Методика работы с географической картой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности методики работы с географической картой.
Предмет исследования: методика работы с географической картой.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по географии.

Содержание

Введение …………………………………………………………2
Средства обучения как дидактическая категория………….5
Сущность и классификация средств обучения……….5
Карта как средство обучения…………………………12
Методика работы с географической картой. ……………...18
Место и роль географической карты на уроке географии………………………………………………18
Основные методы и приемы работы с географическими картами…………………………….22
Заключение……………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………….29

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ (Автосохраненный).docx2.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

9. Экологическое состояние  окружающей среды (степень загрязнения  и изменения, возможности восстановления  и улучшения).[18,78]

           Таким образом, формирование картографических знаний предусматривает реализацию следующих целей: сформировать знания о карте как о модели Земли на которой отражены все показатели картируемых явлений; научить школьников пользоваться географической картой как средством наглядности и источников знаний; содействовать умственному развитию за счет формирования системы представлений, логического мышления, памяти.[21,59]

Данные цели могут быть достигнуты, когда в процессе изучения географических карт школьники овладевают знаниями об отличиях изображения земной поверхности на плане и карте, о картографических способах передачи географической информации (условные знаки, качественный фон), способах ориентирования и видах карт. С помощью карты  учащиеся должны уметь проводить  картоизмерительные работы, пользоваться методом наложения карт при характеристике территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Средство обучения - это  материальный или идеальный объект, который использован учителем и  учащимися для усвоения новых  знаний. Существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как: предмет усвоения либо в какой-нибудь другой функции. Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

Среди средств обучения географическая карта занимает особое место как  математически определенное, уменьшенное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. Географическая карта включает составные части - элементы карты и имеет свойства: математический закон построения, знаковость изображения, генерализованность карты, системность отображения действительности. Классификация карт - это система, представляющая совокупность карт, подразделяемых (упорядоченных) по какому-либо избранному признаку. В качестве основания для классификации допустимо избрать любое свойство карты: масштаб, тематику, эпоху создания, язык, способ графического оформления и издания карты.

В методике карта рассматривается  как объект изучения, как средство наглядности, как источник географических знаний. Они служат основой для сравнения, обобщения и выводов, а значит, для формирования новых знаний. Учащиеся при помощи карты выясняют связи, объясняют отношения между объектами, процессами или явлениями. Понимать карту можно только при условии, что школьники ее свободно и уверенно читают.

Библиографический список

  1. Берлянт А.М. и др. Физическая  география: справочные материалы.  М.: 1995. – с. 258 – 288.
  2. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации.// География в школе.  - 1990.- № 2. – С. 28 – 31.
  3. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 336 с.
  4. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции «Человек и географическая среда». Орел: ОГУ, 2001.- С. 203 – 207.
  5. Буланов С.В. Необходимость совершенствования системы картографических знаний и умений в школе в соответствии с уровнем развития картографической науки. Сб.: Научные труды Московского педагогического государственного университета. М.: Прометей, 2000. – С. 342 – 345.
  6. Буланов С.В. Практикум по курсу «Картография с основами топографии» для студентов I - II курсов естественно – географического факультета. Владимир: ВГПУ, 2002. – 33 с.
  7. Грюнберг Г.Ю. Анализ системы картографических понятий в школьных учебниках по географии и географических атласах.// Вопросы географии. – 1977. - № 103. – С. 193 – 215.
  8. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии. М.: Просвещение, 1979. – 95 с.
  9. Грюнберг Г.Ю. О системе картографических знаний в курсе географии средней школы.// Вопросы географии. – 1971. - № 86 – С. 60 – 66.
  10. Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. М.: Московский лицей., 1996. – 192 с.
  11. Емузова   Л.  З. Роль климатической карты в формировании пространственных представлении учащихся  7 классов. [Текст] // География в школе . – 1998. № 1. – с. 75  - 76.
  12. Зинчук Л.Н. Каким быть школьному атласу? [Текст] // География. – 2009. -   № 1. – с. 61 - 62.  
  13. Кравченко Э. М. Технические средства обучения. – М., 2005. – С.45
  14. Крылова О.  Новый атлас для 6 класса. [Текст] // География. -  2004. - № 16. – с. 27 – 29.
  15. Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений, обучающихся по геогр. и естественно – научн. спец.. М.: Просвещение, 2001. – 181 с.
  16. Концепция содержания географического образования в 12 – летней школе.// География в школе. – 2000 - № 2 – С. 37 – 43.
  17. Краткий психологический словарь под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва. Издательство политической литературы 1985г – 432 с.
  18. Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998. – 415 с.
  19. Методика обучения географии в школе. Под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.
  20. Михайлов И.Н. Чтение планов и географических карт. С-Пб.: 1914. – 48 с.
  21. «Педагогическая энциклопедия», М;1966 г.
  22. Петрова Н.Н. Методические основы разработки современного школьного курса географии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: 2000. – 41 с.
  23. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. Пособие для студ. пед. вузов. / И. Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономарева.  – 2 – е изд., переработан – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 280 с.
  24. Попова И. И. Формирование приемов учебной работы с картой при изучении физической географии в V – VII классах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1977. – 246
  25. Студеникин М.В. Основные вопросы работы с картой в школьном курсе географии. Горький: Волго – Вятское кн. Изд.- во, 1967. – 65с.
  26. Яковлев Н.М. Начальное географическое картоведение в средней школе. М.: изд. – во АПН РСФСР, 1957. – 163 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика работы с географической картой