Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:54, курсовая работа
Объект курсовой работы — географическая экскурсия.
Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма географической деятельности.
Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.
Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.
Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Целями экскурсии могут быть:
- воспитание патриотизма
- интернациональное воспитание
- трудовое воспитание
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание
- показ достижений города в экономике страны
- показ исторической роли города
-
знакомство с творчеством
-
знакомство с особенностями
- воспитание любви и уважения к родине,
- расширение кругозора
-
получение дополнительных
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.
Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
Цели
и задачи определяют окончательный
отбор экскурсионных объектов, маршрут
экскурсии, содержание экскурсионного
рассказа, подбор наглядных пособий
из «портфеля экскурсовода», эмоциональный
настрой экскурсии и отдельных ее частей.
2 этап: Выбор темы экскурсии
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема
является стержнем, который объединяет
все объекты и подтемы
Общими
требованиями к названию экскурсии
считаются следующие: индивидуальность,
точность, образность, легкость запоминания
и воспроизводства, благозвучие, отсутствие
отрицательных ассоциаций, содержательный
смысл.
3 этап: Отбор литературы и составление библиографии
В
ходе разработки новой экскурсии
составляется список книг, брошюр, статей,
опубликованных в газетах и журналах,
которые раскрывают тему. Назначение
списка – определить примерные границы
предстоящей работы по изучению литературных
источников, оказать помощь экскурсоводам
в использовании необходимого фактического
и теоретического материала при подготовке
текста. Перечень литературы размножается
на нескольких экземплярах для удобства
в работе группы и тех экскурсоводов, которые
в будущем будут готовиться к проведению
экскурсий по данной теме. В перечне называются
автор, название, год издания, а также главы,
разделы, страницы.
4 этап: Определение других источников материала
Помимо
публикаций в печати, могут быть использованы
другие источники. Автор экскурсии составляет
их перечень, в который входят государственные
архивы, музеи, хроникально-документальные
и научно-популярные кинофильмы, где содержатся
материалы по теме экскурсии. В качестве
источника могут быть использованы воспоминания
участников и очевидцев исторических
событий. При этом для рассказа должны
быть отобраны только достоверные, тщательно
проверенные факты и сведения.
5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В качестве объектов могут быть:
Экскурсионные объекты классифицируются:
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, Красная площадь, Останкинская телевизионная башня).
Необычность объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.
Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовительности к показу.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 -4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
В
карточке прикрепляется фотография
объекта, воспроизводящая его нынешний
и прежние виды. В карточке на архитектурные,
природные, археологические объекты могут
быть включены и другие сведения. Например,
в карточку на памятник архитектуры включаются
сведения о наличии скульптуры, стенописи
в декоративном убранстве памятника. Наличие
карточек на все экскурсионные объекты,
расположенные на территории данного
края, ускоряет разработку новых экскурсионных
тем, позволяет разнообразить использование
памятников в экскурсиях на разные темы,
делает их показ более активным.
6 этап: Составление маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:
-
Хронологический. Примером
-
Тематический. По тематическому
принципу построения экскурсии
можно отметить экскурсии,
- Тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.
Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
-
показ объектов следует
Информация о работе Организация и методика проведения экскурсии