История картографирования и исследования арктики русскими исследователями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить роль русских экспедиций в изучении этого региона земного шара. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
рассмотреть освоение северных приполярных земель в средневековье;
выявить итоги работы Великой Северной экспедиции;
изучить исследования и открытия в Арктике XIX-го – начала XX веков;
рассмотреть освоение Северного морского пути в советское время.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

Важным объектом советских исследований была Северная Земля. Для этого на архипелаге была организована полярная станция. Одними из главных исследователей Северной Земли были Г.А.Ушаков и Н.Н.Урванцев, которые стали первыми зимовщиками на этом архипелаге. Им фактически заново пришлось «закартировать» все северо-восточное побережье Северной Земли, так как карты предыдущих исследователей, в частности Вилькицкого, имели целый ряд неточностей. 16 мая 1931 г. полярники достигли мыса Арктического (81°15' с. ш., 95°40' в. д.) — крайней точки Северной Земли и всей азиатской Арктики. Ушаков и Урванцев также доказали, что центральная часть Северной Земли является отдельным островом (о. Октябрьской Революции). Весной следующего, 1932 г. полярники обошли кругом и засняли о. Большевик, лежащий за проливом Шокальского. Фактически они заново его открыли, так как восточный и южный берега острова были показаны на карте Вилькицкого неверно. А 1 — 8 июня полярники обошли и положили на карту о. Пионер, самый близкий к их базе.

Первые зимовщики  на Северной Земле за два года изъездили  на собаках не менее 5000 км, засняли  почти весь архипелаг, за исключением о. Шмидта, определили рельеф, характер оледенения и геологическое строение Северной Земли, составили точную карту архипелага. В середине августа 1932 г. Г.А.Ушакова, Н.Н.Урванцева и их товарищей сменила группа зимовщиков, доставленная на ледокольном пароходе «Русанов».

Важной в  изучении рельефа дна Северного Ледовитого океана и открытии новых земель была экспедиция под начальством Алексея Модестовича Лаврова, которая состоялась в конце июля 1932 г. Она открыла в северной части Карского моря мелководье — Центральную Карскую возвышенность, а у западного входа в пролив Шокальского — группу небольших Краснофлотских о-вов.

К началу 30-х  гг. стало ясно, что использование  Северного морского пути для регулярной связи между Европейским Севером  и Дальним, Востоком тогдашнего СССР вполне возможно. Оставалось только доказать на практике, что из Северной Европы можно пройти на Дальний Восток в одну навигацию. Это и совершила в 1932 г. экспедиция Арктического института под начальством О.Ю.Шмидта на ледокольном пароходе «Сибиряков».

В следующем, 1935 г. Северным морским путем в одну навигацию прошли четыре обыкновенных грузовых парохода: два из Мурманска во Владивосток и два в обратном направлении. В дальнейшем такие плавания стали обычным делом. А в 1939 г. ледокол «И.Сталин» совершил двойное сквозное плавание в одну навигацию: из Мурманска в бухту Угольная Анадырского залива Берингова моря (63° с. ш., 179°25' в. д.) и обратно. Северный морской путь был окончательно освоен, [12].

Вскоре после  Великой Отечественной войны  в Советской Арктике начали работать две комплексные экспедиции. Западная, руководимая Анатолием Ивановичем Степановым, в 1952 — 1953 гг. выполнила систематическое картографирование всего архипелага Земли Франца-Иосифа и открыла 20 новых небольших островов. Съемка позволила выявить также значительные искажения в очертании ряда земель, благодаря чему общая площадь архипелага уменьшилась на треть. По данным Степанова, архипелаг состоял из 152 островов, занимающих около 16 500 км2. Лишь седьмая часть поверхности Земли Франца-Иосифа была свободна от ледяного покрова.

Экспедиции  Бориса Владимировича Дубовского удалось  внести некоторые уточнения в  карту Северной Земли и обнаружить несколько новых небольших островов. По Дубовскому, в архипелаге их насчитывается 70, общей площадью около 37 тыс. км2. Почти половина территории занята ледниками, из них 20 крупных. Вопреки прежним представлениям, на Северной Земле обнаружено много коротких рек, в основном имеющих горный характер. Экспедиция выполнила также съемку о. Визе. Выяснилось, что он почти в шесть раз крупнее (288 км2), чем считалось ранее, [9].

