Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель данной работы познакомиться с деятельностью великого русского мореплавателя О.Е. Коцебу и проанализировать маршруты его плаваний. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: ознакомиться с историей российских кругосветных путешествий, проанализировать первое и второе кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, подвести итоги плаваний и определить их значение.
Дальше Коцебу пошел на северо-запад и в северной части Маршалловых островов 9 мая открыл два атолла: Суворова и Кутузова, связанные коралловым рифом.
После этого, стремясь попасть на Камчатку в благоприятное для исследований время года, Коцебу повернул на север и 7 июня пришел в Петропавловск. В Петропавловске-Камчатском судно было подготовлено к арктическому плаванию. 15 июля 1816 г. «Рюрик» покинул Камчатку.
В отечественных водах-в Беринговом и Чукотском морях - Коцебу сделал несколько важных географических открытий и провел гидрографические работы. Первую остановку сделали на острове Святого Лаврентия, затем вошли в Берингов пролив и, следуя вдоль американского берега, открыли бухту Шишмарева, остров Сарычева и обширный залив, получивший позднее имя Коцебу. 15 сентября он отправился из Уналашки в Сан-Франциско куда прибыл через четыре дня. В Сан-Франциско Коцебу тщательно подготовился к плаванию в тропиках. 20 октября «Рюрик» вышел из Сан-Франциско и 12 ноября подошел к Гавайи - самому южному из Гавайских островов. 15 ноября Коцебу стал на якорь в Гонолулу, в то время мало известную гавань на острове Оаху. За время пребывания в Гонолулу Коцебу определил его координаты, произвел магнитные наблюдения и наблюдения над приливами.
2 декабря «Рюрик» вышел из Гонолулу и пошел по курсу на показанные на карте острова Корнуэлс и Сан-Педро, якобы открытые английским фрегатом «Корнуэлс» в 1807 г. на пути от Гавайских островов в Кантон. Этих островов Коцебу не нашел, но зато 20 декабря 1816г. (1 января 1817 г. нового стиля) открыл обитаемый атолл Нового года. Высадиться на этот остров из-за враждебного отношения жителей не удалось.
23 декабря была обнаружена
цепь коралловых островов, названных
именем Румянцева. Эти острова
Коцебу решил исследовать во
что бы то ни стало. Для
этого необходимо было найти
вход в лагуну. Это было сделано
лейтенантом Глебом
Чтобы не потерять открытого Шишмаревым прохода, Коцебу применил смелый прием. На надводный риф завезли верпы и на этих верпах «Рюрик» при северо-восточном пассате простоял до утра 25 декабря. К четырем часам утра ветер переменился на восточный. «Рюрик» стало разворачивать, и он «так приблизился к рифу, что можно было бросить камнем в бурун». Коцебу, бросив верпы, под парусами вошел по найденному проходу в спокойные воды лагуны. Впоследствии верпы были взяты на корабль.
В лагуне, у островка Отдиа, Коцебу простоял около месяца. За это время от местных жителей, с языком которых он несколько познакомился, Коцебу узнал о расположении близлежащих островов и в феврале открыл последовательно острова: Чичагова, Аракчеева, Траверсе и Крузенштерна.
На острове Аур (группа Траверсе) Коцебу познакомился с Каду - уроженцем одного из Каролинских островов, отстоящего от Аура «по крайней мере на 1 500 английских миль». Как оказалось, Каду вместе с тремя соотечественниками выехал на парусной лодке на рыбную ловлю. «Жестокий шторм занес этих несчастных в неизвестные места; они целые 8 месяцев блуждали по морю», и, наконец, оказались на Ауре.
Коцебу особо подчеркивает, что это путешествие островитян замечательно тем, что оно совершено против северо-восточного пассата и поэтому должно обратить на себя особое внимание тех, которые полагают, что заселение островов Тихого океана шло от запада к востоку.
Каду остался на «Рюрике» в надежде добраться до родных мест. Понятно, какие драгоценные сведения о мореходном искусстве обитателей Каролинских и Маршалловых островов, о их быте, верованиях и т. п. он сообщил участникам экспедиции.
28 февраля 1817 г. Коцебу,
прекратив исследования в
6 августа, совершив плавание
по Берингову морю, бриг из
Уналашки снова ушел на юг -
в Гонолулу и, определив на
пути положение острова
Здесь Каду, собиравшийся на «Рюрике» плыть до Петербурга, неожиданно переменил свое намерение и остался на берегу.
