Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:19, автореферат
Культура как особого рода этносоциальная система обеспечивает стабильность и постоянство общества, и одновременно его динамику, поддерживая преемственность традиций в период кардинальных перемен в обществе. Духовное воспроизводство и его трансляция - важная предпосылка совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентаций, которые и вырабатываются внутри культуры. При таком подходе к важнейшим феноменам культуры можно отнести литературное творчество, в процессе которого духовное достояние получает как реальное отражение, так и постоянное развитие, а также выдвигаются новые идеи и представления, получает выражение иерархия ценностей, отвечающая новым запросам социального бытия.
Введение
Глава I Этносоциальные феномены японской духовной культуры послевоенного периода
1.1 Этнокультурные аспекты процесса модернизации японского общества во второй половине XX века
1.2 Этнокультурные традиции в современном японском обществе
Глава II Литературное творчество Миямото Тэру как этнокультурный феномен в Японии послевоенного периода.
2.1 Литературное творчество Миямото Тэру в контексте эволюции литературного процесса в Японии второй половины XX века
2.2 Категории японской традиционной художественной культуры в творчестве Миямото Тэру.
С другой стороны, сама эволюция творчества Миямото является отражением тех изменений, которые происходили в литературном процессе этого периода и культурной жизни в целом, а именно - т.н. «размывание жанров» и постепенный отход от литературы «высокой» к литературе массовой. Начав свою творческую деятельность приверженцем «чистой» литературы, позже писатель создаёт самые разноплановые произведения.
Несмотря на господство в
современную ему эпоху
Разработка данной проблематики должна показать, что роль литературного творчества как элемента художественной культуры является очень важной в процессе осмысления определённой этнической культуры как целостной системы. Не случайно историк японской литературы профессор Като Сюити, в своём «Введении в историю японской литературы», рассматривая особенности японской литературы, утверждает, что роль литературы в японской культуре заключается в том, что « в каждую эпоху своей истории японцы выражали свои мысли не столько в абстрактной, умозрительной философии, сколько в конкретных литературных произведениях». «Выражаясь метафорически - пишет он - в Японии литература взяла на себя роль философии, а в Китае даже литература трактовалась философски» (цит. по 15; с. 14).
Кроме того, она призвана дать ответ на возникающий перед наукой вопросы об этнокультурной динамике различных обществ в прошлом, и основу обобщенного анализа современных этнокультурных процессов. Эти процессы предстают не как варианты уподобления общей модели, а как различные типы реакций, возникающие в ходе взаимодействия различных культур, обладающих собственным характером и эндогенными потенциями развития, собственной историей, отражённой как в философском достоянии, так и в культуре. Это противоречивое единство, отмечаемое на этническом уровне, является одним из парадоксов культурной антропологии.
Поскольку любая национальная
культура является частью общемировой,
познание чужой культуры далеко выходит
за пределы узкоакадемических
Список литературы:
1. Абэ Кобо Запад-Восток : встреча культур, (пер. Б.Никольского) // Иностранная литература, № 9, 1988, с. 203-205
2. Аоки Тамоцу Некоторые
аспекты глобализации в
3. Бахтин М.М. Творчество
Франсуа Рабле и народная
4. Бенедикт Рут Хризантема и меч, М., РОССПЭН, 2004 254 с.
5. Бергер Питер Культурная
динамика глобализации (пер.В.В.Сапова)//
Многоликая глобализация. Культурное
своеобразие в современном
6. Воронина И.А. Литературное
прошлое и современная
7. Брагинский В.И. Классическое
востоковедение как
8. Вада Харуки Размышления
о послевоенной Японии // Материалы
Международной конференции «
9. Венюков М.И. Очерки Японии. СПб., 1869. 441 с.126
10. Гадамер Х-Г . Актуальность прекрасного. М., «Искусство», 1991 -367 с.
11. Герасимова М.П. Критика
абсолютизации влияния
12. Главева Д.Г. Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия. М., «Восточная литература», 2003. 264 с.
13. Горегляд В.Н. Некоторые тенденции развития японской культуры.//Япония: идеология, культура, литература, М., «Наука», 1989, с. 59
14. Горегляд В.Н. Философия дзэн-буддизма.// Азия и Африка сегодня. 1976, № 6 , с.57-60
15. Горегляд В.Н. Японская
литература вв. Начало и развитие
традиций. СПб., «Петербургское востоковедение»
16. Гривнин B.C. Некоторые
проблемы изучения
17. Григорьева Т.П. И еще раз о Востоке и Западе.// Иностранная литература. 1975, №7 , с. 241-257
18. Григорьева Т.П. Путь японской культуры.// Иностранная литература. 2002, № 4. с. 53-58
19. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция М., «Наука», 1979 368 с.
