Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель данной работы – выявить роль русских экспедиций в изучении этого региона земного шара. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
рассмотреть освоение северных приполярных земель в средневековье;
выявить итоги работы Великой Северной экспедиции;
изучить исследования и открытия в Арктике XIX-го – начала XX веков;
рассмотреть освоение Северного морского пути в советское время.
«Для подыскания известия имеется ли проход Северным морем», были организованы четыре отряда, получившие отдельные участки северного побережья Азии. Их общая задача заключалась в описи берегов Ледовитого океана от Печорского до Чукотского морей и проверка на практике возможности плавания вдоль берегов Сибири, [9].
Подразумевалось
проводить исследование побережья
Северного Ледовитого океана несколькими
отрядами, каждый из которых, фактически,
представлял отдельную
Первым начал свою деятельность западный отряд. В его распоряжении было два новых коча. Первым командовал С.В.Муравьев (начальник отряда), вторым – М.С.Павлов. Экипаж обоих кочей состоял из 51 человека. Но попытки Муравьева и Павлова выполнить задачу отряда оказались неудачными, кроме того они постоянно ссорились друг с другом и скверно обращались с подчиненными. На них поступило много жалоб и доносов. В результате они оба были разжалованы в матросы. Новым начальником западного отряда назначили Степана Гавриловича Малыгина, его помощниками были лейтенанты – А.И.Скуратов и И.М.Сухотин. 22 июня 1736 г. они вышли из Архангельска на восток. Отряд в составе двух ботов и коча «Экспедицион» сумел достичь лишь западного побережья Ямала и из-за сплошного льда был вынужден возвратиться на зимовку. В июле 1737 года экспедиция вновь вышла в плавание и в августе достигла прохода в Обскую губу из пролива между полуостровом Ямал и островом Белый (ныне пролив Малыгина). Поднявшись по Оби корабли 2 октября прибыли в Березово (рис 2.2.).
Рис. 2.2. Маршруты Малыгина [9]
В результате шестилетней
деятельности отряда были составлены
карты юго-восточной части
Первостепенной задачей второго отряда была опись побережья между устьями Оби и Енисея. Его начальником был назначен в 1733 г. Дмитрий Леонтьевич Овцын. В январе 1734 года в Тобольске была построена 24-вёсельная дубель-шлюпка «Тобол», на которой в мае того же года отряд вышел в море. Однако, походы 1734—1736 гг. были недальними, так как из-за мощных льдов в Обской губе приходилось возвращаться в Тобольск. По приказу Адмиралтейств-коллегии было построено новое экспедиционное судно — бот «Обь-Почтальон», который в июне 1737 года прибыл в Обдорск, где зимовал отряд Овцына. Овцын стал командиром судна и в августе 1737 года на двух судах по свободному ото льдов морю отряду удалось достичь Енисейского залива, выполнив свою задачу. Весной 1738 г. Овцын на «Тоболе» поднялся до Енисейска и отправился оттуда сушей в Петербург с докладом о своем успехе – вторичном открытии морского пути с Оби на Енисей. Но по дороге Овцына арестовали – по доносу – за связь с ссыльной семьей Долгорукова и разжаловали в матросы. За командование «Тобола» был оставлен И.Кошелев. В 1739 г. он представил в Адмиралтейств- коллегию краткое описание карт по результатам работ отряда Д.Овцына за 1734 – 1737 гг. После ареста Овцына начальником отряда стал штурман Ф.А.Минин. В конце июля 1738 года Минин со своим помощником Стерлеговым вышел в море и 16 августа достиг мыса, расположенного на 73°29′ с. ш. и возвратился на место зимовки. Летняя компания 1739 года была задержана по вине местной администрации и не принесла заметных результатов. По приказу Минина в январе 1740 года Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию на восток от Енисея. Ему удалось пройти на северо-восток от реки Пясина и описать побережье от мыса Северо-Восточный до 75°29′ северной широты. В 1740 и 1742 годах Минин на боте «Обь-Почтальон» пытался пройти к устью Хатанги, но сплошные льды воспрепятствовали этому (рис 2.3.).
Рис 2.3. Маршруты Минина и Стерлегова [9]
На составленной Мининым по итогам плаваний карте были впервые нанесены около 1 тыс. км побережья Таймырского п-ова и многочисленные мелкие прибрежные острова, в том числе о. Диксон. Но в Адмиралтейств-коллегии Минину и Стерлегову просто не поверили, и на карте Морской академии (1741 г.) вместо крупного выступа суши была показана сравнительно ровная линия побережья, [9].