23 октября, по пути на
запад, Коцебу увидел и
В Маниле «Рюрик» был основательно починен и 17 января 1818 г. вышел в море. Пройдя через Зондский пролив и зайдя в Столовую бухту (у мыса Доброй Надежды), Коцебу направился к острову Св. Елены. Англичане, охранявшие заточенного здесь Наполеона, встретили его пушечными выстрелами с береговой батареи. Отказавшись от захода, Коцебу пошел на север и по пути определил координаты острова Вознесения. Зайдя затем в Портсмут, Копенгаген и Ревель, «Рюрик»22 июля 1818 г. стал на якорь на Неве перед домом Николая Петровича Румянцева, снарядившего эту экспедицию.
Всего за время плавания, считая от выхода из Кронштадта до прихода в первый русский порт на Дальнем Востоке и от выхода из последнего русского порта до возвращения в Кронштадт, под парусами пройдено 696 дней. Самый длительный переход под парусами от губы Консепсьон до Камчатки продолжался 102 дня. За время плавания умер всего один матрос.
Труды экспедиции были опубликованы в 1821-1823 гг. в трех томах под заглавием «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив, для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах, иждивением Е. С. Государственного Канцлера графа Н. П. Румянцева, на корабле «Рюрик», под начальством флагман лейтенанта Коцебу».
В 1948 г. первые две части этого труда в сокращенном и переработанном вида были переизданы Географгизом под заглавием «Путешествия вокруг света». Описаний плавания Коцебу на «Рюрике» было переиздано на языках: английском (Лондон, 1821), голландском (Амстердам, 1821) и немецком (Ганновер, 1821).
Результаты экспедиции на «Рюрике» были весьма велики. При всякой возможности Коцебу определял географические координаты. Во время плавания было положено на карту множество островов, доказано, что многие острова, до того показанные на картах, либо не существуют вовсе, либо полажены на карту совершенно неверно. Береговые астрономические наблюдения всегда сопровождались магнитными наблюдениями и наблюдениями над приливами.
Весьма важны
Впервые в океанологической практике Коцебу измерял относительную прозрачность морской воды. Для этой цели на тросе опускалась в море белая тарелка (в нескольких случаях такая тарелка обертывалась красной материей) и отмечалась глубина, на которой эта тарелка исчезала из виду. Вот что писал по этому поводу Коцебу:
«Относительно первого (цвета) замечать надлежит, в какой мере странный или переменный цвет моря происходит от перемены глубины, от цвета морского дна или неба и облаков, от света солнечного или же от находящихся на поверхности воды инородных веществ. Прозрачность воды легче всего испытать можно опусканием в море прикрепленной горизонтально к лотлиню площадки, выкрашенной белой краской и расписанной черными или разноцветными чертами или буквами. По глубине, на коей в различных водах самая площадка соделывается невидимой, познается сравнительная прозрачность тех вод». Такой прием используется и сейчас, только вместо тарелки на глубину опускается белый диск определенных размеров. Этот несложный прибор назывался диском Секки, по имени патера Секки, изучавшего таким приемом прозрачность Средиземного моря.
Во время пребывания в заливе Коцебу впервые в Северной Америке был открыт и описан ископаемый лед и найден в нем бивень мамонта. Во время пребывания на Маршалловых островах было описано строение коралловых островов и впервые высказана гипотеза о их происхождении, что отметил Чарльз Дарвин.
Весьма большую ценность представляют этнографические наблюдения Коцебу. Если о быте и нравах обитателей Алеутских островов и северо-западного побережья Америки ко времени плавания «Рюрика» уже имелись обширные сведения, то сведения и коллекции, привезенные Коцебу с островов Туамоту и Маршалловых, которых в то время еще не коснулась европейская цивилизация, представляют исключительный этнографический интерес. Большую услугу в этом отношении сыграло длительное пребывание на «Рюрике» Каду, в конце концов научившегося объясняться по-русски. [6, 7, 8]
Командир «Рюрика» оправдал надежды И.Ф. Крузенштерна, рекомендовавшего молодого лейтенанта на пост руководителя столь ответственного плавания. О.Е. Коцебу был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом, а в 1823 году ему вновь было поручено командовать кораблем. Второе самостоятельное кругосветное плавание, Коцебу совершил на шлюпе «Предприятие».
