Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:19, автореферат
Культура как особого рода этносоциальная система обеспечивает стабильность и постоянство общества, и одновременно его динамику, поддерживая преемственность традиций в период кардинальных перемен в обществе. Духовное воспроизводство и его трансляция - важная предпосылка совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентаций, которые и вырабатываются внутри культуры. При таком подходе к важнейшим феноменам культуры можно отнести литературное творчество, в процессе которого духовное достояние получает как реальное отражение, так и постоянное развитие, а также выдвигаются новые идеи и представления, получает выражение иерархия ценностей, отвечающая новым запросам социального бытия.
Введение
Глава I Этносоциальные феномены японской духовной культуры послевоенного периода
1.1 Этнокультурные аспекты процесса модернизации японского общества во второй половине XX века
1.2 Этнокультурные традиции в современном японском обществе
Глава II Литературное творчество Миямото Тэру как этнокультурный феномен в Японии послевоенного периода.
2.1 Литературное творчество Миямото Тэру в контексте эволюции литературного процесса в Японии второй половины XX века
2.2 Категории японской традиционной художественной культуры в творчестве Миямото Тэру.
Культура послевоенной Японии в литературном творчестве Миямото Тэру
Автореферат
Диссертация
Артикул: 230541
Год:
2006
Автор:
Жанцанова, Марина Георгиевна
Ученая cтепень:
кандидат культурологии
Место защиты диссертации:
Чита
Код cпециальности ВАК:
24.00.01
Специальность:
Теория и история культуры
Количество cтраниц:
136
Оглавление:
Введение
Глава I Этносоциальные феномены японской духовной культуры послевоенного периода
1.1 Этнокультурные аспекты
процесса модернизации
1.2 Этнокультурные традиции
в современном японском
Глава II Литературное творчество Миямото Тэру как этнокультурный феномен в Японии послевоенного периода.
2.1 Литературное творчество
Миямото Тэру в контексте
2.2 Категории японской
традиционной художественной
Введение:
Актуальность исследования.
История развития человечества представляет
собой беспрерывный процесс смены
поколений, формаций и цивилизаций.
В этом процессе от поколения к
поколению бережно передаются накопленные
ценности материальной и духовной культуры
посредством сохранения и приумножения
этнокультурных традиций, исследование
которых позволяет
Культура как особого рода этносоциальная система обеспечивает стабильность и постоянство общества, и одновременно его динамику, поддерживая преемственность традиций в период кардинальных перемен в обществе. Духовное воспроизводство и его трансляция - важная предпосылка совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентаций, которые и вырабатываются внутри культуры. При таком подходе к важнейшим феноменам культуры можно отнести литературное творчество, в процессе которого духовное достояние получает как реальное отражение, так и постоянное развитие, а также выдвигаются новые идеи и представления, получает выражение иерархия ценностей, отвечающая новым запросам социального бытия.
Феномены японской культуры
являются уникальными в плане
длительности сохранения культурного
наследия, поэтому Япония неизменно
вызывала особый интерес исследователей,
как пример моноэтнического общества,
сумевшего сохранить
Поражение Японии во Второй
мировой войне заставило по-
Между тем, по степени популярности
и признанности в литературных кругах
у себя в стране Миямото Тэру нисколько
не уступает вышеупомянутым писателям.
О причинах подобного парадокса,
отражающего и некоторые
Уникальность японского
культурного феномена, вклад японской
культуры в мировую, типологические
параллели с другими
Именно в художественном
тексте явлен духовный мир автора
в контексте той ли иной культуры.
И в этом смысле творчество современного
японского писателя Миямото Тэру
может рассматриваться, прежде всего,
как культурологический феномен, поскольку
в произведениях этого писателя
нашли отражение все
Суть нашего исследования
заключается в привлечении
О возникновении интереса к осмыслению этнокультурных проблем Японии уже в средневековый период, свидетельствуют многочисленные источники. Первые сведения о Японии сообщил европейцам Марко Поло, который в 1275-1292 гг. находился на службе у тогдашнего правителя Китая - монгольского хана Хубилая.
Первым же отечественным источником в области культуры Японии можно считать рукописную «Космографию 1670 года», которая представляет собой самую раннюю в истории русской словесности попытку системно рассказать о Японии и ее культуре. В главе под названием «О Японии или
Япон-острова» автор пишет следующее : «Японские люди многосмышленны, доброобразны, памятны. Нищих и убогих нет. Друг друга ссужают и обнищать не дадут. Природою жестоко нравны. Татей и всяких воровских людей не любят, проклинают. А кто на лжи клянется, того не любят и дивятся тому. Всяких премудростей искатели. К работам терпеливы.» (59 ; с. 10).
