Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель данной работы познакомиться с деятельностью великого русского мореплавателя О.Е. Коцебу и проанализировать маршруты его плаваний. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: ознакомиться с историей российских кругосветных путешествий, проанализировать первое и второе кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, подвести итоги плаваний и определить их значение.
В течение двух кампаний берега Аральского моря были покрыты сетью астрономических пунктов (11 пунктов), явившихся опорными при составлении карты.
Бутаков произвел и первые
определения магнитного склонения
для различных районов
В результате произведенных
гидрологических наблюдений были изучены
характер глубин, направление и скорость
постоянного течения в
После 15-летней ссылки Бутаков был вызван в Петербург, где, страдая болезнью печени, вскоре умер. Именем Бутакова в начале ХХ века был назван южный мыс острова Барса-Кельмес. [13]
В 1880-х годах известный деятель русского флота Степан Осипович Макаров, известный как создатель первого в мире линейного ледокола «Ермак», провел научные исследования течений Босфора. Ему удалось прочесть исключительные по значению океанографические исследования, которые не только дали полное решение загадки нижнего течения Босфора, но и раскрыли основные закономерности изменений верхнего и нижнего течений, их причины и изменчивость во времени. Кроме того, он сумел поставить ряд крупных океанографических проблем общего характера, таких, например, как связь между уровнем моря и скоростью течения. Результаты наблюдений, описание работ и научные выводы Макаров опубликовал в своей книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей».
В сентябре 1886 года Макаров был назначен командиром корвета «Витязь», которому предстояло совершить кругосветное плавание, первое после многолетнего перерыва. (Приложение, рис. 6.)
В 1867 году, когда правительство России продало США Аляску и почти все принадлежащие России острова в Тихом океане, прекратилась деятельность Российско-американской компании, а в связи с этим прекратились и кругосветные плавания русских кораблей.
Во время всего плавания Макаров и его офицеры не прекращали исследований, которые легли в основу новой науки - океанологии.
При переходе из Кронштадта к Гавайским островам Макаров сделал три глубоководные станции, результаты которых помогли ему найти правильное решение одной из океанографических проблем. Основной целью наблюдений Макарова за поверхностным слоем воды в этом районе Тихого океана являлось отыскание восточной грани теплого течения Куросио. Наблюдения Макарова показали, что это течение не имеет четкой восточной границы. Его воды плавно переходят в воды Тихого океана.
Даже тщательные исследования при помощи современных приборов с большим трудом позволяют различать восточный край Куросио. Зато его западный край обозначается очень четко, так как он отделяет теплое течение Куросио от холодного течения Ойясио. Но эту границу Макаров пересек позднее.
«Витязь» в течение 20 месяцев плавания в дальневосточных морях побывал во многих портах - от Манилы на Филиппинских островах до Петропавловска-Камчатского. Он посетил Сахалин, северное и северо-западное побережье Охотского моря, Курильские острова, Камчатку, Командорские острова, разные порты Китая и Японии.
Во время всех этих плаваний
Макаров и его офицеры
В конце прошлого столетия Берингово море, с точки зрения океанографии, было почти неизвестно. Во время одного из походов «Витязя» к Командорским островам Макаров сделал гидрологический разрез от Камчатки к острову Беринга.
Пользуясь результатами этого разреза и некоторыми другими данными, Макаров сумел определить некоторые важные черты гидрологии Берингова моря.
Наиболее обстоятельно Макаров
исследовал Охотское море. Он верно
охарактеризовал особенности
Особенное внимание Макаров обратил на исследования пролива Лаперуза. Он тщательно изучил результаты всех наблюдений, произведенных в этом районе до него, дополнил их данными своих глубоководных станций и составил подробные карты распределения температуры и удельного веса воды на поверхности в самом проливе и в прилегающих к нему районах обоих морей. Макаров провел с целью вычисления механизма водообмена через пролив лабораторные опыты, в которых применил специально построенный им для этого случая прибор.
