Организация и методика проведения экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы — географическая экскурсия.

Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма географической деятельности.

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.

Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

      Каково  учебно-воспитательное значение экскурсий? Искупают ли полученные от них результаты те дополнительные усилия учи теля, которые требуются на преодоление трудностей их проведения?    Педагогическая теория и практика подтверждают, что экскурсионная форма школьной работы обладает большой учебно-воспитательной эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из средств преодоления формализма в обучении географии.      За применение экскурсии в учебно-воспитательной работе высказывались выдающиеся педагоги.           Борец за народное образование, Н. И. Новиков (1744—1818) так говорил об обучении школьников: «Водите их в домы и житницы крестьянина, в работные домы художников и рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли»... «Это даёт обильный материал для размышлений, для развития разума и воображения».    Д. Д. Семёнов, учитель географии, соратник К- Д- Ушинского, писал в 1864 г.: «Без экскурсии рациональное преподавание отчизноведения невозможно». И он широко использовал экскурсии в преподавании географии. Основоположник русской педагогики К.. Д. Ушинский (1824—1870) писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога... что день, проведённый ребёнком посреди рощ и полей... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье»...        Советские методисты горячо рекомендуют школьные географические экскурсии.              В объяснительной записке к первой советской программе по географии в I ступени указывалось, что «выполнение программы без экскурсий совершенно невозможно» . Тогда был признан «основным принципом» преподавания в школе принцип непосредственного изучения предметов и явлений природы: «изучаются самые предметы и явления, а не слова и не книги о них» .    В 1932 г. ЦК ВКП(б) в своём постановлении указал на необходимость наряду с основными методами широко применять... «экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т. п.)».          Важнейшая положительная сторона экскурсионной формы школьной работы заключается в том, что созданные на экскурсиях представления и понятия служат основой в изучении географии далёких стран. Посредством экскурсии возможно обучение географии построить в согласии с формулой В. И. Ленина о диалектическом пути познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».      Благодаря экскурсии достигается высшая форма наглядности преподавания географии.         Экскурсия создаёт условия для развёртывания учебной само деятельности учащихся. Правильно организованная экскурсия должна сопровождаться посильным самостоятельным исследованием географического объекта самими учениками. Это активизирует педагогический процесс.      Ещё К- Д. Ушинский порицал школу за то, что она заставляет детей целыми часами неподвижно сидеть, сложа руки, «требующие деятельности». Неподвижное сидение в классе угнетающе действует на психику учеников. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.       Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с учениками, как экскурсия. Она разбивает лёд отчуждённости, робости учеников в отношениях к учителю и в то же время предоставляет учителю возможность познакомиться с учениками в других условиях, отличных от классной обстановки. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю.             Всё это создаёт весьма благоприятные условия для проведения учебно-воспитательной работы. Передвижения учащихся на экскурсии стимулируют их познавательную деятельность.        Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность.        Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.            По словам Н. К. Крупской, школа должна научить детей читать не только печатные книги, но также и книгу жизни. Экскурсия помогает достижению этой цели.             Научное объяснение явлений природы и обыденной жизни на экскурсии, раскрытие их причинных связей закладывает в сознании учащихся основы диалектико-материалистического мировоззрения.    Экскурсия даёт учителю большие возможности для идейно- политического воспитания учащихся. Дорогой у учеников развивается общительность, чувство товарищества. Экскурсирование требует труда. Школьная экскурсия приближается к трудовому воспитанию.   Экскурсия знакомит детей со своим краем, с его разнообразными природными богатствами и с красотой отдельных ландшафтов. На экскурсиях учащиеся получают возможность собственными глазами видеть преобразующее воздействие коллективного труда на природу, использование социалистическим обществом сил природы, полезных ископаемых, земельных угодий.            Экскурсии на сельскохозяйственные и промышленные предприятия позволяют показать учащимся трудовые подвиги рабочих и колхозников, яркие факты построения демократии.       Непосредственное ознакомление учеников со своей социалистической родиной развивает в них любовь к ней, культивирует советский патриотизм и советскую национальную гордость.        Таким образом, экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.      Экскурсия много даёт и самому учителю для повышения его педагогической и научной квалификации. Она обеспечивает ему овладение научно-исследовательскими методами, приобретение навыков к изучению окружающей действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Географические экскурсии и их подразделение

