История картографирования и исследования арктики русскими исследователями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить роль русских экспедиций в изучении этого региона земного шара. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
рассмотреть освоение северных приполярных земель в средневековье;
выявить итоги работы Великой Северной экспедиции;
изучить исследования и открытия в Арктике XIX-го – начала XX веков;
рассмотреть освоение Северного морского пути в советское время.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Арктика – одна из наиболее труднодоступных и малозаселенных частей Земли. Само понятие, Арктика, подразумевает в себе северную полярную область земного шара, включающую в себя северные окраины Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

Данная работа как раз и посвящена Арктике, а точнее: рассмотрению и анализу роли русских экспедиций в картографировании и изучении Арктики. Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе эта область земного шара приобретает все большее значение. Арктический шельф имеет колоссальные запасы природного сырья и, как следствие этого, является местом соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Соответственно, возрастает интерес и к истории Арктики (истории ее изучения, картографирования и проведения различных исследований). 

 Цель данной работы – выявить роль русских экспедиций в изучении этого региона земного шара. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

    • рассмотреть освоение северных приполярных земель в средневековье;
    • выявить итоги работы Великой Северной экспедиции;
    • изучить исследования и открытия в Арктике XIX-го – начала XX веков;
    • рассмотреть освоение Северного морского пути в советское время.

Основным объектом исследования являются Арктика и приполярные земли, история их открытия и картографирования. Предметом исследования – рассмотрение итогов открытия и исследования полярных земель на разных временных этапах.

Данная работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается освоение приполярных земель на средневековом этапе. Вторая глава рассказывает об итогах и результатах Великой Северной экспедиции, она раскрывается в трех подглавах. В них последовательно рассматриваются открытие русскими исследователями Северо-Западной Америки, работа северных отрядов в начале XVIII в. и секретная экспедиция Василия Чичагова. В третьей и четвертой главах работы анализируются исследования Арктики и приполярных земель в период XIX – начале XX веков и во время существования советского государства. Также в работе приведены схемы маршрутов северных полярных экспедиций и схемы рельефа дна Северного Ледовитого океана.

Работа написана на основе анализа литературных источников, основными из которых являются труды Г.А. Аграната, И.П. и В.И. Магидовичей и К.Н. Чубакова, и материалов сети интернет. Для иллюстраций были использованы рисунки и карты из атласов Арктики [2] и Северного Ледовитого океана [4], а также иллюстрации из других литературных источников.

 

ГЛАВА 1. ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНЫХ ПРИПОЛЯРНЫХ ЗЕМЕЛЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

За исключением  берегов Скандинавского и Кольского  полуостровов, весь европейский и  азиатский приполярный север  был открыт русскими исследователями (купцами и охотниками). Они первыми плавали в Белом и Баренцевом море и его южной части – Печорском море. Пионерами открытий были новгородцы. Истощение промышленных угодий в коренных новгородских землях побудило в них стремление на север.

К концу XI в. новгородцы уже посещали Печору (самую далекую область севера Европы), а к Карелии и Белому морю проникли раньше. Они открыли часть Финляндии и «Карельскую землю», вышли к вершине Каяно моря (Ботнического залива).Также в XI в. новгородцам удалось проникнуть во внутренние районы Кольского полуострова. Кроме того, холопи-сбои на ладьях плавали у побережья Белого моря, обошли и колонизировали поморский и онежский берега Онежской губы с Соловецкими островами, Летний и Зимний берега Двинской губы, ознакомились с берегами Кольского полуострова. Новгородцами была открыта Мезенская губа, они обогнули полуостров Канин и освоили побережье Баренцового моря от Чешской до Печорской губы (рис 1.1).

Рис. 1.1. Освоение новгородцами европейского севера [9]

 

Также новгородские исследователи выявили так называемый «сладкий» путь через полуостров Канин по рекам Чижа и Чеша, открыли все морские реки севера. Одним из итогов их экспансии в этом регионе явилось возникновение рыбачьих поселков, а вслед за ними и появление земледельческих поселков. Холопи-сбои покорили на северо-западе корелов и саамов, а на северо-востоке ненцев. Конфликтов между коренными жителями и «пришельцами» не возникало.

Новгородскими ушкуйниками  был открыт крайний северо-восток Европы - Подкаменная Югра (бассейн Печоры) и Камень (Северный Урал). Основную массу населения в Югре в то время составляли вогулы (манси) и остяки (ханты). Снаряженные в Югру отряды, взимавшие дань, добирались до Печоры. До XIII в. они перешагнули на восток за Каменный пояс, т. е. за Уральские горы.

