Методика работы с географической картой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности методики работы с географической картой.
Предмет исследования: методика работы с географической картой.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по географии.

Содержание

Введение …………………………………………………………2
Средства обучения как дидактическая категория………….5
Сущность и классификация средств обучения……….5
Карта как средство обучения…………………………12
Методика работы с географической картой. ……………...18
Место и роль географической карты на уроке географии………………………………………………18
Основные методы и приемы работы с географическими картами…………………………….22
Заключение……………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………….29

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ (Автосохраненный).docx2.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра естественнонаучных дисциплин  с методикой преподавания

 

 

 

 

МЕТОДИКА  РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ

Курсовая работа

по специальности 050102 «Биология»

с дополнительной специальностью «География»

 

 

                                                                                       Исполнитель:      

                                    Кузнецова Анастасия Сергеевна

                                                              студентка 4 курса дневного отделения

_________________________________

                                      Научный руководитель:

                             ст. преподаватель

                                                                Волкова Елена Сергеевна                    _________________________________

                                                          Оценка ___________

 

 

Шадринск

2010

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………2

    1. Средства обучения как дидактическая категория………….5
      1. Сущность и классификация средств обучения……….5
      2. Карта как средство обучения…………………………12
    2. Методика работы с географической картой. ……………...18
      1. Место и роль географической карты на уроке географии………………………………………………18
      2. Основные методы и приемы работы с географическими картами…………………………….22

     Заключение……………………………………………………...28

     Список используемой литературы…………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Средства обучения в географии обеспечивают базовый и профильный уровни изучения географии в соответствии с обязательным минимумом содержания образования и проектом образовательного стандарта по предмету. Повышение качества обучения и воспитания, обеспечение глубоких и прочных знаний учащихся по географии, формирование целостной картины мира, пространственного мышления и мировоззрения учащихся невозможно без использования такого средства обучения как географическая карта.

Данной проблемой занимались ученые: А.М. Берлянт, К.А. Салищев, А.В. Даринский, Г.А. Понурова, И.В. Душина, Л.М. Панчешникова и другие.

Этими исследователями были сделаны выводы, о том, что важным средством совершенствования учебно-воспитательного  процесса по географии является эффективное  использование карт на уроках.   Исходя из актуальности данной темы, нами была выбрана тема курсовой работы «Методика работы с географической картой».

Цель курсовой работы: изучить особенности методики работы с географической картой.

 Предмет исследования: методика работы с географической картой.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по географии.

Исходя из цели, предмета и объекта исследования мы сформулировали задачи курсового исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия «географическая карта» как средство обучения.
  3. Определить место и роль географической карты на уроках.
  4. Изучить особенности работы с географической картой.

Для решения поставленных задач применялись следующие  методы: анализ, синтез и обобщение  литературы по данной проблеме.

Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, библиографического списка (24 источников), приложения. Общий объем работы составляет 31 страниц машинописного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

 

    1. Сущность и классификация средств обучения.

 

Средствами обучения называют  орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно.  Демонстрационное оборудование предназначено  для  учителя,  а лабораторное – для  ученика;  традиционные мел и доска  могут использоваться  совместно.[23, 45]

Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, так  как служат средством достижения целей образовательной деятельности.

Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, теоретических идеализаций, мыслительных  экспериментов) ведет к освоению тех предметных  знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче информации.  Составление с учениками карты местности, позволяет им в собственной деятельности осваивать принципы работы с картой, понятия масштаба, условных обозначений, соотношения между реальным и идеальным. [23, 12]

Классификация средств обучения может  быть различной в зависимости  от положенного в ее основу признака, например:

  • По составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели,  мысленные эксперименты, модели Вселенной);
  • По отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
  • По сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
  • По способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
  • По особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимидийные программы);
  • По характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
  • По носителю информации – бумажные (учебники,  картотеки), магнитооптические  (фильмы), электронные (компьютерные программы);
  • По уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
  • По отношению к технологическому прогрессу  - традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массой информации, мультимидийные средства обучения, компьютеры); перспективные (веб – сайты, локальные и глобальные компьютерные сети,  системы распределенного образования). [13, 34]

Рассмотрим деление средств  обучения на группы, каждая из которых  может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основания. К

таким  группам относятся: натуральные  объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические  средства обучения.

