Культура послевоенной Японии в литературном творчестве Миямото Тэру

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:19, автореферат

Описание работы

Культура как особого рода этносоциальная система обеспечивает стабильность и постоянство общества, и одновременно его динамику, поддерживая преемственность традиций в период кардинальных перемен в обществе. Духовное воспроизводство и его трансляция - важная предпосылка совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентаций, которые и вырабатываются внутри культуры. При таком подходе к важнейшим феноменам культуры можно отнести литературное творчество, в процессе которого духовное достояние получает как реальное отражение, так и постоянное развитие, а также выдвигаются новые идеи и представления, получает выражение иерархия ценностей, отвечающая новым запросам социального бытия.

Содержание

Введение
Глава I Этносоциальные феномены японской духовной культуры послевоенного периода
1.1 Этнокультурные аспекты процесса модернизации японского общества во второй половине XX века
1.2 Этнокультурные традиции в современном японском обществе
Глава II Литературное творчество Миямото Тэру как этнокультурный феномен в Японии послевоенного периода.
2.1 Литературное творчество Миямото Тэру в контексте эволюции литературного процесса в Японии второй половины XX века
2.2 Категории японской традиционной художественной культуры в творчестве Миямото Тэру.

Работа содержит 1 файл

Культура послевоенной Японии в литературном творчестве Миямото Тэру.docx

— 50.96 Кб (Скачать)

С другой стороны, сама эволюция творчества Миямото является отражением тех изменений, которые происходили  в литературном процессе этого периода  и культурной жизни в целом, а  именно - т.н. «размывание жанров»  и постепенный отход от литературы «высокой» к литературе массовой. Начав свою творческую деятельность приверженцем «чистой» литературы, позже  писатель создаёт самые разноплановые  произведения.

Несмотря на господство в  современную ему эпоху модернистских  течений, которые предполагают отказ  от всякой нормативности и традиции, писатель остаётся верен принципам  традиционной культуры, поэтому на примере его творчества мы рассмотрели  роль традиции в японской культуре послевоенного периода. Приверженность традиции на фоне появления новых  течений как раз и свидетельствует  о японском понимании традиционализма, когда новое возникает не за счёт старого, не отрицая и не отбрасывая его , а восстанавливает старое в  новом цикле и предполагает сосуществование  и своеобразный баланс нового и старого.

Разработка данной проблематики должна показать, что роль литературного  творчества как элемента художественной культуры является очень важной в  процессе осмысления определённой этнической культуры как целостной системы. Не случайно историк японской литературы профессор Като Сюити, в своём  «Введении в историю японской литературы», рассматривая особенности  японской литературы, утверждает, что  роль литературы в японской культуре заключается в том, что « в  каждую эпоху своей истории японцы выражали свои мысли не столько в  абстрактной, умозрительной философии, сколько в конкретных литературных произведениях». «Выражаясь метафорически - пишет он - в Японии литература взяла  на себя роль философии, а в Китае  даже литература трактовалась философски» (цит. по 15; с. 14).

Кроме того, она призвана дать ответ на возникающий перед  наукой вопросы об этнокультурной динамике различных обществ в прошлом, и основу обобщенного анализа  современных этнокультурных процессов. Эти процессы предстают не как  варианты уподобления общей модели, а как различные типы реакций, возникающие в ходе взаимодействия различных культур, обладающих собственным  характером и эндогенными потенциями развития, собственной историей, отражённой как в философском достоянии, так и в культуре. Это противоречивое единство, отмечаемое на этническом уровне, является одним из парадоксов культурной антропологии.

Поскольку любая национальная культура является частью общемировой, познание чужой культуры далеко выходит  за пределы узкоакадемических задач. «Изучая иную культуру, мы изучаем  и свою, -отмечает Д.Г. Главева, - в  этом может, и состоит главный  смысл подобных исследований. При  этом своеобразие того или иного  культурного организма появляется не столько на уровне изолированно рассматриваемых процессов и  явлений, сколько в характере  связей между ними, из которых и  вырастают доминанты конкретных традиций» (12; с.З). Нельзя не признать, что и в эпоху глобализации все еще сохраняется культурологическая дистанция между Западом и  Востоком. Поэтому выявление своеобразия  той или иной культуры помогает нам  не только более глубоко понять ее, но и посредством этого своеобразия  обнаружить в ней те универсальные  черты, которые сближают ее с другими  культурами и делают общечеловеческим достоянием.

Список литературы: 

1. Абэ Кобо Запад-Восток : встреча культур, (пер. Б.Никольского) // Иностранная литература, № 9, 1988, с. 203-205

2. Аоки Тамоцу Некоторые  аспекты глобализации в современной  Японии (пер.В.В.Сапова) // Многоликая  глобализация. Культурное своеобразие  в современном мире. М., «Аспект  пресс», 2004, с.77-97

3. Бахтин М.М. Творчество  Франсуа Рабле и народная культура  средневековья и Ренессанса. М., 1965 -435 с. 