      Характер  экскурсии, её методы, оборудование во многом зависят от особенностей изучаемой науки и от содержания отдельных тем. Географические экскурсии имеют свои специфические особенности. Они отличаются от экскурсий по иным предметам тем же, чем отличается география от всех других наук, а именно, локальностью и комплексностью. Географические школьные экскурсии подразделяются по месту, по возрасту учеников, по цели, по содержанию, по методам.       Экскурсии можно проводить как в то время, которое отведено для уроков, так и в порядке внеклассной работы. Они могут быть близкими и сравнительно кратковременными, а также могут быть дальними и длительными. Дальние и продолжительные экскурсии, связанные со спортом, называют туристическими походами.             Важно деление экскурсий по методу их проведения. В этом отношении экскурсии могут быть:            а) демонстративными, имеющими целью показ объекта экскурсии, сопровождаемый пояснениями (например, экскурсия  
школы на известковый карьер);          б) иллюстративными, на которых учитель объясняет какой-  
либо вопрос ученикам, иллюстрируя свой рассказ объектом  
экскурсии. Так, учитель объясняет ученикам программную тему  
«Реки» и для наглядности показывает им местную реку;      в) исследовательскими экскурсиями, на которых ученики в  
той или другой степени самостоятельно выполняют исследовательские задания.

    Методы  экскурсии определяются целями её, темой, возрастом и подготовкой  учеников и прочими конкретными  условиями. Разумеется, разных способов и приёмов обучения требуют экскурсии на реку и в поле для ознакомления с формами земной поверхности.

2.5. Экскурсии по изучению родного края

    Тема: «Изучение холма»

    Цель  данной экскурсии — закрепление  знаний об особенностях рельефа своей  местности, о слагающих его породах.

    Оборудование: школьный эклиметр, школьный нивелир, рулетки, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, компас или ручные часы, бумажные пакеты для образцов, дневники.

    Существенно также, что к этому времени  учащиеся уже подготовлены к выполнению упражнений по ориентированию и к работе с планом местности.

    Задачи  экскурсии </h4>

  1. Закрепить на местном материале представления о горизонте, открытой и закрытой местности, формах рельефа своей местности, относительной и абсолютной местности и др.
  2. Ознакомить учащихся с приемами определения крутизны склонов с помощью эклиметра и на глаз, определения высоты холма с помощью школьного нивелира, ориентирования на местности по плану.
  3. Рассмотреть, как используется рельеф в хозяйственной деятельности; как осуществляется их охрана; наметить меры борьбы с оврагами и промоинами в своей местности. [9, с.42]

    Подготовка  к экскурсии 

    Главные объекты на экскурсии — холм, склон речной долины и т.д. Исходя из этого, учитель намечает основные остановки: у холма или на склоне речной долины и т.д.

    Особенно  тщательно следует продумать  организацию практической работы по нивелированию холма и определению  крутизны его склонов, с тем чтобы  ее результаты можно было использовать на уроках. Учитель должен определить форму записи и расставить группы так, чтобы результаты нивелирования дали возможность узнать не только относительную высоту холма или глубину оврага, но и изобразить холм с помощью горизонталей — линий, соединяющих точки с одинаковой высотой. Для этого все ходы должны быть привязаны друг к другу или к какой-нибудь точке на местности, а отсчеты высот все группы должны вести от единой условной отметки, которую учитель определяет заранее. При съемке холма ходы могут пересекать его с севера на юг и с запада на восток.

    Выбрав  способ расстановки бригад, наиболее подходящий для той формы, где  будет проводиться нивелирование, учитель заранее определяет на местности  положение начальной и конечной точек хода каждой группы.

    

    При подготовке к экскурсии ученикам дается задание повторить материал:

    а) как определять стороны горизонта  по Солнцу, по Солнцу и ручным часам, по компасу;

    б) что такое азимут, а также выполнить  упражнения в определении азимутов на различные объекты;

    в) подготовить оборудование для экскурсии: бумага и этикетки для образцов горных пород, часы, компас, рулетка или мерная лента, школьный нивелир, эклиметр, планшеты, карандаши, резинки, линейки, 10 колышков, бумага для записей, форматки для выполнения чертежей.

    Ход экскурсии

    Перед экскурсией учитель сообщает тему, задачи экскурсии, основные сведения о  поверхности района экскурсии, о  проблемах охраны природы и рациональном использовании. Напоминает правила  поведения при движении к месту  экскурсии и на экскурсии.