Шлюп «Предприятие» был спущен на воду 3 июня 1823 года. Он был больше «Рюрика» и мог взять на борт 750 тонн груза. Экипаж шлюпа состоял из 118 человек. (Приложение, рис. 10.)
Первоначально шлюп предназначался для перевозки грузов в Русскую Америку. Но пока корабль готовился к плаванию, назначение его изменилось: было решено послать «Предприятие» в кругосветное плавание с научными целями.
Проведение исследований
чисто навигационного характера
возлагалось на командира, у которого
на этот раз было гораздо больше
помощников: четыре лейтенанта, восемь
мичманов и три штурманских помощника.
Научная же группа состояла из трех
студентов Дерптского университета
- В. Прейса (астронома), Э. Гофмана (минералога)
и Э. Ленца (физика). Эти студенты
были приглашены Крузенштерном в
экспедицию по рекомендации профессоров
Струве, Энгельгардта и Паррота. Особенно
удачным оказалось участие
Незадолго до выхода шлюпа в море цель плавания вновь была изменена: опять было решено использовать «Предприятие» для перевозки грузов в Русскую Америку, а научные работы вести попутно. (Приложение, рис. 8.)
Шлюп «Предприятие» 28 июля 1823 г. (все даты по старому стилю) вышел из Кронштадта и после захода в Копенгаген 25 августа бросил якорь на рейде Портсмута. 11 сентября шлюп покинул берега Англии и начал переход через Атлантический океан. 2 ноября судно прибыло в бразильскую столицу Рио-де-Жанейро. Запасшись продовольствием и питьевой водой, Коцебу продолжил плавание. 26 декабря шлюп обогнул пользовавшийся у моряков дурной славой мыс Горн, а 16 января 1824 г. стал на якорь в бухте Консепсьон. 3 февраля Коцебу снова вышел в открытое море, решительными действиями предотвратив захват «Предприятия» чилийскими властями. Начался самый интересный и ответственный этап экспедиции.
Как и во время плавания на «Рюрике», Коцебу взял курс прежде всего на архипелаг Туамоту. В 1820 г. в этих водах побывала экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, которая открыла здесь несколько атоллов и назвала весь архипелаг островами Россиян. Коцебу уточнил координаты некоторых сделанных ими открытий и заодно проверил местоположение островных групп, описанных и нанесенных на карту им самим в 1816 г. Плавание в этом опасном лабиринте, образованном десятками коралловых островов, принесло Коцебу новые открытия. 2 марта он увидел обитаемый атолл Фангахина, не замеченный ранее никем из европейских мореплавателей, и назвал его островом Предприятие, а 9 марта, сам того не подозревая, он, вероятно, открыл атолл Аратика, который принял за остров Карлсгоф, якобы обнаруженный в 1722 г. голландским мореплавателем Я. Роггевеном.
Счастливо избежав крушения
на рифе при выходе из кораллового
лабиринта, Коцебу 14 марта прибыл к
острову Таити и после
Острова, входящие в архипелаг Самоа, стали известны европейцам еще в XVIII в. Но они были неточно положены на карту. Проведя 3 - 7 апреля съемку берегов островов Тутуила, Уполу и Савайи, Коцебу оказал большую услугу будущим мореплавателям.
28 апреля шлюп вошел
в лагуну острова Румянцева
(атолл Вотье) в цепи Ратак
- западной гряде Маршалловых
островов. Тут произошли трогательные
встречи с островитянами, с
которыми Коцебу познакомился
в 1816 г. Через восемь дней
экспедиция покинула
8 июня экспедиция прибыла
в Петропавловскую гавань (нынешний
Петропавловск-Камчатский). Сдав властям
доставленный из Кронштадта
Прибыв 10 августа в Ново-Архангельск, Коцебу застал там фрегат «Крейсер» под командованием М. П. Лазарева, которому он был послан на смену. Экспедиция начала готовиться к длительному пребыванию на Ситхе. Но главный правитель колоний Российско-Американской компании М. А. Муравьев, находившийся в Ново-Архангельске, вскоре официально уведомил Коцебу, что «Предприятие» не понадобится здесь до 1 марта следующего, 1825 г., когда начнется торговый сезон и к берегам колоний начнут прибывать американские суда для контрабандного менового торга с индейцами. Через месяц после прихода в Ново-Архангельск, 10 сентября, Коцебу снова вышел в открытое море.
Короткое северное лето было
уже на исходе. Если бы Коцебу решил
отправиться в арктические