В 1734 году появилась книга о Японии (на основе переводов С. Коровина-Синберенина и И. Горлицкого), переизданная позже под названием «Описание о Японии». Позже была опубликована книга профессора Московского университета И. Рейхеля «История о Японском государстве, из достоверных известий собранных». Благодаря географическим открытиям на Дальнем Востоке конца XVIII века - начала XIX века дали отечественная и мировая науке ценнейшие сведениями о Японии в области культуры Японии, которые получили дальнейшее развитие. С «открытием» русскими Японии появилось больше возможностей для её изучения «изнутри». В 1870 г. русский путешественник М. Венюков писал об открытии Японии и модернизации страны, отмечал беспрецедетные темпы ее развития. « Пробегая летописи прошедшего, мы находим не много подобного этому быстрому поступательному движению в судьбах самых даровитых народов Востока и Запада" (9 ; с.27).
Хотя практически до начала
XX века уровень научных исследований
проблем истории, экономики и
политики Японии отставал от требований
времени, поражение в войне с
Японией (1903-1905) стало мощным катализатором
развития японоведения в России как
самостоятельной части
Именно в этот же период начинается плодотворная научная деятельность патриарха отечественного востоковедения Н.И. Конрада (18911970), которого можно назвать и основоположником японской культурологии. В своих исследованиях, объединенных в фундаментальном труде « Запад и Восток» он высказал собственную общеисторическую концепцию и концепцию развития мировой культуры в целом. Им были подготовлены такие исследования, как «Вопросы японского феодализма», «Очерки японской истории с древнейших времен до «революции Мэйдзи», «Лекции по истории Японии» и многие другие фундаментальные работы в самых разных областях японской духовной культуры. Труды Н.И.Конрада были исключительно важными в методологическом отношении и оказали большое влияние на многих отечественных исследователей.
После поражения Японии во Второй мировой войне на фоне возрастания интересе к проблемам Востока в целом, особое внимание стало придаваться японоведческим исследованиям. Были сформулированы новые направления именно японоведческих исторических, экономических, культурологических исследований. Если говорить о тенденциях в развитии японоведческих исследований в СССР, то можно отметить явный рост и доминирование исследований по социально-экономической проблематике послевоенной Японии, что объяснялось невиданными экономическими успехами Японии после Второй мировой войны.
Кроме того, в 60-е и особенно
в 80-е годы появился целый ряд
книг, авторы которых поставили в
центр своего внимания именно уникальные
особенности японской жизни и
культуры. Среди них были и сугубо
специальные труды, и научные
работы, рассчитанные одновременно на
широкую аудиторию (Н.И. Конрад, Н.А.
Иофан, А.С. Арутюнов, А.И. Игнатович, А.С.
Коломиец, Г.Б. Навлицкая, И.А. Латышев,
В.А. Пронников, А.С. Ладанов и другие),
и публикации журналистов (В.В. Овчинников,
В.В. Цветов и другие). В этих трудах
получили освещение самые различные
аспекты японской культуры. Все эти
работы получили широкий общественный
отклик, а некоторые из них приобрели
чрезвычайную популярность. Значительным
событием в отечественном японоведении
явилось издание сборника статей
«Человек и мир в японской культуре»
(1985), где рассматриваются
Говоря об изучении послевоенной японской культуры, нельзя не отметить огромный научный вклад Т.П. Григорьевой, Л.Д. Гришелевой,
Н.И. Чегодарь, труды которых посвящены исследованию различных аспектов японской культуры. В частности, работа Л.Д. Гришелевой и Н.И. Чегодарь
Культура послевоенной Японии»,
вышедшая еще в 1981 году, явилась комплексным
исследованием в области
В 80 - 90-е годы заметно возросло
количество фундаментальных исследований
и в области древней и
В японской и зарубежной
культурологии конца 60-х начала 70~х
годов XX века была популярна концепция
«уникальности» японской культуры (теории
«нихондзин-рон», «нихонбунка-рон» в
Японии в самой Японии), где отстаивалась
идея уникальности японского этноцентризма
и партикуляризма, а также концепции,
строящиеся на радикальном оппозиционировании
японской и западной культуры, являющиеся
продолжением теории «культуры стыда
и «культуры вины»
Современный анализ японской культуры проведен такими исследователями как С.М Липсет, С.Н Эйзенштадт., Кувабара Такэо. В их работах отражен новый взгляд на проблему - традиция как источник модернизации. Немаловажное значение для исследования японской культуры имели кросс-культурные исследования Огуро Тацуо и Ямадзаки Масакадзу и других ученых.
На рубеже 80-90-х годов,
после снятия цензурных и идеологических
ограничений стали появляться синтетические
работы, посвященные как уникальности,
так и универсальности
Информация о работе Культура послевоенной Японии в литературном творчестве Миямото Тэру