4. Бенедикт Рут Хризантема  и меч, М., РОССПЭН, 2004 254 с. 

5. Бергер Питер Культурная  динамика глобализации (пер.В.В.Сапова)// Многоликая глобализация. Культурное  своеобразие в современном мире. М., «Аспект пресс», 2004 , с.8 - 23

6. Воронина И.А. Литературное  прошлое и современная идеологическая  борьба // Современные литературы  стран Азии и Африки и идеологическая  борьба . М., «Наука», 1982, с.238-255

7. Брагинский В.И. Классическое  востоковедение как филологическая  культурология // Народы стран  Азии и Африки, 1990, № 3, с.89-96

8. Вада Харуки Размышления  о послевоенной Японии // Материалы  Международной конференции «Японский  феномен : взгляд из Европы»,  М., 28-29 сентября 2001 г. 

9. Венюков М.И. Очерки  Японии. СПб., 1869. 441 с.126

10. Гадамер Х-Г . Актуальность  прекрасного. М., «Искусство», 1991 -367 с. 

11. Герасимова М.П. Критика  абсолютизации влияния буддизма  на мироощущение японцев и  эстетическое осмысление действительности  в Японии в настоящее время.// Япония : идеология, культура, литература, М., «Наука», 1989, с. 155 161

12. Главева Д.Г. Традиционная  японская культура. Специфика мировосприятия. М., «Восточная литература», 2003. 264 с. 

13. Горегляд В.Н. Некоторые  тенденции развития японской  культуры.//Япония: идеология, культура, литература, М., «Наука», 1989, с. 59

14. Горегляд В.Н. Философия  дзэн-буддизма.// Азия и Африка  сегодня. 1976, № 6 , с.57-60

15. Горегляд В.Н. Японская  литература вв. Начало и развитие  традиций. СПб., «Петербургское востоковедение», 2001.- 400 с. 

16. Гривнин B.C. Некоторые  проблемы изучения послевоенной  японской литературы. // Новое в  японской филологии. М., 1984 , с. 26-30

17. Григорьева Т.П. И  еще раз о Востоке и Западе.// Иностранная литература. 1975, №7 , с. 241-257

18. Григорьева Т.П. Путь  японской культуры.// Иностранная  литература. 2002, № 4. с. 53-58

19. Григорьева Т.П. Японская  художественная традиция М., «Наука», 1979 368 с. 

20. Григорьева Т.П ., Логунова  В.П. Японская литература. М., «Наука», 1964. 282 с. 

21. Гришелёва Л.Д., Чегодарь  Н. И. Культура послевоенной  Японии. М., «Наука», 1981.-241 с. 

22. Гришелёва Л.Д., Чегодарь  Н. И. Формирование японской  национальной культуры. М., «Наука», 1986. 386 с. 

23. Догэн Луна в капле  росы (Избранные произведения мастера  Догэна) М., «Либрис», 2000 - 288 с. 

24. Дьяконова Е.М. Текст  и интерпретация текста. Психология  и социология чтения в Японии // Япония: культура и общество  в эпоху НТР, М. 1985, с.92-104

25. Ерёмина О.В Социальные  мотивы в творчестве писателей  «поколения обращённых в себя»  // Япония: культуры и общество  в эпоху НТР, М., 1985, с.238-250

26. Ермакова Л.М. Культурные  традиции японцев и XX век. // Япония: культура и общество в эпоху  НТР. М., «Наука», 1985, с. 307-317

27. Ермакова Л.Н. Мифопоэтический  строй как модус японской культуры. // Человек и мир в японской  культуре. М ., «Наука», 1985, с. 7-2428. Ёсиюки  Дзюнноскэ. Ржавое море. (пер.Л.Л.Громковской) // Японская новелла 1960-1972 гг ., М.,1972, с.85-88

28. Затонский Д.В. Художественные  ориентиры XX в. М., «Советский писатель», 1988. -413 с. 

29. Зарубежная эстетика  и теория литературы. Х1Х-ХХ вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М., Издательство  МГУ, 1987. 511 с. 

30. Игнатович А.Н. Буддизм  в Японии. Очерки ранней истории.  М., «Наука», 1987.-314 с. 

31. Игнатович А.Н., Светлов  Г.В. Лотос и политика : необуддийские  движения в общественной жизни  Японии. М., «Мысль», 1989. 283 с. 

