Методика работы с географической картой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности методики работы с географической картой.
Предмет исследования: методика работы с географической картой.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по географии.

Содержание

Введение …………………………………………………………2
Средства обучения как дидактическая категория………….5
Сущность и классификация средств обучения……….5
Карта как средство обучения…………………………12
Методика работы с географической картой. ……………...18
Место и роль географической карты на уроке географии………………………………………………18
Основные методы и приемы работы с географическими картами…………………………….22
Заключение……………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………….29

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ (Автосохраненный).docx2.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

      Если сравнить содержание действующих учебных программ и учебников географии с программами и учебниками, действовавшими до начала 90-х годов прошлого века, то можно убедиться в том, что внимание к формированию практических умений работать с картами существенно ослабло. Из географии выпали понятия о картографических проекциях, о топографической карте, снизилось внимание к формированию приемов работы с географическими картами. Существенно сократилось количество практических работ с атласом и контурной картой, не отражаются в школьных программах экскурсии с целью вычерчивания плана местности, осуществления маршрутной съемки, изучения особенностей размещения конкретных предприятий своей области. Мало внимания уделяется в процессе изучения географии классификации географических карт, особенностям различных видов карт. Ознакомление учащихся с этими вопросами на одном-двух уроках в 7-м классе в новых требованиях представляется недостаточным. В 6-м классе развиваются и конкретизируются те представления о картах, которые школьники получили в начальной школе на уроках по окружающему миру и в 5-м классе на уроках природоведения. При формировании понятия «масштаб» в 6-м классе изучаются различные виды масштабов: численный, линейный и именованный. Именно на этом этапе обучения будет правильным и своевременным показать, как классифицируются по масштабу географические карты. При этом важно привести примеры крупномасштабных (1 : 10 000 — 1 : 100 000), среднемасштабных (1 : 200 000 — 1 : 1 000 000) и мелкомасштабных карт (мельче 1 : 1 000 000). Необходимо показать учащимся планы и карты, соответствующие этим масштабам. Можно предложить учащимся сравнить территории и условные знаки на этих планах и картах. Полезны будут задания по выбору масштаба для построения плана пришкольного участка, для изображения на карте района, в котором находится школа. Целесообразно предложить учащимся самим подобрать условные знаки для использования в каждой из этих различающихся по масштабу карт.[6, 34]

     В 7-м классе после повторения уже изученной в 6-м классе темы классификации карт по масштабу более подробно рассматривается величина той территории, которая отражена на различных по масштабу географических картах. Таким образом, постепенно переходим к классификации карт по охвату территории. Выделяем мировые карты, карты материков, частей света и отдельных океанов, карты крупных регионов мира и отдельных стран.[11,122]

     В 8-м классе более детально и тщательно рассматривается дифференциация географических карт и по их содержанию. Дается определение, показываются различия между общегеографическими и тематическими картами. Подчеркивается важная особенность общегеографических карт: элементы земной поверхности — гидрографическая сеть, озера, населенные пункты, пути сообщения — показываются равноправно, без выделения одного их них. Говоря об особенностях и назначении тематических карт важно выделить и показать различия физико-географических и социально-экономических карт. При этом сравнивается специальное содержание карт, отражающее природные или общественные процессы и явления окружающего мира.[10, 57]

     Школьный географический атлас для 8-го класса содержит большое количество различных тематических карт, с которыми учащиеся будут работать в течение всего учебного года, выполняя практические и самостоятельные работы. Они могут сами привести примеры как общегеографических, так и различных тематических карт, назвать те профессии, в которых используются тематические карты в зависимости от их специального содержания.[7,198]

     На этом же этапе обучения целесообразно познакомить учащихся и с новой для них классификацией карт — по назначению. Эта классификация показывает большое практическое значение географии и картографии для народного хозяйства и жизни общества в целом. Важно убедить учащихся в том, что без географических карт и умений работать с различными тематическими картами невозможно, освоить важные современные профессии. Изучить географию и историю невозможно без учебных карт, морской и воздушный транспорт — без навигационных карт, автомобильный — без карты автодорог, туризм — без туристических справочных карт и планов городов, военные действия — без топографических карт специального назначения.[6, 32]