Конкурирующие с Новгородом княжества предъявляли права на Терский берег, или на Зимний берег и Печорский край. В XIV в. цепь низовских поселков и княжеских заимок протянулась от верхней Волги через Вагу вдоль Двины до ее устья, и отсюда распространялась по берегу Белого моря. Между княжествами шла борьба за северные территории.

В XV в. Москва объединила под властью все северные русские поселения. Движение на северо-восток продолжалось, значительную роль играли поморы. Опорным пунктом их продвижения было селение Холмогоры в низовье Северной Двины. В XV в. в устье Печоры был основан Пустозерск. Возможно, раньше русские охотники плавали на север за моржовой костью и открыли Новую Землю. На этом пути они должны были открыть острова Колгуев и Вайгач. Но история не сохранила имен русских мореходов открывших приполярные области и острова северо-восточной Европы, [9].

 Паралельно с открытием и освоением северных земель шла их опись и картографирование. Русские землемеры того времени уже довольно точно показали систему Северной Двины, но, в то же время, с большими искажениями ими были положены на карту р. Онега, Онежское и Ладожское озера. Такая же судьба постигла и Белое море. Хотя форма Мезенской губы была показана относительно правильно, но отсутствовали Онежский п-ов и Кандалашская губа, а Двинская губа имела неверные очертания. Необъяснимо отсутствие на картах Псковского и Чудского озер – вместо них была нанесена р. Великая, впадающая в Финский залив. Сравнительно правильно были засняты озера Ильмень, Белое и Лача.

В поисках морского зверя и «рыбьего зуба» поморы уже в ХІІ в. начали отрываться от берега материка и уходить в открытое море на север все дальше.

В последней  четверти ХV в. русские наткнулись на землю Грумант (Шпицберген). Регулярные плавания туда были налажены уже к концу ХV в. Возможно, к этому времени они обошли его с севера и установили, что Грумант состоит из трех островов: Большого Беруна (Западный Шпицберген), Полуночной земли (Северо-Восточная Земля) и Малого Беруна (о. Эдж), [8].

В XII – XIII в. русские промышленники-поморы в поисках «драгоценной рухляди» (пушнины) и новых лежбищ моржей через Югорский Шар или Карские Ворота вышли в Карское море. Они «бежали парусом» на восток по морю через «злые места» до п-ова Ямал. На его западном побережье поморы обнаружили богатые залежи моржей. Через сухой волок (водораздел) они перетаскивали свои ладьи к верховьям р. Зеленой, текущей в Обскую губу.                                                                                 

Спускаясь по р. Зеленой поморы заходили в устья  Оби и Таза. На Тазе промышленники организовали несколько торговых пунктов (острожков) и вели там «немой торг» с местными жителями – хантами и ненцами. Низовья Таза и были ядром Мангазеи, о которой тогда мечтали все русские торговцы пушниной.

Истощение промышленных угодий на своих родных землях побуждало отдельные княжества, государства в период средневековья к стремлению на север. Открытие и освоение новых земель носило почти сугубо меркантильный характер. Северные земли привлекали к себе прежде всего ресурсами своего животного мира: морским зверем, пушниной и т. д. Основными открывателями земель были торговцы и охотники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 

Великая северная экспедиция одна из крупнейших русских экспедиций (1733-1743 гг.), проект которой разрабатывался Сенатом совместно с Адмиралтейств-коллегией в Петербургской Академии наук, в ней участвовало несколько тысяч человек. По существу, она объединила несколько экспедиций, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири - от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Это название точно ее характеризует, потому что более грандиозного географического предприятия до нее не было.

 

    1.  Открытие русскими исследователями Северо-Западной Америки

В конце 1730 г., после возвращения из Первой камчатской экспедиции, Витус Беринг составил две докладные записки в Адмиралтейств-коллегию. Он высказывал уверенность в сравнительной  близости Америки от п-ова Камчатка и целесообразности установления торговых контактов с местными жителями, также он отмечал необходимость промышленного развития Сибири. Беринг выдвинул план по изучению северных земель и установлению границ распространения на север Азии. В плане Беринга также присутствовал пункт о нанесении на карту северного побережья континента. Он предложил еще выяснить возможность достижения морским путем устья Амура и Японских о-вов. Можно сказать, что Беринг выдвинул план новой большой экспедиции.

В 1733 г. Правительство поставило Беринга во главе Второй Камчатской экспедиции, назначив ему в сотрудники по экспедиции А.И.Чирикова. Они должны были пересечь Сибирь и от  Камчатки отправиться для исследования противоположных берегов Северной Америки, а несколько отрядов должны были нанести на карты северные берега Росси от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки. Академический отряд экспедиции – исследовать внутренние районы Сибири. Работу экспедиции предполагалось закончить через шесть лет. Общее начальство над всей экспедицией возлагалось на В. Беринга.

