Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:19, автореферат
Культура как особого рода этносоциальная система обеспечивает стабильность и постоянство общества, и одновременно его динамику, поддерживая преемственность традиций в период кардинальных перемен в обществе. Духовное воспроизводство и его трансляция - важная предпосылка совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентаций, которые и вырабатываются внутри культуры. При таком подходе к важнейшим феноменам культуры можно отнести литературное творчество, в процессе которого духовное достояние получает как реальное отражение, так и постоянное развитие, а также выдвигаются новые идеи и представления, получает выражение иерархия ценностей, отвечающая новым запросам социального бытия.
Введение
Глава I Этносоциальные феномены японской духовной культуры послевоенного периода
1.1 Этнокультурные аспекты процесса модернизации японского общества во второй половине XX века
1.2 Этнокультурные традиции в современном японском обществе
Глава II Литературное творчество Миямото Тэру как этнокультурный феномен в Японии послевоенного периода.
2.1 Литературное творчество Миямото Тэру в контексте эволюции литературного процесса в Японии второй половины XX века
2.2 Категории японской традиционной художественной культуры в творчестве Миямото Тэру.
Вместе с тем, в последнее десятилетие вышли в свет исследования, отражающие реальные проблемы и отдельные аспекты истории и культуры Японии, такие, как коллективные монографии «Культура классической Японии» (2000), «Культура Японии: история и современность» (2000), «История и культура Японии» (2001), монография Д.Г. Главевой
Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия» (2003).
Новым подходом к изучению японской культуры примечателен сборник «Мир по-японски. Эстетические и этические ценности в японской литературе» (2000), в котором литературные тексты рассматриваются как культурологический источник, дающий знания об эстетических и этических традициях японцев.
Если говорить о ситуации
с исследованиями современной японской
литературы, то в отечественном
Несмотря на то, что вопросы,
связанные с исследованием
Источниковой базой нашего исследования являются: литературные тексты (произведения современного японского писателя Миямото Тэру) , касающиеся темы диссертационного исследования, часть которых переведена автором впервые, а также культурологические труды японских, американских и отечественных исследователей.
Объект исследования: культура Японии послевоенного периода.
Предмет исследования: культура послевоенной Японии в контексте литературного творчества современного японского писателя Миямото Тэру.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XX века.
Цель исследования: комплексное изучение литературного творчества японского писателя Миямото Тэру как этнокультурного феномена послевоенной Японии, определение сущности, содержания и социокультурной функции и выявление его связи с другими этнокультурными феноменами.
Для достижения вышеуказанной цели потребовалось решение ряда задач, которые заключались в следующем :
- показать этнокультурную
специфику послевоенной Японии
и ее отражение в творчестве
современных японских
- выявить этнокультурные аспекты процесса модернизации Японии во второй половине XX века;
- рассмотреть творчество
современного японского
Методологическая и
В качестве методологической
основы исследования использованы диалектический
принцип исторического и
Важное методологическое
значение имеет универсалистский поход,
представляющий собой кросс-культурное
исследование нескольких культурных слоев,
что позволяет выявить общие
универсальные элементы и межкультурные
различия. Спектр современных культурологических
исследований, ориентированных на решение
этнокультурных проблем, весьма широк.
Одним из плодотворных подходов в
этой области является изучение феноменов
культуры в контексте социально-
Применение компаративистского
метода при выделении проблемного
и кросскультурного подходов позволило
нам не только выявить своеобразие
японской духовной культуры или общность
с другими культурами, но и открыть
новые пласты в понимании общих
проблем культуры. Культурно-специфический
подход нацеливает на изучение культуры
какого-либо народа изнутри, на необходимость
выявления специфических
Теоретическую основу исследования составляют научные труды представителей отечественной и зарубежной культурологии в области проблемы исследования феномена традиции в культуре (Э.С. Маркарян, М.С.
Каган) и литературе (Т. Элиот), литературного творчества как этнокультурного феномена, его связей и соотношения с другими элементами культуры (А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман., М.С. Каган, Н.И. Конрад). В своем
16 исследовании мы опирались
на философские работы Х-Г.