Третий отряд должен был описать побережье на запад от устья Лены. Начальником экспедиции был В. В. Прончищев, который взял с собой из Якутска в экспедицию молодую жену. Отряд начал свою работу летом 1735 года. В Якутске была построена дубель-шлюпка «Якутск», который 25 августа достиг устья реки Оленек, где зазимовал из-за обнаруженной течи. В августе 1736 года началось новое плавание и судно достигло Хатангского залива, а затем направилось вдоль восточного берега Таймыра на север. Достигнув мыса, впоследствии получившего его имя и самого северного пункта (77°25′), Прончищев был вынужден лечь на обратный курс. Он был смертельно болен и «Якутск» вел Семен Иванович Челюскин. 28 августа они подощли к устью Оленька. Через день от цинги скончался Проничищев, а его жена умерла 12 сентября; их похоронили рядом (жена Прончищева стала первой женщиной полярным исследователем). К декабрю Челюскин завершил составление карты побережья от устья Лены до залива Фаддея и обработку других материалов отряда, который не выполнил свою задачу – достичь Енисея морским путем.
Новым начальником отряда был назначен Харитон Прокофьевич Лаптев. В июне 1739 года «Якутск» из устья Лены двинулся на северо-запад к острову Бегичева, а затем вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Достигнув 22 августа широты 76°47′, судно повернуло назад и зазимовало на Хатанге. Летняя компания 1740 года длилась всего месяц и закончилось тем, что дубель-шлюпка была раздавлена льдами. Потеряв несколько человек, отряд пешком добрался до места прошлогодней зимовки (рис 2.4.). Получив разрешение Адмиралтейств-коллегии, Х.П.Лаптев разделил отряд на три партии и начал описание берегов Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть самой северной точки Евразийского материка, носящей ныне его имя.
Лаптев и его сотрудники, главным образом С.Челюскин, открыли крупный полуостров Таймыр и засняли более 3,5 тыс. км побережья Азии между Енисеем и Леной. Адмиралтейств-коллегии Х.Лаптев представил карту, на которой впервые нанесен п-ов Таймыр, реки Пясина и Хатанга, ряд притоков этих рек, а также часть озера Таймыр с реками Верхней и Нижней Таймырой. Карту дополняла научная работа «Описание меж реками Лены и Енисея», содержащая большой географический и этнографический материал.
Рис 2.4. Маршруты экспедиции Харитона Лаптева [2]
Четвертый, Ленско-Камчатский отряд получил очень широкое основное задание – описать северные берега Азии на восток от Лены до пролива, ведущего в Тихий океан, если такой существует.
В Якутске для отряда была построена дубель-шлюпка «Иркутск». В 1735 году, спустившись до устья Лены вместе с дубель-шлюпкой «Якутск» Ленско-Енисейского отряда, отряд 18 августа достиг реки Хараулах, где зазимовал. В ходе зимовки от цинги скончалось 37 человек и командир отряда П.Лассиниус, ремонта требовал бот «Иркутск». Новый командир Д.Я.Лаптев, прибыв к месту зимовки, продолжил работы в августе 1736 года. Но лишь в июне 1739 года в тяжелых ледовых условиях бот сумел выйти в Восточно-Сибирское море. При попутном ветре быстро продвигаясь на восток, бот в конце августа достиг устья реки Индигирки, где встал на зимовку. В 1740-41 годах Д.Лаптев сделал две безуспешных попытки пробиться сквозь сплошные льды на восток, но все же сумел добраться только до мыса Баранов Камень. Летом 1742 года отряд вёл работы в бассейне реки Анадырь, где и закончились его действия.
Общая длина заснятой отрядом береговой линии составила 2,5 тыс. км. Также им была описана р. Анадырь до устья, выполнена съемка пути от Анадыря до Пенжинской губы.
За 10 лет изнурительного труда, ценою многих жизней северные отряды положили на карту берега Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов. Они завершили открытие всего материкового побережья Карского моря и лежащей к востоку от Таймыра акватории Ледовитого океана. К востоку от этого моря они положили на карту берега Восточно-Сибирского моря до устья Колымы и побережье за ней до Большого Баранова мыса. Были описаны большие участки нижнего, а иногда и среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы включительно. Впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы и т. д. Также были собраны данные о климате, приливах и ледовом режиме обследованных морей, выявлены мели и скалы, представляющие опасность для судоходства, определены фарватеры, [9].
2.3 Секретная экспедиция В. Чичагова
В течение многих
лет Ломоносов упорно настаивал
на посылке специальных научно-
В марте 1764 г. Ломоносов составил подробный план и маршрут плавания. Спустя год, в марте 1765 г., за месяц до своей смерти, накануне выхода в море первой экспедиции капитана бригадирского ранга Василия Яковлевича Чичагова, целью которой было пройти через Северный Ледовитый океан в Тихий, Ломоносов написал своеобразную инструкцию для отправляющейся в путь экспедиции. Академик хлопотал о том, чтобы каждый корабль получил необходимые физические и астрономические приборы и чтобы штурманы умели обращаться с ними. Многие мореходные инструменты он сам изготовлял в мастерских Академии наук. Ломоносовым были составлены особые формы корабельных и экспедиционных журналов, в частности метеорологический журнал.