4.2 Исследования  Центральной Арктики

Для исследования Центральной Арктики в XX в. начали применять новые методы. Так, идею исследования Арктики с самолета впервые в Западной Европе высказал Руаль Амундсен. В 1925 г. Амундсен вместе с американцем Линкольном Элсуортом организовал первую воздушную экспедицию в Арктический бассейн, а добраться на самолете до Северного полюса впервые удалось Ричарду Бэрду 9 мая 1926 г. В мае того же года был совершен первый в истории перелет через Северный полюс из Шпицбергена в Америку на дирижабле, [1].

Также в этот период активные исследования Центральной  Арктики начали советские полярные экспедиции. В начале июля 1935 г. для исследования Арктического бассейна от Шпицбергена до Северной Земли из Архангельска отправилась первая советская высокоширотная экспедиция. Начальником ее был Г.Ушаков, научным руководителем — военный моряк-океанолог Николай Николаевич Зубов. Экспедиция исследовала северную часть Гренландского моря, она обнаружила здесь теплую атлантическую воду и открыла часть подводного порога Нансена. Также было описано северо-восточное побережье Шпицбергена. Экспедиция, делая частые промеры глубин, 1 сентября 1935 г. открыла небольшой остров (был назван именем Ушакова) и обнаружила в этом районе «мелководье Садко» — северную часть подводной Центральной Карской возвышенности. Затем она прошла к Северной Земле. К середине сентября, двигаясь на север вдоль кромки льдов, «Садко» достиг 82° 41' с. ш.— рекордной тогда широты для свободно плавающего судна.

Для изучения метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики. В 1937 г. была организована гидрометеорологическая станция на льдине в районе Северного полюса («СП–1»). 21 мая 1937 г. самолет, имевший на борту четырех участников экспедиции — начальника Ивана Дмитриевича Папанина, опытного полярника-радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, благополучно сел на ледяное поле у 89°26' с. ш. и 78° з. д. В тот же день первая в мире научно-исследовательская лаборатория на Северном полюсе начала свою работу. 19 февраля 1938 г. у 70°54' с. ш. и 19°48' з. д. ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурманск» сняли зимовщиков с льдины вместе с приборами. За время этого беспримерного дрейфа, непрерывно работая по 10 — 14 часов в сутки в тяжелых условиях, полярники собрали исключительно ценные, совершенно новые материалы о природе Центральной Арктики. Кроме того, исследователи установили характер льдов Центральной Арктики и закономерности их движения. Полярники также определили величину магнитного склонения у полюса и по линии дрейфа, открыли поднятие дна, в то время считавшееся западной частью «порога Нансена». По возвращении на родину всем четырем участникам присвоено звание Героя Советского Союза, каждому присуждена степень доктора географических наук.

Важным событием в освоении и исследовании Арктики  стал первый в истории авиации трансарктический перелет из Москвы в США. Перелет был совершен в середине июля 1937 г. именно через Центральную Арктику. В нем участвовали три советских летчика — Валерий Павлович Чкалов (первый пилот), Георгий Филиппович Байдуков (второй пилот) и Александр Васильевич Беляков (штурман).

В очень тяжелую навигацию 1937 г. в Арктическом бассейне было затерто льдами несколько судов, в том числе ледокольные пароходы «Садко», «Седов» и «Малыгин». С 23 октября 1937 г. из моря Лаптевых начался их совместный дрейф от 75°21' с. ш., 132°15' в. д. на север и северо-восток. Ледовая эпопея «Седова» совершалась большей частью в очень высоких широтах Арктики. 29 августа 1939 г. корабль достиг самой северной точки дрейфа - 86°39'30" с. ш. и 47°55' в. д. (рис 4.1.).

Рис. 4.1. Дрейф ледокола «Седов» [11]

 

Небольшой коллектив  «Седова», работая по 15 — 18 часов в сутки, под руководством В.Буйницкого провел астрономические, океанографические и метеорологические наблюдения. «Седовцы» обнаружили самую глубоководную часть Арктического бассейна (4975 м у 86°24' с. ш. и 38°35' в. д.). Продолжавшийся 812 дней дрейф «Седова» закончился 13 января 1940 г. в Гренландском море на 80°30' с. ш., 1°50' в. д. Судно вывел из льдов советский ледокол «Иосиф Сталин». Малочисленный экипаж во время ледового плена максимально использовал все возможности для научных наблюдений. Всем 15 «седовцам» было присвоено звание Героя Советского Союза, [11].

Исследуя ледовую  обстановку к северу от Восточно-Сибирского и Чукотского морей, советские летчики  открыли огромные плавающие «ледяные острова». На их поверхности иногда наблюдались большие нагромождения твердых пород — нечто вроде скал. Вполне вероятно, что значительную часть сообщений о существовании земель близ сибирских и аляскинских берегов Северного Ледовитого океана следует отнести на счет этих плавающих объектов, родина которых — шельфовые ледники Канадского Арктического архипелага.