    Остановка у холма

    Содержание  работы:

  1. Ориентирование по компасу или ручным часам.
  2. Повторение: «Холм и его части».
  3. Практическая работа: «Описание обнажения».
  4. Практическая работа: «Определение крутизны склона с помощью эклиметра».
  5. Практическая работа: «Нивелирование холма».
  6. Понятие об относительной и абсолютной высоте и о горизонталях.
  7. Практическая работа: «Обозначение горизонталей на местности».

    Работа  начинается с обозначения точки  своего стояния на плане. Определяются стороны горизонта с помощью  компаса или ручных часов. Задание по ориентированию по компасу даны в учебнике природоведения 3–4 кл. [9, с.52]

    1. Для ориентирования по ручным  часам необходимо:

    а) часы расположить на планшете;

    б) не переводя часовую стрелку, направить  ее на солнце;

    в) первую соломинку или палочку приложить к цифре 1 на циферблате так, чтобы она образовала угол между часовой стрелкой и цифрой 1;

    г) второй соломинкой поделите образовавшийся угол пополам.

    До  полудня (13 часов) берется угол между  часовой стрелкой и цифрой 1.

    После полудня берется угол между цифрой 1 и часовой стрелкой.

    Верхний конец второй соломинки будет  показывать на юг, нижний конец —  на север. (Если часовая стрелка совпадает  с направлением на цифру 1, то сама стрелка  будет показывать направление на юг.);

    д) нанесите на планшет направление «север–юг».

    2. Перед началом съемок холма  учитель задает вопросы: 

    А. назовите части холма.

    Б. Что находится на вершине холма?

    В. Покажите подошву холма, склоны.

    

    3. Если на скале есть обнажения,  учитель предлагает сделать его  описание по плану: 

  1. Место нахождения (река, овраг, холм и т.д.).
  2. Характеристика обнажения. Указать, что это скала, обрыв и т.д.
  3. Размер обнажения: 
    а) определить шагами протяженность по подошве; 
    б) определить рулеткой высоту от вершины до подошвы.
  4. Определить мощность (толщину) каждого слоя рулеткой.
  5. Определить цвет каждого слоя, плотность (плотная или рыхлая).
  6. Все данные записать в таблицу.

    Описание  обнажения 

    Взять образцы пород.

    4. Затем учитель показывает крутой  и пологий склоны. Крутизна склона  определяется в градусах с  помощью эклиметра (школьный эклиметр  — это транспортир, в центре  которого привязан груз на нитке).

    Для определения крутизны склона необходимо, чтобы:

    1) один ученик поднялся на вершину  холма;

    2) другой с эклиметром остался  внизу у подошвы. 

    При этом следует визировать направление  вдоль склона на объект.

    Рисунок 2. Определение крутизны склона и высоты холма с помощью эклиметра:

    а) эклиметр;

    б) определение крутизны склона;

    в) определение высоты холма по чертежу.

    После объяснения проводится практическая работа по определению крутизны склонов.

    Задание:

    а) установите эклиметр на уровне своих глаз;

    б) направьте горизонтальную поверхность  прибора на ученика, стоящего на вершине, так, чтобы была видна его голова (смотреть одним глазом);

    в) по отклонившемуся грузику определите крутизну склона в градусах (за ноль берется 900, следующие цифры будут обозначать 100, 200 и т.д.); 
г) данные запишите в тетрадь.

    Каждая  группа определяет крутизну склона по линии, указанной учителем (берется  ход тот же, что для нивелирования).

    В заключение сравнивается крутизна склонов  и выясняется, какой может быть максимальная крутизна.

    5. Нивелирование холма и определение  относительной высоты холма. 

    

    Работа проводится по группам. В каждой группе 5—7 человек: двое работают с нивелиром; один устанавливает рейку на месте, указываемом нивелирщиком, и вбивает колышки через каждый метр по высоте; двое измеряют расстояние; один ведет записи. [12, с.98]

    Задание:

  1. Ознакомиться с местом съемки. Начало и конец съемки закрепить вехами — вертикальными рейками высотой до 2 м, с делениями.
  2. Нивелир устанавливают в вертикальное положение в точке А и по верхней планке нивелира визируют линию в точку В в том месте, где луч попадает в землю. Второй ученик вбивает колышек № 1.
  3. Превышение точки 1 относительно А будет равно высоте нивелира 1 м.

Информация о работе Организация и методика проведения экскурсии