    В 9—10-х классах учащиеся уже учатся работать с различными социально-экономическими картами. Формируются знания о том, что социально-экономические карты отражают особенности размещения населения, предприятий, относящихся к различным отраслям народного хозяйства, сельскохозяйственного производства. Учащиеся приобретают навыки работы, как с отраслевыми, так и с общими экономическими картами. Социально-экономические карты, различные по охвату территории, помогают учащимся понять зависимость между специальным содержанием карты, ее масштабом и назначением карт.[1,278]

     Учитывая важность формирования у всех учащихся знаний по вопросу классификации карт, а также умений работать с каждой группой карт, можно выделить специальный урок по обобщению этих знаний и умений. Такой урок на тему «Различные виды географических карт и их использование в хозяйстве» можно провести в конце 10-го класса Входе урока предложить учащимся дополнить схемы по классификации карт по каждой группе, используя свой школьный атлас, настенные карты, имеющиеся в кабинете географии. Можно предложить в опережающем плане специально для урока обобщения подготовить сообщение об использовании различных видов карт в народном хозяйстве и в жизни человека.[5,345]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы и приемы работы с географической картой

 

Картография - наука о  создании карт и отображении на них  состояния элементов природы  и общества в определенный момент времени. Большое место в картографии  отводится методике использования  карт для получения с них разнообразной  информации о местности. Без карт невозможно изучение географии в  школе. Карта создает пространственный образ изучаемой территории, ее связи с другими регионами и миром в целом. Благодаря карте наглядно представляется предлагаемый школьными учебниками материал, включается в работу зрительная память учащихся.  

При работе с картой нельзя рассматривать тематическое содержание в отрыве от географической основы. Именно географические элементы, их взаимосвязь, например с почвами, растительностью, климатом, размещением населения  и отраслями хозяйства, должны приниматься  во внимание при изучении территории или выполнении тех или иных заданий  по географии. В чтении тематических карт очень важно знание способов отображения на картах разнообразной  информации, особенностей применения каждого из них, а также понимание  характера самого явления и принципов  его размещения. [19,45]

Описание по картам выполняют  в строгой логической последовательности, отбирая основные признаки явления, систематизируя факты, сравнивая и  сопоставляя отдельные признаки, дополняя их количественными показателями, получаемыми с карты. Необходимо не только констатировать факты, но и оценивать их с точки зрения поставленной задачи.

     Социально-экономическая характеристика региона тесно увязывается с его природными условиями.[18,35]  Поэтому при составлении описания только социально-экономических объектов и явлений необходимо давать краткую природную характеристику, обосновывая ею, в том числе размещение описываемых хозяйственных единиц.

Например, населенные пункты характеризуются по административной принадлежности, типу поселений, людности,  по густоте населенных пунктов, их приуроченности к формам рельефа, берегам морей, рек, озер.

Дорожная сеть начинает описываться с железных и главных автомобильных дорог, а при их отсутствии указывается наличие воздушного сообщения. Можно сказать о густоте дорожной сети. Поскольку дорожная сеть является связующим звеном между населенными пунктами как внутри региона, так и со смежными территориями.[20,34]

При описании сельского хозяйства  следует обратить внимание на его  особенно тесную связь с природными факторами - климатом, рельефом, обеспеченностью водой. Специфика отраслей сельского хозяйства будет понятной только при целенаправленной характеристике этих природных явлений.

Заключительным разделом описания являются выводы, а при  необходимости и конкретные рекомендации, например об экологическом состоянии  окружающей среды и его улучшении. Они должны быть четкими, краткими и  соответствовать решаемой проблеме.

Описания по картам используются в учебном процессе или в предварительный  период выполнения каких-либо народно  хозяйственных задач. Особое место  занимают описания по картам при изучении физической и экономической географии  в школе - они согласовываются с материалом учебника, полнотой содержания конкретного раздела. Следует учитывать уровень знаний учащихся и их возможности владения картографическим материалом. Для более полной характеристики при составлении описаний могут привлекаться статистические сборники, литературные и другие источники.[11,45]

Другим общеизвестным  приемом картографического анализа  являются графические построения - профили, графики, диаграммы.

