Методика работы с географической картой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности методики работы с географической картой.
Предмет исследования: методика работы с географической картой.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по географии.

Содержание

Введение …………………………………………………………2
Средства обучения как дидактическая категория………….5
Сущность и классификация средств обучения……….5
Карта как средство обучения…………………………12
Методика работы с географической картой. ……………...18
Место и роль географической карты на уроке географии………………………………………………18
Основные методы и приемы работы с географическими картами…………………………….22
Заключение……………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………….29

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ (Автосохраненный).docx2.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Эффективными средствами  обучения являются коллекции – наборы предметов  или веществ, подобранных по определенными  признаками и используемым в качестве раздаточного материала. Каждый предмет  в коллекции располагается в  определенном месте коробки (листа  картона, бумаги, фанеры) вместе  с  наименованием и пояснением. Коллекции  применяются  в ботанике, зоологии, физике, рисовании и других курсах. К изготовлению коллекций полезно  привлекать учащихся, предлагая им выполнить и защитить соответствующую  творческую работу.[14,45]

     Модели бывают следующих   типов: 1) демонстрирующие принцип  действия объекта; 2) изображающие  устройство или схему его работы; 3) воспроизводящие внешний вид  объекта. Наибольший интерес учеников  вызывают модели первого типа. Привлекательны действующие схемы  со святящимися индикаторами. Модели  третьего типа могут изготавливаться  учащимися в предметных кружках  и представляют собой объекты  в их уменьшенном или в увеличенном  виде. Изготовление действующей  модели может стать творческой  работой для учеников, склонных  к данной деятельности. [23,134]

     В дополнение к  натуральным предметам и моделям  применяются печатные пособия.  Печатные таблицы, карты  и  плакаты  хранятся в подвешенном  состоянии в специальных защищенных  от солнечных лучей местах. Для  графического изображения функциональных  зависимостей используются также  диаграммы. Эффективно использование  прозрачных пленок  для кодоскопа, на которых можно прямо во время урока писать фломастерами и отображать создаваемое изображение на экран. С помощью компьютера изображение для таких пленок можно готовить заранее и распечатывать на обычном принтере. [13, 20]

           Для детального и постепенного изучения строения сложных объектов или процессов выпускаются транспаранты – прозрачные пленки с изображениями для проецирования. Поочередное наложение кадров таких серий, как «Внутреннее строение животных», «Строение цветков различных семейств» позволяет детально рассмотреть каждую систему органов.

     Материальные средства  обучения дополняются идеальными. Если материальные средства связаны  с привлечением интереса и  внимания, для практических действий,  то идеальные средства обучения  ориентированы на понимание материала,  логику рассуждения,  развитие  интеллекта. Оба типа средств  в совокупности влияют на развитие  личностных качеств учащихся.

           

 

 

      

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Карта как средство обучения.

 

     Географическая карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, с учетом кривизны поверхности относимости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

  «Географическая карта,— писал профессор В. П. Буданов,— такое своеобразное, сжатое, но вместе с тем многообъемлющее отражение на небольшом листе бумаги великого многообразия фактов, предметов и явлений, наполняющих собой любое земное пространство, которого не могут заменить никакие другие способы изображения, а тем более никакое, хотя бы самое подробное, описание».  

Также Географическая карта  это — уменьшенное построенное в проекции по математическим   законам, символичное изображение, явления природного или социального характера, приведенное к земной поверхности.[2, 56]

   Определение географической карты только как чертежа земной поверхности недостаточно, так как географические карты могут отображать самые разнообразные природные и социально-экономические явления. Географические карты способны передавать пространственные изменения этих явлений во времени. Для них свойственны: особый математический закон построения (картографические проекции), изображение явлений посредством особой знаковой системы – картографических знаков, отбор и обобщение изображаемых явлений (генерализация). [5,87]

     В преподавании географии, один из основных источников знаний — живое слово учителя — находятся в органической связи с картой, а также с учебником. Среди предметов и явлений, изучаемых в курсах географии, много таких, которые имеются в районе, окружающем школу, и доступны непосредственному и всестороннему восприятию учащихся в том виде, в каком они находятся в естественной обстановке (например, явления погоды и процессы выветривания, формы поверхности, внутренние воды, организация сельскохозяйственного и промышленного производства и т. д.) и могут быть приняты учащимися при помощи наблюдений и соответствующей обработке их результатов.[16,254]

     Специфическим источником знаний по географии является географическая карта. Многие знания, изучаемые в курсе географии, не имеют чувственной основы и не поддаются изображению на других наглядных пособиях, например размещение материков по отношению к океанам и друг к другу, географическое положение страны, моря, их очертания и величина. Такие знания могут быть почерпнуты только с помощью карты и глобуса.

      Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части – конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах. [12, 61]

Первая особенность географических карт – построение при помощи картографических проекций, позволяющих получать по картам правильные данные о положении, плановых размерах и форме изображаемых земных объектов.