Кроме гидрологических наблюдений в дальневосточных водах, команда «Витязя» проводила регулярные измерения глубины и гидрографические работы. В частности, была нанесена на карту одна из бухт в заливе Петра Великого в Японском море, которая в честь корабля получила название Витязь.
1 июня 1889 года «Витязь» вернулся в Кронштадт, благополучно завершив свое кругосветное плавание.
За 993 дня плавания было сделано
493 серии глубоководных
Макаров сделал еще один вклад в науку и морское дело - он создал ледокол «Ермак» и совершил на нем высокоширотные арктические плавания.
В течение первых недель плавания «Ермак» прошел во льдах 200 миль, поднимался до широты около 81°05’, заходил далеко к востоку от западного из островов Шпицбергена. Группа научных работников под руководством Макарова ежедневно проводила океанографические исследования, собрала много сведений о морских льдах, об их прочности и физических свойствах.
Большой научный интерес представляют суждения Макарова по гидрологии Северного Ледовитого океана. Он доказал, в частности, что глубинные теплые воды приходят в Арктический бассейн из Гренландского моря и опускаются в районе Шпицбергена под холодные полярные. Этим самым Макаров подтвердил предположение Ф.Нансена, обнаружившего теплые воды в Центральном Арктическом бассейне во время дрейфа «Фрама».
Результаты плаваний на «Ермаке» Макаров изложил в своей книге «Ермак во льдах», изданной в 1901 году. [2, 3, 13]
Таким образом, в течение
XIX века состоялось около 30 кругосветных
походов русских кораблей, которые
сопровождались крупнейшими географическими
открытиями и тщательными
ГЛАВА 2. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ О.Е. КОЦЕБУ
Значительный вклад в развитие отечественных представлений о Мировом океане внесли плавания Отто Евстафьевича Коцебу (1788 - 1846), возглавляемых им команд судов и натуралистов. Коцебу совершил три кругосветных плавания (первое - еще юношей на «Надежде» с Крузенштерном), прошел основательную мореходную подготовку. Во второе путешествие в 1815 году Коцебу отправился в качестве командира брига «Рюрик». С 1823 по 1826 годы он совершил третье путешествие на парусном шлюпе «Предприятие».
В 1803 году Отто вместе с братом Маврикием Коцебу в 15 летнем возрасте в качестве юнги-добровольца поступил на шлюп «Надежда», отправлявшийся в первое в истории русского военного флота кругосветное плавание. За три года плавания под начальством И.Ф. Крузенштерна юноша стал настоящим моряком. При этом он не только овладел всеми знаниями, необходимыми военному моряку, но и усвоил лучшие традиции русского флота. Именно на «Надежде» молодому моряку привили вкус к научным исследованиям. Все это взятое в сочетании с твердым характером, волей и настойчивостью в преодолении трудностей и позволило Отто Евстафьевичу Коцебу занять вскоре видное местоположение в блестящей плеяде русских мореплавателей.
В 1806 году, по возвращении из кругосветного плавания, Коцебу получил ранг мичмана, а через два года его назначили командиром транспорта, плававшего на Балтийском море. В 1811 году двадцатитрехлетний Коцебу, произведенный в лейтенанты, командовал яхтой на Белом море, а спустя три года он принял руководство над строившимся бригом «Рюрик», которому предстояло двинуться в кругосветное плавание. На «Рюрике» в 1815-1818 годы Коцебу совершил второе по счету, но первое самостоятельное кругосветное плавание, которое принесло ему широкую известность.
Все дальние плавания русских судов до «Рюрика» преследовали те или иные практические цели. Научные наблюдения производились на этих судах лишь попутно. Экспедиция же на «Рюрике» была организована специально для географических открытий и научных исследований.
Программа исследований была
составлена Крузенштерном и Горнером.