Профили и графики можно использовать для изучения различных природных явлений. Например, может представлять интерес ряд поперечных профилей долины одной крупной реки от истока до устья. Сравнение таких профилей даст возможность проследить развитие долины реки. С помощью профилей можно исследовать любые явления, отображенные на карте с помощью изолиний. Кроме рельефа, это могут быть климатические характеристики, даты сева и уборки культур, их урожайности.[12,78]

Построение профилей лучше  выполнять по картам одного масштаба. В противном случае придется пользоваться пропорциональным циркулем или клиновым масштабом.

Картометрические приемы – это измерения по картам для  получения количественных характеристик: расстояний, площадей, объемов, углов  наклона, координат точек. Рассмотрим некоторые картометрические приемы.

1. Для измерения расстояний  и длин линий по картам применяется специальный прибор - курвиметр. В среднем точность измерения длин извилистых линий курвиметром не превышает 10%, для точных картометрических работ он непригоден. Хорошие результаты дает, измерение длин линий с помощью циркизмертеля.

2. Измерение площади. Для измерения площадей используют специальный прибор — планиметр. Измерение мелких, сложных по конфигурации площадей планиметром сопровождается существенными ошибками. Это могут быть квадратные палетки. Тогда подсчитывается число квадратов, полностью попадающих в контур, и число неполных квадратов, находящихся на границе контура, площадь в этом случае вычисляется по формуле.

Для измерения площадей по мелкомасштабным картам предпочтение отдают картам, составленным в равновеликих проекциях. Если ставится задача сравнения  по площади каких-либо регионов, лучше  использовать карты одного масштаба и одного назначения, поскольку на точность изображения, как известно, большое влияние оказывает генерализация.

3. В практике географических  исследований часто возникает  необходимость определения густоты  речной сети.

4. Степень горизонтального  расчленения поверхности 

К расчленяющим линиям относят  линии водоразделов и тальвегов, общую длину которых получают описанным выше способом.

5. Измерение объемов географических  объектов, изображенных на карте  изолиниями, не вызывает затруднений.[21,76]

Таким способом можно подсчитать не только объемы горных образований, но и объемы воды в морях и озерах, если на карте показаны изобаты и  даны наибольшие глубины, объем снега, если высота снежного покрова показана изолиниями.

Использование картометрических приемов дает относительно точные результаты и может служить хорошим инструментом географических исследований.

Особенно ценные сведения о характере явлений, их взаимосвязей и взаимоотношений можно получить, используя несколько карт, несущих  разную информацию об этих явлениях. Исследуя геологические, почвенные, геоморфологические карты на одну и ту же территорию, например, устанавливают зависимость  между почвами, рельефом и геологическим  строением района, находят степень  влияния каждого из факторов на общее  развитие ландшафта.

Любая общегеографическая или  тематическая карта является документом, фиксирующим состояние различных  явлений, соответствующее определенной дате или исторической эпохе.[14,86] Развитие, динамика элементов местности приводит к старению карт, которое проявляется неодинаково в различных участках. Это вызывает необходимость создания новых карт, соответствующих не только новому состоянию явлений, но и новому уровню развития картографической науки. Таким образом, накапливается банк данных о местности, ее преобразовании, изменении каждого компонента в отдельности и системы в целом.

В качестве примера приведем план изучения природных особенностей конкретного региона по карте  или атласу.

   1. Географическое  положение территории, ее административная  принадлежность.

   2. Геологическое строение  и, в частности, характеристика  четвертичных отложений.

   3. Рельеф местности  (абсолютные и относительные высоты, основные формы и элементы  рельефа, уклоны, степень расчленения,  микроформы рельефа).

   4. Гидрография (основные  речные бассейны, крупные реки, их  притоки, прочие реки и озера,  густота гидрографической сети, глубина залегания грунтовых  вод).

5. Климат (распределение  температур и осадков по сезонам  года, их максимумы и минимумы, направления ветра, даты образования  и схода снегового покрова,  его высота, количество солнечных  дней, начало и окончание вегетационного  периода отдельных растений).

6. Почвы (основные почвенные  районы, типы почв, их механический  состав, обеспеченность питательными  вещества ми, степень увлажнения, приуроченность к элементам рельефа  и гидрографии).

7. Растительный покров (особенности  и видовой состав растений, приуроченность  к другим элементам, проходимость  территории и возможность ориентироваться  на ней).

8. Животный мир, его  связь с растительностью и  другими элементами природы.

Информация о работе Методика работы с географической картой