В начале сентября 1740 г. В.Беринг отплыл из Охотска на Камчатку. На восточном берегу полуострова, у Авачинской губы, его экспедиция перезимовала. 4 июня 1741 г. В.Беринг на судне «Святой Петр» и А.Чириков на «Святом Павле» вышли к берегам Америки, [9].

Беринг сначала пошел на юго-восток (к 45˚ с. ш.) в поисках мифической земли «Жуана-да-Гама». Эта несуществовавшая земля помещалась на некоторых картах XVIII в., в том числе на имевшейся карте, в распоряжении В.Беринга. По вине этой неверной карты погибла почти половина его команды. Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что даже клочка суши в этом месте не существует, оба судна взяли курс на северо-восток. 20 июня на море наблюдался густой туман, и корабли Беринга и Чирикова потеряли друг друга из виду. Потратив несколько дней на поиски, «Святой Петр» двинулся дальше на северо-восток (рис 2.1.).

17 июня 1741 г. судно достигло американский берег. Команда увидела вдали величественный снеговой хребет Св. Ильи. Не решаясь подойти ближе из-за слабого переменного ветра, Беринг двинулся на запад вдоль побережья. Чрез три дня был открыт о. Каяк, а чуть севернее – маленькая бухта. 21 июля В.Беринг пошел на запад в штормовую погоду, дрейфуя к югу. На судне уже треть команды болела цингой, кроме того, не хватало пресной воды. 2 августа исследователями был открыт о. Туманный, 4 августа – Евдокеевские о-ва. 10 августа, когда уже три недели «Св. Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвинулся вперед, а цинга усиливалась, командор решил идти прямо на Камчатку.

По пути на Камчатку моряки открыли «безлесые пустынные  острова», на одном из которых похоронили первую жертву экспедиции, матроса Никиту Шумагина. Там «Св. Петр» стоял неделю, и за это время русские впервые встретились с местными американцами – алеутами. Беринг дал этим островам имя Н.Шумагина. От них моряки все время шли на запад. Иногда на севере появлялась земля (Алеутские острова), которую моряки принимали за Америку. Все это время была очень бурная погода, на корабле не хватало воды и провизии. 4 ноября вдали показались высокие горы, покрытые снегом. Моряки решили, что это Камчатка. Они не нашли удобной гавани и стали на некотором растоянии от берега, потом неожиданно высокая волна выбросила судно через бурун в бухту, спокойную и тихую. Это было исключительным везением, люди смогли выбраться на сушу. Здесь 6 декабря 1741 г. умер В.Беринг. Земля, к которой причалило его судно, получила позднее его имя – о. Беринга, а всю группу островов назвали Командорскими. Также в честь Беринга были названы пролив и море. К несчастливому капитан-командору пришла исключительная посмертная слава. После смерти Беринга командование на себя принял Свен Вексель как старший офицер. 26 августа 1742 г. экспедиция достигла Петропавловска.

После разлучения, как уже было сказано, в тумане обоих судов А. Чириков на «Св. Павле» пошел на восток (см. рис 2.1.). Он на полдня раньше Беринга увидел американскую землю. В поисках удобной гавани Чириков повернул на северо-запад и только через три дня нашел подходящее место. На берег отправились 11 вооруженных людей на разведку, а после недели их ожидания - еще четверо. Все они пропали без вести. Значительные потери поставили экспедицию в крайне тяжелое положение, и 25 июля А.Чириков решил возвращаться на Камчатку. По дороге назад экспедиция открыла п-ов Кенай, некоторые из Алеутских о-вов. Из-за штиля и туманов судно шло до Петропавловска десять недель. Рапорт Чирикова о результатах его плавания был первым в истории описанием северо-западных берегов Америки. В мае-июне 1742 г. А.Чириков повторил на «Св. Павле» плавание на восток от Камчатки, но дошел только до о. Ату и из-за туманов и противных ветров повернул назад, [9].

Рис. 2.1. Плавание Беринга и Чирикова [9]

 

Открытия и исследования русских мореплавателей нашли отражение в серии оригинальных карт, составленных А.Чириковым. Результаты плаваний «Св. Петра» и «Св. Павла» были отражены в «Атласе Российском» (1745 г.), изданном Петербургской Академией наук и оказавшем влияние на развитие западноевропейской картографии. Открыв северо-западную часть побережья Америки и острова Алеутской гряды, экспедиция Беринга — Чирикова послужила отправным моментом для организации многочисленных промысловых экспедиций и хозяйственного освоения обширных районов Тихоокеанского Севера во второй половине XVIII в, [11].

Информация о работе История картографирования и исследования арктики русскими исследователями