Гадамера и В. Дильтея в
В работе также использованы филологические и лингвокультурологические методы анализа текста в рамках герменевтической парадигмы.
Научная новизна исследования. В соответствии с основной целью и задачами исследования новизна полученных результатов состоит в следующем:
- выявлены и проанализированы
основные проблемы японской
- проанализировано творчество
японского писателя Миямото
- в ходе исследования
раскрыты особенности
Разумеется, данное исследование
не может претендовать на всестороннее,
исчерпывающее освещение
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что автору диссертации удалось ввести в научный оборот в качестве источника культурологического анализа произведения современного японского писателя Миямото Тэру. Постановка вопросов, касающихся литературного творчества как этнокультурного феномена в силу междисциплинарного характера позволяет выйти на уровень обобщений, способствующих решению целого ряда проблем. Сама культурнотипологическая характеристика литературного творчества и использование литературного текста в качестве культурологического источника вносит определенный вклад в дальнейшую разработку проблем, связанных с изучением этнокультурных феноменов.
Материалы диссертации могут
быть использованы для осмысления изменений,
произошедших в японских этнокультурных
традициях в послевоенный период,
а также при попытке
В ходе проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту :
- этнокультурная специфика
японского общества обусловила
успешный процесс модернизации
Японии, в результате которого
она стала одной из самых
развитых стран мира. Модернизация
в Японии проходила без
- творчество современного
японского писателя Миямото
- в тексте произведений
Миямото Тэру широко
- литературные образы
в произведениях Миямото Тэру,
осложняясь культурными
Апробация исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию на научных конференциях: доклад «Культурные реалии послевоенной Японии в творчестве Миямото Тэру» на конференции преподавателей и студентов восточного факультета БГУ, 27 февраля2003 г ; доклад «Символика ранних произведений японского писателя Миямото Тэру» на Международной научно-практической конференции «Мункуевские чтения-2», Улан-Удэ, 9-10 июня 2004 г.; сообщение «Творчество современного японского писателя Миямото Тэру на XI Всероссийской научной конференции «Философия восточно-азиатского региона и современная цивилизация», Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 23-24 мая 2005 г.
Диссертация обсуждена на
кафедре культурологии
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение:
Заключение
Литературное творчество как феномен культуры любого народа отражает традиционно присущие ему представления и ценности, поскольку тексты, которые явлются его продуктом, пронизаны множеством культурных кодов. На разных этапах развития общества они могут изменять форму в зависимости от его исторического развития. « Люди поворачивают эстетический многогранник той стороной, которая ближе духу их эпохи» (19 ; с. 248). Это подтверждает и весь ход развития японской культуры от её истоков и до конца XX века. Но при любых самых извилистых путях истории (а в XX веке их было более, чем достаточно), в японской литературе, как неотъемлемой части духовной культуры, сохранялась основа в виде традиционных эстетических форм освоения окружающего мира.
Культура - это почва, на которой взрастает творчество, и в то же время культура - продукт творчества. Развитие культуры есть следствие множества творческих актов, совершаемых в истории человечества, следовательно, можно говорить о том, что творческая деятельность - источник всех новаций, которые возникают в культуре и изменяют ее. В этом смысле творчество, прежде всего, литературное, является важнейшим фактором динамики культуры. Литературное творчество как феномен культуры выступает в качестве не только своего рода механизма созидания нового, но и удержания традиционного.
Особенно показательно это для литературы японской. Подчеркивая важность традиции в литературном процессе, известный востоковед В.Н. Горегляд подчёркивает, что для адекватного понимания литературы наших дней необходимо знание её начала, поскольку «не только сюжеты и эстетические представления, но и сами принципы подхода к литературе в своременной Японии берут начало в глубине веков» (15; с.365).
В данном случае нами представлено
литературное творчество современного
японского писателя Миямото Тэру,
работающего в
Информация о работе Культура послевоенной Японии в литературном творчестве Миямото Тэру