32. ИноуэЯсуси Охотничье  ружьё. (пер.Б. Раскина.)// Современная  японская новелла. 1945-1978 М., «Художественная  литература», 1980, с.53-91

33. История современной  японской литературы (под ред.Н.И.  Конрада), М., «Наука», 1961 517 с. 

34. Ихара Сайкаку Новеллы  (пер. Е.Пинус и М.Марковой), М., «Художественная литература», 1959 229 с. 

35. Каган М.С. Философия  культуры. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1996.-414 с. 

36. Карелова Л.Б., Чугров  С.В. К проблеме становления  японской идентичности и внешнеполитической  мысли // Япония. 2003-2004. М., «Макс-пресс», 2004. с .129-154

37. Ким Рёхо Набат Хиросимы (мир и война в японской литературе  наших дней ). М., «Знание», 1989 64 с. 

38. Ким Рёхо Современный  японский роман. М., «Наука», 1977.

39. Киплинг Р.// Цит по: Григорьева  Т.П. Вслед за кистью. Японские  дзуйхицу. М., «Наука» , 1998.

40. Козлов С .Я. Этнолитературоведение  это интересно и перспективно // Этнографическое обозрение, 2005, №  2, с. 163 -166

41. Конрад Н.И. Запад  и Восток. Статьи., М., «Наука», 1966 519 с. 

42. Конрад Н.И. Избранные  труды: литература и театр.  М., «Наука», 1978.-462 с. 

43. Конрад Н.И. Японская  литература в образцах и очерках.  М., «Наука», 1991.-551 с. 

44. Корнилов М.Н. Традиционные  межличностные отношения в Японии // Японское общество и культура. М., «Наука», 1990. 79 с. 

45. Куланов А.Е. Образ  Японии в сегодняшней России : стереотипы и реалии // Россия  и Японии : соседи в новом тысячелетии.  «Аиро-ХХ», М., 2004. с.56-74

46. Культурология . XX век.  Словарь. СПб., «Университетская  книга», 1997. 640 с. 

47. Куросава Акира. Жабий  жир (Нечто вроде автобиографии) (пер.Л.Ермаковой)//Иностранная литература  №5, 1993, с. 143-147

48. Литература в контексте  культуры. М., Издательство МГУ, 1986.270 с. 

49. Литературный энциклопедический  словарь. М., «Советская энциклопедия», 1987 752 с. 

50. Логунова В.В. Писатели  и время. Реализм и модернизм  в японской литературе. М., «Наука», 1961 -256 с. 

51. Лотман Ю.М. Внутри  мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история.  М., «Языки русской культуры», 1999 .- 464 с. 

52. Максимова Г.Н. Писатель  «послевоенного направления» («сэнгоха»), 1945-1950) Умэдзаки Харуо// Востоковедение, издательство ЛГУ, Л.,1976, с. 110-117

53. Марко Поло. Книга // Пронников В.А, Ладанов И. Д.  Японцы. Этнопсихологические очерки. М., «В и М», 1996. 342 с. 

54. Маркарян Э.С. Узловые  проблемы теории культурной традиции // Советская этнография, 1981, № 2, с. 81 92

55. Маркарян С.Б., Молодяков  Э.В. Традиции в японских праздниках // Япония: культура и общество  в эпоху НТР . М., «Наука», 1985, с. 149-163

56. Маслова В.А. Лингвокультурология.  М., «Академия», 2004. 208с. 

57. Мещеряков А.Н. Древняя  Япония: культура и текст. М,  «Наука», 1991,- 222 с. 

58. Мир по-японски. Эстетические  и этические ценности в японской  культуре. СПб., «Северо-Запад», 2000. 565 с. 

59. Миямото Тэру . Мутная  река. // Собаки в разгар лета (пер.  Жанцановой М.Г.) М., «Восточная литература», 2000 с. 93-142

60. Миямото Тэру Сжечь  лодку // Собаки в разгар лета (пер. Жанцановой М.Г.) М., «Восточная  литература», 2000 с. 5-17

61. Миямото Тэру Украдешь  шоколаду? // Собаки в разгар лета (пер. 

62. Жанцановой М.Г.) М., «Восточная  литература», 2000 с. 17-32

63. Молодякова Э.В. Изучение  Японии в постсоветской России // Россия и Японии : соседи в  новом тысячелетии. «Аиро-ХХ»,  М., 2004. с.37-55

64. Моритани Масанори. Современная  технология и экономическое развитие  Японии. М., «Экономика», 1986. 263 с. 

65. Нисида Масару. Что делать? На пути к социальному роману, (пер. Мазурика В.П.)// Общественные  науки и современность № 5, 1991, с.124-126

66. Нумано Мицуёси Граница  японской литературы и её сдвиги  в мировом контексте // Иностранная  литература № 8, 2002, с. 242-248

67. Отюцкий Г.П. История  социальной (культурной) антропологии. М., Гаудеамус, 2003. 400 с. 