Выдающийся гидрограф вице-адмирал А.И.Нагаев составил для экспедиции Чичагова «Наставление мореплавателям», для ведения счисления и морской съемки, а академик С.Я.Румовский написал инструкцию “Способ находить длину места посредством луны” и вычислил таблицы расстояний луны от солнца для меридиана Петербурга.
Таким образом, благодаря стараниям Ломоносова экспедиция Чичагова в научном отношении была обеспечена так, как ни одна из прежде бывших русских и иностранных экспедиций. Впервые русские корабли могли во время плавания определять долготу места не только по счислению, но и инструментально по недавно перед этим разработанному способу лунных расстояний. Кроме того, не менее заботливо была подготовлена и материальная часть экспедиции.
В том же году в Архангельске специально для экспедиции были построены три судна, названные по фамилиям их командиров: Чичагова, Панова и Бабаева. Суда эти были построены особенно прочно. Всего на них было 178 человек, в том числе взятые по совету Ломоносова три кормщика и двадцать шесть поморов-промышленников. Экспедиция была прекрасно снабжена провизией и одеждой. Все ее участники еще перед выходом в море получили всякого рода поощрения.
B 1765 г., через три недели после смерти Ломоносова, из Колы, где экспедиция провела зиму, она вышла в море. 3 августа на 80°26' с. ш. ее встретили непроходимые льды, суда повернули обратно и уже в конце августа вернулись в Архангельск. До этого в 1764 г. лейтенант Немтинов оставил на базе экспедиции в Клокбае партию Рындина и по условию должен был ее сменить в 1765 году.
Немтинов на пинке “Лапоминк”, выйдя из Архангельска в июле 1765г., почти целый месяц пытался войти в Клокбай, но из-за льдов не смог этого сделать. 15 августа на совете было решено вернуться в Архангельск. Таким образом, партия Рындина вынуждена была остаться на вторую зимовку. Между тем, несмотря на помощь, оказанную русскими поморами, во главе с Василием Бурковым, зимовавшими в тридцати верстах от зимовки Рындина, несколько человек заболело цингой. Чтобы сообщить о бедственном положении партии, кормщик Василий Меньшаков вышел 1 августа 1765 г. со Шпицбергена на промысловом карбасе. 13 сентября он прибыл в Архангельск.
Адмиралтейств-коллегия осталась крайне недовольна действиями Чичагова и приказала ему в 1766 г. опять идти в район к северо-западу от Шпицбергена и оттуда снова пытаться пройти к Берингову проливу. Второе плавание Чичагова также было неудачно. 18 июля 1766 года на 80°30' с. ш. дальнейший путь на север преградили тяжелые льды и Чичагов повернул на юг. На обратном пути он зашел в Клокбай и взял на борт партию Рындина, из которой к этому времени восемь человек умерло. Одновременно с Чичаговым в Клокбай пришел и лейтенант Немтинов. 21 сентября Чичагов вернулся в Архангельск, снова не выполнив задачу.
С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе, не теряя один другого из виду. Что же касается маршрута, предложенного Чичагову, то теперь мы твердо знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, была невыполнима. Пройти через Северный Ледовитый океан не только на парусных судах, но даже на современных мощных ледоколах невозможно, [11].
ГЛАВА 3. АРКТИКА В XIX – XX вв.
3.1 Исследования Европейских северных земель
В XIX – XX вв. продолжилось изучение и открытие арктических земель. Начало всестороннему исследованию Шпицбергенского архипелага положили английские китоловы по фамилии Скорбси, сюда же можно отнести и шотландского спортсмена Джеймса Ламонта. А уже в 1861 г. Отто Торелль возглавил первую шведскую полярную экспедицию на Шпицберген. Важнейшим ее результатом была первая сравнительно точная опись больших участков наименее известных берегов Западного Шпицбергена и первое научное исследование Северо-Восточной Земли и Семи островов. Кроме того, было доказано, что Гольфстрим достигает северной окончености Шпицбергена. Летом 1863 г. норвежскому китобою Эллингу Карлсену удалось впервые обойти кругом весь архипелаг. Большая научная экспедиция принца Альберта Монакского летом 1906 г. провела комплексное изучение о. Западный Шпицберген. Успех этой экспедиции возбудил в Норвегии повышенный интерес к архипелагу. Правительство и частные лица давали средства для новых исследований. В 1907 и 1910 гг. Гуннар Исаксен, который был во главе норвежской экспедиции, положил на карту большую часть северо-западного выступа Шпицбергена.
Информация о работе История картографирования и исследования арктики русскими исследователями