Организация и методика проведения экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы — географическая экскурсия.

Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма географической деятельности.

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.

Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     - наличие доступности объекта

     - переезд или переход между  объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком  длительных пауз в показе и  рассказе

     - наличие благоустроенных остановок,  в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

     Рекомендуется к моменту проведения экскурсии  иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения  маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

     Разработка  автобусного маршрута завершается  согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража  и времени использования автотранспорта. 

     7 этап: Объезд (обход)  маршрута

     Объезд  маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной  темы. При организации объезда  маршрута ставятся задачи:

  • ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут
  • уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы
  • освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок
  • провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом
  • проверить целесообразность использования намеченных объектов показа
  • выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы
  • выбрать методику ознакомления с объектом
 

     8 этап: Подготовка  контрольного текста  экскурсии

     Текст представляет собой материал, необходимый  для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван  обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется  определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

     Требования  к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

     Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой  темы и выполняет контрольные  функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ  с учетом требований данного  текста.

     Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.

     На  основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей  и взрослых, для развития групп  трудящихся.

     В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

     Разработка  маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30км/ч), «средняя» (40-45км/ч), «быстрая» (около 60км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

     Окончательная разработанная схема маршрута должна быть согласована с соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД. 

     9 этап: Комплектование  «Портфеля экскурсовода»

     «Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных  пособий для экскурсии, который  должен дополнять и восстанавливать  недостающие звенья зрительного  ряда. Это особенно важно в тех  случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

     В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение  к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

     Важная  задача наглядных пособий на экскурсии  – дать зрительное представление  об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

     В качестве критериев отбора наглядных  пособий принимается следующее:

  • необходимость и целесообразность их использования
  • познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными
  • необычность
  • выразительность
  • сохранность

     Наглядные пособия «портфеля экскурсовода»  должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

     Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь  картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется. 

     10 этап: Определение  методических приемов  проведения экскурсии

     Работа  творческой группы на этом этапе состоит  из нескольких частей:

     - Отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории; времени проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа;

     - Определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала

     - Выработка рекомендаций по использованию  выразительных средств в речи  экскурсовода

     - Отбора правил техники ведения  экскурсии 

     11 этап: Определение  техники ведения  экскурсии

     Техника ведения экскурсии объединяет все  организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса. 

     12 этап: Составление методической разработки

     Методическая  разработка – документ, который  определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ  памятников, какую методику и технику  ведения следует применить, чтобы  экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.

     Оформление методической разработки происходит следующим образом:

     - на титульном листе располагаются  данные: наименование экскурсионного  учреждения, название темы экскурсии,  вид экскурсии, протяженность  маршрута, продолжительность в академических  часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

     - на следующей странице излагается  цель и задачи экскурсии, схема  маршрута с указанием объектов  и остановок во время экскурсии.

       Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.

    2.1. Трудности проведения  экскурсии

h4 Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности. Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1) Школа работает  по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

     Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий. В начальной школе, за редким исключением, один учитель в классе ведёт все предметы. Он легко может выделить время на экскурсии. Труднее находить время учителям, которые одновременно занимаются с несколькими классами.

2) Провести хорошую  экскурсию труднее, чем дать  обычный  
урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков.

Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3) Отсутствие  в некоторых школах необходимого  оборудования.

Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4) На экскурсии  труднее организовать занятия  детей и поддерживать дисциплину, чем в классе.

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для  поддержания порядка. Нужно хорошо продумывать план экскурсии и  стремиться к тому, чтобы все ученики  были вовлечены в учебную работу.

5) Для экскурсии  приходится выбирать день с  хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия.

Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию  на другой день

6) Проблема, связанная  с отсутствием транспортного  средства для дальних экскурсий.

2.2. Роль экскурсии в преподавании географии

      Экскурсии применяются с большим успехом  в преподавании разных школьных наук. Но едва ли можно указать другой школьный предмет, который в такой  бы степени нуждался в использовании  экскурсий, как география. Большинство  географических объектов отличаются значительной протяжённостью, сложностью и многообразием. Их можно обозреть только на месте их обычного нахождения.         Ботаник, зоолог, минеролог могут принести образцы и изучать их в классе. Изучаемые географией объекты, например, рельеф местности, реку, предприятие и т. п., географ не может принести в класс. Для непосредственного ознакомления с ними учеников не обходимо проводить экскурсии.    Поэтому в обучении географии экскурсия является одним из важных средств для формирования у учеников географических представлений и реальных понятий.

<

2.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

> 2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий

Информация о работе Организация и методика проведения экскурсии