военного флота кругосветное плавание вышли шлюпы «Надежда» и «Нева». Командовали этими кораблями капитан-лейтенанты Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. (Приложение, рис. 1.)

В одной из записок, которые  Крузенштерн представил Павлу I, он писал, что владение Камчатской и  Алеутскими островами явится средством  «для пробуждения Российской торговли и не нужно будет платить англичанам, датчанам и шведам великие суммы за ост-индийские и китайские товары».

Была и еще одна причина  для организации кругосветного  плавания. Торговые связи Российско-американской компании ширились и развивались. Среди  основных тихоокеанских стран только одна Япония не покупала товары компанейских купцов, несмотря на то, что Россия не раз предлагала Японии установить с  нею торговые отношения. В 1782 году японское правительство изъявило согласие вступить в переговоры, указав, что русский  корабль может посетить для этой цели порт Нагасаки.

Крузенштерн неоднократно обращался  к царю с докладными записками  об организации кругосветного плавания. Наконец, в июле 1802 года было принято  решение направить в кругосветное плавание два корабля. Официальной  целью экспедиции являлась доставка в Токио русского посольства во главе  с Н.П. Резановым (глава Российско-американской компании), назначенным послом России в Японии. [1, 11, 13]

27 июля 1803 года шлюпы вышли в море. Вскоре «Надежда» и «Нева» прибыли в Копенгаген.

С момента выхода кораблей в плавание Крузенштерн и Лисянский  регулярно вели метеорологические  и гидрологические наблюдения. Так, вскоре они заметили, что с продвижением на юг свечение воды увеличивается.

Плавание к берегам  Бразилии длилось почти 2 месяца.

14 ноября 1803 года корабли  впервые в истории русского  флота пересекли экватор.

24 января шлюпы снова  вышли в море. Теперь им предстояло, обогнув мыс Горн, выйти в Тихий  океан и направиться к Гавайским  островам, где их пути должны  были разойтись: «Неве» следовало идти к острову Кадьяк за грузом пушнины, а «Надежде»— в Японию для доставки туда русского посольства, а затем на Камчатку, также за пушниной.

20 февраля корабли обогнули  мыс Горн. А 21 февраля корабли  попали в полосу густого тумана  и потеряли друг друга из  виду. И как раз в это время  Крузенштерн вынужден был немного  изменить маршрут.

«Надежда» взяла курс на Камчатку, чтобы скорее доставить туда грузы, а затем следовать в Японию. Лисянский, не зная об этом решении начальника экспедиции, продолжал, согласно договоренности, путь к острову Пасхи, где была намечена встреча обоих кораблей в случае, если они потеряют друг друга в море.

3 апреля «Нева» подошла к острову Пасхи. Не найдя здесь «Надежды», Лисянский решил подождать ее несколько дней, занявшись в это время описанием побережья острова. Кроме того, он описал природу острова, быт и нравы его жителей. Следует отметить, что до Лисянского никто не делал такого полного описания этого острова как он.

9 апреля «Нева» направилась к Маркизским островам и 29 апреля встретилась у острова Нука-Хива с «Надеждой», где за время пребывания у этого острова Крузенштерн собрал интереснейшие географические и этнографические сведения о Вашингтоновых островах, составляющих северную группу Маркизских островов, и картографировал их.

6 мая «Надежда» и «Нева» покинули остров Нука-Хива. Крузенштерн повел суда на Камчатку.

13 мая русские корабли  вновь пересекли экватор, только  теперь уже с юга на север.

Путь на Камчатку лежал  через Гавайские острова, где  «Нева» решила задержаться, так как ей предстоял меньший путь, чем «Надежде».

27 сентября 1804 года «Надежда» бросила якорь на рейде Нагасаки.

5 апреля 1805 года «Надежда» покинула Нагасаки.

Невзирая на запрещение японских властей, Крузенштерн решил пройти вдоль западного побережья Японии, чтобы составить подробное описание этого района. Крузенштерну удалось  осуществить свой план исследований. Он закартографировал западное и  северо-западное побережья Японских островов, исправил ошибки, допущенные Лаперузом при описании этого  района, открыл и нанес на карту  множество мысов и бухт. Много  времени Крузенштерн уделил изучению и описанию побережья Сахалина.

Сложная ледовая обстановка не позволила продолжить плавание на север и закончить описание Сахалина. Крузенштерн решил изменить маршрут  и возвратиться в этот район позднее, когда льда уже не будет. Он повел  корабль к Курильским островам, где  были открыты 4 маленьких каменистых островка, почти не выступавших из воды. Крузенштерн назвал эти острова  Каменными Ловушками и нанес  их на карту.

Вскоре «Надежда» прибыла на Камчатку, где Крузенштерн оставил Резанова и сопровождавших его лиц.

«Надежда» вновь вышла в океан. Ее путь лежал к Сахалину, описание побережья которого стремился закончить Крузенштерн.

Пройдя неизвестным до тех пор проливом в Курильской гряде, названным проливом Надежды, Крузенштерн подошел к мысу Терпения. Окончив описание восточного побережья Сахалина, он направился в южную часть Сахалинского залива.

Наблюдения за удельным весом  и цветом воды в заливе привели  Крузенштерна к выводу, что где-то в самой южной части залива в него впадает большая река. Это  же подтверждалось тем, что вода в  глубине залива была пресной. Боясь  посадить «Надежду» на мель, Крузенштерн вынужденно повернул корабль обратно в открытый океан, а честь открытия Амура, так же как и честь открытия Татарского пролива, выпала на долю другого знаменитого русского мореплавателя — Геннадия Ивановича Невельского, исправившего ошибку Крузенштерна, который посчитал Сахалин полуостровом.