20. Григорьева Т.П ., Логунова В.П. Японская литература. М., «Наука», 1964. 282 с.
21. Гришелёва Л.Д., Чегодарь Н. И. Культура послевоенной Японии. М., «Наука», 1981.-241 с.
22. Гришелёва Л.Д., Чегодарь Н. И. Формирование японской национальной культуры. М., «Наука», 1986. 386 с.
23. Догэн Луна в капле
росы (Избранные произведения
24. Дьяконова Е.М. Текст и интерпретация текста. Психология и социология чтения в Японии // Япония: культура и общество в эпоху НТР, М. 1985, с.92-104
25. Ерёмина О.В Социальные мотивы в творчестве писателей «поколения обращённых в себя» // Япония: культуры и общество в эпоху НТР, М., 1985, с.238-250
26. Ермакова Л.М. Культурные традиции японцев и XX век. // Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., «Наука», 1985, с. 307-317
27. Ермакова Л.Н. Мифопоэтический
строй как модус японской
28. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX в. М., «Советский писатель», 1988. -413 с.
29. Зарубежная эстетика и теория литературы. Х1Х-ХХ вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М., Издательство МГУ, 1987. 511 с.
30. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерки ранней истории. М., «Наука», 1987.-314 с.
31. Игнатович А.Н., Светлов Г.В. Лотос и политика : необуддийские движения в общественной жизни Японии. М., «Мысль», 1989. 283 с.
32. ИноуэЯсуси Охотничье ружьё. (пер.Б. Раскина.)// Современная японская новелла. 1945-1978 М., «Художественная литература», 1980, с.53-91
33. История современной японской литературы (под ред.Н.И. Конрада), М., «Наука», 1961 517 с.
34. Ихара Сайкаку Новеллы (пер. Е.Пинус и М.Марковой), М., «Художественная литература», 1959 229 с.
35. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1996.-414 с.
36. Карелова Л.Б., Чугров
С.В. К проблеме становления
японской идентичности и
37. Ким Рёхо Набат Хиросимы
(мир и война в японской
38. Ким Рёхо Современный японский роман. М., «Наука», 1977.
39. Киплинг Р.// Цит по: Григорьева Т.П. Вслед за кистью. Японские дзуйхицу. М., «Наука» , 1998.
40. Козлов С .Я.
41. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи., М., «Наука», 1966 519 с.
42. Конрад Н.И. Избранные труды: литература и театр. М., «Наука», 1978.-462 с.
43. Конрад Н.И. Японская
литература в образцах и
44. Корнилов М.Н. Традиционные
межличностные отношения в
45. Куланов А.Е. Образ Японии в сегодняшней России : стереотипы и реалии // Россия и Японии : соседи в новом тысячелетии. «Аиро-ХХ», М., 2004. с.56-74
46. Культурология . XX век. Словарь. СПб., «Университетская книга», 1997. 640 с.
47. Куросава Акира. Жабий
жир (Нечто вроде
48. Литература в контексте культуры. М., Издательство МГУ, 1986.270 с.
49. Литературный
50. Логунова В.В. Писатели и время. Реализм и модернизм в японской литературе. М., «Наука», 1961 -256 с.
51. Лотман Ю.М. Внутри
мыслящих миров. Человек-текст-
52. Максимова Г.Н. Писатель «послевоенного направления» («сэнгоха»), 1945-1950) Умэдзаки Харуо// Востоковедение, издательство ЛГУ, Л.,1976, с. 110-117
53. Марко Поло. Книга // Пронников В.А, Ладанов И. Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М., «В и М», 1996. 342 с.
54. Маркарян Э.С. Узловые
проблемы теории культурной
55. Маркарян С.Б., Молодяков
Э.В. Традиции в японских
56. Маслова В.А.
57. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М, «Наука», 1991,- 222 с.
58. Мир по-японски. Эстетические
и этические ценности в
59. Миямото Тэру . Мутная река. // Собаки в разгар лета (пер. Жанцановой М.Г.) М., «Восточная литература», 2000 с. 93-142
60. Миямото Тэру Сжечь лодку // Собаки в разгар лета (пер. Жанцановой М.Г.) М., «Восточная литература», 2000 с. 5-17
61. Миямото Тэру Украдешь шоколаду? // Собаки в разгар лета (пер.