Вторая особенность географических карт – использование картографических знаков как особого языка карты – даёт возможность:

а) изображать земную поверхность  с желательным уменьшением (т. е. в желательном масштабе), чтобы  охватить единым взглядом необходимую  часть или даже всю земную поверхность, воспроизводя при этом на карте те объекты, которые вследствие уменьшения не выражаются в масштабе карты, но по своему значению должны быть показаны;

б) показывать на карте рельеф земной поверхности (при помощи горизонталей), т. е. передавать неровности местности в плоском изображении;

в) не ограничиваться отображением на географической карте поверхности  предметов, а указывать их внутренние свойства (например, на карте моря можно  показать физико-химические свойства воды, течения, рельеф и грунты морского дна);

г) показывать распространение  явлений, не воспринимаемых непосредственно  нашими органами чувств (магнитное  склонение, аномалии силы тяжести), и  делать наглядными недоступные непосредственному  восприятию связи и отношения (между  источниками сырья и предприятиями  по его переработке);

д) исключать менее значимые стороны, частности и детали, свойственные единичным объектам, и выделять их общие и существенные признаки (характеризовать  населённые пункты по численности населения  и административному значению, отказываясь  от передачи их планировки), т. е. прибегать  к абстракции.[17,36]

    Весьма распространены общегеографические карты, на которых главным предметом изображения служит сама земная поверхность с объектами, на ней расположенными. Прочие карты называют тематическими. Они передают с большей полнотой и обстоятельностью какой-либо элемент, входящий в содержание общегеографической карты или показывают явления, отсутствующие на общегеографических картах (геологическое строение местности, климатические условия), в связи, с чем различают виды тематических карт – геологические, климатические. Тематические карты образуют два основных класса:

а) карты природных явлений, или физико-географические;

б) карты общественных явлений, или социально-экономические.

От тематической классификации  карт следует отличать их подразделение  по назначению, когда из многообразия карт выделяются группы специальных, предназначенных для определённого круга потребителей и для решения определённых задач, в частности карты учебные, туристские, навигационные, проектные. Специальными могут быть как общегеографические (туристские), так и тематические карты (учебные карты – климатические, почвенные, экономики). Некоторые группы специальных карт настолько специфичны, что их иногда рассматривают в качестве особого класса тематических карт, а именно технических карт, к которым относят морские навигационные карты, полётные, проектные.[16,175]

      На практике широко используется классификация географических карт по территориальному признаку, различающая карты мира в целом, карты океанов и морей, материков, их крупных частей, государств, областей, районов. Рассмотренные классификации, взятые порознь, недостаточно дифференцируют всё многообразие карт. Поэтому их часто используют совместно. Классификация по территориальному признаку обычно выбирается в качестве основной, а внутри её рубрик карты распределяются по тематике и дополнительно по назначению. [18,245]

    Географические карты могут различаться также по широте темы. Одни климатические карты ограничивают своё содержание одним из метеорологических элементов (температура, осадки), другие включают несколько элементов (давление воздуха и ветер), некоторые характеризуют климат в целом. Карты узкой темы принято называть частными или отраслевыми, а карты, дающие полную характеристику явления – общими. Многие карты показывают одновременно несколько явлений, каждое в своих показателях, с учётом взаимных связей явлений. Это – многоотраслевые карты; их называют комплексными. К ним принадлежат, например, синоптические карты, показывающие совместно все основные метеорологические элементы.

     Знание карты и умение пользоваться ею позволяют ориентироваться в географическом пространстве, извлекать из нее самую разнообразную физико и экономико-географическую информацию: о размещении объектов и явлений, их размерах, составе, удаленности друг от друга.[20,198]

      Важнейшее свойство карт — возможность моделирования явлений, недоступных непосредственному наблюдению, скрытых в недрах земли или происходящих в атмосфере (карты геологические, синоптические, климатические). Необходимо также отметить, что явления действительности можно изображать с разной степенью детализации (генерализации), не извращая, не искажая их сущности. Все это, сделало карты важнейшим средством обучения географии. Их значение столь велико, что его невозможно переоценить. Касаясь этого вопроса, Н. Н Баранский отмечал, что «обеспечение преподавания географии возможно большим числом приспособленных для целей преподавания карт является важнейшим и наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии».[23, 54]

     С позиций современной методики географии карта является триединым средством обучения: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых географических явлениях. Все три компонента картографических знаний взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, ибо, не зная карты, невозможно использовать ее как средство наглядности и источник знаний. В то же время работа с картой как источником знаний способствует совершенствованию знаний о самой карте. Тем не менее, исходным, ведущим компонентом картографических знаний является знание самой карты. По этой причине использованию карты как средства наглядности и источника знаний предшествует работа по изучению карты как объекта познания.

Таким образом, средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как: предмет усвоения либо в какой-нибудь другой функции.[24,89]

Среди средств обучения географическая карта занимает особое место как  математически определенное, уменьшенное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. Географическая карта включает составные части - элементы карты и имеет свойства: математический закон построения, знаковость изображения, генерализованность карты, системность отображения действительности.

Следовательно, изучение карт предполагает усвоение школьниками знаний об их математической основе, измерительных возможностях, особенностях отображения содержания в зависимости от типологии. Только хорошо изучив особенности карт, учащиеся могут успешно использовать их как средство наглядности и источник приобретения географических знаний. В следующей главе мы рассмотрим методику работы, а также роль и место географической карты на уроке географии.[4,15] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ

 

2.1. Место и роль географической карты на уроке географии

 

     Содержательный минимум образования и требования к выпускникам общеобразовательных учреждений в новом образовательном стандарте по географии предусматривают формирование у всех учащихся умений работать с различными видами географических карт в процессе изучения школьной географии на всех стадиях. Школьники должны научиться одинаково успешно работать с картами разных масштабов и назначений: уметь пользоваться и картой автомобильных дорог, и топографической картой конкретной местности, и картой отдельного региона или страны, и политической картой мира.[8, 25]

Информация о работе Методика работы с географической картой