В середине августа 1805 года «Надежда» возвратилась на Камчатку, откуда вышла в Кантон для встречи с «Невой», капитан которой, оставшись у Гавайских островов в мае 1804 года, собрал сведения о быте, нравах и ремеслах островитян.

Покинув Гавайские острова, «Нева» направилась к острову Кадьяк, куда и прибыла 1 июля 1804 года, где задержалась на целый год. За это время Лисянский составил описание островов Кадьяк и Ситка и открыл в этом районе два маленьких острова, которым присвоил имена Чичагова и Круза.

В августе 1805 года «Нева» покинула Ситку и направилась в Кантон. Лисянский решил идти к тропикам неизведанным путем: к точке, лежащей на 45°30’ с.ш. и 145° з.д., а затем на запад до 42° с.ш. и 165° з.д., а потом спуститься до параллели 36°30’, дойти по ней до меридиана 180° и от него проложить курс в Марианским островам. Лисянский предполагал сделать в этом районе новые географические открытия.

Более месяца шла «Нева» через Тихий океан, не встречая никаких признаков земли. Наконец, 3 октября 1805 года, корабль сел на неизвестную до того коралловую мель. Недалеко от нее был обнаружен необитаемый островок. 11 октября был открыт коралловый риф.

Остров и коралловая мель были нанесены на карту. Острову было присвоено имя командира «Невы» Юрия Лисянского, коралловая отмель названа в честь шлюпа Невского, а коралловый риф назвали рифом Крузенштерна.

От рифа Крузенштерна Лисянский  взял курс на Тайвань мимо Марианских островов. 22 ноября 1805 года «Нева» прибыла на рейд Макао, где в это время находилась «Надежда». Оба судна перешли в бухту Вампу близ Кантона, где Крузенштерн и Лисянский успешно выполнили поручение Российско-американской торговой компании.

За время пребывания в  Китае русские мореплаватели  собрали много ценнейших сведений об этой стране, о ее государственном  устройстве, экономике, быте и нравах китайского народа.

В феврале 1806 года «Надежда» и «Нева» отправились в дальнейший путь через Южно-Китайское море и Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды в Европу.

Пройдя Малайский архипелаг, шлюпы вошли в Зондский пролив, которым вышли в Индийский  океан.

В начале апреля показались берега Африки, а в середине апреля у мыса Доброй Надежды корабли  в тумане потеряли друг друга из виду.

Обогнув южную оконечность  Африки, «Надежда» направилась к острову Святой Елены, где была намечена встреча кораблей. Узнав здесь о начавшейся войне между Россией и Францией, Крузенштерн решил возвращаться на родину не Английским каналом, около которого обычно крейсировали французские корабли, а обогнув Англию с севера.

«Нева» же, не дойдя немного до острова Святой Елены, изменила маршрут и, не заходя ни в одну гавань, отправилась прямо в Англию. В результате 12 апреля «Нева» вышла в Атлантический океан, 28 апреля пересекла Гринвичский меридиан, а 16 июня вошла на Портсмутский рейд. Таким образом, впервые в истории мирового мореплавания был совершен за 142 дня безостановочный переход из Южного Китая в Англию.

22 июня 1806 года »Нева» бросила якорь на Кронштадском рейде. Две недели спустя сюда же пришла и «Надежда». [2, 3, 10]

Таким образом, за время первой русской кругосветной экспедиции на карту мира были нанесены новые острова, приливы, рифы, бухты и мысы, исправлены неточности карт Тихого океана, были составлены описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов, по которым пролегал путь «Надежды» и «Невы».

Но Крузенштерн и Лисянский  не ограничились открытиями чисто географического  порядка. Они провели всесторонние исследования океанических вод. Им удалось  изучить различные течения и  открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. Экспедиция собрала богатейшие сведения о прозрачности, удельном весе, плотности  и температуре морской воды на различных глубинах, о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в  различных районах океанов и  другие данные, которые положили начало новой морской науке — океанографии.

Богатейшие коллекции, Собранные  Крузенштерном и Лисянским, снабженные подробными описаниями, значительно  пополнили этнографию сведениями о  странах, в которых они побывали.

По возращении в Россию Крузенштерн и Лисянский начали готовить к изданию труды, в которых  обобщили все свои наблюдения в течение  трехлетнего плавания. Сочинение  Крузенштерна было издано почти во всех европейских странах. Оно было переведено на французский, немецкий, английский, голландский, итальянский, датский и шведский языки, а сочинение  Лисянского переведено самим автором  на английский язык.

В 1815 году Крузенштерн приступил  к составлению «Атласа южных морей», который был признан учеными всего мира. Со времени его издания ни один корабль не выходил в море, не имея полного комплекта карт «Атласа южных морей».

В 1806 году на шлюпе «Диана» был отправлен в кругосветное плавание к русским владениям в Северной Америке с целью гидрографических исследований в этой части Тихого океана Василий Михайлович Головнин. (Приложение, рис. 2.)

Адмиралтейский департамент  снабдил Головнина специальной  инструкцией, содержавшей основные методы научных исследований. Головнину  предписывалось делать подробные описания земель и островов, не отмеченных на карте, и определять их координаты, производить тщательные промеры  глубин, собирать сведения о море и  господствующих ветрах. При плавании в районе дальневосточных владений России предлагалось определить возможность  постоянного судоходства и собрать  сведения о климате и экономике  тех мест, которые могут быть местами  стоянки. Наконец, инструкция обязывала  собирать сведения, касающиеся развития военно-морского искусства в посещаемых странах. При этом подчеркивалось, что  интерес могут представлять не только данные, имеющие непосредственное отношение  к морскому искусству, но все новое, полезное, любопытное, которое служит к распространению человеческих познаний во всех частях.

Информация о работе Путешествие О.Е. Коцебу