68. Пильняк Б.В. Корни  японского солнца. М., «Три квадрата», 2004. -330 с. 

69. Позднеев. Д. И. Япония. Страна, население, история, политика. М., 1925.

70. Поспелов Б.В. Очерки  философии и социологии современной  Японии. М., "Наука", 1974. 301 с. 

71. Садокова А.Р. Японский  фольклор (В контексте мифолого-религиозных  представлений). М., ИМЛИ РАН, 2001. 256 с. 

72. Сакулин П.Н. Филология  и культурология. М., «Высшая школа», 1990-239 с. 

73. Светлов Г.Е. Синто  в жизни японцев.// Япония: культура  и общество в эпоху НТР. М., «Наука», 1985.

74. Современная Япония. М., «Наука», 1973.- 853 с. 

75. Современная японская  новелла (1945-1978) .М., «Художественная  литература», 1980. 703 с. 

76. Стеценко Е.А. Концепция  традиции в литературе XX века // Художественные  ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002, с.47-80

77. Шелестова E.JI. Эстетика  и религия японцев как противоречиво  существующая реальность.// Человек  и мир в японской культуре. М., «Наука», 1985,-с.258-265

78. Херн. JI. Душа Японии. Кокоро. (пер.Е.Маурина), М., «Муравей», 1997 .-347 с. 

79. Художественные традиции  литератур Востока и современность  : традиционализм на современном  этапе. М., «Наука», 1986 332 с. 

80. Цуцуми Сэйдзи. Ветер  перемен (сокр. перевод Я.А.Певзнера), М., «Прогресс», 1982. 232 с. 

81. Чегодарь Н.И. Основные  этапы развития послевоенной  японской литературы // Проблемы  Дальнего Востока № 2, 1980, с. 176 183

82. Чегодарь Н.И. Основные  концепции послевоенного литературного  процесса в японской критике  // Япония, ежегодник, М., «Наука», 1986, с.250 265

83. Чегодарь Н.И. Человек  и общество в послевоенной  литературе Японии. М., «Наука», 1985 185 с. 

84. Человек и природа  в духовной культуре Востока.  М., ИВ РАН «Крафт +», 2004. - 576 с. 

85. Человек : образ и  сущность. Гуманитарный аспект. Диалог  культур., М., ИНИОН РАН, 2004. 236 с. 

86. Чхартишвили Г.Ш. С  «Песенкой свиньи по «Норвежскому  лесу»»// Литературное обозрение  № 9, 1990, с. 33- 39

87. Чхартишвили Г.Ш. Невыносимая  тяжесть лёгкости.// Иностранная  литература №5 , 1993 с. 239 -244

88. Чхартишвили Г.Ш. «Синтё:»  : опыт выживания «высоколобого»  литературного журнала в условиях  рыночной экономики // Иностранная  литература № 8, 1997. с. 218 - 241

89. Чхартишвили Г.Ш. Но  нет Востока и Запада нет.  О новом андрогине в мировой  литературе // Иностранная литература  №9, 1996. -с.154-163

90. Шапир М.И. Филология  как фундамент гуманитарного  знания // Антропология культуры. ОГИ,  М., 2002,- с. 56-67

91. Япония : мифы и реальность. М., «Восточная литература», 1999. -334 с. 

92. Япония в сравнительных  социокультурных исследованиях.  М., ИНИОН РАН, 1989 318 с. 

93. Ясунари Кавабата. Избранные  произведения. М., «Панорама», 1993.-443 с. 

94. Ясунари Кавабата. Стон  горы (пер.В.В.Гривнина), М., «Художественная  литература», 1975. 240 с.1. На английском  языке :

95. Brinkman John Asian thought and culture. Simplicity. A distinctive quality of Japanese Spirituality. N.Y., Peter Lung Publishing Inc., 1996. 275 c.

96. Kerr A. Dogs and Demons: Tales from the Dark Side of Japan. Hill and Wang, NY, 2002. - C.385. - 420 c.

97. Kuwabara Takeo Japan and Western civilization: Essays on comparative culture, Tokyo, 1983.

98. Yamazaki Masakazu. The impact of Japanese culture in management // The management challenge: Views / Ed. By Thurow L.C/ Cambridge (Mass): L., 19851. На японском языке  :

99. Сибата Тосиюки-хэн,- Токио, 1973. с. 183-208

100. Киндай-но нихон бунгаку  (Японская литература нового времени).- под ред. Асаи Киёси, Токио, 1997. 188 с. 

Информация о работе Культура послевоенной Японии в литературном творчестве Миямото Тэру