 После Великой  Отечественной войны исследования  Центральной арктики стали проводится  с помощью так называемых «прыгающих  отрядов». В 1948 — 1949 гг. 20 таких «прыгающих отрядов», руководимых М.М.Сомовым, выполнили несколько сот определений глубин в ряде участков Центральной Арктики. Промеры, произведенные гидрологами Гаккелем и Трешниковым дали неожиданные результаты — 1290 и 1005 метров. Основываясь на этом открытии, Гаккель предсказал существование подводной горной системы, позднее названной хребтом Ломоносова.

Материалы, собранные «прыгающими отрядами» за относительно небольшой период времени, позволили убрать с карт Арктики многочисленные мифические земли и положили начало коренному изменению представлений о рельефе дна Северного Ледовитого океана. В 1950 г. возобновились долгосрочные исследования на дрейфующих научных станциях. В первую очередь, производилось обследование одних из наименее изученных районов Центральной Арктики, расположенных к северу от Чукотского моря, [9].

Весной 1950 г. под начальством М.М. Сомова была организована «СП-2». Экспедиция совершила целый ряд важных открытий. В результате ее работы выяснилось, что к северу от Чукотского моря материковая отмель, имеющая вид подводного полуострова (Чукотское поднятие), простирается на несколько градусов севернее, чем ранее показывалось на картах. Также был установлен факт проникновения атлантических и тихоокеанских вод в европейско-азиатскую часть Северного Ледовитого океана. А благодаря покинутой льдине, на которой остались следы экспедиции, удалось доказать существование антициклонической циркуляции льдов и водных масс в Центральной Арктике.

В итоге многолетнего изучения дна Северного Ледовитого океана советские полярники установили, что его дно расчленено тремя подводными горными цепями — Ломоносова, Менделеева и Гаккеля (рис 4.2.). Значительный вклад в исследование рельефа дна Северного Ледовитого океана внесли коллективы американских дрейфующих станций, они выявили три крупные подводные возвышения, включая поднятие Бофорта близ материкового побережья Канады, поднятие Альфа севернее о. Элсмир и поднятие Моррис-Джесеп. Американские полярники открыли также несколько понижений дна, в том числе ущелье Чарли, отделяющее хребты Ломоносова и Менделеева, и ущелье Арлис — между Чукотским поднятием и цепью Менделеева.

Рис. 4.2. Рельеф дна Северного Ледовитого океана [4]

 

По материалам, собранным советскими и американскими  исследователями, были оконтурены три котловины — Канадская, крупнейшая в Арктическом бассейне, с глубинами до 3810 м, Макарова, расположенная в приполюсном районе (до 3940 м), и Подводников, заключенная между хребтами Менделеева и Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной работы был проведен анализ роли русских экспедиций в картографировании и изучении Арктики, а также анализ исследований и изучения арктических земель на разных временных этапах: начиная от средневековья и заканчивая советским временем.

После рассмотрения всех задач данной курсовой работы, можно сделать ряд выводов. На средневековом этапе для русских княжеств (прежде всего Новгородского) главным толчком для исследования северных полярных земель стало истощение промышленных угодий на своих родных землях. Основной вклад русские внесли в это время в изучение европейского севера. Очень большую роль в изучении и картографировании Арктики сыграла Великая Северная экспедиция. Это была самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества, в результате которой владения Российской империи распространились на три части света: Европу, Азию и Америку. В ходе этой экспедиции впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег, доказано наличие пролива между Евразией и Америкой и т. д. В XIX – XX гг. русские исследователи внесли значимый вклад в изучение архипелагов Новая Земля и Северная Земля, Новосибирских о-вов. В этот период впервые были произведены попытки промышленного освоения Северного морского пути, впервые были использованы ледокольные транспорты. На советском этапе освоения севера начались использоваться новые методы исследований: дрейфующие станции, «прыгающие отряды». Большое внимание уделялось прежде всего исследованиям дна Северного Ледовитого океана, характеру движения вод и льдов в океане. Советское время также послужило началом регулярного промышленного использования Северного морского пути.

Таким образом, благодаря русским экспедициям мы имеем правильное современное представление об Арктике. Необходимо также отметить, что очень большую роль в изучении и картографировании сурового севера отыграло мужество и верность своему делу русских полярников.

Исходя из вышесказанного, поставленные задачи в целом были решены успешно. В ходе курсовой работы удалось определить роль русских экспедиций в изучении и картографировании Арктики на разных этапах истории.

Информация о работе История картографирования и исследования арктики русскими исследователями