     Натуральные объекты (оригиналы)  включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы. К этой группе нередко относят технические средства обучения и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств и количеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппаратуры, установки, которые также являются объектами изучения).[23, 56]

    Изображения и отображения  составляют группу, в которую  входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные  материалы (рисунки, фотоматериалы,  картины, портреты), экранно –  звуковые средства (диафильмы, серии  диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео – и звукозаписи, радио  и телепередачи).

     Описание предметов  и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают  тестовые таблицы, схемы, диаграммы,  планы, карты, учебные книги. 

     Технические средства  обучения – диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры. К этой группе относят также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средство медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники. [13, 20]

Дидактическая роль и функции каждого  средства обучения закладываются в  них на этапе проектирования и  изготовления. Основные дидактические  функции средств обучения:

  • Компенсаторность – облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;
  • Информативность – передача необходимой для обучения информации;
  • Интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в челом;
  • Инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагогов.

В современной школе существует система средств обучения – совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная  для решения образовательных  задач.

     По каждому учебному  курсу имеется и постоянно  обновляется перечень рекомендуемых   средств обучения, имеющих предметную  специфику. Системы средств обучения  по гуманитарным курсам во  многом состоят из пособий   на печатной  основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Естественнонаучные курсы  предполагают значительный объем  натуральных объектов, моделей, приборов  для наблюдения и эксперимента. Курсы технологии предусматривают  наличие станков, инструментов  и соответствующих приспособлений. [18,56]

     Существуют официальные  «Перечни» учебного оборудования, необходимые для реализации федерального  компонента образования, которые   обеспечивают государственный стандарт  образования. Состав «Перечней»  формируется по модульному принципу  и включает  в себя комплекты  оборудования для практикумов,  лабораторно – практических работ,  наборы учебных книг.

     Современные социальные, образовательные и технологические  изменения требуют не только  систематического обновления фонда  средств обучения, но и их влияния  на корректировку  целей и  содержания образования,  разработку  новых форм методов обучения. Особенности ярко данная тенденция  наблюдается в процессе развития  ресурсов сети Интернет и электронных  средств коммуникаций, обуславливающих  развитие Интернет – образования  и особого направления в педагогике  – дистанционной педагогики. [12,87]

Средства обучения решают множество  дидактических задач. Например, аудиовизуальные  или мультимидийные средства обучения способны моделировать реальные факты и события. С помощью экранных средств можно показать изучаемый объект в естественной для него  среде. Специализированные съемки могут замедлить или ускорить изучаемый процесс, показать микроскопические объекты. Прием мультипликации помогает показать строение и динамику действия сложных объектов. Независимо от вида средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя по подготовке урока с их использованием:

  1. Проанализировать цели урока, его содержания и логику изучения материала;
  2. Выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения;
  3. Установить, на каком этапе,  и для какой цели необходимо использование средств обучения;
  4. Отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям урока;
  5. Определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания. [23,45]

     Особенности применения  на уроках отдельных видов  средств обучения.

Наглядные пособия делятся на объемные пособия (модели, плакаты, портреты, графики); печатные пособия (картины, плакаты, портреты); проекционный  материал (кинофильм, видеофильмы, слайды). Новым жанром наглядных пособий являются мультиимедийные  энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники. Наглядные  пособия демонстрируются для  решения следующих задач:

  • Ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в классе;
  • Представление об изменении характеристик явления или процесса;
  • Показ этапов изготовления, проектирования и эксплуатации изделия;
  • Представление об устройстве предмета и принципе его действия, управления им, техники безопасности;
  • Ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Информация о работе Методика работы с географической картой