В нее входило измерение
Все эти обширные работы выполнял командный состав «Рюрика», то есть всего два человека: сам Коцебу и его помощник лейтенант Шишмарев. Некоторую помощь оказывали находившиеся на корабле три штурманских ученика. Наблюдения и сбор материалов по этнографии, биологии, геологии и другим наукам осуществляли находившиеся на борту брига естествоиспытатели Шамиссо, Вормшельд (оставшийся на Камчатке), Эшшольц (Эшгольц), бывший в то же время врачом экспедиции, и художник Хорис. [7]
«Рюрик» представлял собой мелкий двухмачтовый бриг, вооруженный восемью пушками. Он мог принять в трюм всего 180 тонн груза. Столь небольшие размеры брига создавали трудности в обеспечении экипажа провизией и запасными материалами на долговременный срок плавания. Но, с другой стороны, малые размеры давали судну хорошую маневренность, позволяя близко приближаться к берегам, и уменьшали риск посадки на мель в неисследованных коралловых архипелагах, и в Северном Ледовитом океане, где судну предстояло плавать длительное время. [6], (Приложение, рис. 9.)
11 мая 1815 года бриг, нареченный «Рюриком», был спущен на воду, а через две недели вышел в Ревель, где получил часть грузов и мореходные инструменты, заказанные Крузенштерном в Англии специально для экспедиции. Тщательно проверив корабль, и наличие всего необходимого на борту, перепроверив программу исследований, команда «Рюрика» которая насчитывала тридцать четыре человека отобранных самим Коцебу из множества добровольцев, могла отправляться в путешествие.
«Рюрик» вышел из Кронштадта 18 июля 1815 года и 28 июля пришел в Копенгаген, где на него сели приглашенные участвовать в экспедиции ученые Вормшельд и Адальберт Шамиссо. Выйдя из Копенгагена 5 августа и зайдя в Хельсингёр, «Рюрик»5 сентября пришел в Плимут. Из Плимута Коцебу два раза пытался выйти в море, но из-за юго-западных штормов возвращался обратно. Только 23 сентября «Рюрик» вышел в море, зашел на четыре дня на остров Тенерифе и 30 ноября стал на якорь у бразильского острова Св. Екатерины. 16 декабря Коцебу вышел в океан, чтобы обогнуть мыс Горн. У этого мыса во время одного из юго-западных штормов огромный вал, вкатившийся с кормы на палубу, едва не смыл Коцебу за борт. К счастью, он успел ухватиться за бухту троса и спасся только каким-то чудом.
Наконец, «Рюрик» обогнул мыс Горн и зашел в бухту Консепсьон (Чили), а 30 января 1816 г. стал на якорь у города Талькауано. Исправив нанесенные штормами повреждения и запасшись провизией и водой, Коцебу пошел к значившейся на картах около 27° ю. ш. «Земле Девиса».
Не найдя этой земли, Коцебу прошел к острову Пасхи и 16 марта стал на якорь в Куковой бухте. К удивлению, местные жители встретили Коцебу весьма неприязненно и при попытке высадиться на берег забросали камнями. Коцебу увидел, что огромные каменные статуи на острове, о которых рассказывали мореплаватели XVIII в. Роггевен, Кук и Лаперуз, а позднее Лисянский, сброшены со своих пьедесталов и разрушены. Как выяснилось впоследствии, какой-то американский шкипер в 1805 г. ограбил островитян и разрушил статуи. Избегая кровопролития, Коцебу отказался от своего намерения осмотреть этот интересный остров и в тот же день от него отошел.
4 апреля, на подходе к
архипелагу Туамоту, Коцебу
Вскоре в том же архипелаге Коцебу усмотрел необитаемые атоллы Румянцева, Спиридова, цепь Рюрика (острова Паллисера и Скоутена и остров Мух) и, наконец, острова Крузенштерна.
Не обнаружив показанных
на картах островов Баумана, Роггевена
и Тинховена, Коцебу направился к
островам Пенрин (Тонгарева), издали виденным
в 1788г. английским капитаном Севером.
Подойдя к ним 19 апреля, Коцебу положил
их на карту и завязал с