62. Жанцановой М.Г.) М., «Восточная литература», 2000 с. 17-32
63. Молодякова Э.В. Изучение Японии в постсоветской России // Россия и Японии : соседи в новом тысячелетии. «Аиро-ХХ», М., 2004. с.37-55
64. Моритани Масанори. Современная
технология и экономическое
65. Нисида Масару. Что делать? На пути к социальному роману, (пер. Мазурика В.П.)// Общественные науки и современность № 5, 1991, с.124-126
66. Нумано Мицуёси Граница
японской литературы и её
67. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М., Гаудеамус, 2003. 400 с.
68. Пильняк Б.В. Корни японского солнца. М., «Три квадрата», 2004. -330 с.
69. Позднеев. Д. И. Япония. Страна, население, история, политика. М., 1925.
70. Поспелов Б.В. Очерки
философии и социологии
71. Садокова А.Р. Японский
фольклор (В контексте мифолого-
72. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., «Высшая школа», 1990-239 с.
73. Светлов Г.Е. Синто в жизни японцев.// Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., «Наука», 1985.
74. Современная Япония. М., «Наука», 1973.- 853 с.
75. Современная японская новелла (1945-1978) .М., «Художественная литература», 1980. 703 с.
76. Стеценко Е.А. Концепция
традиции в литературе XX века // Художественные
ориентиры зарубежной
77. Шелестова E.JI. Эстетика
и религия японцев как
78. Херн. JI. Душа Японии. Кокоро. (пер.Е.Маурина), М., «Муравей», 1997 .-347 с.
79. Художественные традиции
литератур Востока и
80. Цуцуми Сэйдзи. Ветер перемен (сокр. перевод Я.А.Певзнера), М., «Прогресс», 1982. 232 с.
81. Чегодарь Н.И. Основные этапы развития послевоенной японской литературы // Проблемы Дальнего Востока № 2, 1980, с. 176 183
82. Чегодарь Н.И. Основные
концепции послевоенного
83. Чегодарь Н.И. Человек и общество в послевоенной литературе Японии. М., «Наука», 1985 185 с.
84. Человек и природа в духовной культуре Востока. М., ИВ РАН «Крафт +», 2004. - 576 с.
85. Человек : образ и сущность. Гуманитарный аспект. Диалог культур., М., ИНИОН РАН, 2004. 236 с.
86. Чхартишвили Г.Ш. С
«Песенкой свиньи по «
87. Чхартишвили Г.Ш. Невыносимая тяжесть лёгкости.// Иностранная литература №5 , 1993 с. 239 -244
88. Чхартишвили Г.Ш. «Синтё:»
: опыт выживания «высоколобого»
литературного журнала в
89. Чхартишвили Г.Ш. Но нет Востока и Запада нет. О новом андрогине в мировой литературе // Иностранная литература №9, 1996. -с.154-163
90. Шапир М.И. Филология как фундамент гуманитарного знания // Антропология культуры. ОГИ, М., 2002,- с. 56-67
91. Япония : мифы и реальность. М., «Восточная литература», 1999. -334 с.
92. Япония в сравнительных
социокультурных исследованиях.
93. Ясунари Кавабата. Избранные произведения. М., «Панорама», 1993.-443 с.
94. Ясунари Кавабата. Стон горы (пер.В.В.Гривнина), М., «Художественная литература», 1975. 240 с.1. На английском языке :
95. Brinkman John Asian thought and culture. Simplicity. A distinctive quality of Japanese Spirituality. N.Y., Peter Lung Publishing Inc., 1996. 275 c.
96. Kerr A. Dogs and Demons: Tales from the Dark Side of Japan. Hill and Wang, NY, 2002. - C.385. - 420 c.
97. Kuwabara Takeo Japan and Western civilization: Essays on comparative culture, Tokyo, 1983.
98. Yamazaki Masakazu. The impact of Japanese culture in management // The management challenge: Views / Ed. By Thurow L.C/ Cambridge (Mass): L., 19851. На японском языке :
99. Сибата Тосиюки-хэн,- Токио, 1973. с. 183-208
100. Киндай-но нихон бунгаку
(Японская литература нового
Информация о работе Культура послевоенной Японии в литературном творчестве Миямото Тэру